Тема 12. Петр I: основные направления модернизации России

12.1. Предпосылки реформ

Экономическое, а, следовательно, и военное отставание от уровня развития европейских стран представляло серьезную угрозу национальной независимости России. Социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия и реформирования государственного управления. Внешнеполитическая изоляция и отсутствие выхода к незамерзающим морям делало дальнейшее развитие страны практически невозможным.

Следует отметить, что в предшествующий период в России произошли некоторые сдвиги в экономическом развитии: появились первые мануфактуры, формировался всероссийский рынок, развивалось ремесло, направленное на рынок. В политической сфере сложились предпосылки установления абсолютизма. Одной из предпосылок реформ являлась сама личность Петра. Петр I пришел к власти в 1696 г. Опыт российской истории показывает, что все кардинальные реформы в России проводились «сверху». Это объясняется тем, что в условиях самодержавия именно монарх мог быть зачинателем и гарантом предпринимаемых реформ. Большую роль в формировании реформаторских идей Петра сыграли его знакомства с талантливыми европейцами – Ф. Лефортом, Я. Брюссом и др. Частые посещения немецкой слободы формировали представления Петра об ином укладе и уровне жизни, а так же понимание реального отставания России от передовых европейских стран.

Рис 1 Петр I

Тема 12. Петр I: основные направления модернизации России - student2.ru

12.2. Реформы органов власти и управления

Придя к власти, Петр I унаследовал традиционную систему управления XVII в. с Боярской думой и громоздкой приказной системой, которая была неэффективна в новых условиях и не могла обеспечить проведение задуманных Петром реформ. В Первой четверти XVIII в Петр осуществил комплекс реформ центральных и местных органов управления, целью которых было создание светского абсолютистского государства, с централизованным аппаратом власти и формирование армии чиновников, служащих государству.

Смотри схему. Органы государственного управления в первой четверти XVIII в. в разделе Хрестоматия

В 1711 г. был создан Сенат, как высший орган управления. Поначалу он состоял из девяти человек, назначаемых царем, и обладал функциями высшего административного управления, судебными и законодательными функциями. В 1717 -1722 г. на смену устаревшим приказам пришли Коллегии, каждая из которых управляла определенной сферой – Военная, адмиралтейская, Иностранная – всего 12 Коллегий. Коллегии были подчинены Сенату. В 1721 г. была создана духовная коллегия, получившая название Священный Синод, возглавлял который, назначаемый царем Обер – прокурор. Таким образом, церковь стала частью государственного аппарата и находилась под контролем государства.

Резкое увеличение государственного аппарата и числа чиновников сопровождался ростом коррупции и злоупотреблений государственных служащих. Для борьбы со злоупотреблениями в государственных учреждениях в 1711 г. созданы негласные органы надзора - служба фискалов во главе с Обер-фискалом. Однако, этого было недостаточно, и Петр создает сеть гласных органов надзора, а в 1722 г. вводит должность Генерал – прокурора Сената, в чьи обязанности входило наблюдение за выполнением законов.

Была проведена реформа местного управления в ходе которой, страна была разделена на 8 губерний во главе с Генерал – губернатором или губернатором. Губернаторы сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. С 1719 г. губернии стали делиться на провинции (их было 50), а провинции на уезды. С формированием коллегий реформа получила свое завершение, т.к. все местные органы были подчинены соответствующим коллегиям.

Новая система государственного управления строилась на принципах рационализма, разграничения функций, централизма и коллегиальности и привела к резкому увеличению бюрократического аппарата. Нередко для исполнения своих приказов царь прибегал к чрезвычайным мерам и придавал особые функции тем органам, которые таковых функций не имели. Так одним из главных инструментов управления стала гвардия, участвовавшая в проведении различных реформ – от переписи населения до надзора за работой Сената и Коллегий. Кроме того, важную роль в управлении играла личная канцелярия царя – Кабинет, который нередко вмешивался в деятельность других органов управления.

12.3. Экономическая модернизация

Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности. Усилилась власть помещиков над крестьянами. Что привело к увеличению размеров феодальной ренты. В хозяйственный оборот вводились новые земли южных уездов, в Поволжье и Сибири. Государство способствовало расширению посевных площадей под технические культуры. Все это усиливало связь феодального хозяйства с рынком.

За годы правления Петра I в стране было основано более 200 мануфактур. Особое внимание уделялось производству железа. Железоделательные заводы строились в Туле и Кашире, в Карелии и на Урале. К концу царствования Петра 27 крупных заводов полностью удовлетворяли потребности страны в металле, Россия занимала третье место в мире по его производству. Легкая промышленность развивалась за счет мануфактур, выпускающих продукцию для военных нужд – Хамовый завод, Суконный двор – обеспечивали текстилем нужды армии и флота. С ростом количества мануфактур встала острая проблема нехватки рабочих рук. В условиях крепостного права рынок свободной рабочей силы в России не был сформирован, для работы на мануфактурах привлекали государственных крестьян, беглых и осужденных. Однако это не решило проблему недостатка рабочих рук и с 1721 г. было разрешено покупать к заводам крестьян, которых стали называть посессионными. Они становились собственностью завода, а не хозяина и продавались вместе с предприятием.

