А. б. агапов 36 страница
Таким образом, следует принимать во внимание объективные различия процессуальных действий, осуществляемых органами юстиции при регистрации нормативных правовых актов, а также при проведении контроля нормотворческой деятельности.
1. Регистрация представляет собой административную процедуру. В отличие от нее контрольные мероприятия проводятся органами юстиции опосредованно при участии органов прокуратуры, суда и других правоохранительных органов.
2. Регистрация нормативных правовых актов и контроль в сфере нормотворческой деятельности влекут за собой различные правовые последствия. Внесение сведений об акте в реестр означает легитимность и действенность его предписаний. В отличие от таких процедур, в регистр нормативных правовых актов субъектов РФ включаются также и сведения об актах, признанных органами юстиции противоречащими законодательству Российской Федерации.
3. Регистрация нормативных правовых актов и указанные контрольные мероприятия различаются по организационным формам. Проведение регистрационных действий отнесено к ведению Минюста России, тогда как контроль в сфере нормотворческой деятельности осуществляется территориальными органами Минюста России.
Вынесение экспертного заключения, устанавливающего несоответствие акта федерального органа исполнительной власти либо акта, принятого Банком России, Счетной палатой РФ, не влечет за собой процедуру судебного обжалования; споры по поводу результатов проведения экспертизы разрешаются в соответствии с правилами административного производства. Установление органом юстиции нелегитимности публичного акта, принятого муниципальным органом, может повлечь за собой процедуру его судебного обжалования (при оспаривании результатов проведения экспертизы)[820].
Ответственность за нарушение порядка государственной регистрации нормативных правовых актов
Нарушения, выявленные при проведении государственной регистрации, влекут за собой различные правовые последствия. К превентивным действиям органа юстиции относится возбуждение публичной процедуры отмены противоправного акта. Орган юстиции инициирует процедуру отмены акта: 1) в день принятия им решения об отказе в государственной регистрации акта федерального органа исполнительной власти, акта Банка России или иного публичного исполнительно-распорядительного органа либо устава муниципального образования; 2) в день внесения экспертных сведений, подтверждающих противоправность акта органа субъекта РФ в федеральный регистр; 3) в день внесения решения об оспаривании акта публичного органа субъекта РФ в органы суда или прокуратуры.
ФАС России или ее территориальные органы возбуждают процедуру отмены акта публичного органа субъекта РФ в день вынесения ими предписания, адресованного органу, вынесшему противоправный акт. С инициативой отмены такого акта вправе выступить иной федеральный орган, наделенный соответствующими полномочиями. Так, ЦИК РФ проводит экспертизу законов субъектов РФ, принимаемых ими в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Вынесение ЦИК РФ решения, оспаривающего легитимность закона субъекта РФ, означает возбуждение процедуры его отмены[821]. Таким образом, инициировать процедуру отмены нелегитимного акта вправе органы исполнительной власти (органы юстиции, органы ФАС России и иные органы), органы прокуратуры, оспаривающие акт по собственной инициативе (например, при вынесении протестов и представлений, заявлений в суд), иные публичные органы, властные полномочия которых установлены федеральным законом (например, ЦИК РФ и ее структурные подразделения).
К должностным лицам, виновным в принятии противоправного нормативного акта, могут быть применены следующие публичные санкции:
дисциплинарные наказания, установленные законодательством о государственной или муниципальной службе;
санкции, установленные уставами муниципальных образований и применяемые к их должностным лицам;
административные наказания (например, если нормативный правовой акт устанавливает ограничения свободы торговли; ст. 14.9 КоАП РФ).
20.6. Государственная регистрация объектов недвижимости
Субъекты регистрационных отношений
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (государственная (публичная) регистрация) включает в себя процессуальные действия, осуществляемые Росреестром или его территориальным органом, подтверждающие легитимность и правомерность сделки с объектом недвижимости[822]. Государственной регистрации подлежат все цивилистические договоры, следствием которых является возникновение права собственности на недвижимость либо устанавливающие ограничения отдельных правомочий собственника недвижимого имущества. В случаях продажи недвижимости, а также при совершении договоров мены и дарения, заключения иных цивилистических сделок с недвижимым объектом влечет за собой ограничение отдельных имущественных правомочий собственника — прав владения, пользования или распоряжения недвижимостью. К таким сделкам относятся договоры найма жилого помещения, финансовой аренды (лизинга), ипотеки и др.
