Таким образом, уголовное законодательство страны состоит из суммы обобщенных постановлений, характеризующих типы преступных деяний, воспрещенных под страхом наказания. 2 страница
Взаимное отношение способов формулировки карательных норм крайне различно: в первичную эпоху жизни каждого народа исключительно господствуют нормы обычного права; в эпоху организации государств, в эпоху переходную, во-первых, совершается превращение норм обычного права в закон и, во-вторых, нормы обычного права составляют существенное и обширное по объему дополнение карательного закона; и наконец, в большинстве современных государств, а в том числе и у нас, карательные нормы почти исключительно создаются законодателем, являются в виде карательного закона, а карательные нормы обычного права имеют только крайне ограниченное дополнительное значение.
Поэтому необходимо более подробно заняться рассмотрением карательного, или, применяясь к терминологии действующего права, уголовного закона.
§ 2. Уголовный закон и его элементы
33. Уголовный закон есть повеление, в установленном порядке от верховной власти исходящее, которым определяется уголовная ответственность за посягательство на нормы права.
Таким образом, логическим предположением каждого уголовного закона является бытие нормы, но отсюда еще не вытекает, чтобы всякая норма, охраняемая уголовным законом, имела безусловно независимое от него самостоятельное внешнее существование, так сказать, исторически ему предшествовавшее.
Представим себе тот момент из жизни государства, когда в нем появляется новый уголовный кодекс. Несомненно, что наибольшую группу велений, исполнение которых должен обложить наказанием законодатель, будут составлять издавна существующие нормы обычного права или нормы закона; но несомненно также, что рядом с этой основной частью нового кодекса в нем будет известный придаток, продукт творческой деятельности законодателя. Данные науки, опыт иностранных государств, указания судебной практики, изучение прежнего заменяемого права - все это дает очень часто материал, заставляющий законодателя вводить новые карательные нормы, по его мнению, жизнепригодные, надлежаще содействующие охране юридических интересов, развитию государственного благосостояния, порядка и спокойствия, так что воспрещение или требование чего-либо, веление авторитетной воли, входит в юридический оборот одновременно с карательным законом, устанавливающим ответ-
ственность за неисполнение этого постановления. А если мы припомним, что нормы права, неисполнение которых облагается наказанием, иногда только и распознаются из уголовного закона, заключаются в нем как бы в скрытом виде, то понятно, что законодатель, создавая новый уголовный кодекс или перерабатывая старый, не только отыскивает и берет уже существующие нормы, но и нередко создает новые. А то, что с несомненностью проявляется при всякой обширной законодательной реформе, вполне возможно и при издании каждого отдельного закона.
Итак, норма есть всегда логическое, но не всегда фактическое предположение уголовного закона; она может существовать независимо от закона уголовного в виде нормы неписаного права или в виде закона, но она может быть и неразрывно слита с уголовным, распознаваема только из него; в этом последнем случае вполне возможно, что норма возникает одновременно с уголовным законом, живет и видоизменяется вместе с ним и вымирает с его отменой.
34.Какое же юридическое значение имеет создание уголовного закона, устанавливающего ответственность за посягательство на норму?
Норма права заключает в себе двойственную природу: воспрещая или повелевая что-либо, она, с одной стороны, как положение, определяющее взаимоотношения людей, учит должному, указывает и наставляет в том, что признается правом и обязанностью при тех или других действиях и столкновениях; с другой - как выражение правополагающей воли она, обращаясь к членам общежития, совершающим или имеющим совершать что-либо, требует подчинения воле, творящей право (создает КесЬ1 аи{ Воипазй^кеп1, по выражению Биндинга), создает обязанность подчинения: каждый обязан воздержаться от известного действия или выполнить известное действие, как скоро наступят условия, при наличности которых оно воспрещается или требуется нормой.
Оба эти момента всегда и безусловно присущи каждой норме, но практически второй получает действительное бытие лишь тогда, когда норма сделалась руководящим началом жизни, путем ее более или менее продолжительного и постоянного соблюдения в праве обычном или посредством воплощения в закон, хотя бы это был и 1ех ипрегтесШ2.
Но законодатель иногда идет дальше: он не только определяет последствия неподчинения его воле, выраженной в норме, но придает этим последствиям карательный характер, делает норму содержанием уголовного закона. Чего же достигает государство этим преобразованием нормы?
