Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития
1. Определение природы и человека.
2. Определение культуры
3. Концепции взаимодействия общества и природы.
3.а) История развития отношений человечества и природы
3.б) Точки зрения на роль человека в природе.
3.в) Примеры взаимодействия общества и природы.
4. “Глобальные проблемы” человечества.
5. Общие подходы к решению экологических проблем.
5.а) Пути решения проблем в разных странах.
5.б) Всемирные организации по защите окружвющей среды.
5.в) Идея коэволюции.
Цель и смысл жизни
1.Понятие цель жизни
2.Содержание цели жизни
3.Понятие смысла жизни на протяжении человеческой истории
3.1. В античные времена
3.2. В Средние века
3.3. В эпоху Ренессанса
3.4. В новое время
4. Три измерения смысла жизни
4.1. Прошлое (ретроспекция)
4.2. Настоящее (актуализация)
4.3. Будущее (проспекция)
5. Концепция смысла жизни
5.1. Аскетизм
5.2. Гедонизм
5.3. Прагматизм
5.4. Утилитаризм
5.5. Эвдемонизм
5.6. Этика долга
6. Проблемы смысла жизни
6.1. Объективная сторона
6.2. Субъективная сторона
7.Изменчивость цели и смысла жизни на протяжении жизни человека
Деятельность
1. Понятие деятельность как единственный способ бытия человека
2. Отличия деятельности человека от активности животного
2.1.Деятельность человека
2.1.1.Масштабное преобразование природы
2.1.2.Целеполагание в деятельности
2.1.3.Сознательная постановка целей, умение анализировать
2.1.4.Изготовление орудий труда
2.1.5.Творческий, созидательный характер
2.2.Активность животного
2.2.1.Приспособление к условиям среды
2.2.2.Целесообразность в поведении
2.2.3.Подчинение инстинкту
2.2.4.Воздействие на среду органами тела
2.2.5.Потребительский характер деятельности
3.Основные компоненты деятельности
3.1.Мотив
3.2.Цель
3.3.Средства и способы достижения
3.4.Действия
3.5.Результат
4.Виды деятельности и их отличительные черты
4.1.Игра
4.2.Общение
4.3.Труд
4.4.Познание
5.Классификация деятельности
5.1.По субъектам
5.1.1.Индивидуальная
5.1.2.Коллективная
5.2.По характеру деятельности
5.2.1.Репродуктивная
5.2.2.Творческая
5.3.В соответствии с правовыми нормами
5.3.1.Законная
5.3.2.Незаконная
5.4.В соответствии с моральными нормами
5.4.1.Моральная
5.4.2.Аморальная
5.5.По общественному прогрессу
5.5.1.Прогрессивная
5.5.2.Реакционная
5.6.Зависимость от сфер общественной жизни
5.6.1.Экономическая
5.6.2.Политическая
5.6.3.Социальная
5.6.4.Духовная
5.7.По особенностям проявления человеческой активности
5.7.1.Внешняя
5.7.2.Внутренняя
5.8.Материальная
5.8.1.Материально-производственная
5.8.2.Социально-преобразовательная
5.9.Духовная
5.9.1.Познавательная
5.9.2.Ценностно-ориентировочная
5.9.3.Прогностическая
6.Роль деятельности в жизни человека
295 «Свобода и ответственность.»
1. Что такое свобода и ответственность?
2. Виды свободы:
а) экономическая
б) политическая
в) духовная
г) гносеологическая
3. Свобода как познанная необходимость. Понятие необходимости.
4. Отражение относительного характера свободы – ответственность.
а) наличие долга и совести
б) умение осуществлять самоконтроль
в) самоуправление
5. Ограничение свободы личности. Ответственность за поступки.
6. Роль свободы в современном российском обществе. Ответственность, отраженная в конституции РФ.
296 «Человек, индивид, личность.»
1. Что такое человек? Что такое индивид? Что такое личность?
2. Человек – биосоциальное существо:
а) биологическая природа человека
б) социальная природа человека
4. Индивид как конкретный человек. Различия индивидов благодаря:
а) темпераменту
б) характеру
в) психике
г) самосознанию
5. Личность. Виды личности:
а) трудовой
б) политический
в) эстетический
г) социальный
д) религиозный
6.Личность характеризуется:
а) принадлежностью к разным социальным общностям
б) сознанием
в) мировоззрением
г) социальной индивидуальностью
д) неповторимостью
7.Ее ядро – мировоззрение. Типология мировоззрения:
а) мифологическое
б) религиозное
в) философское
7 Становление личности в российском обществе.