Понятие, цели, принципы и источники международного экономического права
МЭП – отрасль МП, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами МП
Предмет МЭП – международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, другими субъектами МП
Субъекты. Исходя из понимания МЭП как отрасли МП логично, что субъекты МЭП те же, что и субъекты МП
Цели МЭП:
1. Содействие экономическому прогрессу всех народов
2. Создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами
3. Повышение уровня жизни, полной занятости населения в условиях экономического и социального прогресса
Принципы:
1. Право государств свободно определять свою внешнеэкономическую политику – регулировать внешнюю торговлю с помощью таможенных пошлин
2. Принцип свободы торговли – свобода ввоза-вывоза товаров без какого бы то ни было ограничения
3. Принцип квотирования импорта и экспорта товаров – право ограничения ввоза или вывоза товаров в течение определенного периода времени определенным количество
4. Принцип запретительно-разрешительного ввоза-вывоза – система лицензирования
5. Право установления государственной монополии внешней торговли отдельными товарами
6. Принцип недискриминации международных отношениях – производных от принципа суверенного равенства государств
7. Принцип всеучастия – полное и эффективное участие государств в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах на основе равенства
8. Принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью
9. Принцип преференциального режима для развивающихся стран – создание режима таможенных льгот
10. Принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих выхода к нему
Источники:
1. Акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики - Устав ГАТТ
2. торговые соглашения - Соглашение между правительствами РФ и Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве 1993 г
3. соглашения о научно-техническом сотрудничестве - Соглашение между правительствами РФ и Египта об экономическом и техническом сотрудничестве 1994
4. соглашения о международных расчетах и кредитах - Соглашение между правительствами России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г
5. соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам - Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией 1995 г
6. соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера - Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (Россией не ратифицирована)
Большую роль в международных экономических отношениях играют документы международных неправительственных организаций, например, Международной торговой палаты - Правила Инкотермс. Имея характер рекомендаций, указанные документы становятся обязательными для участников внешнеэкономических отношений в случае прямого указания на это в национальном законодательстве и/или в контракте
48. Международный экономический договор: понятие, виды, значение. ГАТТ. ВТО.
Основной международно-правовой формой регулирования международных экономических отношений являются международные договоры, так как
1. в международном договоре можно четко определить права и обязанности сторон и последствия их неисполнения
2. с помощью международного договора можно сравнительно быстро урегулировать свои экономические отношения и вовремя отреагировать на изменения в мировой экономике
Международный договор - это юридические акты между двумя или несколькими государствами относительно установления или изменения их прав и обязанностей в области их взаимных экономических отношений
Признаки:
1. добровольность и равноправие заключения этих договоров
2. не противоречие их общепризнанным нормам МП
3. закрепление в них как основных принципов МП в качестве руководящих начал регулирования экономических взаимоотношении
По объекту регулирования:
1. договоры, определяющие международно-правовой режим экономических связей
2. Договоры, регулирующие движение товаров и услуг через государственные границы
a. торговые соглашения
b. соглашения об оказании услуг
c. соглашения о научно-техническом сотрудничестве
3. Договоры, регулирующие движение капиталов через государственные границы
4. Договоры, регулирующие валютно-финансовые отношения между странами
5. Соглашения о международном регулировании цен на сырьевые товары
6. Соглашения о международном регулировании производства
Центральное место в международных таможенных организациях занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГААТ). ГААТ вступило в силу в 1948 году. Сегодня входит 130 государств, в том числе и Россия. Функции ГААТ заключаются в регулировании торговой политики государств, подготовке и принятии соглашений по экономическим вопросам, урегулировании межгосударственных споров
Члены ГАТТ, в частности, обязались сокращать таможенные пошлины и сборы, унифицировать процедуру их взимания, принимать меры к сближению систем национального хозяйственного законодательства, предоставление преимуществ в торговле развивающимся странам
В 1994 году было подписано соглашение, предусматривающее создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО)
Основная цель ВТО - содействие экономическому сотрудничеству государств в интересах повышения жизненного уровня путем обеспечения полной занятости, роста производства и торгового обмена товарами и услугами, оптимального использования источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития, охраны окружающей среды
Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей всех государств-членов. Созывается раз в 2 года. Исполнительный орган - Генеральный совет. Организационной деятельностью занимается Секретариат ВТО.
