А. б. агапов 41 страница
К частноправовым предпосылкам лицензирования относится обеспечение нужд и потребностей граждан в сферах образовательной деятельности, здравоохранения, культуры[944]. В этих целях вводятся специальные меры публичного контроля за качеством предоставления образовательных и медицинских услуг, в том числе предусматривающие лицензирование отдельных видов деятельности в этих сферах.
Правовые режимы лицензирования отдельных видов коммерческой и некоммерческой деятельности могут быть введены, только если это необходимо в целях обеспечения надлежащего правового регулирования (в частности, лицензионные ограничения не могут применяться в тех случаях, если цели публичного воздействия могут быть достигнуты иными средствами, например, предусматривающими проведение контрольных мероприятий)[945].
Принципы лицензирования
Лицензирование как ведущий метод публичной регламентации предпринимательства осуществляется на основе политико-правовых принципов, установленных базовым Федеральным законом и другим федеральным законодательством о лицензировании.
Политико-правовые принципы лицензирования. Лицензирование — основная форма осуществления государственной экономической политики, поэтому именно политические (политико-правовые) принципы лицензирования имеют основополагающее значение в сфере публичного санкционирования.
Принцип обеспечения единства экономического пространства означает создание надлежащих правовых гарантий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ и ст. 3 базового Федерального закона о лицензировании). Важнейшим юридическим средством реализации этого принципа является экстерриториальность лицензирования, в соответствии с которой лицензии, выданные лицензирующими органами Российской Федерации и субъектов РФ, действуют на всей территории России. Лицензиат, действующий на основе лицензии, выданной в субъекте РФ, вправе осуществлять лицензируемую деятельность на территории любого иного субъекта РФ, уведомляя об этом соответствующие лицензирующие органы[946]. Таким образом, базовый Федеральный закон исключает какие бы то ни было ограничения в территориальных пределах действия лицензий, выданных федеральным публичным органом или соответствующим органом субъекта РФ.
Введение особых правовых режимов перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации может быть предусмотрено только федеральным законом при наличии надлежащих публичных предпосылок, установленных ч. 3 ст. 55 и ч. 2 ст. 74 Конституции РФ. Особые правовые режимы введены применительно к движимому имуществу, изъятому из оборота (например, некоторые виды наркотических средств), или ограниченно оборотоспособному имуществу (большинство видов наркотических средств и психотропных веществ, оружие и т.д.). Ограничения перемещения товаров, услуг и финансовых средств могут быть обусловлены введением на данной территории особых административных режимов. Наиболее существенные из таких ограничений, влекущих за собой и запрет на перемещение товаров, услуг и финансовых средств, установлены при введении правовых режимов военного и чрезвычайного положения. Отдельные из указанных ограничений применяются при осуществлении пограничного и таможенного режимов, режима проведения контртеррористической операции (КТО), режимов ЗАТО и ОЭЗ. В указанных случаях могут быть введены ограничения на свободу перемещения лицензиата и ограничения на осуществление коммерческой деятельности, предусмотренной лицензией. Временные параметры ограничений правоспособности лицензиата обусловлены сроком введения административных режимов военного, чрезвычайного положения, КТО, особых экономических зон; остальные административные режимы устанавливают бессрочные ограничения, которые действуют впредь до отмены правоустанавливающего акта.
В целях обеспечения публичных потребностей в случаях, установленных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», банковским и иным законодательством устанавливаются также ограничения перемещения финансовых средств[947]. Такие ограничения могут быть обусловлены установлением особых режимов финансового контроля и связанных с ними принудительных действий, применением мер административного пресечения, например дисквалификации, временного запрета деятельности лицензиата, а также при назначении лицензиату-нарушителю публичных санкций, исполнение которых предусматривает указанные ограничения (например, санкций в виде аннулирования лицензий).
