Духовные ценности и традиции белорусского народа
Любая идеология, а тем более идеология молодого развивающегося государства, способна стать мощным интегративным фактором общественной жизни страны только в том случае, если она обогащается духовным опытом народа. Она становится действенной в той мере, в какой соответствует своеобразию исторического опыта народа, его традициям, устоявшимся формам жизни, обычаям и социально-нравственным ценностям, которые выработаны на протяжении десятилетий и столетий. Вместе с тем она должна быть вписана не только в национальный, но и в мировой социально-культурный контекст, нести в себе единство национального и общечеловеческого содержания.
Стержневое положение в свойственной для каждого народа своеобразной динамике специфических (национальных) и общих духовно-нравственных и мировоззренческих элементов занимают выработанные этим народом на протяжении веков ценности жизни. Именно в них сконцентрировано, закреплено и передается из поколения в поколение все то, что отшлифовано и собрано на протяжении многовекового опыта народа, что выдержало испытание временем, что составляет духовный оплот общественного сознания страны и индивидуального сознания и самосознания каждого гражданина.
Огромная значимость ценностей как существенных элементов идеологической системы определяется тем, что они в концентрированном виде несут в себе не только опыт исторического прошлого, но и фиксируют желаемую перспективу будущего, благодаря чему люди видят социальную реальность лучше, четче, глубже, а также дальше, в более или менее отдаленной перспективе. Благодаря этому повышается организованность, активность и эффективность индивидуального и коллективного действия.
В структуру духовных ценностей белорусского народа входят:
1. общечеловеческие ценности;
2. общеславянские ценности;
3. ценности восточного славянства;
4. духовные ценности белорусов.
Проблеме общеславянских духовных ценностей уделял внимание В. Соловьев. В славянской душе, в отличие от западной рациональной ментальности, он видел соединение язычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мышления (рационализм). Славянский менталитет впитал в себя христианскую традицию, предполагающую уважение к власти, служение Отечеству, чувство долга, соборность (духовное единение), веру в идеал, стремление к святости, добродетели. Ценности западной цивилизации предполагают опору на протестантскую этику, в основе которой лежит стремление к личному обогащению, а, следовательно, - напористость, прагматизм, расчетливость.
Наряду с общеславянскими ценностями значительное влияние на формирование белорусской ментальности оказали ценности восточного славянства, в частности, русского народа. Особенностям русского характера посвящено немало исследований. Н. Бердяев в очерке «О власти пространства над русской душой» отмечал, что русский человек подвержен давлению огромной страны, внутри которой он не видит границ, отчего происходят духовные метания в поисках формы, следствием которых является смирение перед необъятной ширью, недостаток инициативы. Особенность ментальности русских исходит из географического расположения России на стыке двух цивилизаций: западной и восточной. С этим связана амбивалентность, двойственность русской души. В русском характере нашли причудливое сочетание славянский, византийско-православный и ордынский (татаро-монгольский) компоненты. Присутствие последнего принесло в ментальность русского народа радикализм, агрессивность, основанную на иррациональном стремлении к свободе и проявляющуюся в бунтах, революциях, деспотизме и безбожии, порой доходящего до откровенного богохульства. Напротив, православная составляющая внесла в русский характер смирение, покорность, святость, аскетизм, отречение от себя и служение обществу, идее, Богу.
Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Именно вследствие этого поэтизация «Айчыны», «свайго краю» представляют собой сквозную тему и устойчивую идейно-патриотическую традицию как белорусского народного фольклора, так и всей национальной культуры и искусства. Всем гражданам нашей страны памятны и близки строки народного песнера Якуба Коласа: «Мой родны кут, як ты мне мiлы» или слова из песни В. Аловникова «Радзiма мая дарагая, красуйся и вечна жывi».
Постижение универсальной значимости Отчизны возникает у человека первоначально как ощущение и чувство личной принадлежности к ней, а затем как все более крепнущее осознанное признание неотрывности от нее. Так совершается понимание индивидом своей родовой сущности, утверждение осознанности своей принадлежности к своему народу.
