Реформация в странах Западной Европы.
Новые реальности окружающей действительности, формирование гуманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.
Родиной Реформации(от лат. «исправление») стала Германия. В 1517 г. профессор теологии Виттенбергского университета и монах ордена августинцев Мартин Лютер выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Индульгенции, т.е. грамоты об отпущении грехов, были важным источником доходов католической церкви. Лютер доказывал, что продажа индульгенции лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека. Вслед за Германией реформация стала быстро распространяться по Европе, нашла своих приверженцев в Швейцарии, Нидерландах, Англии, Франции, скандинавских странах. В Швейцарии возник еще один крупный центр Реформации, где со своими взглядами о необходимости реформирования церкви выступил Жан Кальвин.
Реформация начиналась как попытка мирного исправления католической церкви, освобождения ее от злоупотреблений и заблуждений в доктрине, а обернулась мощным социальным и политическим движением, в результате которого рухнуло единство католической церкви, была разрушена концепция единой христианской империи, которая составляла одну из важнейших основ европейской цивилизации Средневековья. Во многом это было обусловлено происходящими в социальной и экономической сфере изменениями, состоянием переходного времени, которые порождали особое напряжение религиозности, усиливали чувство незащищенности. Кару за пренебрежение заповедями видели в неурожаях, войнах, росте цен, эпидемиях чумы (и новой болезни – сифилисе), боялись грядущего конца света. Расцвела вера в пророчество и астрологические предсказания, массовым явлением стала «охота на ведьм». Церковная проповедь собирала толпы людей, доходивших до экзальтации. Такое духовное состояние общества объясняет, почему проповедь церковной реформы встретила столь восторженный отклик у населения. Движение за обновление церкви стало катализатором политического противоборства – движения за независимость в Нидерландах, против сохранения раздробленности в Германии, усиления королевской власти в Англии, скандинавских странах.
Реформация разрушила представления о незыблемости духовной власти церкви, ее роли посредницы между Богом и человеком. Лютером были сформулированы ряд положений, общих для всех протестантских (от слова «протест») церквей. Между Богом и человеком нет посредников. На первый план выдвигаются не церковные таинства, а личная вера. Особая роль придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом (догмат о спасении одной лишь верой). Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. В качестве единственного источника религиозной истины является только Библия (Священное Писание, т.е. Ветхий и Новый завет) и отвергаются т.н. Священные Предания – т.е. декреты римских пап, постановления церковных соборов, заявления отцов церкви. Лютер считал, что молитвы, поклонения иконам и святым мощам (т.е. церковные таинства) не имеют отношения к истинной вере. Требуя реформировать церковь, Лютер выступал за «дешевую церковь», роспуск монашеских орденов, секуляризацию церковного имущества. Швейцарский реформатор церкви Жан Кальвин учил, что в практической деятельности человека (удаче, успехах) раскрывается к нему Божье благоволение. Профессия человека – часть его религиозного долга, успех в профессии, богатстве, преуспеянии отражает Божественной призвание. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство.
Имелись и различия в догматике протестантских церквей. Лютеранская церковь подчинялась руководству светской власти князей (Лютер считал необходимым подчиняться любым властям, даже нарушающим Божьи заповеди), кальвинистская, построенная на республиканских началах, оставалась автономной (Кальвин обосновывал право сопротивления тиранской власти). Лютер с ненавистью относился к ростовщикам и банкирам, взимающим проценты, Кальвин был убежден, что пренебрежение выгодами богатства есть грех, что собственность – это дар Божий, а мирской труд – главный долг верующих. К тому же Кальвин считал, что наряду с Божьим благоволением условие праведного поведения ведет к спасению человеческой души. Поэтому кальвинизм жестко регламентировал повседневную жизнь человека. В Женеве были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.
Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание жителей Европы. Стали образовываться новые, протестантские (реформированные) церкви – лютеранская, кальвинистская, англиканская, не подчинявшиеся римско-католической. Возможность обогатиться за счет церковного землевладения сделала проповедь Лютера притягательной для светских князей раздробленной Германии, которые в 1529 г. выступили с протестом (отсюда название – протестантизм) против запрета лютеранства. В итоге борьбы в 1555 г. в между императором и германскими князьями был заключен религиозный мир, был принят принцип «чья власть, того и вера». В итоге в Северной и Центральной Германии победило лютеранство. Наряду со Швейцарией и Голландией, где утвердился кальвинизм, порвала с католической церковью Англия. Поводом к этому стал конфликт между римским папой и королем Генрихом VIII. Не добившись от папы разрешения на развод с первой женой, он добился от парламента принятия закона, по которому в Англии учреждалась новая, англиканская церковь. Во главе ее стал король, который назначал священников, проводил церковные преобразования. Были закрыты монастыри, конфискованы земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых, а также безбрачие церковнослужителей. В интересах королевской власти была проведена реформация в скандинавских странах. К кровопролитным гражданско-религиозным войнам привели попытки утверждения протестантизма во Франции («Варфоломеевская ночь», гугенотские войны второй половины XVI в.).