Таким образом, ограничения в перемещении товаров, услуг и финансовых средств могут быть применены в случаях, установленных федеральным законом к добросовестным лицам, либо такие ограничения являются следствием применения правоохранительной санкции к нарушителю (например, конфискация имущества, в том числе и административная конфискация, — п. 2 ст. 243 ГК РФ).
В целях обеспечения принципа доступности информации о лицензировании установлен упрощенный порядок получения любым заинтересованным лицом документированной информации о лицензиатах, включенной в реестры лицензий, в том числе и в форме выписок из них. Доступность информации о лицензировании означает также беспрепятственный доступ любого лица к ведомственным актам лицензирующего органа (в том числе обнародованным на официальных сайтах в Интернете).
В соответствии с принципом открытости информации о лицензировании лицензиат или лицо, заявившее о своем намерении осуществлять лицензирующую деятельность, вправе обратиться в лицензирующий орган для получения необходимых устных или письменных разъяснений. В целях открытости лицензирования заявителю или лицензиату предоставляются публичные услуги, необходимые для их участия в соответствующих процессуальных действиях (например, обеспечение доступа к должностному лицу в целях административного обжалования).
Законность лицензирования относится к основополагающим политико-правовым принципам государственного санкционирования. При осуществлении процессуальных действий, обусловленных лицензированием, должна соблюдаться иерархия законов и подзаконных актов. Все административные процедуры при проведении лицензирования устанавливаются базовым Федеральным законом, а по видам деятельности, на которые его предписания не распространяются, — другими федеральными законами. Квалификационные требования к лицензиату, порядок проведения публичного контроля определяются положениями о лицензировании, утверждаемыми Правительством РФ. На подзаконном уровне правовая регламентация осуществляется только актами Правительства, в редких случаях — применительно к лицензируемым видам деятельности в сферах обороны и безопасности — указами Президента РФ. Таким образом, ведомственная регламентация лицензирования допускается только в процессе правоприменительной деятельности, т.е. в индивидуальных правовых актах лицензирующего органа, принимаемых с целью уведомления лицензиата о проведении административных процедур, установленных федеральным законом (например, при отказе в выдаче лицензии и проведении лицензионного контроля).
Иерархия законодательства о лицензировании создает надлежащие предпосылки, ограничивающие возможность необоснованного публичного вмешательства в деятельность лицензиата, хотя и не исключающие такую возможность в принципе. В целях защиты прав лицензиата федеральными законами установлена возможность судебного или административного обжалования любых процессуальных действий, осуществляемых лицензирующим органом или органом публичного контроля при проведении лицензирования. Лицензиат или заявитель вправе оспаривать действия публичного органа, и в этом случае обжалуется индивидуальный правовой акт (действие либо бездействие) должностного лица, нарушающего сроки рассмотрения соответствующих документов.
Развитие законодательства о лицензировании обусловлено необходимостью ограничения методов публичной регламентации. В частности, с этой целью постоянно сокращается перечень лицензируемых видов деятельности. Юридической предпосылкой такого сокращения является возможность установления иных методов публичного вмешательства, не столь обременительных для субъекта предпринимательства (например, правовым основанием сокращения лицензируемых видов деятельности является принятие технических регламентов)[948].
Таким образом, соблюдение законности при осуществлении лицензирования обеспечивается:
1) соблюдением надлежащих методов законодательной регламентации, в соответствии с которыми все процессуальные действия устанавливаются только федеральными законами. Ведомственная регламентация лицензирования в форме установления обязательных требований к лицензиатам не допускается;
2) ограничением публичного вмешательства, предусматривающим сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и ограничение процедур бессудного принуждения (например, административного аннулирования лицензии);
3) правами лицензиата по административному или судебному обжалованию действий (бездействия) лицензирующего органа, органа публичного контроля и иного правоохранительного органа.
