Цели и основные этапы перестройки. Распад КПСС и СССР
Образование СНГ
Нарастание застойных, кризисных явлений в социально-эконо-мической и политической жизни страны привело руководство страны во главе с М.С. Горбачёвым к мнению о необходимости обновления, совершенствования социализма, которое получило название «перестройки» (1985–1991). Она прошла несколько этапов:
1985–1986 гг. | 1987–1989 гг. | 1990–1991 гг. | |
Политический аспект | а. Гласность – доступность информации и возможность открытого выражения общественного мнения (фактически разрешена была открытая критика «извращений» социализма, в том числе и со стороны власти). б. Смена бюрократических кадров. в. Разрешение выборов руководства предприятий и усиление контроля рабочих организаций над производством. Итог. Эффективность государственного аппарата и доверие к нему со стороны общества не стали заметно выше в силу отсутствия институционального контроля гражданского общества над деятельностью бюрократии. Однако гласность позволила превратить СМИ в средство политической социализации населения, формирования общественного мнения и влияния на власть | а. Политическая ре-форма 1988 г., которая предполагала: создание нового верховного органа власти – Съезда народных депутатов, с более широким представительством; проведение выборов на альтернативной основе; разделение функций партийных и советских органов. б. Появление альтернативных политических течений и партий («Народные фронты»), парламентской оппозиции (МДГ). в. Развернувшаяся критика основ тоталитарного режима и формирование альтернативных идеологических направлений, отражающих интересы различных групп формирующегося гражданского общества. Итог. Институциональ-ный контроль гражданского общества над деятельностью бюрократии был крайне ограничен, поскольку КПСС продолжала обладать конституционной монополией на власть, сохраняла колоссальное влияние на все сферы общественной жизни, искусственные гарантии своего представительства в Советах, а деятельность других политических объединений фактически была полулегальной. | а. Ликвидация монополии КПСС на власть. б. Появление многопартийности, влияющей на политическую жизнь страны. в. Введение поста Президента СССР в результате разделения партийной и государственной власти. г. Учреждение демократических свобод. д. Развернувшиеся процессы государственной децентрализации, приведшие в конце концов к распаду СССР. Раскол КПСС на ряд альтернативных фракций, течений (социал-демокра-тическое, центристское, ортодаксально-традицио-налистское), республика-нских партий (КПРФ), уменьшение численности, постепенное отстранение от власти. Итог. Постепенное осознание частью правящих кругов и обществом необходимости создания институтов контроля гражданского общества над государством, характерных для либеральной политической модели, и невозможности её сочетания с советской политической системой |
Экономический аспект | «Ускорение» (попытка интенсификации экономического развития путём организации: а). соцсоревнований; б) внедрения научных достижений; в) поставки новой техники; г) госприёмки; д) борьбы с пьянством и прочих мобилизационных, административных методов). | а. Перевод государственных предприятий на хозрасчёт и самофинансирование. б. Появление «кооперативного движения» и «индивидуальной трудовой дея-тельности». в. Разрешение на создание единоличных крестьянских хозяйств, введение бригадного и семейного подряда в де-ревне. | Появление различных программ перехода к рыночной экономике: от радикальных, предусматривающих приватизацию экономики, ценовую либерализацию и децентрализацию («500 дней»), до умеренных, предполагавших крайне медленные темпы перехода к рыночной экономике под жёстким государствен ным контролем («абалкин- ская»). |
Окончание табл.
