А. б. агапов 34 страница

Процессуальные действия публичного органа регламентируются соответствующим индивидуальным правовым актом. При наделении резидента полномочиями Минэкономразвития России или иной публичный орган выдают разрешительный документ, наделяющий резидента соответствующими полномочиями, в зависимости от вида коммерческой деятельности. К таким документам относятся лицензия, разрешение на строительство, свидетельство о государственной регистрации в качестве резидента ОЭЗ (последние виды документов выдаются Минэкономразвития России). Осуществление публичным органом административных процедур оформляется решением, принимаемым в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», например решением об отказе в заключении соглашения или об изменении его условий; решением о проведении плановой или внеочередной проверки. Процессуальные акты, выносимые органами административной юрисдикции при совершении резидентом правонарушения, а также при проведении мероприятий публичного контроля, регламентируются КоАП РФ, ТК РФ, НК РФ, другими федеральными законами.

Публичные договоры, устанавливающие статус участников правового режима ОЭЗ

Правовой режим ОЭЗ, правомочия государственных органов и резидентов определяются различными публичными договорами:

соглашением о создании особой экономической зоны;

соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности;

соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности;

соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.

Соглашение о создании ОЭЗ разрабатывается Правительством РФ и иными публичными (в том числе муниципальными) органами, на территории которых создается особая экономическая зона. Стороны должны заключить соглашение в течение 30 дней с даты принятия Правительством РФ постановления об учреждении ОЭЗ. Сторонами соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-экономической деятельности являются субъект предпринимательства и Минэкономразвития России. Заключению таких соглашений всегда предшествует заключение соглашения о создании ОЭЗ. Стороной соглашений о ведении коммерческой деятельности всегда является частноправовая организация или индивидуальный предприниматель.

Рассмотренные выше соглашения представляют собой особую разновидность индивидуального правового акта, регламентирующего порядок распоряжения государственным (муниципальным) имуществом на территории ОЭЗ, условия инвестиционной деятельности резидента, порядок выделения бюджетных средств, предназначенных для финансирования инфраструктуры ОЭЗ, ее обустройства и материально-технического оснащения и иные публичные имущественные обязательства сторон. Имущественные права и обязанности участников соглашений регламентируются Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», НК РФ, ТК РФ, БК РФ и другим публичным законодательством. Цивилистические предписания применяются в зависимости от существа правоотношения и только в тех случаях, если они не урегулированы соответствующим публично-правовым актом.

Публичный контроль на территории ОЭЗ

На территории особой экономической зоны устанавливается унифицированный (общий) и особый правовой режим контрольной деятельности. Права и обязанности Минэкономразвития России и лицензирующих органов при проведении публичного контроля регламентируются Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и предписаниями ст. 11 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В этом случае установлен общий правовой режим контроля, ограничивающий временны́е параметры публичного контроля и административные процедуры, осуществляемые контрольным органом[776]. Контрольные полномочия налоговых, таможенных, бюджетных органов устанавливаются соответственно предписаниями НК РФ, таможенного законодательства и БК РФ и предусматривают применение мер административного пресечения и иных принудительных действий при проведении публичного контроля.

Унифицированный режим государственного контроля предусматривает проведение плановых и специальных (внеочередных) проверок, осуществляемых публичным органом по согласованию с Минэкономразвития России и на основании выданного им решения, в котором определены цели проверки и срок ее прове­дения[777].

В соответствии со специальным режимом публичного контроля осуществляются властные действия в отношении резидентов ОЭЗ и товаров, находящихся на ее территории. Применение властных мер, ограничивающих имущественные права резидентов ОЭЗ, обусловлено распространением на территорию особой экономической зоны специального таможенного режима, в соответствии с которым должностные лица таможенных органов вправе осуществлять таможенный досмотр товаров и транспортных средств, проводить осмотр помещений и территорий резидентов, арестовывать товары или изымать их при проведении специальной таможенной ревизии и осуществлять в целях таможенного контроля иные принудительные действия имущественного характера, установленные таможенным законодательством[778].

