Правосознание можно определить как совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, выражающих отношение людей как к действующему, так и желаемому праву.
Правосознание имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп, динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов
С возникновением права в собственном смысле слова юридические отношения рассматриваются не как индивидуальные, а как всеобщие. Общезначимость социальных связей отражается в сознании людей как такие общие признаки явлений, фактов, само наличие которых должно влечь возможность или обязанность определенного поведения, предписанного государственной властью. Иными словами, общественные отношения, представления о них обрастают в сознании людей идеалами, понятиями о должном порядке. Такие понятия воплощаются в законах государства.
Право и правосознание формируются в диалектическом единстве. Специфический признак правосознания — взаимосвязь в сознании (индивидуальном, групповом, классовом) жизненных условий, потребностей, интересов данной социальной группы, класса и возможных, необходимых или существующих юридических прав и обязанностей. Результатом такого соотнесения являются идеи, представления о праве.
Таким образом, правосознание — это форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни. Оно наряду с правом и вместе с ним играет активную роль в общественной жизни. Правосознание включает как осознание обществом в целом, так и индивидами в частности потребности в общезначимых правилах поведения, которые должны устанавливать государство, так и оценку справедливости (или несправедливости) действующего правового порядка, перспектив, направлений развития права.
Необходимо отметить, что право неразрывно связано не со всем, а с господствующим в обществе правосознанием, т.е. правосознанием политических сил, стоящих у власти.
Правосознание формируется, прежде всего, передовыми представителями — идеологами стоящих у власти политических сил в процессе уяснения ими общих интересов, которые приобретают в сознании форму юридических мотивов, воли этих политических сил, побуждающих ее принять форму государственной воли.
Юридический мотив воли — это особая идеологическая форма осознания людьми социальных потребностей и интересов, это сознательное стремление и требование опосредовать общественные связи нормами права. Чтобы получить санкцию закона, экономические факты в каждом отдельном случае должны принять форму юридического мотива.
Следовательно, без правосознания немыслимы и правотворчество, и право. Но право создается не правосознанием, а материальными условиями жизни общества. Правосознание лишь опосредует этот процесс.
Примечательно, что политические силы, стоящие у власти, подчас из-за ограниченности своего сознания не способны понять преходящий характер отношений господства, поэтому их правосознание иллюзорно и они ложно понимают «естественность», «справедливость» охраняемых правом отношений, т.е. искаженно представляют собственный статус. Их правосознанию присущи и такие черты, как нереальность и авантюризм.
Некоторые представители юридической науки отрицают правосознание как форму общественного сознания, имеющую рациональный характер. Они усматривают в правосознании «иррационализм», «правовые чувства» и т.п. Думается, эта точка зрения ошибочна.
Право и правосознание не создают друг друга. Они оба формируются объективными условиями и взаимодействуют. Право влияет на правосознание, складывает представления членов общества об их правах и обязанностях, о должном правопорядке. Но и правосознание влияет на право, определяя практику правоприменения в интересах политических сил, стоящих у власти, обуславливая нормотворческую деятельность государства.
Правосознание — это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Но это еще и новый этап состояния общественного сознания. Всплеск правосознания характеризует периоды социальных революций. Пока идет ломка действующего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы и цели революционных перемен.
Отечественные ученые — Л. Петражицкий, М. Рейснер, М. Фарбер и др. оставили крупный след в изучении юридической природы сознания. Не оставили эту проблему и современные теоретики права: Е. Лукашева, Г. Остроумов, Н. Соколов.
Наряду с общетеоретическими подходами к правовому сознанию, теория права выделяет и изучает структуру правосознания. Общепризнано, что ее составляют два элемента: правовая психология и правовая идеология.
Правовая психологиявыражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие составляющие:
общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;
психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;
представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;
чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;
способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.
Юридическая психология, будучи, сама по себе объективно-регуляторным явлением, включает значительную часть бессознательного — целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного участвует в формировании как правомерного (стереотипы, привычки, автоматизмы), так и противоправного поведения. Бессознательное может проявляться как интуиция, аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.
Правовая психология — наиболее «распространенная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента.
Именно в среде психологических реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности — гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализующей практики.
Вторым элементом структуры правосознания является правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности.
Правовая идеология - это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.
Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания, поскольку обосновывает и оценивает существующие и возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. Идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (культуры, цивилизации).
Через идеологию находят отражение потребности и интересы, прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Разумеется, та или иная доктрина создается отдельными личностями — учеными, общественно-политическими деятелями, а уже затем становится достоянием многих также конкретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.
Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить естественно-правовая, позитивисткая, марксистская и другие доктрины государства и права. Те или иные политические организации, участвующие в борьбе за власть, создаются на основе какой-либо политико-правовой идеологии. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом — программой деятельности организованных в партию, движение, в целом политическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и правовых идеалов.
Существует неписаный закон: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты — какая-то система взглядов его всегда заполнит. Результатом десятилетнего периода реформ в России явился отказ от коммунистической идеологии. На смену же ей ничего власть имущие не предложили. Была создана иллюзия полезности деидеологизации общества, что неизбежно привело к все усиливающемуся ощущению духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, охватывающему все новые и новые слои населения. Таким образом, один из фундаментальных выводов прошедшего периода заключается в том, что страна не может жить без ясной и осмысленной национальной государственно-правовой идеологии. Проблема в том, какая идеология наиболее адекватна России, ее сущности, духу, перспективам развития.
Итак, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании общества. Какие же это функции? Согласно мнению большинства теоретиков права, основные функции правосознания, т.е. направления воздействия этого явления на общественные отношения, — познавательная, оценочная, регулятивная.
Познавательная (гносеологическая)функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит познание всех элементов жизни (как социальных, так и природных). Задачи такого познания состоят в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются и законодатели, и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.
Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания субъектами права дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.
Регулятивнаяфункция реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правовая психология выступает как мотив конкретного вида поведения.
Особую значимость в реализации регулятивной функции правосознания имеет правовая установка — готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов. Правовая установка выступает своего рода стабилизатором в меняющейся социальной среде.
С учетом того, что носителями правосознания являются отдельные индивиды, группы людей, принято выделять индивидуальное, групповое, в том числе классовое, и массовое правосознание. Каждое из них по-разному оказывает влияние на законотворчество, реализацию права, эффективность деятельности правоохранительных структур.
Индивидуальное правосознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры. Каналы формирования его различны: от средств массовой информации до рассказов «бывалых людей», отсидевших в местах лишения свободы. Индивидуальное правосознание имеет широкий диапазон: от конформизма до нонконформизма, т.е. от приспособленчества, законопослушания до протеста, отрицания действующего законодательства, до надежды на правовые перемены.
Групповое правосознание взаимосвязано и переплетено с индивидуальным, имеет сложную структуру: классовое, иных социальных групп, общественных организаций, партий. Это правосознание по социологическим исследованиям чаще всего формируется вокруг тех или иных конкретных законопроектов, законов.
Массовое правосознание (правосознание всего общества в целом) проявляет себя в ходе общенациональных акций типа референдума, выборов президента или депутатов парламента. Это весьма сложный феномен, который изучают и измеряют разными способами. Измерение правосознания служит, прежде всего, общественной, объективной оценке состояния правовой системы, ее необходимым изменениям.
В теории правоведения по содержанию правосознание подразделяется на:
Обыденное — массовые представления людей, настроения «по поводу» права, здесь наибольшая роль у чувств и эмоций. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.
Профессиональное — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся у юристов на основе широких правовых обобщений. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики.
Научное — идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных научно-исследовательских институтах юридического профиля и вузовской системе как общегражданского, так и ведомственного профиля.
С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов.
Тем самым правосознание выступает одним из важнейших правообразующих факторов, идеологическим источником, духовной основой права.
2.Теоретики права не могут найти единый подход к трактовке как самой категории «правовая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно.
Одни ученые рассматривают ее как оценочную (аксиологическую) категорию, другие — как категорию содержательную. В первом случае правовая культура понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Наиболее полным применительно к этому подходу следует считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне правотворческой, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности.
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.
Как категория содержательная правовая культура (прежде всего, профессионально-правовая культура юристов) — это глубокие, объемные и формализованные знания всех источников права и в первую очередь законов и подзаконных актов, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, отношение к праву и практике его применения в строгом соответствии с принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности.
Таким образом, в самом общем виде правовая культура предстает как система различных отношений, а также как процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в сменяющихся поколениях людей.
Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические элементы, но и юридически значимое поведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые формируют определенные варианты правового поведения людей в обществе.
Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность общественной жизни, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу — систему правовых ценностей, идеалы, нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Составными ее элементами следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества.
Одна группа ученых (В.П. Сальников и др.) полагает, что структурными элементами правовой культуры являются: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов в их особом ракурсе эталонов поведения. Содержанием же охватывается характер,
уровень, степень развития вышеназванных элементов.