Норма права обращается исключительно к тому, на кого она налагает обязанность подчинения; уголовный закон, создавая особое отношение государства к посягающему на норму, имеет многоразличное отношение: во-первых, к лицам, обязанным воздерживаться от нарушений, к возможному виновнику, во-вторых, к органам власти, устанавливающим преступ-
ность и наказуемость, и, наконец, в-третьих, к самому государству, во имя и ради интересов которого налагается наказание.
Так как по отношению к отдельным лицам обязанность подчинения возникает из самой нормы, то закон уголовный не создает для них никаких новых обязанностей; он только своей определительной частью устанавливает с большей точностью признаки того, что предписывается или воспрещается нормами, а в санкции, указывая на последствия неисполнения данной нормы, создает иногда, да и то только возможный, противовес тем чувственным побуждениям, которые могут вызвать неисполнение требований нормь*. Таким образом, по отношению к нарушителю велений нормы закон уголовный имеет значение наставительно-предупредительное: преступник подлежит наказанию потому, что он не исполнил веления нормы, за неисполнение которой закон грозит наказанием, а не потому, что на него не воздействовала угроза закона; всякий не должен убивать не потому, что за убийство положена каторга, а потому, что этим нарушается признанная подлежащей карательной охране норма - "не убей".
По отношению к органам власти, определяющим виновность и наказуемость лиц, посягающих на нормы права, закон уголовный является только основой их деятельности, главной посылкой того силлогизма, в построении которого, по выражению Наказа Екатерины II1 и заключается вся судейская деятельность: часть описательная указывает те признаки, которые должны заключаться в известном деянии для того, чтобы учинивший оное мог быть признан виновным в наказуемом нарушении нормы, а санкция указывает те юридические последствия, которые должны быть назначены приговором суда лицу, виновному в таком посягательстве. Постановления же о том, как именно должен действовать суд или его органы, констатируя преступное событие, устанавливая виновность, определяя меру ответственности, исполняя приговор и т.д., входят в особую область права, в законы процессуальные; но, разумеется, если в законе уголовном находятся постановления процессуального характера, указывающие на условия самого возбуждения преследования, или положения об условиях, устраняющих наказуемость, как, например, о давности, помиловании, о допустимости известных доказательств, например при клевете в печати, об условиях выдачи и т.д., то в этих своих постановлениях уголовный закон является нормой и для судьи, определяя его права и обязанности при разборе дел уголовных.
Вместе с тем закон уголовный устанавливает пределы карательной власти судьи по отношению к отдельным преступным деяниям, и в особенности устанавливает максимум тех стеснений и кар, которым может быть подвергнут преступник за данное деяние, а через это закон создает существенную гарантию для каждого подсудимого: виновный не может подвергнуться иному наказанию, кроме того, которое установлено авторитетной властью законодателя, или в размерах, превышающих размер, законом определенный.
1 Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения//Памятники Русского законодательства 1649-1832 Изд императорской Академии наук, СПб., 1907. - Ред |
^Право на подчинение власти (нем.). - Ред 2 Несовершенный закон (лат). - Ред |
Но наибольшее значение имеет закон уголовный для самого государства. Устанавливая, какие именно посягательства на охраненные нормами интересы признаются столь существенными условиями общежития, что государство защищает их от неисполнения угрозой наказания, закон уголовный определяет содержание, возникновение и прекращение отношений, образующихся между государством и преступником вследствие учине-ния преступного деяния, другими словами, определяет объем и условия осуществления правоохраны. Карательные законы создают для государства, независимо от права требовать повиновения установленным им нормам, право применять в числе мер охраны и наказание за ослушание этого требования, а преступника принуждают подчиняться назначенному наказанию: отсюда устранение юридической возможности обороны против лица, применяющего наказания, далее дисциплинарная, а иногда и уголовная ответственность за побег из мест заключения, с поселения и т.д.
По нашему праву закон уголовный, как и всякий другой закон, должен быть велением верховной власти, т.е. должен, согласно с нашими основными законами, быть или законом за собственноручным Высочайшим подписанием (ст. 53 и 54 зак. основ), последовавшим на мнениях Государственного совета (ст. 124 учр. Гос. сов.), или же словесным Высочайшим повелением в виде указа, объявляемого местами и лицами, от верховной власти к этому уполномоченными, как скоро закон состоит в дополнении и изъяснении закона, коими устанавливается токмо образ его исполнения, или же определяется истинный его разум (ст. 55 зак. основ). Причем по ст. 66 зак. основ для объявляемых Высочайших повелений устанавливается то ограничение, что никакой закон, за собственноручным Высочайшим подписанием изданный, не может быть отменен указом объявляемым и что объявляемый указ не может иметь силы, между прочим, в делах о лишении жизни, чести или имущества.
Самые нормы права, посягательства на которые уголовный закон облагает наказанием, могут быть или законодательными постановлениями, изложенными в своде законов, касающимися вопросов гражданского, государственного, финансового или полицейского права, или законодательными постановлениями, создаваемыми одновременно с самым созданием законов уголовных, или, наконец, нормами права обычного народного или судебного, но признанными законодателем и получившими его утверждение, при назначении ответственности за неисполнение этих норм, при издании закона уголовного. В этом смысле приказания и веления права, неисполнение которых облагается наказанием, могут всегда быть рассматриваемы как законодательные нормы.
Но, кроме законов в тесном смысле, власть верховная выражается в повелениях, даваемых в порядке управления государством.
Различие закона и повеления в порядке управления верховного, по-видимому, столь ясное теоретически, но вызвавшее, однако, ряд разнообразных толкований в нашей литературе государственного права, не имеет существенного значения для рассматриваемого мною вопроса, так как все повеления верховной власти, до управления государством относящиеся, в какой бы форме они не состоялись, имеют обязательную силу наравне с законами и должны быть исполняемы всеми и каждым как
законы. Следовательно, повеления в порядке верховного управления и с формальной стороны сравнены с законом. Поэтому не только созданные в этом порядке правовые нормы в случае определения за них законом карательных последствий, но и установление в этом порядке карательных последствий для существующих норм должно иметь для судов уголовных то же значение, как и законы уголовные в тесном смысле.
Но подобно тому как вновь издаваемые законы не должны противоречить существующим законам, ими не отменяемым, так тем более повеления, в порядке управления состоявшиеся, не могут противоречить законам или отменять таковые вне порядка, для этого установленного. В этом отношении ст. 73 Основных законов постановляет, что отмена законов совершается тем же порядком, какой установлен для составления законов.
Другое значение имеют обязательные постановления, издаваемые в порядке управления подчиненного, лицами и учреждениями, на то уполномоченными.
К таким учреждениям должны быть отнесены: центральные правительственные установления; местные правительственные установления, как-то: генерал-губернаторы, губернаторы и градоначальники и т.д.; общественные установления, как-то: губернские и уездные земские собрания и городские думы, если их постановления утверждены подлежащей властью. По природе своей все эти постановления должны заключать только развитие общих начал закона в применении к потребностям или отдельных местностей, или отдельных групп случаев; но в последнее время не только расширился круг учреждений, имеющих такое право, но значительно раздвинулись пределы этого права, так как им предоставляется издавать постановления и в видах восполнения закона, и даже некоторые части администрации в виде опыта управляются на основании циркуляров и распоряжений министров.
Но так как органы управления подчиненного могут действовать не иначе, как по уполномочию верховной власти, выраженному в законе, указе или особом уполномочии, то поэтому постановления и распоряжения этих властей имеют обязательную силу не сами по себе, а только на основании и в пределах данных им полномочий; оттого и отношение судебной власти к этим постановлениям в случае рассмотрения дел по обвинению частных лиц в неисполнении требований, предъявляемых к ним на основаниях этих постановлений и распоряжений власти, совершенно иное, чем к неисполнению указов, последовавших в порядке управления верховного. Так как последние имеют силу закона, то и судебная власть только удостоверяется в их существовании и обнародовании в установленном порядке; по отношению же к постановлениям и распоряжениям властей подчиненных она не только может, но и обязана независимо от этого проверить соответствие таковых пределам власти, этим установлениям предоставленной; проверить, конечно, не целесообразность постановлений и распоряжений, но их законность.
35. Обращаясь к рассмотрению конструкции законоположений уголовных в том виде, как мы их застаем в кодексах современных, мы должны разделить эти законы на две группы: 1) определяющие условия преступ-
ности и наказуемости и притом или общие (постановления о пространстве действия закона, условия вменения и преступности, виды виновности и т.д.), или специальные, относящиеся только к отдельным преступным деяниям (постановления о безнаказанности взаимных обид, о безнаказанности участников подделки денежных знаков, донесших о других соучастниках, о безответственности участников скопища, оставивших таковое по первому требованию власти, и т.д.); 2) определяющие признаки наказуемых деяний и назначаемую за них ответственность - уголовные законы в тесном смысле.
Уголовные законы в тесном смысле содержат в себе всегда две части: описание того посягательства, которое запрещается под страхом наказания, - часть определительная, или диспозитивная, и указание на самую ответственность - часть карательная, или санкция. Наличность обоих этих условий есть необходимая принадлежность всякого уголовного закона.
Так, например, ст. 454 говорит: "виновный в убийстве матери или законного отца" (диспозиция) наказывается "каторгой без срока" (санкция).
36.Часть определительная должна указывать признаки, характеризующие преступное деяние, так называемый состав преступного деяния, причем отношение закона к норме, за посягательство на которую он угрожает наказанием, может быть троякое: 1) отдельной норме права соответствует отдельная статья закона; 2) одна норма соответствует целому ряду статей: так, норма "не убей" дает содержание ст. 453-466 Угол, улож., или же 3) нарушение нескольких норм образует одно преступное деяние: так, предусмотренное п. 23 ст. 455 убийство для облегчения совершения, например, поджога будет нарушением норм "не убей" и "не поджигай чужого имущества".
При этом объединение норм должно быть органическое, или внутреннее, тЪк что посягательство имеет один общий состав, образующий или самостоятельный род преступных деяний, или же вид и притом квалифицированный по отношению к посягательствам на каждую из соединяющихся норм в отдельности, например разбой как квалифицированный вид открытого похищения, с одной, и телесного повреждения, с другой стороны. От такого сложного преступного деяния нужно отличать механическое, или формальное, соединение в одной статье уложения нескольких, более или менее однородных и равнонаказуемых, но не объединяющихся посягательств на нормы; в этих случаях каждый пункт статьи (например, ст. 455, 443, 380, 379, 325 и т.д. Угол, улож.) или каждая ее часть (например, ст. 437, 369, 362 и т.д. Угол, улож.) образует отдельное по составу преступное деяние, и самое их соединение имеет только технико-законодательное значение.
Далее, нарушение известной нормы может определять состав преступного деяния безусловно или только при наличности известного условия или предположения, и притом или фактического, каково, например, существование в местности чумы, повальной болезни, призыв военной силы, скопление значительной массы народа и т.п., или же юридического - наличность договора или взаимности, нахождение имения под секвестром
или запрещением, объем полномочия, незаконность рождения, причем эти последние предположения могут быть иногда и предположениями процессуальными, т.е. предрешаемыми или преюдициальными, в смысле ст. 27 Уст. угол. суд.
Самая обрисовка определительной части в законе уголовном может также представляться различной1. 1. Закон определяет все существенные признаки состава, относя сюда как признаки посягательства на норму, так и признаки, в силу которых^это посягательство становится наказуемым, предполагая, конечно, что не всякое посягательство на норму наказуемо; притом это определение дается или совместно с уголовной санкцией, или же даже в форме отдельно постановленной статьи (например, в Уложении о наказ, изд. 1885 г., ст. 1627, 1637, 1644). Эта форма диспозиции преобладает в современных кодексах, и вся задача законодательной техники состоит в том, чтобы при таком определении состава не опустить действительно существенных его элементов или, наоборот, не ввести в закон случайные казуистические подробности, а равно чтобы выразить эти существенные условия состава словами и понятиями, которые действительно соответствовали бы целям и представлениям законодателя. Не надо забывать, что если излишне обобщенный закон дает слишком много простора судейскому усмотрению, то излишняя его казуистичность также всегда является причиной неполноты закона и крайней сбивчивости практики. 2. Закон дает только одно наименование преступного деяния, не указывая на его признаки; так, Угол. улож. не дает определения убийства, поединка, опозорения и т.п.; конечно, такой прием возможен только в том случае, когда состав известных деяний с точки зрения практики является совершенно простым, не возбуждающим юридических недоразумений; употребление подобного приема относительно деяний, состав которых представляется спорным в теории, ведет к серьезным практическим затруднениям. 3. Закон, говоря о каком-либо посягательстве, довольствуется в диспозитивной части только ссылкой на другие статьи уголовного закона, говоря, например: "виновный в учинении насильственного действия, ст. 475 предусмотренного" (ст. 478). Иногда такая ссылка представляется подразумеваемой, без прямого указания на статьи; таково, например, употребляемое в некоторых статьях Уголовного уложения выражение "наказуемая угроза" в смысле деяния, предусмотренного ст. 510; "насилие над личностью" в смысле деяния, указанного в ст. 475, и т.д. Конечно, без такого ссылочного приема редакции не может обойтись ни один кодекс; но с другой стороны, злоупотребление этим приемом представляет также значительные невыгоды, не только затрудняя практическое применение статей, но и давая иногда неверную обрисовку самих юридических понятий. 4. Закон делает простую ссылку, но не на статьи того же уголовного закона, а на другие юридические постановления свода, и притом или также с прямым указанием статей, к которым относится устанавливаемая им санкция, или же ограничиваясь только указанием общих признаков тех норм, к которым относится его санкция, допуская в
1 Этим различием приемов объясняется главным образом различие объема кодексов; наиболее казуистичную форму представляют статуты английского права, в которых дефиниции отдельных деяний, например кражи, занимают целые страницы.
этом случае иногда не только охрану норм, уже существующих, но и норм будущих, которые могут быть в законном порядке постановлены по данному предмету. В этом случае закон имеет вид бланка, в котором санкция соответствует подписи, а диспозиция - тому пробелу, в котором компетентная власть должна вписать соответственный приказ или запрет; поэтому в новой немецкой литературе многими, по примеру Биндинга, принято называть их бланковыми законами (В1апке($(гаС§е8е(ге); такая форма законов неизбежна и имеет действительное значение в области маловажных полицейских нарушений.
37. Карательная часть, или санкция уголовного закона, представляет различие как по объему прав, которые она дает применителю закона относительно выбора меры ответственности, так и по форме ее выражения.
В первом отношении различают три основных типа санкций.
Во-первых, санкцию определенную, когда наказание, которым угрожает закон, ни в каком случае не может быть изменено судьей, а применяется буквально, когда, следовательно, законодатель полагает возможным не только заранее оценить объективное значение каждого преступного деяния, но и определить а рпоп значение различных оттенков виновности, осуществляя слова Цицерона: ёапгпапо ешт е&1 ]иё!сит, роепа №§18'. Эта форма санкции господствовала в уголовных законах древнейшей формации по весьма понятным причинам: всего прежде выдвигается в преступлении причиняемый им вред; этот вред определяет свойство и меру уголовной реакции. Позднее, спустя много столетий, в конце XVIII в., в доктрине и законодательстве возрождается то же стремление сделать абсолютно-определенную санкцию единственно нормальной формой закона, хотя уже и по иным основаниям. Вольтер и Монтескье -во Франции, Филанджиери и Беккариа в Италии, Фейербах (в первых своих трудах) в Германии были его сторонниками; практически пытались применить его: Учредительное собрание, Фридрих II, Екатерина Великая. Наказ, повторяя положение Беккариа, говорит: "Право давать законы о наказаниях имеет только законодавец, всю власть в руках своих держащий, а судьи и правительство, будучи сами только частью общества, не могут по справедливости, неже ради общего блага, ни другого какого-нибудь члена общества, наложить наказания, точно законами не определенного" (X, 148).
Основанием возрождения такого направления была, с одной стороны, реакция против страшного судейского произвола, господствовавшего во всей Европе XVII и XVIII вв., а с другой, высокое значение, придаваемое идее личности в праве, стремление гарантировать ее права от правительственного произвола. Но проведение этого принципа на практике, построение уголовного кодекса по этому образцу ставило законодателю невыполнимую задачу, а в жизни должно было привести к полной несправедливости, к несоответственности наказаний с действительной виной, так как законодатель не в состоянии предвидеть и заранее регламентировать все неуловимые и неисчислимые оттенки жизни, отражающиеся
1 Виновность определяется судом, а наказание - законом (лат.). - Ред.
в преступном деянии и в особенности в виновности лица, его учинившего.
Поэтому современные кодексы и отказались от такой формы санкции за немногими изъятиями. Так, в действующем нашем праве все общие наказания, падающие на личность виновного, не назначаются абсолютно, ибо даже назначение в законе смертной казни или бессрочной каторги не лишает судью права в случае признания подсудимого заслуживающим снисхождения, в случае покушения и т.д. воспользоваться правом, предоставленным ему (ст. 53 Угол^улож.). Другую группу изъятий составляют так называемые исключительные наказания, назначаемые за некоторые специальные преступные деяния, которых особенно много было в Уложении 1845. г. и которые исключали возможность их изменения по самому их свойству - лишение христианского погребения, лишение права наследовать в имуществе и т.п.
По действующему уложению к таким абсолютным угрозам можно отнести разве только некоторые дополнительные наказания и поражения известных прав, удаление от должности и т.п.
Противоположную форму составляет санкция безусловно-неопределенная, когда законодатель, воспрещая известное деяние под страхом наказания, не определяет ни рода, ни размеров ответственности, предоставляя установление таковых усмотрению судьи. Очевидно, что такая форма лишает закон уголовный его существенных и необходимых условий: закон не определяет предела прав, принадлежащих суду по отношению к наказуемости, он не может быть возможным предостережением граждан, заключая в себе одно-голое требование подчинения; вместе с тем эта форма представляется крайне неудобной и для судьи, лишая его всяких твердых основ в выборе ответственности. Поэтому и эта форма санкции исчезла из. современных кодексов. В нашем праве эта форма санкции нередко употреблялась еще сводом законов, когда закон, налагая наказание, назначал оное общими выражениями, как-то: "наказать яко преступника указов", "наказать по всей строгости законов", "на основании законов", не определяя существа этого наказания. Составители уложения 1845 г., справедливо относя эту неопределенность санкции к существеннейшим недостаткам свода, предположили не употреблять таковой в Уложении 1845 г. В действующем уложении такая форма санкции больше не встречается.
Таким образом, господствующей в современных кодексах формой санкции является относительно-определенная, когда законодатель назначает только пределы наказания, наивысшую и наименьшую его величину, максимум и минимум.
По форме обрисовки санкции законы уголовные представляются также или в виде как бы исторической справки, указания на существование запрета или приказа, подвергающего учинившего известному наказанию, тогда внешний вид закона будет таков: "за убийство, за кражу со взломом и т.п. назначается каторга, поселение"; или же законы излагаются в виде повеления, заявления авторитетной воли: кто совершит убийство, кражу, тот наказывается, или, как в действующем нашем уложении, - виновный в убийстве наказывается. Конечно, наиболее правильной представляется
повелительная форма редакции, так как только тогда уголовный закон получает характер юридического положения, которое может служить основанием для возникновения прав или обязанностей государства, органов судебной власти или отдельных граждан.
Самое отношение наказания к наказуемому деянию, связь диспозиции с санкцией могут быть выражены в законе также различно; так, Уложение 1845 г. безразлично употребляло выражения "приговаривается", "подвергается", "наказывается" или даже говорило иногда еще более конкретно -"отрешается от должности, извергается из духовного звания", хотя очевидно, что употребление того или другого из этих выражений представляется юридически далеко не безразличным, так как каждое из них относится к различным фазисам, которые проходит уголовное дело: к моменту постановления приговора, приведению приговора в исполнение и т.п. Уложение, действующее в особенной части, последовательно держится одной и той же формулы: "виновный... наказывается", следовательно, указывает своей санкцией преимущественно на объект карательного права, возникающего для государства иЗ закона уголовного.
Объем ответственности, назначаемой за преступное деяние, может быть или определяем под каждой статьей самостоятельно, или делаем в виде ссылки на наказание, установленное за какое-либо иное преступное деяние. Эта ссылочная форма санкции неизбежна во всяком законодательстве, в особенности когда в одной статье закона, но в разных его частях заключаются постановления о нескольких преступных деяниях, относящихся друг к другу не как род к виду и не как квалифицированное и простое деяния, а как два деяния не тождественные, но сходные по составу и равные по наказуемости, как выражается действующее уложение - сему же наказанию, или сим же наказаниям и на сих же основаниях или же когда одна статья закона ссылается на наказание, назначенное в другой, рядом стоящей ст. 559. Но, конечно, излишнее употребление этой формы, какое допускало, например, Уложение о наказаниях 1845 г., представляет практически весьма большие невыгоды, не доставляя в то же время никаких технических удобств1, так как эта форма: во-первых, затрудняет приискание наказания в момент применения закона, особенно когда ссылка делается не на ближайшие статьи, а на статьи другого раздела; во-вторых, затрудняет выбор наказания там, где ссылка делается, например, на статью, содержащую не одно, а несколько карательных постановлений или несколько наказаний; в-третьих, весьма затрудняет законодателя при частичных реформах кодекса, так как изменение размера ответственности по одной статье изменяет, иногда вопреки воле законодателя, наказуемость по другим статьям.