Свойственная белорусскому национальному сознанию и самосознанию живительная идея патриотизма, высочайшей ценности Родины, органично связана с присущей ему ориентированностью на всемерное укрепление в повседневной жизни начал общинности, соседской взаимопомощи и коллективизма. Широкое распространение и народное признание в XVI – XX вв. в Беларуси приобрела знаменитая «громада», являющаяся основным социально-территориальным, социоземельным и социокультурным общинным объединением жителей деревни. С одной стороны, «громада» была неофициальной демократической организацией, которая складывалась исторически по соседским признакам и вызывалась необходимостью совместного труда, жизни и быта. В этом своем качестве она выполняла функции защиты интересов крестьянина перед государством, землевладельцами, соседними общинами. Особенно рельефно эта функция проявлялась в кооперативно – благотворительной деятельности: содержание шкльных помещений, опека над храмами, проведение календарных земледельческих обрядов, организация праздников, социальный контроль за поведением сельчан и т.д. С другой стороны, «громада» имела статус официально признанной государственными властями организации, существование которой соответствовало интересам правительства и землевладельцев в сборе налогов, осуществлении гражданских повинностей, реализации коллективной ответственности за поведение односельчан перед государством и т.д.
Одной из самых отличительных черт белорусского народа является его глубокая приверженность идеалам гуманизма и демократизма. Формирование этих идеалов общественной жизни белорусов были важнейшими достижениями в развитии белорусской культуры периода Великого княжества Литовского. Гуманизм как идаел жизни белорусов того времени свое наиболее полное воплощение нашел в творчестве Николая Гусовского, в частности в его лучшем произведении «Песни о зубре». В нем поэт изложил свое гуманистическое кредо: все его содержание отличается глубокой верой автора в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного. Обращают на себя внимание социально-политические убеждения Николая Гусовского – гуманистические по своей глубинной сути и имеющие непреходящее значение.
Поэт близок современному читателю своей горячей приверженностью миру, дружбе и единению народов. Произведение Николая Гусовского – это воплощенный в поэтическую форму глубоко гуманистический трактат, пафосом которого является идеи справедливого правления, социального мира и счастья простых людей. Все симпатии поэта на стороне широких народных слоев, причину же их бед он видит в несправедливой политике правителей. Следует также отметить гуманистическое понимание Гусовским своей ответственности как поэта пред народом. Гражданским долгом писателя он считает просвещение и пробуждение самосознания и достоинства народа.
На протяжении всей истории белорусского народа гуманистический идеал служил белорусам в качестве их путеводной звезды. Ныне он получил свое закрепление в следующих строках 2-ой статьи конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».
Демократизм – принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всем этим решениям. Приверженность идеи народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция уходит своими корнями в глубь истории древних славян. «Славяне и анты не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии, и поэтому у них счастливые и несчастливые дела решаются сообща», - пишет византийский историк VI в. Прокопий. Свое дальнейшее развитие народное правление получает в жизнедеятельности Полоцкого, Туровского и других княжеств, в социально-политической мысли и в государственно-правовых институтах Великого княжества Литовского.
Отечественные мыслители периода Великого княжества Литовского много внимания уделяли теоретическому осмыслению идеи народовластия, правильных форм организации государственной жизни. В своих теоретических изысках они опирались как на собственные, так и на западноевропейские духовно-культурные традиции. Им были хорошо известны учение о государстве Аристотеля, политико-правовые идеи Цицерона и других европейских мыслителей. По оценкам исследователей, среди их наследия первенствующая роль принадлежит трем эпохальным произведениям – это предисловия Франциска Скорины к Библии Русской, Статуты Великого княжества Литовского и трактат Андрея Волана «О политической, или гражданской свободе».
Главный вклад Скорины в формировании гуманистического и демократического идеалов общественной жизни белорусов состоит в том, что он впервые в восточнославянской культурной традиции познакомил своих соотечественников на их родном языке с замечательным памятником мировой культуры – Библией. Как и другие мыслители Возрождения, он видел в библейских книгах произведения человеческого, пусть и боговдохновенного, разума и считал своим долгом сделать их доступными человеку для самостоятельного изучения.