Ответственность за нарушение публичного режима ОЭЗ

Наряду с указанными выше принудительными действиями на территории особой экономической зоны применяются меры административного пресечения, обусловленные проведением налогового и финансового контроля в соответствии с предписаниями НК РФ и БК РФ. Так, должностные лица налоговых органов вправе производить арест имущества организации-нарушителя, а публичные органы финансового контроля — Федеральное казначейство, Росфиннадзор и Счетная палата РФ — применять меры властного воздействия в целях пресечения противоправного использования бюджетных средств.

При выявлении на территории ОЭЗ признаков правонарушения органы общего и специального контроля выносят предписание, обязывающее резидента устранить выявленное нарушение или минимизировать его негативные последствия. В этих случаях публичные органы наряду с рассмотренными принудительными действиями и независимо от них применяют меры пресечения в виде осмотра помещений резидента, находящихся там вещей и документов и их изъятия.

Невыполнение резидентом ОЭЗ предписания контролирующего органа квалифицируется как административное правонарушение по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и может повлечь за собой дисквалификацию резидента — должностного лица, занимающего руководящие должности в организации-резиденте. При этом дисквалифицированные должностные лица отстраняются от исполнения своих обязанностей на срок применения данной санкции. Меры административного принуждения, предусмотренные КоАП РФ, применяются независимо от санкций, установленных для резидента ОЭЗ Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в соответствии с которым неисполнение предписания публичного органа может повлечь за собой прекращение статуса резидента[779].

Федеральным законом установлена система публичных санкций, применяемых в административном порядке или по решению суда. К таким санкциям относятся:

а) установление органом государственного контроля имущественных или публичных обязанностей по пресечению правонарушения, устранению его общественно опасных последствий или их минимизации (такие обязанности нарушителя устанавливаются предписанием контролирующего органа);

б) прекращение статуса резидента ОЭЗ в связи с неисполнением предписания контролирующего органа (его ненадлежащим исполнением);

в) расторжение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности или соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Применение этой санкции к нарушителю влечет за собой досрочное прекращение статуса резидента. Нарушитель в этих случаях также обязан уплатить штраф в размере, установленном соглашением[780];

г) досрочное прекращение существования ОЭЗ в случае, если ее резидентами в течение трех лет подряд не ведется промышленно-производственная или технико-внедренческая деятельность[781].

Публичные санкции, установленные предписанием контролирующего органа, а также санкция в виде досрочного прекращения существования ОЭЗ, относятся к мерам бессудного принуждения. При этом решение о досрочном прекращении ОЭЗ может быть выне­сено только Правительством РФ по инициативе Минэкономразвития России. Расторжение соглашения, прекращение статуса резидента и уплата штрафа представляют собой единую публичную процедуру; эти процессуальные действия не могут осуществляться изолированно. Остальные санкции применяются самостоятельно, независимо друг от друга.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Приведите различия срочных и бессрочных особых административных режимов.

2. Перечислите таможенные процедуры в соответствии с ТКТС.

3. Каков публичный статус Федеральной таможенной службы?

4. Расскажите о формах и порядке проведения таможенного контроля.

5. Каковы особенности установления пограничного режима?

6. Приведите обстоятельства введения чрезвычайного положения.

7. Назовите публичные ограничения в условиях военного положения.

8. Дайте определение ЗАТО.

9. Какой федеральный орган исполнительной власти принимает решение о создании особой экономической зоны?

10. Перечислите условия создания особой экономической зоны.

Раздел II

ПУБЛИЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Глава 20. Публичные регистрационные процедуры

В результате изучения данной главы учащийся должен:

знать о публичном предназначении административных регистрационных процедур и их содержание;

уметь анализировать публичное законодательство об административных процедурах;

овладеть практическими навыками использования предписаний административного законодательства и способностью отграничивать публичные и цивилистические отношения в рассматриваемой сфере.

20.1. Политико-правовые предпосылки государственной регламентации

На протяжении последних лет законодательная регламентация отношений в сфере предпринимательской деятельности установила особые методы публичного санкционирования, к которым относятся разрешительные процедуры наделения лица правомочиями субъекта предпринимательства и административные процедуры осуществления мер принуждения к лицу, подозреваемому в совершении правонарушения или к нарушителю.

