Методика «Реабилитационный потенциал личности» разработана И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич в 2011 г. и апробирована в 2012—2013 гг.
Приложение 1.
1. Анкета "Успешным может стать каждый"
Уважаемые коллеги!
У каждого из нас есть как положительный, так и отрицательный опыт по реализации своего потенциала. Мы просим Вас помочь выяснить причины, с одной стороны, помогающие, с другой стороны, мешающие достижению успеха.
Мы заранее благодарны Вам за участие в нашем исследовании. По результатам опроса мы Вас обязательно познакомим с полученными выводами.
Ваш возраст_24________
Ваш пол__Жен.___________
Сфера ограничений здоровья_ДЦП_________
Ваше образование ______Среднее профессиональное _____________
Работает ли? (да, нет). Если да, то где?___Школа –интернат №16____________________
Учитесь ли? (да, нет). Если да, то где?_____РГПУ____им. __А.И. Герцена ________________
Приведите примеры активной жизненной позиции. 1. Кто из общественно известных личностей является для Вас примером активной жизненной позиции? Исторические персонажи, герои из художественной литературы, политические деятели | ||||
Укажите, кто конкретно? | Какие черты характера Вашего героя кажутся Вам наиболее важными? Поставьте галочку рядом с выбранным Вами вариантом ответа Ум Воля Смелость Доброта + Активность Общительность+ Энергичность Творчество + Самодисциплина Уверенность | Другое, напишите, что именно | ||
2. Кто из ближайшего окружения является для Вас примером активной жизненной позиции? Перечислите Отец, Мать, Сестра, Брат, Тетя, Дядя, другие | ||||
Кто конкретно ? | Какие черты характера Вашего героя кажутся Вам наиболее важными? Поставьте галочку рядом с выбранным Вами вариантом ответа Ум Воля Смелость Доброта Активность+ Общительность Энергичность+ Творчество Самодисциплина Уверенность+ | Другое, напишите, что именно | ||
3. Кто из людей с ОВЗ или инвалидностью является для Вас примером активной жизненной позиции? | ||||
Ник Вуйчич | Какие черты характера Вашего героя кажутся Вам наиболее важными? Поставьте галочку рядом с выбранным Вами вариантом ответа Ум Воля Смелость+ Доброта Активность+ Общительность+ Энергичность Творчество Самодисциплина Уверенность+ | Другое, напишите, что именно | ||
4. Что является для Вас лично условием успешной социализации? Подчеркните | ||||
Образование | Профессия | Волонтерство | Другое,напишите, что именно | |
5. Какие факторы способствуют Вашей активной социализации? Проранжируйте в порядке предпочтения от 1 до 10, где 1-самый важный фактор, способствующий Вашей активной социализации Образование10 Профессия3 Волонтерство2 Семья1 Компания по интересам4 Близкие друзья5 Самореализация6 Идеалы7 Ценности8 Жизненные стремления9 | Другое, напишите, что именно | |||
6. Что мешает лично Вашей успешной социализации? Проранжируйте в порядке предпочтения от 1 до 10, где 1-самый важный фактор, мешающий успешной социализации Невозможность получения хорошего образования10 Невозможность реализовать себя в профессии2 Невозможность реализовать себя в волонтерской деятельности3 Невозможность реализовать себя в семье4 Невозможность реализовать себя в компании по интересам 6 Невозможность реализовать себя в кругу близких друзей5 Невозможность самореализации в целом9 Невозможность реализации идеалов1 Невозможность реализации ценностей8 Невозможность реализации жизненных стремлений7 | Другое, напишите, что именно | |||
7. Что лично Вам помогает в достижении успеха? Проранжируйте в порядке предпочтения от 1 до 10, где 1-самый важный фактор, помогающий в достижении Вами успеха Самодисциплина10 Знание своего дела2 Уверенность в своих силах1 Творчество4 Сила воли3 Интеллект7 Активность9 Мотивация5 Общительность6 Энергичность8 | Другое, напишите, что именно | |||
8. Что лично Вам мешает в достижении успеха? Проранжируйте в порядке предпочтения от 1 до 10, где 1-самый важный фактор, мешающий в достижении успеха Недостаточная самодисциплина Недостаточное знание своего дела Неуверенность в своих силах Недостаточные творческие способности Слабая сила воли Недостаточный интеллект Пассивность Недостаточная мотивация Необщительность Недостаточная энергичность | Другое, напишите, что именно Усталость | |||
9. | 9. Отличается ли Ваша жизнь от жизни Ваших ровесников? Если Да, то чем? Подчеркните Я более успешен Я более образован Я лучше реализую себя в профессии Я лучше реализую себя в других видах деятельности Я успешнее преодолеваю трудности Я более уверен в себе У меня больше возможностей У меня лучше результаты Я легче достигаю целей в жизни Я лучше знаю о своих жизненных предназначениях | Другое, напишите, что именно | ||
Методика «Реабилитационный потенциал личности» разработана И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич в 2011 г. и апробирована в 2012—2013 гг.