Развитие торговли так же стимулировалось государством, создавая компании крупных торговцев. Оптовая внутренняя торговля по-прежнему осуществлялась на ярмарках. С 1711 г. всем сословиям было разрешено торговать, однако торговые пошлины сдерживали рост торгового оборота. Заметно увеличилась внешняя торговля. Петр предоставлял иностранным купцам всевозможные льготы, но одновременно стимулировали и российских купцов и производителей. Так, в 1724 г. был введен протекционистский тариф, призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и стимулировать торговый баланс.

Форсированное создание собственной промышленной базы объяснялось военными нуждами. Поэтому строились в основном казенные заводы, которые затем передавались в частные руки. Таким образом, государство стимулировало частную инициативу и способствовало включению дворян в рыночные отношения.

Схема 1. Преобразования Петра I в духовной сфере

Преобразования в духовной сфере
Появление средств массовой информации
Создание системы светского образования

Окончательная ликвидация независимости православной церкви

Основание Академии Наук Появление первой газеты

Появление цифирных школ Реформа алфавита

Военных, инженерных училищ

Упразднение Патриаршества Учреждение Святейшего Синода

12.4. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

Основные направления внешней политики России – северо-западное и южное, были обусловлены борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего было невозможно вырваться из экономической и культурной изоляции. Кроме того, стояла задача укрепить безопасность границ и улучшить геополитическое положение России.

В начале, Петр решил закрепиться на Юге. В 1695 г. он предпринял первый Азовский поход, который закончился неудачно из-за отсутствия флота и несогласованности действий армии. Вернувшись домой, Петр спешно строит флот и уже на следующий год, Азов был взят. Однако взятие Азова не решало проблему изоляции, поскольку черноморские проливы контролировались Турцией. Кроме того, Петр понимал, что Турция не смирится с потерей своей крепости и борьба за Черное море только начинается. Поэтому, для развития успеха на южном направлении Петр I, организовал в 1697 г. «Великое посольство», целями которого являлись: найти союзников для продолжения борьбы с Турцией, приглашение на службу иностранных специалистов, покупка оружия и личное ознакомление царя с обстановкой в Европе. В ходе посольства Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу – найти союзников против Турции, но он нашел союзников против Швеции. Поэтому, по возвращении царя из Европы, произошла переориентация внешней политики Петра. Он стал готовится к борьбе за Балтику.

В августе 1700 г. начинается Северная война, продлившаяся 21 год. Война закончилась победой русской армии и флота. По условиям Ништадского мирного договора Россия приобрела Ингрию, Эстляндию и Лифляндию, а так же Карелю с г. Выборг. Россия получила выход в Балтийское море и первоклассные морские порты – Ригу, Ревель и Петербург.

Во время Северной войны Петру пришлось противостоять Турции, которая объявила войну России в 1710 г. В 1711 г. Петр совершает Прутский поход, закончившийся для России неудачей. Турция возвращала себе Азов.

12.5. Итоги реформ Петра I.

В результате преобразований Петра I было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот. Россия добилась выхода к морю, сумела преодолеть изоляцию и превратиться в великую морскую державу. Однако форсированная модернизация осуществлялась в условиях крепостничества и за счет резкого усиления феодальных форм эксплуатации народа.

«Европеизация» страны создавала условия для развития науки, просвещения, изменяла быт и нравы российского дворянства, но европейские культурные ценности не коснулись широких слов народа. Дворянство резко обособилось от национальной традиции и главного ее носителя – народа и это привело к глубокому расколу в обществе. Парадокс петровских реформ заключался в том, что форсированная «Европеизация» страны носила поверхностный и фрагментарный характер. С одной стороны она укрепила самодержавие, с другой, способствовала развитию новых капиталистических отношений.

Схема 2 Особенности Преобразований Петра I.

Характерные особенности петровских реформ
Носили характер импровизации, все было подчинено цели достижения победы в Северной войне
Заимствование элементов политической модели регулярного государства (Дж. Локк, Т. Гоббс)
Тенденции усиления государственного контроля за общественной жизнью
Жесткие методы поведения реформ, усиление крепостного гнета.
Модернизация носила фрагментарный характер, не затронула основ традиционного общества
Многие начинания Петра не были доведены до конца или были нежизнеспособны


Наши рекомендации