Государственные и муниципальные органы устанавливают дополнительные обязанности субъектов предпринимательства в процессе публичного санкционирования их деятельности при осуществлении публичных полномочий в сферах лицензирования, государственной регистрации, квотирования, аттестации и технического регулирования. Наиболее многообразна регистрационная деятельность органов исполнительной власти, к объектам которой относятся субъективные имущественные права, например право оперативного управления недвижимостью, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или юридически формализованные действия заявителя — в случае государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом. Государственной регистрации подлежат как отдельные объекты недвижимости — здания, сооружения, суда воздушного, морского и речного транспорта, так и сопряженные имущественные комплексы — граж­-
данские аэродромы, аэропорты и т.п. К объектам государственной регистрации относятся и объекты движимого имущества, например транспортные средства, их отдельные конструктивные элементы (системы светосигнального оборудования и др.), либо отдельные движимые вещи, например лекарственные средства, пищевые и иные продукты, использование которых представляет потенциальную опасность для человека.

Лицензирование представляет собой наиболее действенный метод публичного санкционирования. Предписаниями ГК РФ регламентируются лишь отдельные лицензионные отношения в сферах рынка ценных бумаг, финансового, банковского дела и страхования (п. 1 ст. 149, ст. 825, п. 4 ст. 845, ст. 846, 938). Права и обязанности лицензиатов и лицензирующих органов, публичные отношения, обусловленные проведением лицензионного контроля и применением санкций к нарушителю, определяются исключительно административным законодательством.

Лицензированию подлежат виды деятельности, установленные ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а в части лицензионных отношений, на которые действие данного Федерального закона не распространяется, — другими федеральными законами. Правомочиями лицензиата наделяются субъекты предпринимательства, а применительно к образовательной и медицинской деятельности также публичные или частноправовые некоммерческие учреждения, оказывающие государственные услуги любому лицу, заинтересованному в их предоставлении. Полномочия участников лицензионных отношений, возникающих в сфере оказания государственных услуг, — лицензиата и лицензирующего органа, контрольные и другие публичные полномочия устанавливаются различным законодательством. Так, в сфере медицинской деятельности применяется Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование образовательной деятельности регламентируется Законом РФ «Об образовании». Медицинская деятельность включает в себя производство работ, например проведение операционного вмешательства, либо оказание консультационных услуг пациенту. Публичные услуги, оказываемые непосредственно федеральными органами исполнительной власти или — на основе делегированных ими полномочий — территориальными органами федеральных министерств и ведомств либо государственными внебюджетными фондами, не подлежат лицензированию. К таким услугам относится оказание консультационной помощи субъектам предпринимательства, в частности представление налоговым органом налогоплательщику официальных письменных разъяснений по применению законодательства, а также оказание информационных услуг, предусматривающих выдачу информации из реестров, регистров и кадастров.

Административным законодательством определяется порядок лицензирования ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав, например оружия, наркотиков, цивилистический статус которых (включая и правомочия по распоряжению такими объектами) установлен гражданским законодательством. Субъект предпринимательства наделяется имущественными полномочиями после завершения соответствующих административных процедур и получения лицензии. Административным законодательством определяются также публичные санкции, применяемые в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе меры внесудебного принуждения в виде приостановления действия лицензии, а также меры административного пресечения, установленные гл. 27 КоАП РФ, применяемые к лицензиату-нарушителю независимо от его привлечения к мерам гражданско-правовой ответственности[782].