№ | Вопросы | Варианты ответов | ||
Часто ли Вы думаете о своей болезни? | А. Постоянно | Б. Часто | В. Редко | |
Зависит ли Ваше настроение от болезни? | А. Да | Б. Нет | В. Трудно ответить | |
Как Вы относитесь к житейским проблемам в последнее время? | А. Иногда включаюсь в их решение | Б. Стараюсь от них отгородиться | В. Они мне по-прежнему интересны | |
Нужно ли рассказывать близким и друзьям о проблемах со своим здоровьем? | А. Да, они обязательно поддержат. | Б. Да, но немногим – мало кто меня поймет | В. Нет, на понимание и сопереживание никто не способен | |
Изменились ли Ваши интересы за время болезни? | А. Да, меня теперь мало что интересует | Б. Да, мои интересы расширились. | В. Нет, у меня остались прежние интересы. | |
Как Вы думаете, жизнь здорового человека отличается от жизни больного? | А. Да, конечно. | Б. Не всегда | В. Практически нет | |
Часто ли Вы радуетесь? | А. Да, я нахожу много поводов для радости | Б. Меня трудно чем-то порадовать | В. Иногда у меня бывает очень хорошее настроение | |
Легко ли Вас расстроить? | А. Да, мне приходится часто расстраиваться | Б. Я огорчаюсь по серьезным поводам | В. Меня трудно вывести из равновесия | |
Мешает ли Ваша болезнь жить так, как Вам хочется? | А. Да, мешает | Б. Доставляет некоторые неудобства | В. Я живу, не ориентируясь на болезнь | |
Есть ли у Вас близкие люди, с которыми Вас связывают глубокие отношения? | А. Да, есть любимый человек (или друг). | Б. У меня есть приятели | В. Постоянных глубоких отношений ни у кого не бывает | |
Как Вы оцениваете свой интеллектуальный потенциал? | А. Как относительно низкий | Б. Как средний | В. Как достаточно высокий | |
Любите ли Вы свою работу (учебу)? | А. Да, люблю | Б. Я не работаю (не учусь) | В. Работаю (учусь), но без особого интереса | |
Есть ли у Вас сейчас увлечения (хобби)? | А. Да | Б. Трудно сказать | В. Нет | |
Кто виноват в том, что Вы больны? | А. Никто – так сложилось | Б. Я сам | В. Те, кто меня окружал | |
Способны ли Вы контролировать свои эмоции и поведение? | А. Да, всегда | Б. Не во всех ситуациях | В. В последнее время контроль полностью нарушен | |
Изменились ли Ваши отношения в семье? | А. Нет, не изменились | Б. Да, обо мне теперь больше заботятся | В. Да, исчезло взаимопонимание | |
Как Вы решаете возникающие у Вас проблемы? | А. Мне не по плечу решение всех проблем | Б. Справляюсь с ними самостоятельно, никого не беспокоя. | В. Решаю их вместе с родными или друзьями | |
Бывают ли у Вас болезненные состояния? | А. Да, бывают | Б. Иногда бывают, но по разным причинам | В. Я их постоянно испытываю | |
Изменились ли Ваши представления о себе за время болезни? | А. Да, и я стал себя больше уважать | Б. Да, и я стал себя больше жалеть | В. Нет, практически ничего не изменилось | |
Насколько важно для Вас сохранить здоровье? | А. Для меня это сейчас — единственно важное в жизни | Б. Это одно из наиболее значимых моих стремлений | В. Такое желание у меня возникает от случая к случаю. | |
Считаете ли Вы себя счастливым человеком? | А. Да, я счастливый человек, несмотря на все мои проблемы | Б. Да, хотя с некоторыми оговорками | В. Нет | |
Верите ли Вы в эффективность лечения Вашей болезни? | А. Да, конечно | Б. Нет | В. Современная медицина может многое , но далеко не все. | |
