ПРИЛОЖЕНИЯ.
№ 1. Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 5 июля 1995 г. № 119-ФЗ
№ 2. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885
№ 3. Об утверждении положения О Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271
№ 4. Структура Министерства иностранных дел Российской Федерации
№ 5. Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы. Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 981
№ 6. О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32, и об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории «в» в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. № 1748
№ 7. О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 375
№ 8. Положение о Посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. № 1497
№ 9. Об утверждении Положения о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве. Указ Президента Российской Федерации
от 7 сентября 1999 г. № 1180
№ 10. Об утверждении Положения о консульском учреждении Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 1330
№ 11. Об утверждении Положения о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации. Указ Президента Российской Федерации
от 29 сентября 1999 г. № 1316
№ 12. О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1371
№ 13. «Несмотря ни на какие проблемы и потери, потенциал нашей страны остается огромным». Выступление В.В.Путина на Совещании послов и постоянных представителей в МИД России 12 июля 2002 г.
№ 14. О некоторых вопросах регулирования условий труда работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. № 1337
№ 15. Вопросы финансового и материального положения Министерства иностранных дел Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. № 1029
№ 16. Правила внутреннего трудового распорядка для работников центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждены приказом по МИД России от 5 января 1996 г. № 76 А
№ 17. Положение о Департаменте кадров Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 13 августа 1996 г. № 6369
№ 18. Структура Департамента кадров МИД России
№ 19. Положение о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 14 августа 1996 г. № 6430
№ 20. Положение о Правовом департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 13 марта 1998 г. № 2053
№ 21. Положение о Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России
от 4 ноября 1996 г. № 9304
№ 22. Положение о порядке приема в МИД России выпускников высших учебных заведений, впервые поступающих на государственную службу. Утверждено приказом по МИД России от 14 марта 2001 г. № 2467
№ 23. Порядок представления руководящих дипломатических работников загранучреждений и центрального аппарата МИД России и его представительств на территории Российской Федерации к присвоению дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла и Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса. Утверждено приказом по МИД России от 11 февраля 1999 г. № 1294
№ 24. Положение о ротации дипломатических кадров. Утверждено приказом по МИД России от 6 июля 1994 г. № 3521
№ 25. Положение о кадровом резерве МИД России. Утверждено приказом по МИД России от 4 августа 1998 г. № 9140
№ 26. Об усилении трудовой дисциплины в коллективах загранучреждений МИД. Приказ по Министерству иностранных дел Российской Федерации от 16 мая 1997 г. № 4703
№ 27. Положение о работе с ветеранами дипломатической службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 1 декабря 1999 г. № 14329
[1]Шмидт С.О. Российское государство в середине XVI столетия. М., 1984. С. 96-97.
[2] Интересно отметить, что название «дьяк» пришло из церковного лексикона, так же, как и в Италии первые светские дипломатические агенты заимствовали свои названия — «нунции, легаты» из реестра дипломатической службы Ватикана. Это было связано и с тем, что в те времена именно церковники были наиболее грамотными, знающими иностранные языки людьми.
[3] Белокуров С.А. О Посольском приказе. М., 1906. С. 49.
[4] Langhorn R. The Practice of Diplomacy: Its Evolution, Theory and Administration. Routledge, 1995. Ch. 6. P. 14.
[5] См.: История внешней политики России. М., 1998. С. 259.
[6] В Париже, Мадриде, Гааге в год утверждения штата российских представителей не было.
[7] Примером могут служить договоры с Китаем 1858 г. и с Бухарой 1868 г.
[8] В МИД не любили пожилых «аутсайдеров», т. е. чиновников других ведомств, стремившихся попасть на высшие дипломатические должности. В связи с этим был установлен возрастной ценз.
[9] Должности переводчиков главных европейских языков в МИД не было.
[10] МИД был одним из самых малочисленных ведомств: в центральном аппарате вместе с нештатными служащими работало не более 200 сотрудников, за границей находилось около 700 человек.
[11] Троцкий был снят с поста наркома 8 апреля 1918 г. за срыв переговоров о мире с Германией. Как можно судить по воспоминаниям лиц, его знавших, он не особо тяготел к дипломатии и понимал свои обязанности весьма узко, как необходимость выполнять мало импонирующее ему поручение руководства страны.