Экономические принципы лицензирования. К ним относятся принципы унификации лицензионных процедур:
установление перечней лицензионных требований применительно к лицензируемым видам деятельности;
введение единого порядка лицензирования на всей территории РФ;
установление лицензионных требований положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Экономические принципы лицензирования применяются только в отношении видов деятельности, установленных базовым Федеральным законом. Применительно к видам деятельности, на которые действие базового Федерального закона не распространяется, установлены различные административные процедуры, в соответствии с которыми публичные органы наделяются дополнительными полномочиями властного принуждения в сфере лицензионного контроля или бессудного прекращения статуса лицензиата (административного аннулирования лицензии).
Единый перечень лицензируемых видов деятельности установлен ч. 1 ст. 12 базового Федерального закона, причем их количество постоянно сокращается. Применительно к этим видам деятельности требования и условия лицензирования устанавливаются положениями о лицензировании, утверждаемыми Правительством РФ. Процессуальная деятельность публичных органов устанавливается другими федеральными законами и существенно отличается от требований, определенных базовым Федеральным законом. Наиболее значительным из таких различий является установление квалификационных требований к лицензиатам и порядка проведения лицензионного контроля ведомственными актами лицензирующего органа, например нормативными правовыми актами Банка России, т.е. в данном случае нормативно-правовое регулирование осуществляется непосредственно лицензирующим органом. В соответствии с базовым Федеральным законом полномочия публичных органов существенно ограничены; такие органы вправе принимать только ненормативные акты.
Правовая регламентация лицензирования
Лицензионные отношения регламентируются различными правовыми актами. Помимо базового Федерального закона к лицензируемым видам деятельности, на которые его действие не распространяется, применяются также иные федеральные законы[949]. К источникам законодательства о лицензировании относятся и подзаконные акты — указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Их участие в правовой регламентации обусловлено полномочиями, установленными вышеуказанными федеральными законами, в случаях, специально ими предусмотренных. Постановлениями Правительства РФ утверждаются положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также положения о лицензирующих органах, которыми устанавливаются предписания, обязывающие федеральный орган исполнительной власти выдавать лицензии, приостанавливать их действие, осуществлять лицензионный контроль и иные процессуальные действия. Тем самым в подзаконных актах устанавливаются полномочия лицензирующего органа и порядок их осуществления. Указами Президента РФ определяются лицензионные полномочия федеральных органов исполнительной власти, подчиненных непосредственно Президенту.
В редких случаях и только применительно к видам деятельности, на которые не распространяется действие базового Федерального закона, регламентация лицензирования производится на ведомственном уровне — нормативными правовыми актами, принимаемыми государственными органами. К таким органам относится Банк России — федеральный орган государственной власти, определяющий правовые основы деятельности банков и иных кредитных организаций, в том числе и их лицензионные полномочия.
К источникам правовой регламентации в сфере лицензирования относятся и индивидуальные правовые акты лицензирующих органов. Эти акты различаются в зависимости от предпосылок их принятия:
акты процессуального обеспечения — приказы (распоряжения) лицензирующего органа, выносимые им на различных стадиях лицензирования при принятии решения о выдаче лицензии или в случае отказа от ее выдачи, при переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществлении мероприятий лицензионного контроля[950];
правоохранительные акты — предписания органов лицензионного контроля и иных контрольных органов, приказы (распоряжения) лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании, а также правовые акты, выносимые при осуществлении процессуальных действий правоохранительными органами. Такие акты предназначены для защиты правоохраняемых интересов (к ним относятся, например, предписания) или для фиксации юридически значимых действий (например, приказы и распоряжения) и принимаются по факту выявленного правонарушения[951].
Правовые режимы лицензирования
Лицензирование всегда рассматривается в качестве производной стадии публичного санкционирования. Лицо, заявившее о своем намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, должно исполнить процедуры, обусловленные соответствующим видом государственной регистрации (физическое лицо регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, юридическое лицо — в качестве коммерческой или некоммерческой организации).
Унифицированный правовой режим лицензирования установлен базовым Федеральным законом и предназначен для регламентации лицензионных отношений применительно к определенным им видам деятельности (см. ч. 1 ст. 12). Применение Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» обусловлено некоторыми правовыми атрибутами, важнейший из них — статус лицензирующего органа.
