Тема 1. понятие международного права: сущность, система и тенденции развития и роль в международных отношениях

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Международная система в широком смысле представляет собой це­лостную совокупность, включающую:

а) самых разнообразных субъектов международной системы: суверенные государства; объединения государств, не являющихся субъ­ектами международного права (например, Движение неприсоединения, Группа 77", государства, не имеющие выхода к морю, и др.); нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности (например, арабский народ Палестины, народ Запад­ной Сахары, курды); универсальные и региональные международные межправительственные организации (например, Организация Объеди­ненных Наций, Международная организация труда, Лига арабских госу­дарств и др.); государственно-подобные образования (например, Вати­кан, в прошлом вольные города Краков и Дании, Свободная террито­рия Триест, Западный Берлин); многочисленные международные непра­вительственные организации (например, Международная ассоциация юристов-демократов, "Гринпис", молодежные, женские, студенческие, ветеранские организации и др.); международные конференции, комите­ты и комиссии, международные суды и трибуналы, транснациональные корпорации, физические и юридические лица различных государств и др.;

б) разнообразные отношения между субъектами международной сис­темы: политические, экономические, торговые, научно-технические, культурные, конфессиональные, другие отношения материального и не­материального характера во всем их многообразии; в) совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках, которых осуществляются разнообразные отношения между субъ­ектами международной системы.

Условно международной системой в широком смысле можно назвать всю земную человеческую цивилизацию во всем многообразии ее прояв­ления, взаимодействия и сотрудничества в рамках существующих право­вых систем.

Вместе с тем не все субъекты международной системы являются субъектами международного права, равно как и не все отношения между субъектами международной системы можно назвать международными отношениями. К тому же международное право регулирует не все раз­нообразные отношения между субъектами международной системы, а только лишь особый вид публично-правовых отношений между ограни­ченным кругом субъектов международной системы.

Международная система в узком смысле представляет собой цело­стную совокупность, включающую:

а) суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности; между­народные межправительственные организации; государственно-подобные образования - субъекты международного права (подробнее см. гл. V);

б) отношения между субъектами международного права - между­народные отношения; в) особую правовую систему, действующую в публично-правовых отношениях между субъектами международного права, - международное публичное право (далее - международное право).

Именно эта международная система в узком смысле и охватывается учебным курсом международного права. Следовательно, составными частями, или компонентами, международной системы, которым по­священ настоящий учебник, являются субъекты международного пра­ва, международные отношения между субъектами международного права и само международное право.

Международные отношения - это политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами международного права. Эти отношения существуют и развиваются вне пределов территории, юрисдикции и компетенции от­дельных суверенных государств. Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира; двух, нескольких или большинст­ва международных межправительственных организаций, а также интере­сы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и созда­ние собственной .государственности.

Международные отношения могут охватывать одновременно все сто­роны отношений между субъектами международного права или только некоторые из них (например, международные экономические отношения, отношения в области защиты и сохранения окружающей среды, отноше­ния в области защиты прав и свобод человека и др.). Наконец, междуна­родные отношения могут осуществляться на двусторонней и многосто­ронней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер (например, отношения между африканскими государствами, между государствами - участниками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), между государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и др.).

Распад мировой социалистической системы и СССР привел к отказу от привнесения в международные отношения классовой борьбы, идеоло­гического подхода к оценке деятельности того или иного государства, поиска внешних врагов, отказу от разделения государств на противо­стоящие друг другу военно-политические блоки. Все это позволяет ут­верждать, что международные отношения конца XX - начала XXI вв. стали более универсальными, разнообразными, предсказуемыми, всеох­ватывающими и равно обязательными для всех субъектов между­народного права, в том числе для всех государств, независимо от су­ществующих в них форм правления (республики или монархии), госу­дарственного устройства (унитарные или федеративные) и политическо­го режима (демократический или недемократический).