1985–1986 гг. | 1987–1989 гг. | 1990–1991 гг. | |
Итог. Рост экономики прекратился. К этому привели: отсутствие изменения ситуации с незаинтересованностью руководителей и рядовых работников во внедрении технических достижений в производство и повышении производительности труда, а также экономические потери от антиалкогольной компании, чернобыльской катастрофы, снижения мировых цен на энергоносители | Итог.Начался спад производства, переход в силу обострившегося дефицита к карточной системе снабжения на-селения. К этому привели сохранение в руках государства таких «антирыночных» рычагов, как госзаказ, це-нообразование, снабжение, выделение фермерам земель и техники, жёсткое регулирование кооперативной индивидуальной трудовой деятельности, ликвидация соотношения между ростом производительности труда и заработной платой, а также открытие каналов превращения безналичных денег в наличные и использование кооперативного движения в основном в целях «отмывания» денег, полученных в результате незаконной экономической деятельности, руководством предприятий и криминалом | Итог.Колоссальные темпы падения производства и уровня жизни населения, инфляционные процессы.К этому привели попытки сочетания централизованной системы управления экономикой с рыночными структурами, непоследовательность и нерешительность экономических реформ. Это имело следствием осознание частью правящих кругов и обществом необходимости перехода к рыночной экономике |
Общим итогом перестройки стало осознание обществом и властью невозможности кардинального реформирования социализма. Выход был найден в переходе к рыночным отношениям и либеральной демократии западного типа.
Перестроечные процессы провоцировали рост национализма и децентрализаторские тенденции в СССР. Распад СССР был вызван потерей общей экономической (государственная собственность и централизованная система управления экономикой), идеологической (марксизм), политической (тоталитаризм и полновластие КПСС) базы. Росту националистических и сепаратистских настроений содействовало следующее:
а) гласность, которая создала базу для широкого обсуждения национальных проблем, далеко не всегда носившего объективный характер;
б) духовный вакуум, заполнявшийся идеями национализма. Эти идеи поддерживались республиканскими элитами. Они не хотели брать на себя ответственность за проблемы, вставшие перед СССР. Кроме того, будучи выбранными демократически, они перестали зависеть от руководства КПСС;
в) национализм стал формой борьбы за торжество либерализма и рыночных отношений;
г) существовала и экономическая подоплёка национализма: возможность в новых экономических условиях налаживания хозяйственных связей без участия «центра».
Борьба союзных республик за автономию от СССР сначала приняла форму провозглашения своего суверенитета (верховенства законодательства республик над законодательством СССР). Фактически это вело к превращению СССР в своеобразную конфедерацию. Руководство СССР пошло на это. Оно согласилась на подписание с республиками нового союзного договора и создание на базе Союза ССР нового образования – Содружества Суверенных Государств («новоогарёвский процесс»).
Сопротивление старой, консервативной, партийно-государственной элиты процессу перехода к рыночным отношениям и либеральной демократии западного типа было стимулировано угрозой полной потери ею власти в результате подписания нового союзного договора, намеченного на 20 августа 1991 г. Он должен был в интересах республиканских элит трансформировать федеративный союз в конфедеративный. Поэтому 19–21 августа 1991 г. произошёл захват власти самопровозглашённым ГКЧП, куда вошла правящая бюрократическая верхушка СССР. Комитет упразднил демократические свободы, признал незаконным существование неконституционных органов власти в союзных республиках и принятых ими Деклараций о суверенитете, ввёл в Москве чрезвычайное положение.
В ответ на это руководство РСФСР квалифицировало действия ГКЧП как государственный переворот и призвало к сопротивлению ему, запретило КПСС, объявило о переходе всей полноты власти на территории РСФСР в свои руки. Путч был подавлен.
Однако он катализировал процесс распада СССР. 1. Напуганные путчем республиканские элиты, поддержанные обществом, отказались от подписания нового союзного договора и объявили о полном суверенитете своих республик. 2. Восьмого декабря 1991 г. в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии объявили о денонсации союзного договора 1922 г. и образовании СНГ (Содружества независимых государств), прежде всего для обеспечения мирного «развода» бывших союзных республик. 3. Вскоре в Алма-Ате к ним присоединились лидеры ещё восьми союзных республик. 4. Через несколько дней СССР прекратил своё существование.