Методы публичного санкционирования изменяются в соответствии с политико-правовыми потребностями, причем их реорганизация не сказывается на содержании властных полномочий государственных органов. Особенно наглядно это проявляется в таможенной сфере. В соответствии с таможенным законодательством упразднено лицензирование таможенной деятельности и установлены новые публичные процедуры, применение которых предусмотрено только в данной сфере коммерческой деятельности. Согласно ст. 13, 19, 24, 29, 34 ТКТС и ст. 54 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» деятельность юридических лиц в сфере таможенного регулирования допускается только после их включения должностными лицами территориальных органов ФТС России в соответствующие реестры. Процедура рассмотрения документов заявителей — потенциальных участников таможенной деятельности предусматривает проверку предоставленных ими сведений, в том числе с участием правоохранительных органов. Решение об отказе включения юридических лиц в указанные реестры либо об их исключении из реестров принимаются должностными лицами таможенных органов.

Публичное санкционирование коммерческой деятельности предполагает сочетание взаимообусловленных административных процедур. Например, регистрационным действиям на рынке ценных бумаг всегда предшествуют обращение заявителя в регистрирующий орган и уплата соответствующих государственных пошлин; государственная регистрация транспортных средств влечет за собой пострегистрационные юридически значимые процедуры выдачи регистрационных знаков, водительских удостоверений, временных разрешений на управление транспортным средством. Публичное санкционирование включает в себя и собственно разрешительную деятельность, предусматривающую выдачу должностным лицом органа исполнительной власти разрешений:

на оборот ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав, например оружия, наркотических средств и психотропных веществ;

осуществление экологически значимых действий, влекущих за собой изменение статуса объекта природопользования, например выдачу разрешений на трансграничное перемещение опасных отходов, вывоз с территории Российской Федерации или ввоз на ее территорию конвенциональных видов животных и растений;

осуществление коммерческой деятельности в условиях особого административного режима, например разрешений таможенного органа на перемещение товаров и транспортных средств, находящихся в зоне таможенного контроля.

К атипичным регистрационным отношениям относятся публичные процедуры, санкционирующие коммерческое использование средств массовой информации. Такие процедуры включают в себя государственную регистрацию корпоративного образования — информационного агентства и государственную регистрацию радио-, теле- и видеопрограмм, кинохроникальных программ — объектов интеллектуальной собственности и объектов авторских прав.

Публичное санкционирование представляет собой прерогативу федеральных государственных органов и отнесено к ведению федеральных министерств, ведомств и федеральных органов специальной компетенции, например Банка России. Как правило, документы, наделяющие заявителя правами и обязанностями в сферах коммерческой (иногда также и публичной) деятельности, выдаются федеральными службами, а в некоторых случаях — федеральными агентствами, подчиненными соответствующим федеральным министерствам. При этом федеральные министерства в принимаемых ими нормативных правовых актах определяют содержание разрешительных полномочий подчиненных им органов и обеспечивают контроль за реализацией таких полномочий.

Специальными полномочиями в сферах контроля и надзора наделены федеральные министерства, к ведению которых отнесено нормативно-правовое регулирование в сферах осуществления особых административных режимов. Применительно к экономическим административным режимам — таможенному режиму и режиму особых экономических зон — функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за их применением подчиненными органами входят в компетенцию Минэкономразвития России, к ведению которого отнесены правоприменительная деятельность и выдача разрешительных документов, а также ФТС России. Наряду с Минэкономразвития России контроль в сфере таможенного регулирования обеспечивается также Минфином России, к его компетенции отнесен контроль за исполнением ФТС России нормативных правовых актов, определяющих порядок исчисления и взимания таможенных платежей и определения таможенной стоимости имущества[783].