Возникшие перед человечеством новые глобальные проблемы совре­менности (экологическая и продовольственная безопасность, рост на­родонаселения и миграции, нехватка пресной воды и опустынивание и др.) требуют расширения международного сотрудничества государств всего мира и объединения их усилий на основе действующих норм меж­дународного права.

Международное право - это система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами меж­дународного права, направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности, установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовест­ным выполнением субъектами международного права своих междуна­родных обязательств, а при необходимости и принуждением, осуществ­ляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

Возникнув одновременно с образованием государств, международное право в своем становлении и развитии прошло сложный путь в соответ­ствии с самой историей существования и развития человеческого обще­ства, всей земной цивилизации в ее сложной совокупности. При этом на различных этапах развития межгосударственных отношений сохранялись отдельные прогрессивные нормы и институты, отвергались и исчезали устаревшие и появлялись новые, которые, в свою очередь, способствова­ли дальнейшему развитию и укреплению многогранных международных отношений и прогрессивному развитию самого международного права.

Несмотря на то, что и международному праву, и внутригосударствен­ному праву свойственны некоторые общие основные признаки (государственно-волевой характер, использование юридических норм в качестве регулятора общественных отношений, возможность принуди­тельного обеспечения соблюдения норм права и др.), международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права.

Это легко прослеживается по следующим критериям: предмет право­вого регулирования, субъекты и объекты права, источники права, спосо­бы образования норм права и способы принуждения субъектов права к соблюдению этих норм.

Иными словами, современное международное право качественно от­личается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности.

1. Особый предмет правового регулирования. Внутригосударствен­ное право регулирует общественные отношения, существующие в сфере внутренней компетенции каждого конкретного государства и, как прави­ло, в пределах его государственных границ.

Международное право регулирует общественные отношения, выхо­дящие за пределы, как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств. При этом предметом международно-правового ре­гулирования являются отношения между субъектами международного права.

Международное право как особая система права не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает нормы внут­ригосударственного права. В то же время международное право оказы­вает существенное влияние на формирование и изменение внутригосу­дарственных правовых норм, обязывая государства приводить свое на­циональное законодательство в соответствие с международными догово­рами, участниками которых они являются. К этому, например, обязывал Венский итоговый документ СБСЕ 1989 г.

Более того, для некоторых государств нормы международного права могут являться нормами прямого действия во внутригосударственном праве. Так, например, согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Фе­дерации 1993 г. "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются сос­тавной частью ее правовой системы". При этом составной частью пра­вовой системы Российской Федерации являются не все вообще нормы любых международных договоров, а только лишь тех, участником кото­рых является Российская Федерация. Это как раз и не позволяет гово­рить о том, что международное право является или может являться со­ставной частью внутригосударственного права. О непосредственном применении норм международных договоров к определенным внутриго­сударственным правовым отношениям говорят нормы Гражданского ко­декса Российской Федерации 1994 г., нормы законов "О животном мире Российской Федерации" 1995 г., "О континентальном шельфе Россий­ской Федерации" 1995 г. и др.

В свою очередь, само международное право также может испытывать на себе влияние норм внутригосударственного права. Например, приня­тие в 1951 г. в СССР Закона о запрещении пропаганды войны привело к тому, что в 1966 г. в Международном пакте о гражданских и полити­ческих правах появилась норма, согласно которой "всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом" (ст. 20).

2. Особые субъекты международного права. Субъектами внутриго­сударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной всех уровней), органы местного самоуправления, общественные и другие организации - носители соответствующих прав и обязанностей.

Субъектами международного права выступают главным образом суве­ренные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независи­мость и создание собственной государственности, международные меж­правительственные организации и государственно-подобные образования, т.е. особые участники международных отношений, обладаю­щие международными правами и обязанностями и осуществляющие их в соответствии с международным правом и в его рамках.