[12] Во время формирования Наркоминдела Г.В.Чичерин, находился в английской тюрьме за свою революционную деятельность. В январе 1918 г. советское правительство добилось его возвращения на родину и по предложению В.И.Ленина он был назначен «товарищем» (заместителем) наркома иностранных дел. 9 апреля 1918 г. он был назначен и.о. наркома, а 30 мая 1918 г. народным комиссаром иностранных дел.
[13] Ленин В.И. Поли. Собр. Соч. Т. 45. М, 1975. С. 447.
[14] Термин, обозначавший группу приграничных с Россией стран: Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Польши.
[15] Это создавало определенные неудобства. И хотя такой порядок соблюдался долгое время, в конце концов было решено вернуться к общепринятым наименованиям дипломатических представителей, что было оформлено Указами Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. и 11 февраля 1981 г.
[16] Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. М. 1923. № 10.
[17] Приводится по: Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР. М., 1995. С. 266-267.
[18] Канада в эти годы не поддерживала дипломатических отношений с СССР, хотя в 1924 г. и признала его де-юре. Официальные дипломатические отношения между обеими странами сначала на уровне миссий, затем с преобразованием в посольства были установлены только в июне 1942 г. Тем не менее вопросы, связанные с политикой этой страны, входили в компетенцию территориального отдела.
[19] В первоначальной редакции Указа вместо слова «классы» стояло слово «ранги», что привело к неправильному толкованию Указа даже в энциклопедической литературе. Спустя 40 лет в первоначальный текст было внесено изменение: слово «ранги» было заменено на слово «классы».
[20] В 1953 г. эта форма была отменена с сохранением только несколько измененной парадной формы Послов и Посланников.
[21] При министре продолжал действовать совещательный орган — Коллегия МИД CCCР.
[22] См.: Государственная служба / Под ред. А.В.Оболонского. М., 1999. С. 10.
[23] См.: «Об основах государственной службы Российской Федерации». Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119 — ФЗ с изменениями, внесенными федеральными законами от 18 февраля 1999 г. № М 35—ФЗ и от 7 ноября 2000 г. № 135—ФЗ. Ст. 2. Приложение № 1.
[24] Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекций. Часть 1. М., 2000. С. 16.
[25] См.: Дипломатический вестник. 2001. № 8. С. 131, 132.
[26] См.: Российская дипломатия: История и современность // Материалы научно-практической конференции, посвященной 450-летию создания Посольского приказа. М, 2001. С. 387.
[27] См.: Брокгауз А.Ф., Ефрон ИЛ. Энциклопедический словарь. СПб., 1900. С. 437.
[28] См.: Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 205-206, 319-321; 339-341, 475-485, 490-495.
[29] Государственная должность — это специальное правовое (юридическое) установление, определяющее содержание, возможности и объем участия человека в реализации компетенции государственного органа власти. Соответственно, государственная должность дипломатической службы — это государственная должность федеральной государственной службы, учреждаемая в системе Министерства иностранных дел для осуществления полномочий внешнеполитического ведомства в сфере международных отношений.
[30] См.: Приложение № 6.
[31] См.: Камбон Ж. Дипломат. М., 1946. С. 11.
[32] Прежде всего, это положения о верховенстве Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России (ст. 4. ч. 2), единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 5.ч. 3), приоритете прав и свобод человека и гражданина (ст. 18), об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2), разделении власти (ст. 10), равном доступе граждан к государственной службе (ст. 32. ч. 4), обязанностях должностных лиц (ст. 24, ч. 2, ст. 41, ч. 3, ст. 46. ч. 2) и др.
[33] См.: Приложение № 1.
[34] См.: Указы «Об утверждении перечней должностей федеральной государственной службы Российской Федерации»; «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы», «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы», «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего», «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим», «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих», «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих», «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы», «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы», «О денежном содержании федеральных государственных служащих», «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и другие.