Базовый Федеральный закон регламентирует лицензионные отношения, возникающие по инициативе или при непосредственном участии органов исполнительной власти, выступающих в этих отношениях в качестве лицензирующих органов. Базовый Федеральный закон не предназначен для урегулирования лицензионных отношений, возникающих в иных сферах публичной и цивилистической деятельности, при доминирующем участии других публичных органов, прежде всего — в сфере банковской деятельности, применительно к которой полномочиями лицензирующего органа наделен Банк России.
Специальные правовые режимы лицензирования устанавливаются федеральными законами применительно к лицензируемым видам деятельности, на которые действие базового Федерального закона не распространяется[952]. Лицензирующий орган в этих условиях наделяется особыми публичными полномочиями в сфере лицензионного контроля и административного (бессудного) аннулирования лицензии. Паллиативный правовой режим лицензирования предусматривает сочетание различных публичных процедур, установленных базовым Федеральным законом и другими федеральными законами. В этих случаях применяются взаимосвязанные разрешительные процедуры, например в отношении образовательной деятельности к ним относятся лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения[953].
Стадии лицензирования
Стадии лицензирования различаются в зависимости от предпосылок осуществления административных процедур и правовых последствий их проведения. Отдельные стадии лицензирования осуществляются исключительно в целях публичного санкционирования. К таким стадиям относятся лицензионный контроль и меры публичного принуждения, применяемые к нарушителю (т.е. меры юридической ответственности). Властные действия лицензирующих органов (в том числе и принудительные) осуществляются только на этих стадиях. Необходимость других лицензионных стадий обусловлена деятельностью лицензирующего органа по оказанию публичных услуг. Процессуальные действия при выдаче лицензии, ее переоформлении и возобновлении осуществляются в целях обеспечения конституционных прав граждан и представляют собой частную разновидность публичных услуг. Лицензирующий орган обязан предоставлять такие услуги всем гражданам и организациям — потенциальным субъектам предпринимательства. Немотивированный отказ от оказания таких услуг в зависимости от общественно опасных последствий деяния квалифицируется как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и влечет за собой применение мер уголовного принуждения к должностным лицам лицензирующего органа, установленных в ч. 1 и 2 ст. 169 УК РФ.
Легитимные предпосылки отказа в предоставлении лицензии установлены ч. 7 ст. 14 базового Федерального закона. Если такие предпосылки не выявлены, лицензирующий орган обязан произвести процессуальные действия, обусловленные оказанием данной публичной услуги, и выдать лицензию заявителю. Принятие лицензирующим органом решения о выдаче лицензии влечет за собой оказание публичных информационных услуг, предоставляемых любому заинтересованному лицу. К такого рода услугам относятся:
а) обеспечение доступа к законодательству о лицензировании на электронных или традиционных носителях информации;
б) предоставление информации из реестров лицензий в виде выписок, содержащих сведения о лицензиатах[954];
в) оказание консультационных правовых услуг при проведении личного приема лицензиатов или граждан, заявивших лицензирующему органу о своем намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, либо при рассмотрении их устных или письменных обращений (в случаях, если это предусмотрено положением о лицензирующем органе).
Лицензирование — важнейшая административная процедура, связанная с наделением субъекта частного права коммерческими правомочиями. Процедура лицензирования включает в себя взаимосвязанные публичные действия, в которых участвуют заявитель — физическое или юридическое лицо, намеренное стать лицензиатом, субъект предпринимательства — лицензиат, лицензирующие, правоохранительные и другие органы исполнительной власти. Участники лицензионных отношений наделяются дополнительными правами и обязанностями на соответствующих стадиях лицензирования.