Среди самих субъектов международного права главное и опреде­ляющее место принадлежит суверенным государствам, каждое из кото­рых в пределах своей государственной территории обладает верховенст­вом в решении всех внутренних и внешних вопросов. Именно от госу­дарств - основных субъектов международного права и их деятельности зависят стабильное функционирование всей международной системы в целом (в том числе международной системы в широком смысле), состоя­ние международных отношений и эффективность действия международ­ного права, поскольку только государства, действуя в рамках междуна­родно-правовых норм, обладают реальной силой и возможностями обес­печить мир и международную безопасность, пресечь акты агрессии, а также обеспечить соблюдение и выполнение всеми субъектами междуна­родного права своих международных обязательств.

3. Особые объекты международного права. Объектами внутригосу­дарственного права является все то, по поводу чего субъекты внутриго­сударственного права могут вступать в правоотношения, относящиеся исключительно к внутренней компетенции каждого конкретного госу­дарства, причем только в такие правоотношения, которые разрешено осуществлять конкретным субъектам внутригосударственного права (государственным органам, юридическим лицам, физическим лицам).

Объектами международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международные право­отношения, которые не относятся исключительно к внутренней компе­тенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства. Только государства вправе вступать в любые правоотношения, которые они считают выгодными и необходимыми для себя. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой-то определенный объект запрещен ме­ждународным правом (например, не могут быть объектом продажи жен­щины и дети).

4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные пра­вовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими орга­нами государства (например, правовые нормы могут содержаться в ука­зах главы государства, в постановлениях правительства, в ведомственных правилах и др.).

В международном сообществе государств отсутствует наднацио­нальный властный орган, который мог бы диктовать свою волю всем су­веренным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

Нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами международного права, прежде всего государствами. Это происходит путем свободного согласования воль суверенных государств и выражения этой согласованной воли в заключаемых между ними кон­кретных международных договорах, принимаемых в соответствии со сложившейся договорной и обычной практикой государств.

Разрабатывая нормы международного права, договаривающиеся сто­роны на добровольной и равноправной основе согласовывают свои по­зиции, идут на взаимные уступки и компромиссы, принимают такие формулировки, в том числе консенсусом, которые в максимально воз­можной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам международного права (см. гл. III). Такой порядок создания норм международного права приводит к тому, что в отличие от норм внутригосударственного права, учитывающего, как правило, инте­ресы народов и наций каждого конкретного государства, нормы между­народного права носят общедемократический характер и в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира (например, универ­сальные международные договоры: Устав ООН, Международная конвен­ция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Конвенция о ди­пломатических сношениях 1961 г., Конвенция о праве международных договоров 1969 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвен­ция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. и др.).

Помимо этого, государства всегда вправе сделать оговорки в от­ношении неприемлемых для них норм отдельных статей договора (кроме таких договоров, которые запрещают всякие оговорки к ним) или вооб­ще отказаться стать участником того или иного международного дого­вора.

5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм междуна­родного права. И внутригосударственное, и международное право пре­дусматривают возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм. Однако, если в первом случае принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляете органами государства на основе и в рамках внутригосударственной права, то во втором случае принуждение субъектов международной права осуществляется самими субъектами международного права, Kai правило, государствами, на основе действующих международно-правовых норм и в рамках соответствующих международных договоров. В этом состоит особый порядок принуждения, поскольку никакого над государственного "надзирающего органа" или "мирового жандарма" не существует.

К государству - нарушителю норм международного права могут быт! применены международно-правовые санкции, предусматривающие при­нудительные меры, вплоть до полной экономической блокады и подав­ления агрессора силой в точном соответствии со ст. 41 и 42 Устава ООН. При этом сами международно-правовые санкции (по формам и содержанию) качественно отличаются от мер наказания за правонаруше­ния, применяемых во внутригосударственном праве.

6. Особые источники международного права. Источниками норм внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, при­нимаемые в каждом суверенном государстве. Основными же источника­ми международного права являются международные договоры и между­народные обычаи.

Наши рекомендации