[35] См.: Постановления Правительства Российской Федерации «Вопросы финансового и материального положения Министерства иностранных дел Российской Федерации» от 5 апреля 1999 г. № 373; «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 13 сентября 1994 г. № 1047; «О Межведомственной комиссии по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 11 августа 1995 г. № 1462; Приказ Министра общего и профессионального образования Российской Федерации «Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих» от 25 декабря 1995 г. и другие.
[36] См.: Статистический бюллетень. М, 2001. № 4(78). С. 11.
[37] См.: Приложение № 2.
[38] См.: Примаков Е.М. Годы в большой политике. М., 1999. С. 216.
[39] Концепция утверждена Президентом Российской Федерации 28 июля 2000 г. В Концепции дается анализ международной обстановки к началу XXI в., оценка ситуации, складывающейся вокруг Российской Федерации, обозначены принципы и приоритеты ее внешнеполитического курса, механизмы его реализации.
[40] Министерства иностранных дел имеются практически во всех государствах, хотя некоторые из них носят и другие названия. В США оно именуется Государственным департаментом, возглавляемым государственным секретарем. Во Франции — Министерством внешних сношений, в Англии — Министерством иностранных дел и по делам содружества, в Швейцарии — Федеральным департаментом иностранных дел, в Ливии — Главным народным комитетом по внешним связям и международному сотрудничеству. Однако функции их в основном совпадают и сводятся к повседневной деятельности по осуществлению внешнеполитических задач своего государства.
[41] См.: Приложение № 3
[42] Далее будем именовать загранпредставительствами.
[43] Далее будем именовать подведомственными организациями.
[44] См.: О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. N° 417. Выписка // Дипломатический вестник. 2002. №6. С. 11.
[45] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 12. Ст. 1061.
[46] На 30 мая 2002 г. представительства МИД России открыты в Архангельске, Астрахани, Барнауле, Биробиджане, Владивостоке, Владикавказе, Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Йошкар-Оле, Калининграде, Краснодаре, Красноярске, Майкопе, Махачкале, Минеральных водах, Мурманске, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Пскове, Самаре, Санкт-Петербурге, Сочи, Сыктывкаре, Улан-Удэ, Уфе, Хабаровске, Чите, Южном Сахалине. В процессе открытия: в Благовещенске, Казани, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Петропавловске-Камчатском, Ростове-на-Дону.
[47] Дальнейшее изложение структуры дается по состоянию на январь 2000 г.
[48] См.: Приложения № 12.
[49] Департамент международных организаций занимается только вопросами, связанными с деятельностью Организации Объединенных Наций, а также ряда организаций, ей подотчетных. Вопросы деятельности таких организаций, как Совет Европы, Европейский Союз, Организация по безопасности и сотрудничестве в Европе и даже НАТО входят в компетенцию Департамента общеевропейского сотрудничества. Деятельность такой специализированной организации ООН как ЮНЕСКО отнесена к функциям Секретариата Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
[50] См.: Приложение N° 20.
[51] См.: Приложение № 19.
[52] См.: Приложения № 3, 8, 10, 11.
[53] См.: Приложение № 14.
[54] Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции был подписан 16 февраля 1989 г. Ратификационная грамота передана на хранение Генеральному Секретарю ООН 15 марта 1989 г.
[55] Первые российские консульства были учреждены в Амстердаме в 1707 г. и в Вене в 1718 г.
[56] Собрание циркуляров МИД по Департаменту внутренних сношений.
СПб., 1904. С. 229.
[57] Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. Ратификационная грамота депонирована Генеральному Секретарю ООН 25 марта 1964 г.
[58] Ноты МИД России от 3 и 13 января 1992 г.
[59] Дипломатический вестник. 2000. № 10. С. 106.
[60] См.: Конвенция 1961 г. п. 3 ст. 41; Конвенции 1963 г. п. 2 ст. 55.
[61] См.: Венская Конвенция о дипломатических представительствах 1961 г. п. 1 ст. 1.
[62] См.: Конвенции 1961 г. п. 1 ст. 22.
[63] Так гласит п. 2 ст. 31 Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г.
[64] Например, в федеральном бюджете ФРГ имеется статья «исключительные возмещения», которой предусматривается возмещение на основе взаимности ущерба, причиненного демонстрантами представительствам других государств в ФРГ.