8.4. Россия в 1990-е гг.: изменение экономического и политического строя. Социальная цена и первые результаты реформ
После обретения Россией независимости самой актуальной задачей стало ускоренное построение основ рыночной экономики («шоковая терапия»). На это были направлены следующие реформы:
1. Либерализация цен и торговли (январь 1992 г.). Это мероприятие позволило наполнить рынок товарами. Однако полное устранение государства от контроля над ценами и сохранение монополизма привели к колоссальному росту цен и падению жизненного уровня населения.
2. Осуществление приватизации и перехода к смешанной экономике для обеспечения возможностей здоровой конкуренции и заинтересованности производителя. Она прошла ряд этапов. Первый этап − «малая приватизация» предприятий торговли, услуг, общепита (1992–1993). Она (в целях формирования «среднего класса») была проведена практически безвозмездно. Второй этап − «большая приватизация» крупных предприятий путём их акционирования (1993–1994). Она приняла форму распространения акций среди работников предприятий (оказавшихся фактически в руках их администрации) и вручения каждому гражданину приватизационного чека, удостоверяющего его долю в общественном богатстве. Чек гражданин мог продать или вложить в любое приватизированное предприятие. Неконтролируемая скупка чеков фондами-однодневками привела к отстранению подавляющего большинства населения от реальной приватизации. В результате уже в 1994 г. большая часть ВНП стала производиться в приватизированном секторе. Третий этап (с 1995 г.) − приватизация путём проведения инвестиционных конкурсов и аукционов. Однако криминализация экономики и тесная спайка её «теневого» сектора с бюрократией привели к тому, что казна не получила значительных финансовых средств, новые собственники зачастую не были заинтересованы в развитии производства, а коррупция приобрела благоприятную почву для процветания.
Реформы в аграрном секторе заключались в следующем. Во-первых, произошла перерегистрация колхозов и совхозов, в ходе которой большая их часть была преобразована в АО и ТОО, а также появились первые фермерские хозяйства (1992–1993). Во-вторых, была предпринята попытка реализации конституционных прав граждан на землю – выделение крестьянам земельных паёв (1996 г.). Однако «ножницы» цен, отсутствие финансовой помощи со стороны государства, бюрократические препоны к реальной приватизации земли, монополизм в сфере переработки сельхозпродукции привели к значительному сокращению сельхозпроизводства и сохранению зависимости России от импорта сельхозпродукции.
Реформы привели к формированию основ рыночной экономики в России, но наряду с этим и к следующим негативным последствиям: а) катастрофическому падению производства. Не все руководители были готовы к хозяйственной самостоятельности. В результате неконтролируемой эмиссии началась инфляция и утечка капиталов за рубеж. Наукоёмкие отрасли, обеспечивающие модернизацию производства, не развивались. Предприниматели в результате отсутствия правовой базы для функционирования рыночной экономики оказались во власти коррупции и чиновничьего произвола; б) криминализации экономики; в) колоссальному снижению жизненного уровня населения (снижение в 3,5 раза, 72 место в мире); г) гигантскому увеличению социальной дифференциации населения (коофициент расслоения – 14).