К законодательству о государственной регистрации относятся ГК РФ (прежде всего ст. 130—132, 164), Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, принятые в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом. На ведомственном уровне к актам правового регулирования отношений в сфере государственной регистрации относятся нормативные правовые акты Минэкономразвития России и правовые акты Росреестра.
Участники регистрационных отношений — заявитель и орган Росреестра — наделяются различными полномочиями. Действия заявителя осуществляются в целях удовлетворения его частноправовых потребностей и могут быть признаны легитимными только по решению вышеуказанного органа, т.е. в случае регистрации им сделки. Заявитель исполняет процессуальные требования, установленные Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и предоставляет органу Росреестра необходимые сведения о сделке с недвижимостью. Публичный орган проверяет достоверность этих сведений и может запросить дополнительную информацию, подтверждающую правомерность действий заявителя либо устанавливающую факт совершения правонарушения. Таким образом, публичные отношения, возникающие при государственной регистрации сделок с недвижимостью, представляют собой разновидность административных отношений. При этом властные полномочия органа Росреестра доминируют над имущественными интересами заявителя — субъекта частного права. Взаимоотношения заявителя и органа Росреестра обусловлены их соподчиненностью и регулируются указанным выше Федеральным законом и иным административным законодательством; предписания гражданского законодательства применяются только в случаях, не урегулированных публичным законодательством.
Изменение статуса недвижимости может быть обусловлено волеизъявлением субъектов частного права, и в этом случае сделки с имуществом подлежат государственной регистрации в соответствии с указанным Федеральным законом. Ограничения прав собственника объекта недвижимости устанавливаются актами публичного органа при осуществлении властных полномочий, в частности при применении мер административного пресечения; осуществлении принудительных действий, обусловленных проведением таможенного, бюджетного, экологического контроля. В указанных случаях ограничение имущественных прав собственника является следствием легитимной властной деятельности публичного органа, установленной соответствующим правоприменительным актом, например приказом (предписанием) о проведении выездной проверки. Применение мер административного пресечения в виде осмотра помещений лица, подозреваемого в совершении правонарушения, в случаях, предусмотренных КоАП РФ, НК РФ и другими федеральными законами, всегда сопряжено с введением временных имущественных обременений, обусловленных сроком проведения таких властных действий. Принудительные действия в целях публичного контроля, а также меры административного пресечения осуществляются в отношении добросовестных лиц либо лиц, подозреваемых в совершении правонарушения. Применение указанных мер может быть сопряжено с прекращением права собственности таких лиц на объект недвижимости, например при реквизиции воздушных судов, судов внутреннего водного транспорта и морских судов, в случае введения особых административных режимов военного или чрезвычайного положения.
Индивидуальные правовые акты публичного органа, устанавливающие ограничения имущественных правомочий в целях обеспечения общегосударственных потребностей, не нуждаются в государственной регистрации.