[65] Вализа (фр. valise — чемодан) — опечатанный в установленном порядке почтовый мешок, ящик или чемодан дипломатического или консульского курьера.
[66] Таких серий две: «СД» — выделяется для автомашин глав дипломатических представительств (фон красный, надписи белые); «Д» — выделяется для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов диппредста-вительств, консульских учреждений, международных (межгосударственных) организаций и их сотрудников, аккредитованных при МИД Российской Федерации; (фон красный, надписи белые); «К» — для автомашин, принадлежащих остальным сотрудникам представительств, а также для машин, принадлежащих зарубежным органам печати, радио, ТВ, аккредитованным при МИД Российской Федерации, а также представительствам зарубежных банков и фирм, их сотрудникам, аккредитованным при различных министерствах и ведомствах РФ (фон желтый, надписи черные). Спецзнаки ежегодно возобновляются (перерегистрируются).
[67] Реквизиция — принудительное отчуждение за плату или временное изъятие государством пребывания имущества, принадлежащего консульским учреждениям, а также консульским должностным лицам и членам их семей.
[68] В статьях 29—35 говорится о неприкосновенности личности дипагента и его частной резиденции, об иммунитете дипагента от уголовной, гражданской и административной ответственности, об освобождении дипагента от налогов, сборов и пошлин, от всех трудовых и государственных повинностей.
[69] Так, например, установление дипломатических отношений между бывшим Советским Союзом и США было оформлено в ноябре 1933 г. обменом личными письмами между М.МЛитвиновым, являвшимся в то время народным комиссаром по иностранным делам СССР, и президентом США Ф.Д.Рузвельтом. Другим примером служит подписанное в Лондоне в июне 1942 г. соглашение об установлении дипломатических отношений между Советским Союзом и Канадой, под которым поставили свои подписи И.М.Майский, являвшийся послом СССР в Великобритании, и Верховный Уполномоченный Канады в Англии Мэссей. Наиболее употребительной формой в настоящее время стала публикация согласованного коммюнике.
[70] См.: Приложения №8,9,11.
[71] Так, дипломатическое представительство Ливии в Москве именуется Народным комитетом Народного бюро (а его глава — секретарем). Страны Содружества обмениваются между собой Верховными Комиссарами, которые эквивалентны классу послов.
[72] В некоторых странах посланники именуются полномочными министрами.
[73] Charge d'Affaires en pied (сокр. Charge d'Affaires e.p.) или Charge d'Affaires avec lettres (фр.).
[74] Charge d'Affaires ad interim (сокр. Charge d'Affaires a.i.).
[75] В связи с этим в дальнейшем материал раздела будет излагаться приме-нительно к классу посла.
[76] Статусом «персоны грата» пользуются все дипломатические сотрудники представительства.
[77] Иногда задержка в агремане бывает проявлением своего рода ответа (реторсией) на такую же задержку на запрос агремана со стороны государства аккредитования в прошлом. Время для ответа на запрос агремана Венской Конвенцией не определено.
[78] Полномочия постоянного поверенного в делах выдаются министром иностранных дел аккредитующей страны и вручаются министру иностранных дел страны аккредитования.
[79] Введена Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным.
[80] По Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. о дипломатических сношениях 1961 г. глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала относятся к категории дипломатических агентов (ст. 1 п. «е»)
[81] В настоящее время многие посольства нанимают сотрудников обслуживающего персонала также из числа местных граждан.
[82] Включение в список военных атташе и их помощников может быть и иным, например, на принципе взаимности, т.е. договоренности со страной пребывания с учетом дипломатического списка ее Посольства в аккредитующем государстве.
[83] Старшие дипломатические сотрудники иностранных посольств, замещающие послов на время их отсутствия или болезни.
[84] В очень больших посольствах протокольную работу может возглавлять дипломат и более высокого ранга: второй и даже первый секретарь.
[85] В задачу ЮНЕП входит организация, стимулирование и координация международного сотрудничества по борьбе с загрязнением и иными видами ущерба, наносимого окружающей среде; содействие разработке и координация осуществления политики и программ рационального использования природных ресурсов и окружающей среды; деятельность в области международно-правового регулирования, сбора и распространения информации, подготовки кадров и создания национальных органов по охране окружающей среды.
