Краткая история украинской политической мысли
Своё историческое начало украинская политическая мысль берёт с времён образования государства Киевская Русь в конце IX в., т.е. гораздо позже, чем в восточных и западноевропейских государствах. Упрочнение феодальных отношений, развитие процессов феодальной раздробленности и усиление внешней опасности всё более настойчиво требовали единения всех русских земель, смягчения классовых противоречий путём умерения эксплуатации и угнетения, введения правовых отношений.
В первой половине XI в. появляется первое сугубо политическое произведение киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати», в котором он стремился теоретически обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. Дальнейшее развитие идеи Иллариона получают в летописи «Повесть временных лет», созданной предположительно монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Здесь на основе истории славянских племён и Киевского государства летописец стремится отвергнуть византийскую идею возникновения Киевской Руси в результате её крещения под влиянием Византии, осуждает княжеские междоусобицы, ослабляющие Русь перед внешними врагами.
Киевская Русь еще в Х-XI вв. имела законодательное уложение. Главным государственным документом того времени была «Русская Правда», которая состояла из двух частей: «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей». «Русская Правда» закрепила власть князя и отношения между ней и народом, устанавливала нормы феодального права, регламентировала экономические отношения в обществе, судопроизводство. Наставления потомкам по укреплению государства, единению и преодолению внутренних конфликтов, забота о простых людях изложены в «Поучениях» князя Владимира Мономаха.
Завоевание Киевской Руси татаро-монголами фактически ликвидировало государственность и надолго задержало развитие политической мысли. Практически единственной территорией, где продолжалось утверждение государственности в XIII в. было Галицко-Волынское княжество в период княжения Даниила Галицкого. Взгляды князя чётко отражали геополитическую и историческую определённость европейского характера украинского народа. Он проводил активную дипломатическую работу в отношениях с Батыем и европейскими государствами, ориентировал последние на объединение в защите от нашествия татаро-монголов. Много было сделано для ограничения своеволия светских и церковных феодалов, укрепления верховной княжеской власти.
Возрождение политической деятельности и, следовательно, политической мысли начинается в период формирования казацкой республики в первой половине XVII в. и особо бурное развитие получает во время национально-освободительной борьбы под руководством гетмана Богдана Хмельницкого. Именно в этот период Украина утверждается как государство, устанавливает дипломатические отношения с рядом государств, проводит активную международную деятельность, формирует местные органы власти.
Большую роль в возрождении и развитии философской, в том числе политической мысли этого периода сыграли Острожская и Киевская школы, особенно после преобразования Киевской коллегии, основанной Петром Могилою, в Киевско-Могилянскую академию (1664) – первого высшего учебного заведения в Украине. П.Могила среди многих видных современников выделялся образованностью и прогрессивностью взглядов. В его трудах и практической деятельности много внимания уделялось вопросам образования и воспитания молодёжи, реорганизации и укреплению православной церкви, сохранению национальных культурных традиций и формированию национального сознания народа. Вместе с тем, он разрабатывал сугубо политические проблемы: власть и её структура, соотношение церковной и светской власти, обосновывал идею идеального властителя – православного царя, который должен быть верен православию.
Особо выделяется в истории украинской политической мысли 1710 г., когда принципы демократизма, стремление утвердить демократический строй, основанный на свободе, равенстве, социальной справедливости были воплощены в «Пактах і Конституціях законів та вольностей Війська Запорозького» – договоре между гетманом П.Орликом и запорожцами. Эта Конституция не стала действенной из-за наступления на права и свободы украинского народа царской власти России, которое завершилось полным разгромом и запрещением Войска при Екатерине ІІ. Однако она имела огромное значение как документ, в котором впервые в истории Украины юридически закреплялись демократические принципы, положенные в основу государственно-политического устройства.
Конституция впервые в европейской истории утверждала реальную модель свободного, независимого государства, основанного на естественном праве народа на свободу и самоопределение; модель, которая базировалась на неизвестных доселе демократических основах общественной жизни. В преамбуле, 16-ти статьях Конституции и присяге гетмана Орлика предусматривалось установление национального суверенитета и определение границ Украины, обеспечение демократических прав человека, признание нерушимости трёх составляющих факторов правового общества, а именно: - единство и взаимодействие трёх ветвей власти: законодательной (выборная Генеральная Рада, которая должна была созываться трижды в год), исполнительной (гетман, генеральная старшина и избранные представители от каждого полка, ограниченные в своих действиях законом), и судебной (подотчётная и контролируемая). Значительное внимание в Конституции уделялось социальным низам – рядовым казакам и посполитым. Для их защиты от эксплуатации и угнетения, чрезмерных дани и работ, больших тягот и поборов гетман должен был взять их под свою опеку. Он должен был также обеспечить содержание казацких вдов и сирот. В целом эта Конституция при условии отделения от России должна была стать правовым фундаментом построения независимого украинского государства.
XVIII век в истории политической мысли в Украине характеризуется также распространением Просветительства. Активными творцами философии просветительства выступали Григорий Сковорода, Яков Козельский, Станислав Десницкий, Семён Гамалея, Михаил Гаврилов, Петр Лодий, Владимир Капнист, Василий Каразин и др. Они не только распространяли в Украине и России просветительские идеи западноевропейской политической мысли, но и сами внесли большой вклад в разработку политических проблем. Это проблемы человека, его прав и свобод, государства и права, становления государственности, власти и государственных форм правления и др.
В центре политической мысли конца XVIII – начала XIX вв. становится проблема независимости и государственности Украины. Проблема государства в широком понимании и на сегодня является основной в украинской политической науке.