Общие условия производства следственных действий
Многие следственные действия, как говорилось выше (см. § 1 гл. 8 учебника), могут по сути своей рассматриваться как меры процессуального принуждения (например, осмотр жилища, обыск, выемка, освидетельствование и т.д.), поскольку они часто совершаются помимо воли заинтересованных лиц, т.е. принудительно. Но даже если какое-либо следственное действие и не является одновременно также мерой процессуального принуждения, то оно все равно так или иначе затрагивает или может затронуть чьи-то права и законные интересы.
Поэтому первое непременное требование, предъявляемое к любому следственному действию, состоит в том, чтобы оно совершалось только при наличии к тому достаточных оснований. Обоснованность следственного действия предполагает, в частности, чтобы любое принуждение, ограничение либо стеснение чьих-либо прав и законных интересов осуществлялись лишь в меру их действительной необходимости, т.е. были оправданы условиями конкретной ситуации.
Второе предъявляемое к следственному действию требование: оно непременно должно быть законным. А это значит, что в ходе производства любого следственного действия является обязательным строгое соблюдение установленного законом процессуального порядка его осуществления, предусматривающего пределы дозволенного и недозволенного. При этом прежде всего должны соблюдаться конституционные права и свободы человека и гражданина.
Тем самым не только гарантируются права и законные интересы участвующих в производстве следственного действия лиц, но одновременно обеспечивается и процессуальная доброкачественность получаемых фактических данных, т.е. их относимость и допустимость в качестве доказательств по конкретному делу. Нарушение норм, предусматриваемых УПК, при производстве следственных действий "влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств" (ч. 3 ст. 7 и ч. 1 ст. 75 УПК).
Третьим требованием следовало бы считать положение о том, что производство следственных действий непременно должно основываться, как отмечалось выше (см. § 8 гл. 1, § 4-8 гл. 3 и § 1 гл. 8 учебника), на надлежащих нравственных принципах и нормах.
На основе приведенных требований и в их развитие в ст. 164 УПК сформулированы общие правила производства следственных действий. Эти правила включают следующие положения.
1. Осмотр трупа с извлечением из места его захоронения (ч. 3 ст. 178 УПК), освидетельствование (ст. 179 УПК), а также обыск и выемка (ст. 182 и 183 УПК) производятся на основании постановления следователя, которое, естественно, должно быть мотивированным.
2. Ряд следственных действий, как неоднократно отмечалось выше (см. § 2 гл. 4 учебника), должен производиться по судебному решению.
Порядок принятия таких решений предусмотрен ст. 165 УПК. Суть этого порядка можно было бы выразить в следующих положениях:
инициатива в производстве действия такого рода должна исходить от дознавателя, следователя или иного должностного лица, расследующего конкретное уголовное дело. Оформляться она должна постановлением о возбуждении ходатайства перед судьей о разрешении производства какого-то конкретного следственного действия (например, постановлением о возбуждении ходатайства перед судьей о разрешении производства осмотра жилища - см. приложение 6 к ст. 476 ПК);
такое постановление в случае его вынесения дознавателем, следователем или иным лицом, ведущим расследование, должно быть согласовано с прокурором. Суд не примет к рассмотрению возбуждаемое ходатайство, если на его тексте не будет резолюции прокурора, свидетельствующей о том, что он согласен с ходатайством;
ходатайство подлежит рассмотрению единоличным судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или следственного действия не позднее 24 часов с момента его поступления в суд. Рассмотрение должно происходить в судебном заседании, в котором вправе участвовать прокурор и следователь (дознаватель), возбудивший ходатайство. По результатам рассмотрения судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.
В ст. 165 УПК также предусмотрено, что в исключительных случаях, когда осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, а также личный обыск не терпят отлагательства, они могут быть предприняты на основании постановления следователя без получения судебного решения. В таком случае следователь в течение 24 часов с момента начала следственного действия обязан уведомить об этом судью и прокурора. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола, в котором отражены его ход и результаты. В срок не более 24 часов с момента получения уведомления и приложенных к нему документов судья проверяет законность состоявшегося следственного действия и выносит постановление о проверке его законности (см. приложение 9 к ст. 477 УПК). В случае если судья признает производство следственного действия незаконным, все доказательства, полученные при его осуществлении, в соответствии со ст. 75 УПК признаются недопустимыми (ч. 5 ст. 165 УПК).
3. По общему правилу, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, производство любого следственного действия в ночное время не допускается.
4. При производстве следственных действий, как неоднократно отмечалось выше, недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.
5. По ходатайству участника судопроизводства или по собственной инициативе следователь или иное должностное лицо, ведущее расследование, вправе привлечь к участию в следственном действии понятых. Ими могут быть не заинтересованные в исходе дела и отвечающие требованиям, установленным в ст. 60 УПК, лица, которых привлекают для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов.