[86] См.: Иванов И.С. Внешняя политика и мир. Статьи и выступления. М., 2000. С. 140-148.
[87] Вступила в силу 18 марта 1967 г., СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.
[88] Прежде всего, федеральными законами «О гражданстве Российской Федерации», «О нотариате Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и др.
[89] См.: Приложения № 3, 8, 10.
[90] См.: Приложение № 10.
[91] См.: Российская газета. 17 июля. 2002.
[92] Это в равной мере касается судов речного флота, средств автомобильного и железнодорожного транспорта России.
[93] См.: Путин В.В. Несмотря ни на какие проблемы и потери, потенциал нашей страны остается огромным. Выступление на Совещании послов и постоянных представителей в МИД России 12 июля 2002 г. (Приложение № 13).
[94] См.: Российская газета. 2001. 4 апреля.
[95] См.: Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 3—11.
[96] Иммунитеты и привилегии главы и дипломатического персонала постоянного представительства государства при региональных и субрегиональных международных организациях регламентируются соответствующими правовыми актами этих организаций и, в основном, аналогичны действующим в рамках вышеназванной Венской Конвенции 1975 г.
[97] Названный так по месту проведения учредительной встречи (г. Вассенаар, Нидерланды, 1995 г.) международный механизм по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения. Создан в июле 1996 г. на базе Координационного комитета по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ) с полноправным участием России.
[98] Было открыто в 1989 г. как Постпредство СССР при Евросоюзе.
[99] Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М, 1995. С. 128-129.
[100] 2 Выпускники, окончившие вуз с отличием, могут назначаться на должность атташе с выдачей дипломатического паспорта при выезде в РЗУ.
[101] См.: Иванов И.С. Выступление на встрече с молодыми специалистами // Дипломатический вестник. 2001. № 10. С. 101; Он же. Дипломатическая служба как она есть // Российская газета. 2002. 14 марта.
[102] См.: Правила внутреннего трудового распорядка для работников центрального аппарата МИД России. Раздел III. Приложение № 16.
[103] См.: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». Ст. 6; Указ Президента Российской Федерации «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службе» от 30 января 1996 г. № 123.
[104] См.: Приложение № 23.
[105] См.: Энциклопедический словарь работника кадровой службы / Под ред. В.А.Анисимова. М., 1999. С. 233-234.
[106] См.: Дипломатический вестник. 2001. № 10. С. 102.
[107] См.: Дипломатический вестник. 2001. № 8. С. 131, 132.
[108] Иванов И.С. Диапломатическая служба как она есть // Российская газета. 2002. 14 марта.
[109] См.: Иванов И.С. Выступление в МГИМО(У) 1 сентября 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 10. С. 106.
[110] См.: Сборник материалов по консульским вопросам. Т. 1. Документы и нормативные акты. М., 1997. С. 194—251.
[111] См.: Приложение № 7.
[112] В качестве примера см.: Приложения № 17, 18, 19, 20, 21.
[113] Всероссийские курсы иностранных языков МИД России.
[114] См.: Приложение № 20.
[115] См.: Положение о ротации дипломатических кадров, утвержденное приказом по МИД России от 6 июля 1994 г. № 3521 // Приложение № 24.
[116] См.: Государственная служба. Сборник нормативных актов. М., 2001. С. 115.
[117] См.: Приложение № 6.
[118] Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонал. М., 1995. С. 128-129.
[119] Выпускники, окончившие вуз с отличием, назначаются на должность атташе с выдачей дипломатического паспорта при выезде в РЗУ.
[120] См.: Приложение № 22.
[121] См.: Дипломатический вестник. 2001. № 10. С. 101.
[122] Приказ по МИД России «О новой редакции типовых проектов трудовых договоров (контрактов)» от 28 февраля 2000 г. № 1816.
[123] Приказ по Минздраву СССР от 1 июня 1988 г. № 444.
[124] Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. № 1337 (ст. 4.).
[125] См.: Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 321.
[126] Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах регулирования условий труда работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей» от 2 декабря 1994 г. № 1337 (ст. 3) // Приложение № 14.