Отдельные полномочия в сфере публичного санкционирования, в особенности в отношениях, регулируемых жилищным и градостроительным законодательством, отнесены к ведению исполнительно-распорядительных муниципальных органов. В частности, муниципальные органы выдают разрешение на строительство, а также санкционируют параметры разрешенного строительства (ч. 4 ст. 40, ст. 51 ГрК РФ). Применительно к жилищным отношениям муниципальные органы наделены властными полномочиями и принимают нормативные правовые акты, устанавливающие процедуры публичного санкционирования при распоряжении объектами жилищного фонда или нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности. Публичное санкционирование осуществляется здесь в его непосредственных формах, предусматривающих выдачу муниципальным органом разрешений (ч. 1, 5 ст. 23 ЖК РФ), либо в релятивных формах, в тех случаях, когда законодательством установлены требования по распоряжению имуществом после предварительного согласования с муниципальным органом (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ). Релятивное санкционирование включает в себя действия муниципаль­ного органа, влекущие за собой возникновение имущественных (в том числе жилищных) отношений, их изменение и прекращение, например, при осуществлении муниципаль­ным органом полномочий наймодателя по договору социального найма жилого помещения, при заключении такого договора, изменении его условий или расторжении (ч. 1, 4 ст. 74, ч. 4 ст. 83 ЖК РФ). Особая публичная процедура предусмотрена при вынесении органом местного самоуправления решения об изъятии имущества (в том числе жилого помещения) в целях обеспечения муниципальных потребностей (ст. 279—283 ГК РФ, а применительно к жилым помещениям — ст. 32 ЖК РФ). Указанное решение подлежит государственной регистрации в территориальном органе Минюста России, причем в данном случае регистрационные отношения возникают в связи с санкционированием акта правоприменительной деятельности, предусматривающего изъятие имущества, т.е. одностороннего публичного действия муниципального органа, а не сделки с недвижимостью.

Характерная особенность мер публичного принуждения состоит в сочетании различных публичных санкций, применяемых к нарушителю — субъекту предпринимательства в соответствии с федеральным законом, которым они установлены, независимо от его привлечения к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ. Юрисдикционными полномочиями, предусматривающими возбуждение дела об административном правонарушении и применении мер административного пресечения, наделены не только органы исполнительной власти, но и публичные органы, к ведению которых отнесены специальные полномочия по осуществлению государственной социальной политики, например государственные внебюджетные фонды, а также иные публичные органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в фискальной сфере (например, Банк России и Счетная палата РФ).

20.2. Публичная регистрация юридических фактов

Под юридическими фактами понимаются действия или события, влекущие возникновение, изменение, приостановление или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие статус граждан. К юридическим фактам, подлежащим обязательной публичной регистрации, относятся следующие действия или события, относимые в соответствии с гражданским законодательством к актам гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. Публичная регистрация актов гражданского состояния представляет собой официальное подтверждение возникновения юридически значимых действий и событий и осуществляется в целях защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц, а также в целях обеспечения общегосударственных интересов. К публичным предпосылкам государственной регистрации актов гражданского состояния относятся:

1) обеспечение контроля за демографическими процессами, учет родившихся и умерших граждан, аккумуляция и обработка соответствующей статистической информации;

2) учет граждан, наделенных фискальными и иными публичными обязанностями (например, в соответствии с п. 3 ст. 85 НК РФ органы регистрации актов гражданского состояния обязаны сообщать в налоговые органы сведения о фактах рождения и смерти физических лиц);

3) обеспечение социальных обязательств государства, например в сфере защиты материнства и детства. Сведения о заключении или расторжении брака необходимы в целях учета лиц, наделенных обязанностями по воспитанию детей, и контроля за исполнением таких обязанностей родителями, опекунами и попечителями и иными лицами.

Государственная регистрация актов гражданского состояния обусловлена также и частноправовыми предпосылками, к которым относятся:

1) осуществление имущественных прав и исполнение имущественных обязанностей в случаях, регулируемых наследственным правом. В этих целях могут быть востребованы сведения о перемене имени, смерти, а также о других актах гражданского состояния;

2) осуществление имущественных правомочий в случаях, регулируемых обязательственным правом. В этих целях учитываются не только действия и обстоятельства, относимые к актам гражданского состояния и влияющие на исполнение прав и обязанностей, установленных цивилистическим договором (например, перемена имени), но и другие юридические факты, устанавливаемые судом или иным публичным органом, такие как признание гражданина недееспособным, подтверждение судом факта дефектной дееспособности гражданина. Указанные действия и обстоятельства, подтвержденные в документированной форме, относятся к необходимым атрибутам договора и влияют на существо установленных им обязательств;

3) защита имущественных и личных неимущественных прав лица, которому был причинен вред противоправным посягательством. В целях судебной защиты прав потерпевшего необходимы документы, удостоверяющие личность пострадавшего и причинителя вреда, в том числе и свидетельства о регистрации актов гражданского состояния. Подобные документы необходимы также в целях компенсации физического (телесного) и морального вреда; в этих случаях объектом защиты являются не только имущественные интересы по­страдавшего, но и нематериальные блага.