Изменилось ли Ваше настроение за время болезни? | А. Я стал более раздражительным | Б. Я стал более уравновешенным | В. Не знаю | |
Как Вы справляетесь со своей болезнью? | А. Я упорно борюсь с болезнью и возникающими из-за нее трудностями | Б. Я перед ней капитулирую | В. Стараюсь сохранить баланс сил | |
Может ли эта болезнь вызвать скорую смерть? | А. Да, больные люди долго не живут. | Б. Течение болезни бывает разным | В. При правильном образе жизни и лечении можно жить долго | |
Как Вы относитесь к себе? | А. Как к тяжело больному человеку | Б. Как к сильному человеку, способному преодолевать трудности | В. Как к человеку, который живет так, как хочет | |
Изменились ли Ваши взаимоотношения с окружающими людьми за время болезни | А. Изменились в лучшую сторону | Б. Остались такими же, как прежде | В. Изменились в худшую сторону | |
Отличается ли Ваша жизнь от жизни Ваших ровесников? | А. Нет, моя жизнь так же полноценна, как у других | Б. Да, болезнь снижает качество жизни | В. У каждого из нас свои проблемы |
Ключ
Компоненты реабилитационного потенциала | Баллы | №№ ответов | Максимально возможное число баллов по шкале |
Внутренняя картина болезни | 1в, 2б, 4а, 6в, 9в, 14в, 18б, 22а, 25в, 28а | ||
1б, 2в, 4б, 6б, 9б, 14а, 18а, 22в, 25б, 28в | |||
1а, 2а, 4в, 6а, 9а, 14б, 18в, 22б, 22а, 28б | |||
Мотивационный компонент | 3в, 5б, 12а, 13а, 20б, 24а | ||
3а, 5в, 12в, 13б, 20а, 24в | |||
3б, 5а, 12б, 13в, 20в, 24б | |||
Эмоциональный компонент | 7а, 8в, 15а, 23б | ||
7в, 8б, 15б, 23в | |||
7б, 8а, 15в, 23а | |||
Самооценочный компонент Я-концепция | 11в, 19а, 21а, 26б | ||
11б, 19в, 21б, 26в | |||
11а, 19б, 21в, 26а | |||
Коммуникативный компонент Межличностные отношения | 10а, 16б, 17в, 27а | ||
10б, 16а, 17б, 27б | |||
10в, 16в, 17а, 27в | |||
Общий уровень реабилитационного потенциала | Сумма баллов по всем шкалам |
3. Тест Жизнестойкости (скрининговая версия) Е.Н.Осин, 2013[1]
№ | УТВЕРЖДЕНИЯ | Нет | Скорее нет | Скорее да | Да |
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела | + | ||||
Мои мечты редко сбываются | + | ||||
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны | + | ||||
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей | + | ||||
Я часто сожалею о том, что уже сделано | + | ||||
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми | + | ||||
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль | + | ||||
Иногда меня пугают мысли о будущем | + | ||||
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются | + | ||||
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня | + | ||||
Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете | + | ||||
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал | + |
Ответы оцениваются по шкале: нет – 3 балла, скорее нет –2 балла, скорее да – 1 балл, да – 0 баллов (за исключением пункта 12, где шкала приобретает вид 0 – 1 – 2 – 3 балла). Общий показатель жизнестойкости: сумма баллов по пунктам 1 – 12.
Субшкала Вовлеченность: пункты опросника: 1, 4, 7, 10.
Субшкала Контроль: пункты опросника: 3, 6, 9, 12.
Субшкала принятия риска: пункты опросника: 2, 5, 8, 11.
Значения в 17 баллов и ниже могут рассматриваться как показатель сниженной жизнестойкости, 10 баллов и ниже –низкой жизнестойкости.
[1] Осин Е.Н. Факторная структура краткой версии Теста жизнестойкости // Организационная психология. 2013. Т.3. № 3. С. 42 - 60.