Многообразие видов познания

Познание

Сущность познания

Познание- это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный, прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершен­ствование. Знание- это всегда ре­зультат активного взаимодействия субъекта (того, кто познает) с объектом (тем, что познается). Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.

А гностицизм Скептицизм Оптимизм
(гр. agnostos — недоступный познанию) отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире (гр. skeptikos — рассматривающий, критикующий). Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер (лат. optimus — наилучший). Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире

Познание всегда носит твор­ческий характер. Познание имеет как бы два уровня, две стороны - чувственнуюи рацио­нальную.Основными формами чувствен­ного познания являются ощущение, восприятие и представление. Ощущение- это отражение от­дельных свойств предметов, явлений, процессов, воздействую­щих на органы чувств. Восприятие- это процесс формирования целостного образа, отражающий предметы, явления и их свойства, чувственно-конкретный об­раз. Представление- это образ объекта познания, запечатленный в памяти. Это качество приобретает решающее значение на второй ступени познания - ступени рационального познания. На уровне рационального по­знания(иногда его еще называют абстрактным или логиче­ским мышлением) тоже существуют три основные формы: по­нятие, суждение и умозаключение. Понятие- это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явле­ний и процессов действительности. Наши понятия о предмете познания лишены всех подробностей, индивидуальных черт, т. е. того, чем конкретно этот предмет отличается от других пред­метов того же класса, остаются только его общие черты. Суждение- это такая форма мысли, при которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о предмете или явле­нии. Умозаключениемназывается операция мышления, при которой формируются новые суждения. Это более высокий уровень логического мышления. Умозаключения бывают раз­личных видов: индуктивные, дедуктивные, получаемые поаналогии. По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения: 1) единственным источником всех на­ших знаний является чувственный опыт (эмпиризм, сенсуализм); 2) наши знания могут быть полученытолько с помощью ума, без опоры на чувства (рационализм). В действительности, не противопоставление чувственного и рационального начал в познании, а их внутреннее единство. Своеобразной формой сопряжения чувственного и рацио­нального в познании выступает интуиция- способность непо­средственного или прямого постижения истины в результате озарения, наития, прозрения. В интуиции четко и ясно осоз­нается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процес­сы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. ко­ренятся в области бессознательного. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Эмоции возникают на основе человеческой психи­ки, а чувства - это эмоции, но выраженные в соответствую­щих понятиях (например, чувство патриотизма, ненависть, любовь и т. п.). Под их воздействием формируется мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости инте­ресов и целей познающего субъекта к объекту познания.

Познание и истина

Истинаесть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании чело­века. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты. В объективной истине отражается реальное положение ве­щей, окружающий мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. Объективная истина не зависит ни от че­ловека, ни от человечества в целом. Истиной характеризуют­ся лишь наши знания о действительности. Абсолютная истина- это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое последующим развитием науки. В абсолютной истине вопло­щается бесконечность нашего познания мира, предел, к кото­рому стремится наше знание. Относительная истина- это знание, характеризующее ог­раниченность человеческого познания мира, приблизитель­ность и несовершенство наших знаний о действительности. Относительная истина зависит от реальных исторических ус­ловий, в частности от точности или совершенства средств на­блюдения или измерения, эксперимента. Абсолютная и относительная истины - истины объектив­ные. Разница между ними лишь в степени точности и полноте отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом и временем. Необходимо обратить внимание на то, что не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблужде­ния (лжи). Так, можно говорить о разных оценках историче­ских событий, альтернативных трактовках произведений ис­кусства и т. п. Закономерно возникает вопрос о критериях истины,которых много. Это и соответствие законам логики, и соответствие ра­нее открытым законам той или иной науки, особенно фунда­ментальным законам, и непротиворечивость, и другие критерии. Но главным, решаю­щим критерием истины является практика,т. е. материальная предметно-чувственная деятельность человека. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика всегда носит конкретно-исторический характер. Она всегда развивается, совершенствуется, и то, что недоступно ей сегодня, будет до­ступно завтра.

Заблуждение

Непосредственная цель познания - истина. "Спутник" истины - заблуждение. Заблуждение - это знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение, главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или "ущербность" общественно-исторической практики ("застойная" практика). Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого "грандиозного заблуждения", как алхимия, происходило формирование химии, как науки о веществе.

Заблуждения могут быть научные и ненаучные (религиозные, идеалистические, метафизические, утопические...) Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания. Заблуждения - результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности: в вычислениях, в политике, в житейских делах... Выделяют ошибки логические - нарушение принципов и правил логики (формальной или диалектической), и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел. Заблуждение рано или поздно преодолеваются. Важнейшие предпосылки преодоления, заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитые и углубленные знания.

Истина - знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении.

Многообразие видов познания

Познание многообразно. Можно вы­делить следующие виды познания. Житейское познаниеконста­тирует, как протекает то или иное со­бытие. В его основе лежит чувственное познание человеком ми­ра в таких формах, как ощущение, восприятие и представление. Научное познание заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что в случайном проявляется необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляется предвидение различных явлений. Процесс научного познания носит творческий ха­рактер, поэтому предсказательная сила - один из главных критериев для оценки научных теорий. Особенностью научно­го познания является его стремление к объективности, т. е. к изучению мира таким, каков он есть на самом деле. Практическое знание - особый способ познания мира, продукт многовековой практической деятельности человека, в процессе которой накапливались определенные знания. Художественное познание заключается в целост­ном отражении мира и человека в нем. Художественное познание строится на образе. Другая его отличительная осо­бенность - оригинальность, присущая творчеству и прояв­ляющаяся через разные виды искусства. Социальное познание. Сложный вид познания, так как субъект познания и объект познания совпадают. Это - обще­ство. Люди, являясь творцами общественной жизни и ее изме­нений, сами же и познают социальную действительность. Личностные оценки накладывают отпечаток на оценку общественных явлений. Интересы больших групп людей (профессиональных, конфессиональных, классовых) не всегда совпадают, а зачастую и противоположны выводам ученых, изучающих общество. В социальных процессах взаимодейст­вуют различные силы, переплетаются многочисленные эконо­мические, политические, духовные причины, в них вторгается множество случайностей, пересекаются интересы, воля, дей­ствия людей. В жизни общества события часто не похожи друг на друга, даже аналогичные по характеру процессы отличаются. Одна из сложностей социального познания заключается в ог­раниченности наблюдения и социального эксперимента.

Научное познание

Научное познание - это процесс по­лучения объективного, истинного знания. Научное познание имеет сложную задачу - описание, объяснение и предсказание про­цессов и явлений действительности. В совре­менном мире объем научной информации удваивается каждые 15 лет. В развитии научного познания чередуются революци­онные его периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, а также периоды «нормального» развития науки, на протяжении которых зна­ния углубляются и детализируются. Специфика научного по­знания состоит в том, что оно предметно и обращено к про­цессам и явлениям, существующим объективно (вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества). Так, закон тя­готения, квадратные уравнения, периодическая система хими­ческих элементов, законы термодинамики объективны. Свои выводы наука формулирует в тео­риях, законах и формулах, вынося за скобки индивидуальное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин. Научное познание опирается на систему методов. К ним от­носятся эмпирические методы (наблюдение, сравнение, экспери­мент) и теоретические методы (анализ, синтез, индукция, дедук­ция, обобщение и т. п.). Метод понимается как орудие, средство познания объекта. В методе познания объективная закономер­ность превращается в правило действия субъекта (исследователя). Научный метод характеризуется двумя важными качества­ми - строгостью и объективностью. Наука, как правило, вы­рабатывает свой собственный язык, отличный от языка куль­туры и от обычного языка. Научное познание имеет два уровня. Эмпирическийуровень выражает объективные факты, вы­явленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей. Факт фиксирует фрагмент бытия. Теоретическийуровень познания составляют идеи, кон­цепции, идеальные объекты. В основе деятельности теоретика лежит выявление фундаментальных закономерностей, кото­рые иногда идут вразрез с чувственными восприятиями. Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимо­сти, т. е. действуют везде и всегда. К формам научного познанияотносят вопрос, проблему, ги­потезу, теорию, концепцию. Проблема- совокупность суждений, вклю­чающая в себя ранее установленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между эм­пирическим фактом и теоретическим описанием. Постановка и решение проблемы служат средством получения нового знания. Гипотеза- первоначальный этап создания теории. Гипотеза - это такого рода умозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположения. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяс­нить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию. Научное познание стремится к непро­тиворечивости, доказательности, проверяемости, системности.

Отличие знания от веры

Знаниепретендует на адекватное отра­жение действительности. Оно вос­производит объективные закономер­ные связи реального мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты. Зна­ние делает истину доступной для субъекта посредством дока­зательства. Вера,в отличие от знания, есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъектив­ной значимости. Вера - это не только основное понятие ре­лигии, но и важнейший компонент внутреннего, духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной де­ятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положе­ний, норм, истин. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Как внутреннее духовное состояние вера требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит, например, в справедливость, в нравственную чистоту, в мировой порядок и добро. Понятие веры может полностью совпадать с понятием ре­лигии и выступать как религиозная вера, противоположная рациональному знанию. Религиозная вера предполагает не до­казательство, а откровение. Слепая вера не отличается от суе­верия. Проблема взаимоотношения знания и веры активно обсуждалась средневековыми учеными-схоластами. Вера ос­новывалась на авторитете догматов и традиций. Считалось не­обходимым познать в свете разума то, что уже принято верой. Соотношение знания (разума) и веры не может быть ре­шено в пользу чего-то одного. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание. Одна­ко вера предшествовала появлению знания. Она была связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувствен­но-образным, фантастическим восприятием мира. Религия - это вера в сверхъестественное. Если вера отрывалась от религиозной принадлежности, то в составе познавательного процесса она обозначала убежден­ность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного творчества. Вера есть бездоказательное признание истинным того или иного явления.

Наши рекомендации