В рассматриваемых регистрационных отношениях участвуют публичные и частноправовые субъекты. К публичным участникам относятся специализированные органы исполнительной власти: Минэкономразвития России, управомоченное осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также Росреестр (его территориальные органы), к ведению которого отнесена правоприменительная деятельность[823]. При проведении государственного контроля в регистрационных отношениях участвуют соответствующие финансовые, налоговые, таможенные и иные правоохранительные органы, также управомоченные, наряду с органами Росреестра, принимать индивидуальные правовые акты. Указанные органы исполнительной власти наделены властными полномочиями и своими правовыми актами устанавливают порядок осуществления процессуальных действий. Такие акты обязательны для исполнения лицом, заявившим о своем намерении участвовать в регистрационных отношениях (заявителем). В зависимости от целей участия в рассматриваемых отношениях заявителем может быть коммерческая организация и публичный орган. Коммерческая организация вступает в рассматриваемые отношения с органом Росреестра с целью регистрации сделок с негосударственным имуществом, т.е. в целях обеспечения своих имущественных потребностей. Публичные органы вступают в регистрационные отношения, руководствуясь исключительно общегосударственными интересами, в целях:
1) регистрации сделок, влекущих за собой изменение и прекращение права собственности на публичную недвижимость (недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, в том числе в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, в муниципальной собственности)[824];
2) регистрации актов, устанавливающих обременения (ограничения) имущественных прав добросовестного лица. К таким актам относятся решения публичного органа об изъятии земельного участка для публичных нужд, а также договоры, устанавливающие публичный сервитут, т.е. ограничения права собственности на земельные участки, здания и сооружения[825]. Публичные органы принимают акты, устанавливающие обременения имущественных прав добросовестного лица и в других случаях, предусмотренных федеральными законами, однако такие акты, в отличие от указанных выше, выносятся в правоприменительных целях и не подлежат государственной регистрации;
3) регистрации актов, устанавливающих обременения имущественных прав лица, подозреваемого в совершении правонарушения, либо правонарушителя. К таким актам относятся решения правоохранительного органа об аресте недвижимого имущества[826]. Публичные органы выносят акты, устанавливающие ограничения имущественных прав нарушителя и лица, подозреваемого в совершении правонарушения, при осуществлении контроля и правоохранительной деятельности, предусмотренных федеральными законами. Данные акты не нуждаются в государственной регистрации. Вынесение указанного публичного акта в некоторых случаях может повлечь за собой не только ограничение имущественных прав, но и их полное прекращение; такие последствия наступают при назначении административного наказания в виде конфискации морского судна или судна внутреннего водного плавания[827].
Участники регистрационных отношений наделены различными правами и обязанностями, однако властными полномочиями (в том числе и предусматривающими принудительные действия) наделены только публичные органы. К компетенции органов Росреестра отнесены экспертные полномочия, предусматривающие аналитическое исследование документов, представленных для государственной регистрации. Например, Росреестр или его территориальный орган проводят правовую экспертизу документов, проверяют законность сделки с недвижимостью, предусмотренной такими документами, устанавливают отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости, а также осуществляют иные экспертные полномочия[828]. К ведению Росреестра отнесено осуществление указанных действий применительно к объектам недвижимости, расположенным на территории более одного регистрационного округа. Государственная регистрация иных объектов недвижимости отнесена к ведению территориального органа Росреестра.
Органы Росреестра наделены правами и обязанностями в сфере организационно-технической деятельности (например, выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав, представление соответствующей информации и т.д.), осуществление которых обусловлено их экспертными полномочиями. Компетенция таких органов включает в себя рассмотренные выше полномочия. Органы Росреестра не вправе осуществлять контроль за соблюдением обязательств, обусловленных зарегистрированной сделкой с недвижимостью.
Стадии регистрационных отношений
Регистрационные отношения возникают в момент представления заявителем документов, подтверждающих его намерение зарегистрировать сделку, и прекращаются в момент вынесения органом Росреестра решения о регистрации прав или об отказе в регистрации. При возникновении у указанного органа или иного публичного органа сомнений в правомерности совершенной сделки или достоверности подтверждающих ее документов регистрационные отношения приостанавливаются: а) по инициативе органа Росреестра в связи с необходимостью проведения экспертизы представленных документов и осуществления иных аналитических действий (например, исследования дополнительных документов, представленных правоохранительным органом)[829]; б) по инициативе суда на основании вынесенного им определения или решения; в) по инициативе правоохранительного органа при принятии им акта, устанавливающего арест объекта недвижимого имущества или запрещающего осуществление сделок с ним[830]; г) по инициативе заявителя или участника сделки, устанавливающей или изменяющей имущественное право, подлежащее регистрации. Указанные лица инициируют процедуру приостановления государственной регистрации в целях обеспечения личных имущественных интересов (например, в случае возникновения у них сомнений в коммерческой выгоде сделки)[831]. Таким образом, публичный орган обязан выступить с указанной инициативой при возникновении подозрений в совершении правонарушения. В отличие от него заявитель ходатайствует о приостановлении сделки, руководствуясь личными мотивами. Орган Росреестра вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства при наличии у него веских доводов в необходимости такого решения, а также в тех случаях, если в течение срока приостановления регистрации не были устранены причины вынесения им такого решения.
Завершение административной процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество влечет за собой возникновение информационных прав и обязанностей у органа Росреестра и иного публичного органа, обусловленных ведением государственного реестра и предоставлением сведений такого реестра. Статистическая информация, а также сведения об ограничении имущественных прав, содержащиеся в реестре, могут быть предоставлены любому заинтересованному лицу; другая информация реестра (например, сведения о переходе прав на недвижимое имущество) относится к информации ограниченного доступа и может быть предоставлена только физическим лицам и публичным органам, указанным в п. 3 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К ведению органов Росреестра отнесены обязанности в сфере аккумуляции, аналитической обработки и распространения информации государственного реестра. Такая информация предоставляется бесплатно по запросам публичного органа, а по запросам других лиц — за установленную федеральным законом плату[832]. Таким образом, Росреестр и его территориальные органы оказывают публичные информационные услуги субъектам частного права и государственным (муниципальным) органам.
Лица, виновные в нарушении порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленного федеральным законом, привлекаются к юридической ответственности. Гражданско-правовая ответственность юридического лица предусмотрена п. 2 ст. 61 ГК РФ, в соответствии с которым осуществление обязательств по сделке с недвижимостью без ее государственной регистрации влечет за собой санкцию в виде принудительной ликвидации организации-нарушителя, применяемую по решению суда, а сама эта сделка считается ничтожной (п. 1 ст. 165 ГК РФ). Несоблюдение сроков и иных условий совершения сделки вследствие нарушения правил ее государственной регистрации (или уклонения от государственной регистрации) влечет за собой имущественные санкции, предусмотренные п. 4 ст. 165 ГК РФ.
Несанкционированное распространение должностным лицом органа Росреестра сведений, содержащихся в государственном реестре, относимых к персональным данным (например, сведений о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным), квалифицируется по ст. 13.11 КоАП РФ. Несанкционированное распространение указанным должностным лицом других сведений реестра (например, сведений о переходе прав на объекты недвижимости) квалифицируется по ст. 13.14 КоАП РФ. Административная ответственность за несоблюдение собственником, арендатором и иным пользователем порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (за исключением рассмотренных выше нарушений порядка использования сведений, содержащихся в государственных реестрах) установлена в ст. 19.21 КоАП РФ. Субъектами данного административного правонарушения являются физические и юридические лица (в том числе публичные организации), совершившие виновное нарушение требований о государственной регистрации сделок, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Государственная регистрация специальных объектов недвижимости
Применительно к отдельным объектам недвижимости, в частности к морским судам, судам внутреннего водного плавания и воздушным судам, установлены особые правила государственной регистрации прав на них и обременении имущественных прав. Общие требования государственной регистрации морских судов установлены КТМ РФ. При регистрации судов внутреннего водного транспорта основным правоустанавливающим актом является КВВТ РФ. Правила государственной регистрации определены Минтрансом России[833]. Полномочия публичной регистрации прав на недвижимость в указанных случаях отнесены к ведению капитанов морского торгового порта, государственных речных судоходных инспекций (при регистрации судов внутреннего водного плавания). Государственная регистрация гражданских воздушных судов и ведение соответствующего государственного реестра осуществляется Ространснадзором. Указанные регистрационные органы осуществляют экспертно-аналитические функции, например проверку юридической силы правоустанавливающих документов и выдают документы о государственной регистрации или об отказе в ней[834]. При возникновении сомнений в достоверности представленных для регистрации документов в целях проведения надлежащих экспертных действий орган государственной регистрации морского судна, судна внутреннего водного плавания приостанавливает регистрационные процедуры на срок до двух месяцев[835].
Возникновение правовых оснований для государственной регистрации может быть обусловлено ординарными предпосылками — совершением цивилистической сделки, предусматривающей переход права собственности на судно либо устанавливающей иные вещные права на указанный объект недвижимости. Регистрационные отношения возникают также при государственной регистрации акта публичного органа, устанавливающего права на судно либо ограничивающего их. К таким актам относятся:
постановления судьи о назначении административного наказания в виде конфискации судна (такие санкции предусмотрены ч. 1—3 ст. 8.17, ч. 1—2 ст. 8.18, ст. 8.19—8.20 КоАП РФ);
акты публичного органа о реквизиции судна в случае введения режима чрезвычайного положения;
обременения прав на судно, установленные в целях исполнительного производства.
В указанных случаях регистрационные отношения возникают по факту совершения правонарушения и являются следствием его совершения. При реквизиции судна возникновение регистрационных отношений обусловлено обеспечением общегосударственных потребностей в целях обороны и безопасности.
Акты публичного органа могут устанавливать непосредственные ограничения имущественных прав, либо такие ограничения связаны с санкцией публичного органа (релятивные обременения). К санкциям, устанавливающим ограничения имущественных прав на недвижимость, относится временный запрет на эксплуатацию воздушного судна; такая санкция к нарушителям устанавливается решением Ространснадзора[836]. Релятивные обременения прав на недвижимое имущество могут быть вызваны ограничительной мерой, установленной актом публичного органа. Например, проведение лицензионного контроля за деятельностью лицензиатов, организующих воздушные перевозки, на аэродромах и в аэропортах, ограничивает право лицензиата на использование воздушного судна. Акты публичного органа, устанавливающие непосредственные или релятивные ограничения имущественных прав пользования или распоряжения морским судном, судном внутреннего водного плавания и воздушным судном, не подлежат государственной регистрации.
Особое значение в правовом регулировании отношений, возникающих в процессе государственной регистрации судов гражданской авиации, морских судов и судов внутреннего водного транспорта, имеют нормативные правовые акты Минтранса России, устанавливающие права и обязанности участников регистрационных отношений, в том числе и информационные полномочия публичного органа, обусловленные ведением реестра соответствующей информации и предоставлением сведений из такого реестра. Минтранс России принимает индивидуальные правовые акты, необходимые для регистрации прав либо подтверждающие наличие имущественного права, а также контролирует деятельность капитанов торговых портов по регистрации судов[837].
20.7. Публичная регистрация имущественных сделок. Регистрация договоров финансовой аренды
Наряду с имущественными правами государственной регистрации подлежат также цивилистические сделки и публичные договоры, влекущие за собой изменение статуса объекта недвижимости.
Предметом договора финансовой аренды (лизинга) могут быть ординарные объекты недвижимости — предприятия, имущественные комплексы, незавершенные объекты строительства. Публичная регистрация в этих случаях регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[838]. Публичная регистрация договоров финансовой аренды, предметом которых являются специальные объекты недвижимости — морские суда, суда внутреннего водного транспорта и гражданские воздушные суда, — производится в соответствии с требованиями, установленными соответственно КТМ, КВВТ, ВзК РФ и принятыми на их основе ведомственными нормативными правовыми актами.
Пользование и распоряжение специальными объектами недвижимости по договору финансовой аренды предусматривает особые условия, обременяющие имущественные права лица и устанавливающие его дополнительные обязанности, обусловленные полномочиями по контролю и надзору за деятельностью морских судов, судов внутреннего воздушного транспорта и гражданских воздушных судов, отнесенными к ведению Ространснадзора. Применительно к воздушным судам доминирующее значение властных полномочий Ространснадзора обусловлено сочетанием его прав и обязанностей регистрирующего органа и органа публичного контроля. При использовании специальной недвижимости, находящейся в федеральной собственности, публичный орган, наделенный правомочиями собственника такого имущества, вправе непосредственно контролировать условия пользования и распоряжения данной недвижимостью по договору финансовой аренды, в том числе и осуществлять финансовый контроль. Ространснадзор управомочен контролировать деятельность всех лиц, в ведении которых находятся специальные объекты недвижимости[839].
