Тема 3. Происхождение государства
2 часа
1. Генезис государства: основные концепции.
2. Пути образования государства у различных народов мира.
3. Понятие и признаки государства.
4. Суверенитет государства и суверенитет нации.
· Конституция Российской Федерации.- М.: Юрид. лит., 1993.
* * *
· Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2013.
· Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Н. Протасов. – Москва: Юрайт, 2014.
· Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред.В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.- М.: НОРМА-ИНФРМА-М, 2011.
· Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2013. – 213.
· Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебно-методическое пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2010.
* * *
· Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государство / И.Л. Бачило// Государство и право.- 2007.- №2.
· Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки /А.П. Бутенко// Государство и право. - 2007.- №7.
· Ключевский В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский. - М.,1904.- Часть 1.
· Ленин В.И. Государство и революция // ПСС. - Т.33.
· Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.19.
· Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
Ø Определите и раскройте исторические предпосылки появления государства и права.
Ø Укажите на историческую обусловленность основных концепций (учений) о происхождении государства и права.
Ø Что общего и в чем отличие в формировании государства и права у различных народов мира?
Ø Каков принцип отбора критериев, в соответствии с которыми формулируется определение государства?
Ø Приведите многообразие определений государства.
Ø Какие исторические этапы можно обозначить в эволюции понимания суверенитета?
Ø Совпадают ли политическое и правовое содержание суверенитета?
Ø Приведите примеры правового выражения суверенитета.
Ø Какие вопросы Вы могли бы предложить для коллективного обсуждения?
Ø С какого рода трудностями Вы столкнулись при изучении данной темы?.
ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: общество, род, племя, экономика, сфера жизни, способ производства, производительные силы, орудие труда, государство, конфессия, социально-историческая общность людей, исторический детерминизм, суверенитет, этатизм, анархихм.
ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.
ü Законспектируйте основные положения работ:
· Ленин В.И. Государство и революция // ПСС. Т.33.
· Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19.
ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др.источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите по возможности вопросы для самоконтроля /листок подпишите – ФИО, № учеб.группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись – листок сдается преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока.
ü Подберите «палитру» суждений о государстве различных мыслителей.
ü Сделайте подборку афоризмов, раскрывающих отношение к государству известных мыслителей.
ü Составьте подборку НПА, содержащих упоминание о суверенитете.
ü Составьте библиографический перечень работ, посвященных проблемам суверенитета.