Следующая группа (А.П. Семитко и др.) считает, что элементами правовой культуры являются уровневые состояния, т.е. «степени правового развития» таких компонентов системы правовой жизни общества, как: 1) правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание); 2) правовая деятельность (теоретическая и практическая; 3) правовое сознание (когнитивный, что значит опытный, эмоциональный и установочный его компоненты); 4) субъект — носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды).
Другие авторы (В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, Н.М. Кейзеров) в состав правовой культуры включают: правотворческую деятельность, правовую науку, право, правоотношения, критерии политической оценки права и правового поведения, правосознание, правовое поведение, правовые учреждения.
Правовая культура во многом выступает связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правового поведения в целом, однако такая реальность зависит от множества иных факторов (иллюзий, уклада жизни, стереотипов поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т.п.).
Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова.
В широком смысле это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.
Правовая культура в узком смысле — это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.
При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяют обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.
Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика его такова, что он, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их обыденной деятельности при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.
Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. Юристам-профессионалам свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также поведения.
Теоретический уровень представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Он вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.
Содержание правовой культуры определяет модель юридически культурной личности, предполагающей следующую характеристику: 1) фактическое правовое и правозначимое поведение личности; 2) ее отношение к праву и правовым явлениям, признание уважительного отношения к правам других людей; 3) привычка к правомерному поведению; 4) гражданско-правовая активность.
В реальной жизни правовая культура выполняет одновременно несколько специфических функций — познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.
Познавательно-преобразовательная функция призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр правовой системы. Она связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества.
Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а значит и общества в целом. Она реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.
Ценностно-нормативная функция проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь речь идет о ценностях в праве и самом праве как ценности.
Правосоциализаторская функция заключается в организации целенаправленной правовоспитательной работы, что включает в себя юридический всеобуч населения, оказание ему юридической помощи, активизацию процессов самовоспитания личности.
Коммуникативная функция заключается в обеспечении общения граждан в юридической сфере. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение, но и общение, опосредуемое юридическими произведениями, как классиков юриспруденции, так и наших современников.
Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности усиливаются, особенно в законодательной деятельности, хотя не все в правовой сфере поддается планированию. Истинная функция предвидения заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.
3.Правосознание людей, объединенных в социальные общности, — явление, как мы выяснили, во многом объективное, складывающееся под воздействием многочисленных факторов. Но это вовсе не значит, что на процесс формирования сознания людей в юридической области нельзя воздействовать целенаправленно. Наоборот, правосознание, как и сознание нравственное или научное, нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, развитии. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности правовой культуры, выступает как правовое воспитание.
Правовое воспитание — это систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию человека всех форм правовой деятельности с целью формирования в его правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, привычек, правомерного поведения.
Правовое воспитание выполняет две основные функции: передача воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений и формирование правовых идей, чувств, убеждений в правосознание указанных субъектов.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Основное направление правового воспитания, его стратегическая задача заключается в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности, что вмещает в себя:
— знание системы основных правовых предписаний, их правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
— внутреннее уважение к праву, законам страны, законности и правопорядку;
— умение на практике применять правовые знания, согласовывать повседневное поведение с полученными правовыми знаниями;
— привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
— духовный правовой иммунитет (неприятие) к совершению любых правонарушений.
Процесс воспитания должен обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемого.
Посредством процесса правового воспитания и через него в правосознание граждан вносятся идеи, имеющие государственно-властный характер. Поэтому особенности правовоспитательного процесса таковы:
1) его исходной базой выступает система общеобязательных правовых норм;
2) до сведения воспитываемых доводятся, внедряются в правосознание установленные государством правовые предписания, дозволения, запреты;
3) процесс опирается на гарантированную возможность при необходимости применить принудительную силу государства в виде юридической ответственности правонарушителей;
4) его воздействием охватываются не только законопослушные граждане, но и лица, склонные к совершению правонарушений или уже совершившие их, в связи, с чем решаются и задачи непосредственного пресечения и предупреждения правонарушений;
5) осуществляется он в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических правовых средств и методов;
6) осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.
Процесс воспитания должен, прежде всего, обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитываемых. А структура вырабатываемого правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм, не только уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими.
Функционирование правовоспитательного процесса во многом определяется условиями, в которых он протекает.
К позитивным условиям относятся как обстоятельства социального характера (успехи в области реальной демократизации государства, правотворческой и правоприменительной деятельности и т.д.), так и обстоятельства личностно-индивидуального плана (высокий уровень гражданской зрелости человека, его политическая и правовая активность).
К негативным условиям также входят как обстоятельства социального характера (ошибки и упущения правотворческой и правоприменительной деятельности, несовершенство правовоспитательных форм и средств, случаи неподготовленности воспитателей и т.д.), так и личностно-индивидуальные (распространенный среди населения правовой нигилизм, высокая терпимость правосознания большинства граждан к различным антисоциальным проявлениям и т.д.).
Чтобы избежать серьезных ошибок в правовом воспитании граждан, важно учитывать все эти условия.
В систему правового воспитания входят такие элементы, как субъекты (органы, организации, специально уполномоченные государством лица), объекты (воспитываемые отдельные граждане или группы населения), совокупность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах, с использованием специальных правовых средств и методов.
Таким образом, система правового воспитания — это совокупность всех основных частей, элементов правовоспитательного процесса, обеспечивающих его определенный порядок и организацию.
От системы следует отличать механизм правового воспитания как внутреннее устройство правовоспитательного процесса, механика перевода идей, содержащихся в общественном правосознании, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитываемых (индивидов, общественных групп).
Звенья механизма правового воспитания будут выглядеть так: 1) общественное правосознание; 2) система норм права; 3) формы и средства правового воспитания; 4) правосознание воспитываемых, которое необходимо обогатить идеями, содержащимися в общественном правосознании.
Правовая информация, т.е. определенная совокупность сведений о праве как регуляторе общественных отношений, есть стержневая нить, связывающая в последовательном порядке все структурные элементы рассматриваемого механизма, и придает этой связи импликативный характер (логическая связь, соответствующая союзу «если…, то…»). На уровне первых трех элементов правовоспитательного механизма правовая информация выступает в роли информации дескриптивной (оповещающей), на уровне четвертого элемента (правосознания воспитываемых) — превращается, при глубоком ее усвоении, в информацию прескриптивную (командную).
Если второй и третий элементы выступают внешней, инструментальной частью механизма, то первый и четвертый элементы являются внутренней, духовной его частью.
Взятая в системе, совокупность всех элементов придает правовоспитательному механизму стабильный и в то же время динамичный характер.
4. Проблема правового нигилизма (с лат.— ничто) и правового идеализма, как в учебной литературе, так и в научном плане пока должным образом не рассматривалась (исключение составляет, пожалуй, лишь Н.И. Матузов). Между тем потребность в ее изучении давно назрела, так как названные социально-юридические феномены в практической жизни и сознании людей.
Правовой нигилизм представляет собой разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, нормативному порядку вообще и законам в частности; а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности населения. Подобные антиправовые установки есть, к сожалению, отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни российского общества.
Ключевым моментом здесь выступает надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей. Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатную почву, которая постоянно удобряется, поскольку, к сожалению, во многом как и раньше, мы живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб.
Давно сказано: на Руси всегда правили люди, а не законы. Отсюда наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Слова А.И. Герцена о том, что «русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно также поступает правительство» до сих пор так актуальны, что будто сказаны вчера.
В советское время право, скорее, терпели как необходимое декоративное украшение, формальный атрибут, свойственный любому «цивилизованному» государству, поскольку право считалось неполноценной формой социальной регуляции, лишь на время заимствованной у прежних эксплуататорских эпох. Вместе с тем из права максимально выжимали его карательные возможности. Командно-бюрократическая система не только не боролась с правовым нигилизмом, но по-своему опиралась на него, ибо он прекрасно вписывался в эту систему. С одной стороны, право — рудимент и помеха, с другой — оно с полной отдачей использовалось как инструментально-принудительное средство. Еще И. Кант замечал, что «право может служить как средством ограничения произвола, так и средством попрания свободы человека».
Как только страна отказалась от тоталитарных методов правления и попыталась встать на путь правового государства, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву.
Сегодня главный источник рассматриваемого зла — кризисное состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства и, главное, морально-психологическая неустойчивость в обществе не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и преумножают его.
Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес. Потеря управляемости обществом создает тягу к «сильной руке», когда право вообще отодвигается в сторону. Именно поэтому страна нуждается не только в социально-экономической и политической стабилизации, но и правовой. Более того, правовая стабилизация может в немалой степени способствовать упрочению положения дел во всех других областях.
На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, линия поведения. Последнее — плоды помыслов, поэтому вредности и опасности явления. Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным потенциальным возможностям.
Правовой нигилизм многолик и изощрен. Существует множество форм его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.
1. Прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Количество таких нарушений огромно. Произошедшее в 90-х годах прошлого века сращивание ее с коррумпированной частью госаппарата, что является определяющим признаком мафии, до сих пор полностью не преодолено.
2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний.Неисполняемость законов — свидетельство пока недостаточно качественной работы законодательственного корпуса государства. Еще римские юристы считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего.
3.Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью. Причем целесообразность может выступать в виде государственной, партийной, местной, региональной и даже личной. В любом случае закон отодвигается в сторону. Раз необходимо что-то сделать, а закон мешает, появляется тот или иной вид целесообразности.
4. Нарушения прав человека, начиная от права на жизнь, честь, достоинство, безопасность и кончая правом на своевременную оплату уже проделанной работы. Слабая правовая защищенность личности приводит к тому, что человек перестает ценить, уважать право, не видя в нем своего надежного гаранта и опоры. Плохо, когда права человека нарушают криминальные элементы, но во сто крат опаснее, когда нарушителем становится само государство.
5.Теоретическая форма правового нигилизма, проистекающая из некоторых старых и новых постулатов. Они связаны с догматизацией и вульгаризацией таких марксистских положений как отмирание государства и права, замена правового регулирования моральным, примат политики над правом, власти над законом, жесткий экономический детерминизм и т.д. Право и сегодня еще трактуется подчас исключительно в утилитарно-прагматическом ключе — как средство, инструмент, способ оформления политических решений, а не как самостоятельная историческая, социальная и культурная ценность.
Подытоживая сказанное, можно выделить наиболее характерные черты современного правового нигилизма:
во-первых, широкая распространенность не только среди всех категорий граждан, но и в официальных государственных структурах;
во-вторых,многообразие форм проявления — от криминальных до легальных, от парламентско-конституционных до митингово-охлократических;
в-третьих, слияние с государственным, политическим, духовным, экономическим нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;
в-четвертых, связь с негативизмом — более широким течением, захлестнувшим сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.
Основные пути преодоления правового нигилизма — это повышение общей и правовой культуры граждан; совершенствование законодательства; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение всеобъемлющей правовой реформы и др.
В конечном счете, все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из все еще не полностью непреодоленного системного кризиса. Однако многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла.
Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм — его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры.
Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, это явление причиняет такой же вред государству, обществу, как и правовой нигилизм. На право нельзя возлагать завышенные, несбыточные надежды — оно не всесильно. Непосильные задачи могут только скомпрометировать право. Поэтому его нельзя возводить в абсолют.
Между тем в условиях возникшей в стране в период «перестройки» правовой эйфории у многих сложилось убеждение, что достаточно принять хорошие, умные законы, как все сложнейшие проблемы общества будут решены. Однако законы сами по себе не могут накормить, улучшить благосостояние людей, они могут лишь способствовать либо не способствовать этому, нечто закреплять, охранять, регулировать, распределять, но не производить. Закон есть официальное признание факта, и не более того.
Проводимые в нашем обществе преобразования действительно нуждаются в надежном правовом обеспечении, но оно не может быть чисто волевым. Бессилие законов порождает все тот же нигилизм, неверие в реальную значимость принимаемых актов, в их способность изменить ситуацию. Престиж принимаемых законов падает вместе с престижем власти.
Форсированный переход общества из одного состояния в другое декларировавшийся еще совсем недавно, не произошел. Ожидания безболезненного развертывания демократии и ее плодов соответственно (прежде всего, резкого повышения жизненного уровня народа) затянулись. Наступило «социальное похмелье» — горькое и мучительное.
Дутые программы и обещания, лозунги о светлом будущем не остались в прошлом. Рецидивы в форме непродуманных заявлений, программ, посулов, шоковых рывков, неоправданных прогнозов в большом количестве имеются и сегодня. Сказывается неспособность трезво оценить реальную ситуацию, предвидеть последствия. Примеров несть числа. Это и многочисленные нормативные акты о борьбе с коррупцией и преступностью, и отмена в 1993 году режима прописки, и норма о праве обвиняемого на защиту с момента возбуждения уголовного дела и т.д. и т.п. Причин нереализуемости подобных актов много, но главные таковы: отсутствие материальной основы для их выполнения, а также подлинной политической воли власти, которая часто лишь имитирует свою решимость.
Власть бессильна заставить законы работать, поэтому она их просто издает. Но законодатель не вправе идти на поводу обыденного сознания — надо срочно принять такой-то закон; он обязан смотреть дальше, предвидеть последствия. Правовое самообольщение опасно, ибо оно порождает напрасные надежды общества. Так что же надо делать раньше, — создавать условия или принимать законы? Очевидно, то и другое. Противопоставление этих двух начал неверно и недопустимо.
Чтобы не разочаровываться, не следует очаровываться. Обществу необходимо преодолеть как правовой нигилизм, так и правовой идеализм, которые питают друг друга и являются двумя сторонами «одной медали».