49. Государственная территория: понятие, состав, юридическая природа. Государственная территория РФ
Государственная территория – территория, которая находится под суверенитетом государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство
В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей
Сухопутной территорией государства является суша в пределах его границ
Водная территория – внутренние воды и территориальное море. Внутренне море по Конвенции ООН по морскому праву относятся:
1. морские воды
2. воды портов
3. воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, исторические заливы
Внутренние воды – воды рек, озер и иных водоемов в пределах одного государства
Территориальное море – полоса прибрежных морских вод, ширина которой не должна превышать 12 морских миль
В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине
Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ
Согласно МП юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое про странство объектами и их экипажами.
Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами.
Согласно современному МП никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ
Согласно Конституции РФ, суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей ее территории. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории
В соответствии с Конституцией территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними
50. Государственные границы: понятие, виды, способы установления, режим, Государственная граница РФ
Государственная граница – линия и по проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющая государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распорастраняются
Различают:
1. Сухопутные
a. Орографические – проводятся с учетом рельефа местности
b. Геометрические – устанавливаются по прямой линии, проведенной между 2 точками
c. Астрономические –устанавливаются по меридианам и паралеллям
2. Водные
a. Речные – устанавливаются по соглашению прибрежных государства и проводятся по линии наибольшей глубины, либо по середине реки
b. Озерные – по прямой, соединяющей выходы сухопутных границы государства к берегам водоема
c. Границы водоемов – аналогично b
d. Морские – внешние пределы его территории морей смежных и противолежащих государств
3. Воздушные
a. Боковые – вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суши или морю
b. Высотные – горизонтальная плоскость на высоте 96 км
Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и ≪исторически сложившиеся границы≫, признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.
Существуют следующие основания изменения государственной границы:
1. осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые
2. обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы
3. обмен небольшими участками в случае демаркации границы
Государственная граница устанавливается путем:
1. демаркации - уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов
2. Редемаркация - проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков
3. делимитации - установления границы между государствами впервые
В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством устанавливаются следующие режимы:
Охрана Государственной границы означает введение в действие соответствующих правовых режимов:
1. Режим Государственной границы– совокупность общих правил, устанавливающих порядок ее содержания, пересечения гражданами и ТС, перемещения через границу товаров и животных, ведения на ней хозяйственной, промысловой и иной деятельности, разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением режима границы
2. Пограничный режим– служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы
Пограничная зона –часть территории РФ, непосредственно прилегающая к государственной границе на всем протяжении. Ширина зоны устанавливается до 5 км. В соответствии с требованиями режима государственной границы ее пересечении осуществляется через пункты пропуска – территория в пределах ж\д, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный и другие виды контроля и пропуск через государственную границы лиц, ТС, товаров и животных
3. Режим в пунктах пропуска через государственную границу– совокупность правил въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, ТФ, ввоза, нахождения и вывоза товаров и животных. Этот режим необходим для осуществления пограничного, таможенного, санитарного, ветеринарного и иных видов контроля
Одним из существенных элементов суверенитета является наличие государственной границы З «О Государственной границе РФ»
Государственная граница – линию и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ
51. Особенности международно-правового режима Арктики и Антарктики
Арктический регион исторически разделен на секторы владения приарктических государств, хотя и существуют предложения интернационализации Арктики, пока не нашедшие поддержки. В 1921 Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 СССР было принято аналогичное решения, но архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 года он принадлежит Норвегии
К режиму полярных секторов прибегли. К режиму полярных секторов прибегли Норвегия, Дания. Все территории (в т.ч. неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Но водная поверхность в пределах Арктики является открытым морем. Государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Т.о. существуют как территориальные, так и открытые моря в Арктики
Особенности Российского сектора. В 1920 Нота МИД РСФСР Норвегия закрепляла права ССС на Белое море, Декретом СНК РСФСР 1921 – на Баренцево, Карское, Лаптевых и Восточно-сибирское – это моря заливного типа и внутренние национальные морские пути Росссии. Это основано на ряде причин:
1. Большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север
2. Русское государство в течение 3 веков владело Карским морем (царские указы)
3. Они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана многочисленными островами и архипелагами
В целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 закрепило право государств принимать меры по предотвращения загрязнения морских вод Арктики
В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее соглашение о сохранении белых медведей, советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике, советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях. Финляндия, Швеция, Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона
Антарктика – южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60 параллели южной широты
Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. В системе Договоры об Антарктике – стороны отказали от любой основы для претензий на территориальный суверенитет. Правовую основу составляет международное право, на территориях судов или полярных баз действует право их флага
Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике 1959. Согласно Договору, Антарктика является международной территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также демилитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Антарктика объявлена безъядерной зоной.
В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Но подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств. Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили, Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики международной территорией
В настоящий момент эти претензии заморожены, т.е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике
В рамках договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государством. В 1991 году Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет. Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике - Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года. Оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике