Многообразие видов познания
Познание
Сущность познания
Познание- это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный, прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Знание- это всегда результат активного взаимодействия субъекта (того, кто познает) с объектом (тем, что познается). Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
А гностицизм | Скептицизм | Оптимизм |
(гр. agnostos — недоступный познанию) отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире | (гр. skeptikos — рассматривающий, критикующий). Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер | (лат. optimus — наилучший). Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире |
Познание всегда носит творческий характер. Познание имеет как бы два уровня, две стороны - чувственнуюи рациональную.Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление. Ощущение- это отражение отдельных свойств предметов, явлений, процессов, воздействующих на органы чувств. Восприятие- это процесс формирования целостного образа, отражающий предметы, явления и их свойства, чувственно-конкретный образ. Представление- это образ объекта познания, запечатленный в памяти. Это качество приобретает решающее значение на второй ступени познания - ступени рационального познания. На уровне рационального познания(иногда его еще называют абстрактным или логическим мышлением) тоже существуют три основные формы: понятие, суждение и умозаключение. Понятие- это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Наши понятия о предмете познания лишены всех подробностей, индивидуальных черт, т. е. того, чем конкретно этот предмет отличается от других предметов того же класса, остаются только его общие черты. Суждение- это такая форма мысли, при которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о предмете или явлении. Умозаключениемназывается операция мышления, при которой формируются новые суждения. Это более высокий уровень логического мышления. Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные, получаемые поаналогии. По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения: 1) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт (эмпиризм, сенсуализм); 2) наши знания могут быть полученытолько с помощью ума, без опоры на чувства (рационализм). В действительности, не противопоставление чувственного и рационального начал в познании, а их внутреннее единство. Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция- способность непосредственного или прямого постижения истины в результате озарения, наития, прозрения. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Эмоции возникают на основе человеческой психики, а чувства - это эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (например, чувство патриотизма, ненависть, любовь и т. п.). Под их воздействием формируется мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.
Познание и истина
Истинаесть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты. В объективной истине отражается реальное положение вещей, окружающий мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. Объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества в целом. Истиной характеризуются лишь наши знания о действительности. Абсолютная истина- это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое последующим развитием науки. В абсолютной истине воплощается бесконечность нашего познания мира, предел, к которому стремится наше знание. Относительная истина- это знание, характеризующее ограниченность человеческого познания мира, приблизительность и несовершенство наших знаний о действительности. Относительная истина зависит от реальных исторических условий, в частности от точности или совершенства средств наблюдения или измерения, эксперимента. Абсолютная и относительная истины - истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноте отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом и временем. Необходимо обратить внимание на то, что не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п. Закономерно возникает вопрос о критериях истины,которых много. Это и соответствие законам логики, и соответствие ранее открытым законам той или иной науки, особенно фундаментальным законам, и непротиворечивость, и другие критерии. Но главным, решающим критерием истины является практика,т. е. материальная предметно-чувственная деятельность человека. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика всегда носит конкретно-исторический характер. Она всегда развивается, совершенствуется, и то, что недоступно ей сегодня, будет доступно завтра.
Заблуждение
Непосредственная цель познания - истина. "Спутник" истины - заблуждение. Заблуждение - это знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение, главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или "ущербность" общественно-исторической практики ("застойная" практика). Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого "грандиозного заблуждения", как алхимия, происходило формирование химии, как науки о веществе.
Заблуждения могут быть научные и ненаучные (религиозные, идеалистические, метафизические, утопические...) Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания. Заблуждения - результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности: в вычислениях, в политике, в житейских делах... Выделяют ошибки логические - нарушение принципов и правил логики (формальной или диалектической), и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел. Заблуждение рано или поздно преодолеваются. Важнейшие предпосылки преодоления, заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитые и углубленные знания.
Истина - знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении.
Многообразие видов познания
Познание многообразно. Можно выделить следующие виды познания. Житейское познаниеконстатирует, как протекает то или иное событие. В его основе лежит чувственное познание человеком мира в таких формах, как ощущение, восприятие и представление. Научное познание заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что в случайном проявляется необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляется предвидение различных явлений. Процесс научного познания носит творческий характер, поэтому предсказательная сила - один из главных критериев для оценки научных теорий. Особенностью научного познания является его стремление к объективности, т. е. к изучению мира таким, каков он есть на самом деле. Практическое знание - особый способ познания мира, продукт многовековой практической деятельности человека, в процессе которой накапливались определенные знания. Художественное познание заключается в целостном отражении мира и человека в нем. Художественное познание строится на образе. Другая его отличительная особенность - оригинальность, присущая творчеству и проявляющаяся через разные виды искусства. Социальное познание. Сложный вид познания, так как субъект познания и объект познания совпадают. Это - общество. Люди, являясь творцами общественной жизни и ее изменений, сами же и познают социальную действительность. Личностные оценки накладывают отпечаток на оценку общественных явлений. Интересы больших групп людей (профессиональных, конфессиональных, классовых) не всегда совпадают, а зачастую и противоположны выводам ученых, изучающих общество. В социальных процессах взаимодействуют различные силы, переплетаются многочисленные экономические, политические, духовные причины, в них вторгается множество случайностей, пересекаются интересы, воля, действия людей. В жизни общества события часто не похожи друг на друга, даже аналогичные по характеру процессы отличаются. Одна из сложностей социального познания заключается в ограниченности наблюдения и социального эксперимента.
Научное познание
Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет сложную задачу - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. В современном мире объем научной информации удваивается каждые 15 лет. В развитии научного познания чередуются революционные его периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, а также периоды «нормального» развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Специфика научного познания состоит в том, что оно предметно и обращено к процессам и явлениям, существующим объективно (вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества). Так, закон тяготения, квадратные уравнения, периодическая система химических элементов, законы термодинамики объективны. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки индивидуальное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин. Научное познание опирается на систему методов. К ним относятся эмпирические методы (наблюдение, сравнение, эксперимент) и теоретические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение и т. п.). Метод понимается как орудие, средство познания объекта. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя). Научный метод характеризуется двумя важными качествами - строгостью и объективностью. Наука, как правило, вырабатывает свой собственный язык, отличный от языка культуры и от обычного языка. Научное познание имеет два уровня. Эмпирическийуровень выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей. Факт фиксирует фрагмент бытия. Теоретическийуровень познания составляют идеи, концепции, идеальные объекты. В основе деятельности теоретика лежит выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственными восприятиями. Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т. е. действуют везде и всегда. К формам научного познанияотносят вопрос, проблему, гипотезу, теорию, концепцию. Проблема- совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между эмпирическим фактом и теоретическим описанием. Постановка и решение проблемы служат средством получения нового знания. Гипотеза- первоначальный этап создания теории. Гипотеза - это такого рода умозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположения. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию. Научное познание стремится к непротиворечивости, доказательности, проверяемости, системности.
Отличие знания от веры
Знаниепретендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты. Знание делает истину доступной для субъекта посредством доказательства. Вера,в отличие от знания, есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости. Вера - это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего, духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Как внутреннее духовное состояние вера требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит, например, в справедливость, в нравственную чистоту, в мировой порядок и добро. Понятие веры может полностью совпадать с понятием религии и выступать как религиозная вера, противоположная рациональному знанию. Религиозная вера предполагает не доказательство, а откровение. Слепая вера не отличается от суеверия. Проблема взаимоотношения знания и веры активно обсуждалась средневековыми учеными-схоластами. Вера основывалась на авторитете догматов и традиций. Считалось необходимым познать в свете разума то, что уже принято верой. Соотношение знания (разума) и веры не может быть решено в пользу чего-то одного. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание. Однако вера предшествовала появлению знания. Она была связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образным, фантастическим восприятием мира. Религия - это вера в сверхъестественное. Если вера отрывалась от религиозной принадлежности, то в составе познавательного процесса она обозначала убежденность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного творчества. Вера есть бездоказательное признание истинным того или иного явления.