[127] Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. № 1337 (ст. 1).
[128] См.: Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 2002. 18 апреля.
[129] Иванов КС. Внешняя политика России и мир. Статьи и выступления. М, 2000. С. 7.
[130] См.: Приложение № 16.
[131] По состоянию на 1 сентября 2001 г.
[132] Ежегодно Дипломатическую Академию по системе второго и дополнительного образования заканчивают до 200 человек, по системе повышения квалификации — 400 человек (См.: Дипломатический вестник. 2000. № 7. С. 91).
[133] См.: Приложение № 18.
[134] См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 23. Ст. 2501.
[135] Положение о порядке формирования, ведения, хранения и передачи в архив личных дел сотрудников МИД России, утвержденное приказом по МИД России от 19 сентября 1997 г. № 1145.
[136] Согласно Инструкции «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» от 28 октября 1995 г. № 1050.
[137] См.: Собрание законодательства РФ. 1997. № 20. Ст. 2239.
[138] В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Приложение № 1.
[139] См.: п. 1 Указа Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 марта 1998 г. № 983 // Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 205.
[140] Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 479.
[141] 1 См.: Лаптев В.Б. Дипломатическая академия МИД России в системе высшего профессионального образования // Дипломатический ежегодник. 2000. С. 335.
[142] См.: Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих. Сборник нормативных и методических материалов. Вып. I. С. 104-114.
[143] Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 1999 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 2. С. 15.
[144] Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 135.
[145] См.: Ашин Г.К. Политическое лидерство: Оптимальный стиль // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 121—122.
[146] Толстой Л.Н. Собрание сочинений. Т. VIII. М., 1984. С. 20.
[147] См.: Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 // Приложение № 2.
[148] См.: Шепель В.М. Управленческая психология. М, 1984. С. 174.
[149] См.: Путин В.В. Выступление на Совещании послов и постоянных представителей в МИД России 12 июля 2002 г. // Приложение № 13.
[150] См.: Приложение № 21.
[151] См.: Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990. С. 17.
[152] Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекций. Часть 1. М, 2000. С. 36.
[153] См.: Приложение № 1.
[154] См.: Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1306.
[155] См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1164.
[156] См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1163.
[157] Ставки должностных окладов даны с учетом 50%-й и 20%-й индексаций, проведенных соответственно в 1999 и 2000 гг.
[158] См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 173.
[159] См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 18. Ст. 2022.
[160] См.: Собрание законодательства РФ. 2000. № 5. Ст. 527.
[161] См.: Собрание законодательства РФ. 2002. № 26. Ст. 2573.
[162] См.: Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5912.
[163] См.: Собрание законодательства РФ. 2001. № 36. Ст. 3540.
[164] См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 9. Ст. 789.
[165] См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 20. Ст. 1895.
[166] См.: Собрание законодательства РФ. 1997. № 36. Ст. 4130.
[167] См.: Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
[168] См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N° 26. Ст. 2571.
[169] См.: Собрание законодательства РФ. 2002. № 26. Ст. 2577.
[170] См.: Собрание законодательства РФ. 2001. № 20. Ст. 2000.
[171] См.: Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5012.
[172] См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N° 17. Ст. 1963.
[173] См.: Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3753.
[174] См.: Российская газета. 1993. 21 сентября; Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Ст. 4673.
[175] См.: Собрание законодательства РФ. 2000. № 4. Ст. 388.
[176] См.: Собрание законодательства РФ. 1994. № 25. Ст. 2718.
[177] См.: Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. М., 1997. С. 195.
[178] См.: Путин В.В. Несмотря ни на какие проблемы и потери, потенциал нашей страны остается огромным. Выступление на Совещании послов и постоянных представителей МИД России 12 июня 2002 г.
[179] См.: Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271. Об утверждении «Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации»
[180] См.: Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г., № 1497. Об утверждении «Положения о Посольстве Российской Федерации»
[181] См.: Делопроизводство в системе государственного управления. Учебно-практическое пособие / Отв. ред. Е.В.Охотский. М., 2001. С. 234.
[182] Международная жизнь. 2000. № 8—9. С. 3—14.