Суверенная Россия сразу же столкнулась с необходимостью реформирования не только экономической, но и политической системы. Она приняла форму борьбы Президента (опирающегося на выборную населением администрацию и «силовые структуры») и Советов (опирающихся на своё полновластие и единовластие на всей территории страны). Если проект новой Конституции, предложенный Президентом, представлял будущее государственное устройство страны как ультрапрезидентскую республику, то проект представительного органа сводился к лозунгу «вся власть Советам». Конфликт усугублялся тем, что большинство в Советах были сторонниками регулируемой рыночной экономики, а защитники радикальных рыночных реформ занимали места в структурах президентской власти. Противостояние пытались разрешить резолюциями, обращениями к населению и даже референдумом. Однако безрезультатно. Тогда Президент Б.Н. Ельцин решил разрешить конституционный кризис силовым путём. В сентябре 1993 г. он объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и о проведении референдума по принятию президентского проекта Конституции. Попытки верховных советских органов к насильственному сопротивлению были подавлены. 12 декабря проект новой Конституции был одобрен на референдуме и вступил в действие. Россия провозглашалась в ней демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. Были закреплены и гарантированы основные права и свободы человека и гражданина. Предусмотрено Конституцией и разделение властей с системой сдержек и противовесов. Исполнительную власть осуществляет Правительство. Законодательную − Федеральное Собрание, состоящее из Государственной думы (представляет народ) и Совета федерации (представляет субъекты федерации). Судебная власть осуществляется системой судов, возглавляемой Верховным и Высшим Арбитражными Судами, а также Конституционным Судом, обладающим правом конституционного контроля. Однако президентская власть получила реальные мощные рычаги воздействия на все три основные ветви власти.
Огромные проблемы встали перед Россией и в связи с обострением национального вопроса, имевшего те же корни, что и в СССР. 1) Распад СССР породил ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений в России. Наиболее остро они проявились в регионах, соседствующих с районами открытых конфликтов (Кавказ); местах сосредоточения беженцев (Кавказ и Предкавказье); территориях с разделёнными народами (Дагестан, Осетия); местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения (Северный Кавказ, Крайний Север); городах-мегаполисах со сложной криминогенной обстановкой; районах с избыточными трудовыми ресурсами (Северный Кавказ, Калмыкия). Попыткой снизить остроту межнациональных проблем за счёт договорённости с местными национальными элитами стал Федеративный договор, (март 1992 г.), позже вошедший в текст новой Конституции. Субъекты России получили реальную государственно-политическую автономию, значительный объём полномочий и возможность участвовать в их распределении между центром и субъектами. Однако договор заложил принципы неравенства субъектов Федерации и правового сепаратизма, а Татарстан, Башкирия, Чечня подписали его много позже. С 1996 г., когда была принята концепция национальной политики РФ и разработаны её основные принципы (равноправие субъектов, запрещение ограничения прав граждан по национальному признаку, сохранение государственного единства РФ и т.д.), наблюдалась тенденция к уменьшению проявлений сепаратизма в России.
С особой силой кризис межнациональных взаимоотношений проявил себя в Чеченской Республике. В 1991 г. в результате государственного переворота и установления авторитарного режима, базировавшегося на насилии над гражданами, там возник вооружённый конфликт. Суть его была в мятеже, поддерживаемом извне исламскими фундаменталистами. Мятежники ставили задачей отрыв Северного Кавказа от России и создание на его территории конфедерации ваххабитского толка. С целью подавления внутренних беспорядков, ликвидации очагов терроризма и угрозы суверенитету и целостности Российского государства, а также безопасности населения Чечни РФ в 1994 г. ввела на её территорию войска. Итогом этого стали две Чеченские войны. Первая (1994–1996) закончилась (в результате конъюнктурных интересов власти и отсутствия у неё должной политической воли) так называемыми хасавюртовскими соглашениями. Их суть была в фактическом признании независимости Чечни. Однако это привело только к дальнейшему нарастанию конфликта. С нападения весной 1999 г. чеченских боевиков на территорию Дагестана началась вторая Чеченская война (1999–2000). В результате энергичных действий правительства, возглавляемого В.В. Путиным, уже к лету 2000 г. фактически вся территория Чечни находилась под контролем федеральных войск. Дальнейшие боевые действия приняли вялотекущий характер и характеризовались попыткой боевиков навязать крупномасштабную партизанскую войну. Но из-за отсутствия поддержки населения это намерение не удалось. После окончания широкомасштабных боевых действий политика федерального центра в Чечне была направлена на восстановление экономики Чечни, благоустройство её социальной сферы и возврат беженцев, организацию конституционных политических структур республики.
Россия и мир в XXI в.