Имущественные правомочия пользователя морским, воздушным судном и иными специальными объектами недвижимости устанавливаются не только договором финансовой аренды, но и нормативными правовыми актами Минтранса России, в том числе и утверждаемыми им правилами публичной регистрации. Указанные договоры должны соответствовать требованиям, установленным такого рода актами. Применительно к ординарным объектам недвижимости установлены унифицированные регистрационные требования и единые для всех пользователей имущественные полномочия, определенные Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Особые условия, обременяющие имущественные права лица, устанавливаются предписаниями и иными правоприменительными актами публичного органа. Акты, санкционирующие пользование и распоряжение специальными объектами недвижимости, в том числе и в соответствии с договором финансовой аренды, принимаются Минтрансом России и Ространснадзором. Предписания, выносимые Ространснадзором, устанавливают временные ограничения имущественных правомочий добросовестного лица, лица, подозреваемого в совершении правонарушения, или приостанавливают такие правомочия в полном объеме (например, в случае вынесения предписания о запрете на эксплуатацию воздушного судна).
Таким образом, содержание имущественных прав и обязанностей по договору финансовой аренды определяется прежде всего видовыми признаками объекта недвижимости, являющегося предметом лизинга.
20.8. Государственная регистрация договоров ипотеки
Государственная регистрация договоров залога недвижимого имущества (договоров ипотеки) проводится в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Имущественные отношения регламентируются ГК РФ, вышеуказанными федеральными законами, иным законодательством, а также ведомственными правовыми актами. На ведомственном уровне определяются сущностные признаки объекта недвижимости (например, нормативными правовыми актами органа исполнительной власти устанавливаются требования для отнесения такого объекта к памятникам истории и культуры), товарные критерии земельного участка, который может быть заложен по ипотечному договору[840]. Такие акты принимаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, в редких случаях — муниципальными органами[841]. В целом сфера применения ведомственных нормативных правовых актов ограничена: публичные органы вправе принимать такие акты только в случаях, непосредственно предусмотренных Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Выявление сущностных признаков объекта недвижимости влечет за собой и установление обязанностей сторон ипотечного договора, а в некоторых случаях исключает исполнение обязательств по такому договору, не соответствующему требованиям, определенным нормативным правовым актом публичного органа[842]. Значительно обширнее сфера имущественных отношений, регламентация которых осуществляется в процессе правоприменительной деятельности органов государственной власти или муниципальных органов. Публичный орган принимает индивидуальные правовые акты при осуществлении процессуальных действий, установленных федеральными законами. К актам процессуального обеспечения относятся уведомления органа Росреестра о государственной регистрации ипотечного договора, об отказе в такой регистрации или о приостановлении регистрационных отношений[843], а также судебные акты.
Содержание публичных регистрационных процедур
Различия в содержании регистрационных отношений, определенных законодательством, обусловлены существом ипотечной сделки. К публичным процедурам, осуществляемым только при государственной регистрации договора об ипотеке (залоге недвижимости), относится регистрация физических и юридических лиц, владельцев закладной — документа, удостоверяющего права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству. Закладная, относимая к именным ценным бумагам, выдается Росреестром или его территориальным органом, в зависимости от содержания ипотечной сделки (например, выдача закладной не допускается, если предметом ипотеки являются имущественные комплексы и леса и право аренды на них). Таким образом, составление закладной предусмотрено только при заключении отдельных видов ипотечных договоров, применительно к которым и возникают публичные обязанности органа Росреестра по выдаче закладной и внесению сведений о ее владельце в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные публичные процедуры относятся к безусловным обязанностям органа Росреестра; он не вправе уклониться от их исполнения: выдача закладной и регистрация ее владельцев производятся по требованию заявителя и не связаны с осуществлением им каких-либо процессуальных действий[844].