Издание Библии на языке само по себе становилось мощным фактором раскрепощения его сознания и демократизации общественной жизни. Реализовав данную задачу, Скорина стал самым ярким представителем гуманистического и демократического направления в отечественной, да и в восточнославянской в целом, общественной мысли.
Политико-правовые взгляды Андрея Волана также демократичны по своей сути. В главном его труде «О политической и гражданской свободе» центральное место занимает анализ естественных прав люде, проблемы свободы, равенства и справедливости. Важнейшим прирожденным свойством человека Волан считал стремление к свободе. Мыслитель подробно анализирует условия свободы человека и одновременно высказывает положение о возможности превращения свободы в свою противоположность, что и подтвердила история Речи Посполитой, где одним из факторов такого процесса стали чрезмерные шляхетские вольности.
Поставленная и разработанная отечественными мыслителями идея демократической организации общественной жизни последовательно воплощалась политико-правовой практике. Наивысшей своей юридической формы она достигает в Статутах Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. С вступлением в действие первого Статута начался новый этап в развитии отечественной и правовой культуры, суть которой – формирование правового государства. Основополагающей идеей Статутов явилась идея верховенства закона.
Одной из важнейших традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности (национальной, территориальной, социокультурной и т.п.) желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям. Так в народе с удовлетворением воспринимают доброжелательную улыбку, доброжелательное отношение, доброжелательную поддержку каких-либо новых начинаний и дел.
В традиционной для белорусского народа ценности доброжелательности есть немало общих элементов с толерантностью. Толерантность – такое социальное качество личности или социальной группы, которое характеризует отношение к другому человеку, другой культуре или религии как к равнодостойному собеседнику, партнеру. Она предполагает сознательное подавление появляющегося в определенных условиях чувства неприятия, отторжения, вызванного тем, что знаменует в другом человеке, другой культуре или языке что-то существенно отличающееся от того, что свойственно мне и моей культуре. Толерантность включает в себя настроенность на взаимопонимание с другим человеком (другими людьми, другой культурой, религией), на доброжелательный диалог с ними, на признание и уважение их права на отличие. В ней синтезирован исторический опыт свойственных белорусскому народу веротерпимости, эмпатии (дружественных посылов по отношению к другим людям), постижения эмоционального состояния другого человека участливым сопереживанием с ним.
Важно подчеркнуть, что понимание и терпимость к чужой точке зрения или к иным политическим, религиозным, научным убеждениям не предполагает отказа от критической оценки или от собственных убеждений и жизненных позиций. Особенно желательна и необходима толерантность в тех сферах общественной жизни, где отсутствуют четкие критерии оценки и доказательности каких-либо взглядов и жизненных позиций, будь то вопросы религиозной веры, художественных вкусов, политических предпочтений, моральных убеждений или национальных традиций.
Убедительным свидетельством глубокой укорененности принципов толерантности в самосознании белорусского народа является распространенное среди его большинства убеждение, что каждый народ имеет неотъемлемое право сохранять и развивать свой родной язык, культуру, обычаи, традиции, уклад жизни, своеобразие религиозных верований.
Среди традиционных ценностей, характерных для белорусского народа, существенную роль играет самоуважение и независимость личности. В обычной разговорной речи под самоуважением понимается свойственное личности осознание своего собственного достоинства и стремление к восприятию этого достоинства другими людьми. Самоуважение может занимать в модели самосознания и притязаний индивида либо доминирующее положение (личность с высоким самоуважением), либо второстепенное место (личность, которая во взаимодействии с другими людьми готова пойти на унижение собственного достоинства в угоду узко понимаемых интересов, целей и т.п.). В народном менталитете белорусов бесспорным приоритетом обладает первый вариант в трактовке самоуважении, в нем высоко ценится стремление человека к утверждению своей независимости, своего гражданского достоинства.