Однако при некоторых следственных действиях (они названы в ч. 1 ст. 170 УПК) участие понятых является обязательным. Таким оно является, например, при осмотре места происшествия, жилища и других объектов, эксгумации, следственном эксперименте, обыске, личном обыске, выемке, наложении ареста на имущество.
Из этого правила допускается изъятие (см. ч. 3 ст. 170 УПК): следственное действие, которое должно осуществляться обязательно с участием понятых, - если оно проводится в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, когда оно связано с опасностью для жизни и здоровья людей, - может состояться без понятых. Об этом в протоколе делается соответствующая запись. Ход так организованного следственного действия должен фиксироваться с помощью технических средств. Если и применение технических средств оказывается невозможным, то об этом должна быть сделана соответствующая запись в протоколе.
6. Привлекая к участию в следственных действиях обвиняемого, подозреваемого, защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителя, а также свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, следователь обязан удостовериться в личности каждого из названных участников процесса, разъяснить им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в нем участвуют потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то следователь также предупреждает каждого из них об ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 УК.
7. При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.
8. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.
9. Ход и результаты следственных действий должны фиксироваться в соответствующих протоколах (ст. 166 и 167 УПК). Особо повышенные требования предъявляются к протоколам, в которых факт производства следственного действия, его ход и результаты в соответствии с законом должны удостоверяться с помощью понятых (ч. 1 ст. 170 УПК). В случае применения при производстве следственного действия технических средств к протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия (ч. 8 ст. 166 УПК).
В связи с характеристикой общих правил, которые должны соблюдаться в ходе выполнения следственных действий, важно иметь в виду, что по уголовным делам, затрагивающим права и законные интересы лиц, наделенных процессуальными привилегиями (см. ст. 447 УПК и § 14.3 гл. 1 учебника), возможны отступления от этих правил. Коротко суть таких отступлений можно было бы выразить в следующем:
в соответствии с ч. 1 ст. 450 УПК общий порядок следственных действий по делу такого рода соблюдается только при условии, что оно (это дело) было возбуждено непосредственно в отношении лица, наделенного процессуальными привилегиями, с соблюдением особых правил (о правилах такого рода см. ч. 1 ст. 448 УПК и § 4 гл. 9 учебника) либо при условии, что в ходе производства по нему (делу такого рода) лицо, наделенное процессуальными привилегиями, было привлечено в качестве обвиняемого тоже с соблюдением особых правил (см. ч. 1 ст. 448 и § 1 гл. 12 учебника);
если особые условия возбуждения дела или привлечения в качестве обвиняемого не были соблюдены, то должен применяться не общий порядок, а порядок, установленный в УПК или другом федеральном законе специально для совершения конкретных следственных действий.
Например, в ч. 7 ст. 16 Закона о статусе судей сказано, что "осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности (курсив мой. - К.Г.)" допускается не иначе как на основании решения, принимаемого коллегией судей Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ*(242).
Похожее правило предусматривается и в ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре: "Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.
Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации".
К сказанному следует добавить, что производство следственных действий по общему правилу, за изъятием некоторых случаев (см. ч. 4 ст. 146 УПК и § 5 гл. 9 учебника), допускается только по возбужденному уголовному делу. При этом производить следственные действия вправе только должностное лицо (дознаватель, следователь), принявшее дело к своему производству либо получившее поручение вести его в установленном законом порядке (п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК).
Помимо правил, которые должны соблюдаться при производстве всех следственных действий, в ст. 189 УПК сформулированы общие правила проведения допроса, которые подлежат применению при любой разновидности данного следственного действия: при допросе свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, эксперта, специалиста, а также обвиняемого или подозреваемого. Эти правила включают 4 положения.
1. При производстве любого допроса должны быть выполнены требования, предусмотренные ч. 4 ст. 164 УПК, а именно: 1) о недопустимости применения насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создания опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц; 2) если у допрашивающего возникают сомнения, владеет ли допрашиваемое лицо языком, на котором ведется производство по уголовному делу, то следует выяснить, на каком языке допрашиваемое лицо желает давать показания. И в случае необходимости обеспечить участие в допросе переводчика.
2. Запрещается задавать допрашиваемому лицу наводящие вопросы. В остальном допрашивающему позволено быть свободным при выборе тактики допроса.
3. Допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями.
4. По инициативе допрашивающего или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка. Полученные при этом материалы хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются.
К общим правилам проведения допроса следовало бы также относить еще одно положение, хотя оно распространяется не на всех лиц, подвергаемых допросу, а лишь на подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков и свидетелей.
Допросу лица подобного рода, как отмечалось выше, должно предшествовать разъяснение предусмотренного ч. 1 ст. 51 Конституции РФ права каждого не давать показания против самого себя, своего супруга или близкого родственника*(243). В случае согласия такого лица давать показания оно должно быть предупреждено, что его показания могут быть использованы в качестве доказательства по уголовному делу, в том числе, как правило*(244), и в случае его последующего отказа от них.