[183] Распоряжение Президента Российской Федерации от 8 июня 1998 г. № 215 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 24. Ст. 2725; Постановление Правительства от 24 июня 1998 г. № 626 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 27. Ст. 3210.
[184] Внешняя культурная политика России — год 2000. Тезисы // Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 76—77.
[185] Дипломатический словарь. Т. 1. М., 1984. С. 327.
[186] См.: Камбон Ж. Дипломат. М, 1946. С. 53.
[187] Распоряжение № 162 от 23 февраля 1993 г.
[188] См.: Дипломатический вестник. 2000. № 10. С. 106.
[189] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N° 7. Ст. 30. Позже в него вносились поправки и изменения. См. федеральные законы от 13 января 1995 г. № 6-ФЗ, от 6 июня 1995 г. № 87-ФЗ, от 19 июня 1995 № 114-ФЗ, от 27 декабря 1995 г. №211-ФЗ.
[190] Цит. по: Хавратович И.М. Чичерин Г.В. М, 1980. С. 72.
[191] См.: Делопроизводство в системе государственной службы. М., 2001. С. 252.
[192] См.: Морозов Г.И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М., 1974. С. 249.
[193] См.: Report on Standards of Conduct in the International Civil Service. P. 9.
[194] Цит. по: Эгон Ф. Раншофен-Вертхаймера Международный секретариат. Фонд Карнеги. 1945.
[195] Сэр Эрик Друммонд (1876—1951 гг.) — «первый международный гражданский служащий». С 1900 г. находился на британской дипломатической службе в качестве личного секретаря премьер-министра Герберта Эсквита и позднее министров иностранных дел Эдварда Грея и Артура Бальфура.
[196] Морозов Г.И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М.: Мысль, 1974. С. 250-251
[197] The International Civil Service Commission. A Quarter-Century Serving the United Nations Common System. NY. P. 10.
[198] Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962. С. 74.
[199] Попов В.И. Современная дипломатия, теория и практика. М., 2000. С. 275.
[200] Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962. С. 81—82.
[201] Там же. С. 82.
[202] Никольсон Г. Указ. соч. С. 86.
[203] Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекция. Часть 1: Дипломатия — наука и искусство. М., 2000. С. 14.
[204] Петров В.П., Владимиров Ю.В. Кэ д'Орсэ. М., 1966. С. 67.
[205] Конституция Франции 1958 г. Ст. 11.
[206] Конституция Франции 1958 г. Ст. 11.
[207] Ведрин Ю. Выступление в Национальном собрании Франции при представлении бюджета МИД на 2000 г. // Личный архив автора.
[208] Audition du ministre des Affaires etrangeres, M.Hubert Vedrine, par le Senat, Paris, 9 decembre 1999 // Личный архив автора.
[209] См.: Diplomatic Service Order in Council 1991. Civil Service Commissioners Report. London: HLSO, 1991. P. 37-41.
[210] Henkin Louis. Foreign Affairs and the United States Constitution. Second edition. Oxford: Clarendon Press, 1997. P. 317-319.
[211] Цит. по: Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М., 1987. С. 18.
[212] East Maurice A. and Dillery Edward C. The United States. The State Department's Post-Cold War Status in Foreign Ministries. Change and Adaptation / Ed. by B.Hocking, Houndmills. L.: MacMillan Press, 1999. P. 228.
[213] The Diplomatic Service List 1997. L.: HMSO, 1997. P. 15-82.
[214] Reinventing Diplomacy in the Information Age. Center for Strategic and International Studies. Wash., D.C., 1998. P. 157.
[215] См.: Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961. С. 130.
[216] David Allen. United Kingdom. The Foreign and Commonwealth Office. «Flexible, responsive and proactive?» in Foreign Ministries. 1999. P. 210.
[217] Lenkins S., Sloman A. With Respect, Ambassador. An Enquiry into the Foreign Office. L.: BBC, 1985. P. 28.
[218] См.: Гайко Сэйсё. Синяя книга по внешней политике. На японском языке. Токио, 2001. С. 174.
[219] См.: Гайко Сэйсё. Указ. соч. С. 176.
[220] См.: Гайко Сэйсё. Указ. соч. С. 175.