Результаты осуществления действия или возникновения юридически значимых событий и обстоятельств могут быть материализованы и наделены соответствующими имущественными атрибутами (например, представлены конкретной движимой вещью или объектом недвижимости), либо осуществление таких действий (возникновение обстоятельств) влечет за собой возникновение нематериальной субстанции — интеллектуальной собственности, права на результаты творческой деятельности. Возникновение указанных прав обусловлено созидательной деятельностью лица и не связано с административными процедурами; потребность в них возникает позднее: они осуществляются в целях защиты прав на интеллектуальную собственность. К таким процедурам относится государственная регистрация нематериализованных объектов, например прав на селекционные достижения, фирменные наименования, знаки обслуживания, программы для ЭВМ и др.

Таким образом, регистрация юридически значимых действий и обстоятельств (например, актов гражданского состояния) представляет собой лишь одну из административных процедур, удостоверяющих эти действия (обстоятельства). Наряду с ними применяются и иные публичные процедуры, такие как процедура судебного подтверждения юридического факта, регистрации прав на результаты творческой деятельности и др.

Не все юридические факты подлежат публичной регистрации, а лишь те из них, легитимность которых может быть подтверждена или установлена только таким способом. К юридически значимым событиям, устанавливаемым на основе судебного решения и не подлежащим государственной регистрации, относятся признание гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим (ст. 29, 30, 42, 43 ГК РФ). Публичная регистрация актов гражданского состояния включает в себя действия должностных лиц специальных органов субъектов РФ и муниципальных органов по ведению соответствующих документированных источников (так называемых актовых книг), внесению в них изменений, дополнений или исправлений, выдачу свидетельств, подтверждающих регистрацию, а также предоставление сведений об актах гражданского состояния по запросу государственного органа или физического лица[784]. Осуществление указанных процедур оказывает непосредственное воздействие на статус граждан или юридических лиц, сопряжено с установлением их дополнительных обязанностей (т.е. ограничением их прав) и поэтому может быть установлено только федеральным законом.

Полномочия публичной регистрации актов гражданского состояния относятся к федеральным полномочиям, но, как правило, такие полномочия не осуществляются непосредственно органами государственной власти РФ, а делегируются соответствующим органам субъектов РФ или муниципальным органам[785]. При делегировании регистрационных полномочий муниципальным органам[786] обеспечиваются и надлежащие материально-технические условия их осуществления, при этом финансирование деятельности муниципальных органов производится за счет субвенций из федерального бюджета. Муниципальные органы, которым переданы публичные регистрационные полномочия и соответствующие финансовые средства, наделяются и обязанностями по их целевому использованию. Такие органы подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти в сфере финансов и бюджетного надзора — Минфину России и Росфиннадзору, а также Счетной палате РФ как специальному публичному органу финансового контроля. Наряду с указанными специализированными органами публичного контроля и надзора общий контроль за органами государственной власти субъектов РФ и муниципальными органами, действующими в сфере регистрации актов гражданского состояния, осуществляется также Минюстом России, который в данном случае наделяется функциями органа финансового контроля[787]. В случае обнаружения признаков финансовых и иных правонарушений Минюст России вправе изъять у органов государственной власти субъектов РФ переданные им регистрационные полномочия; эти санкции применяются Минюстом России независимо от привлечения должностных лиц органа-нарушителя к публичной ответственности, установленной предписаниями БК РФ и КоАП РФ[788]. Таким образом, муниципальные органы ЗАГС в указанных случаях входят в единую систему федеральной исполнительной власти; они подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти субъектов РФ, федеральным органам финансового контроля и бюджетного надзора, а в части нормативно-правового регулирования — также и Минюсту России[789].

Наши рекомендации