Субъектами превентивной стадии лицензирования являются орган исполнительной власти (лицензирующий орган) и заявитель — субъект предпринимательства, ходатайствующий о наделении его правом на осуществление искомого вида коммерческой (в редких случаях — некоммерческой) деятельности. К лицензирующим органам относятся федеральные службы и их территориальные органы в субъектах РФ. Лицензирование осуществляется федеральными агентствами только в тех случаях, если это специально предусмотрено актами Президента или Правительства РФ. В исключительных случаях лицензирование производится федеральными министерствами. Виды процессуальных действий лицензирующего органа, осуществляемых им на превентивной и последующих стадиях лицензирования, устанавливаются положениями о лицензировании конкретного вида деятельности, утвержденными Правительством или Президентом РФ в зависимости от подчиненности лицензирующего органа.
После рассмотрения документов заявителя лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
В случае удовлетворения ходатайства заявителя он наделяется правомочиями лицензиата, и соответствующие процессуальные действия осуществляют уже на стадии лицензирования. Лицензиат обладает правом на осуществление искомого вида деятельности и обязан соблюдать лицензионные требования, установленные положениями о лицензировании. Эти нормативные правовые акты предусматривают наличие квалификационных требований к индивидуальным предпринимателям и должностным лицам организации, а именно: требований к уровню образования и стажу практической работы; требований, связанных с обеспечением общественной и производственной безопасности (например, создание надлежащих условий охраны сырья или нематериальных ценностей). Лицензиат обязан соблюдать также публичные учетные и информационные обязанности, установленные положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, в том числе предоставлять надлежащие сведения для целей лицензионного контроля и обеспечивать необходимые условия для его проведения. Неисполнение лицензиатом указанных лицензионных требований (в том числе и нарушение сроков их исполнения) квалифицируется как правонарушение и влечет за собой применение санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования. Приостановление действия лицензии может быть также обусловлено применением к лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности организации или индивидуального предпринимателя за грубое нарушение лицензионных требований[955]. Административная санкция в виде приостановления действия лицензии применяется только по факту правонарушения, установленного базовым Федеральным законом или КоАП РФ, и является следствием соответствующего публичного нарушения, выявленного при проведении лицензионного контроля или контроля правоохранительных органов.
Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия в случае устранения нарушения. При неисполнении лицензиатом указанного решения лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Решение о приостановлении действия лицензии и инициация судебной процедуры ее аннулирования представляют собой единую процессуальную процедуру, и в этом случае одновременно с внесением в суд заявления об аннулировании лицензии принимается решение о приостановлении ее действия на период до вступления в силу решения суда.
Лицензионный контроль
Общий лицензионный контроль. Предназначением всех мероприятий лицензионного контроля является проверка исполнения требований, установленных положением о лицензировании соответствующего вида деятельности и определенных в этом нормативном правовом акте. Законодательство о лицензионном контроле включает в себя Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и предписания ст. 19 базового Федерального закона; применительно к лицензируемым видам деятельности, в отношении которых действуют специальные федеральные законы, полномочия лицензионного контроля устанавливаются такими федеральными законами[956].
Мероприятия при проведении общего лицензионного контроля осуществляются должностными лицами лицензирующего органа и включают в себя камеральные и выездные проверки деятельности лицензиата. Плановая проверка проводится не более чем один раз в три года[957]. Камеральная проверка проводится по месту нахождения лицензирующего органа и включает в себя установление факта достоверности сведений о лицензиате. Лицензирующий орган в этих случаях анализирует информацию, представленную по его запросу лицензиатом или иным публичным органом[958]. Выездная проверка проводится в служебных помещениях лицензиата, в том числе расположенных по его юридическому адресу, и предусматривает проверку соответствующей документированной информации; в случаях, установленных нормативными актами, должностные лица контролирующего органа вправе изымать копии документов или образцы продукции для проведения экспертиз[959].