Реакция католической церкви, ее борьба с протестантскими вероучениями, выразилась в т.н. Контрреформации. Ее инструментом стал созданный орден иезуитов. Он строился на принципах жесткой дисциплины, безоговорочном послушании и повиновении воле римского папы. Любые действия считались оправданными, если они служат римско-католической церкви. Иезуиты проникали во власть, в протестантские общины с целью разрушение изнутри, создавали школы. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в еретических взглядах.
Т.о., и Возрождение и Реформация поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Несмотря на принципиальные отличия между ними (гуманизм сосредоточен на человеке - Реформация ищет знания Божественного, гуманизм рационалистичен – Реформация выше разума ставит веру, гуманизм отстаивает концепцию творческой активности человека – Реформация отрицает свободу человеческой воли), они порывали со Средневековьем, хотя и делали это по-разному.
22.Развитие политических отношений в Западной Европе в конце XV – XVII вв. Абсолютизм.
В эпоху перехода к новому времени изменилась расстановка политических сил между властью и обществом. Существенным направлением европейской государственности стало формирование абсолютизма(абсолютная монархия). Завершение процесса централизации, становление бюрократии (аппарата управления из числа чиновников), расширение функций государственного аппарата сделали неизбежным возвышение личности монарха, как центра власти, признания за ним значения носителя государственного суверенитета. Королевская власть получает самостоятельность по отношению к обществу. Сословно-представительные органы либо перестают созываться вообще, либо оказываются в полной зависимости от власти абсолютного монарха. Происходят сдвиги в соотношении сил и влияния отдельных сословий, острое соперничество, прежде всего, дворянства (в руках которого оставалась политическая власть, но утрачивается экономическое влияние) и буржуазии (которая захватывает в результате развития капиталистических отношений экономическую власть и стремиться к большему политическому влиянию, соучастию в управлении государством). Такая ситуация позволяла королевской власти выступать более независимо, проводить политику, которая не определялась интересами ни одной из сторон, лавировать между противоборствующими социальными слоями. Как правило, абсолютные монархи стремились поддерживать определенный баланс сил в обществе, равновесие феодальных и буржуазных сословий, оставаясь при этом формой политической власти дворянства.
Абсолютизму были присущи следующие черты:
· В руках наследственного монарха сосредотачивается законодательная, исполнительная и судебная власть;
· Власть короля по отношению к обществу становится неограниченной (абсолютной), жестко регламентируются служба и состояние сословий;
· Монарх единолично устанавливает налоги, государственными финансами;
· Складывается достаточно эффективная система управления, основанная на сформировавшейся бюрократии. Для такой системы характерно наличие профессионального управленческого слоя (чиновников), соподчинение органов власти в центре и на местах, регламентация деятельности бюрократии. Бюрократическая система приобретает безличный характер, исключает принципы личной преданности, знатности происхождения при продвижении по службе;
· Завершается централизация, происходит унификация и регламентирование управления, административно-территориального деления государства;
· Возникает регулярное войско, внедряется система постоянного налогообложения;
· Государство либо подчиняет церковь своему контролю, либо встает во главе ее;
· Разрабатываются теории, идеологически обосновывающие законность и необходимость абсолютизма.
В роли социальной опоры абсолютизма выступают дворянство, чиновничество, армия.
Классический вариант формирования абсолютизма представлен Францией (начало XVI – XVIII вв.: король Генрих IV (1589 – 1610 гг.), правительство кардинала Ришелье (1624 – 1642 гг.) и особенно Людовик XIV (1643 – 1715 гг.), отчасти Англией (конец XV – середина XVII вв.: стимулирование развития мануфактур и торговли здесь сочеталось с попытками сохранения экономического значения и благосостояния крестьянства. Существенные отличия были характерны для социальной основы складывания абсолютизма в Испании, Пруссии, Швеции, России, в основе которого лежало господство дворянского сословия, стимулирование развития промышленности и торговли было весьма слабо выражено, сохранялось господство феодальных отношений, весьма существенными причинами складывания абсолютизма выступали внешние причины.
[1] Рента – часть прибавочного продукта, который производили крестьяне, присваиваемого землевладельцем.
[2] Коммуна с лат. – «общий, всеобщий».
[3] Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ в. 10 – 11 кл. Пособие для общеобразоват.учеб.заведений – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – С.147.