Выездная проверка проводится должностными лицами лицензирующего органа в соответствии с принятым им распоряжением (приказом), в котором указаны дата начала и окончания проверки, сведения о должностных лицах, уполномоченных на ее проведение, и другие реквизиты[960]. Выездная проверка может быть проведена без предварительного уведомления лицензиата в служебное время лицензиата и в присутствии его сотрудников при предъявлении должностными лицами лицензирующего органа распоряжения (приказа) о ее проведении. Если по результатам проверки выявлены нарушения лицензиатом требований, установленных соответствующим положением о лицензировании, лицензирующий орган принимает предписание об устранении таких нарушений и проводит внеплановую проверку, предусматривающую контроль за исполнением лицензиатом указанного предписания.
Внеплановая проверка может быть проведена по инициативе субъекта предпринимательства или граждан, уведомляющих лицензирующий орган о причинении ущерба их правам и интересам или об иных нарушениях при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Инициатором проведения внеплановой проверки может быть потребитель продукции (услуг), лицензиат, правоохранительный или иной публичный орган, установивший факт нарушения при осуществлении своих полномочий (в том числе и при проведении контроля). При принятии решения о проведении внеплановой проверки лицензирующий орган проверяет достоверность указанных сведений, подтверждающих причинение имущественного ущерба, физического (телесного) или морального вреда, ущерба деловой репутации коммерческой или публичной организации, либо устанавливает факты, свидетельствующие о потенциальной вредоносности действий лицензиата[961].
Таким образом, проведение внеплановой проверки является обязанностью лицензирующего органа, когда это необходимо для контроля за исполнением вынесенного им представления, либо в тех случаях, если полученная лицензирующим органом информация неопровержимо свидетельствует об ущербе (вреде), причиненном правоохраняемым интересам или о возможности его причинения.
Специальный контроль. С целью проверки соблюдения лицензиатом требований, установленных налоговым, таможенным и финансовым законодательством, проводятся мероприятия специального контроля, отнесенные к ведению налоговых, таможенных и иных правоохранительных органов при участии лицензирующих органов или по согласованию с ними. Специальный контроль может проводиться публичным органом самостоятельно в соответствии с указанным законодательством. Проведение лицензионного контроля и мероприятий специального контроля предусматривает различные процессуальные действия и сопряженные с ними меры властного принуждения, применяемые в превентивных целях либо в отношении лиц, подозреваемых в совершении правонарушения. Публичный орган, при выявлении лицензиатом — субъектом предпринимательства грубых нарушений лицензионных требований, возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, и инициирует процедуру проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Применительно к лицензиату — субъекту некоммерческой деятельности возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, с последующей инициацией вышеуказанных публичных процедур.
Постлицензионная стадия. Меры властного принуждения, обусловленные аннулированием лицензии или иными санкциями, применяются на постлицензионной стадии. На этой стадии нарушитель осуществляет имущественные обязанности в соответствии с законодательством об исполнительном производстве: возмещает имущественный ущерб, компенсирует моральный вред или вред, причиненный деловой репутации организации, осуществляет иные процессуальные действия по устранению общественно опасных последствий деяния или их минимизации. Лицензионные отношения прекращаются на этой стадии в день исполнения нарушителем публичных обязанностей.
Ответственность в сфере лицензирования
За нарушение законодательства о лицензировании установлены различные меры юридической ответственности.
К мерам публично-правовой ответственности относятся санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, установленные ст. 20 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», санкции в виде отзыва лицензии и иные санкции, установленные другими федеральными законами применительно к видам деятельности, на которые не распространяется базовый Федеральный закон, а также административные и уголовные наказания. Публичные санкции, определенные Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», применяются независимо от применения к нарушителю мер административной ответственности. КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности за безлицензионную деятельность лица или деятельность лицензиата с нарушением лицензионных требований:
а) общая ответственность, установленная ч. 2—4 ст. 14.1 (в части правонарушений субъекта предпринимательства) и ст. 19.20 (применительно к правонарушениям субъекта некоммерческой деятельности);
б) ответственность, обусловленная нарушением правил, установленных диспозицией соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ (в частности, ст. 11.4, 11.5, 11.7, 11.8, 11.14). Нарушение лицензиатом данных правил квалифицируется как неисполнение (ненадлежащее исполнение) лицензионных требований;