Феминизация бедности и ее характерные черты
Феминизация бедности связана со снижением уровня доходов населения. За чертой бедности в 2003 г. оказалось почти 40 млн человек, тогда как в 1996 г. их было 10 млн. Бюджет россиянина с каждым годом становится меньшим. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц в IV квартале 2003 г. составляла 2143 рубля, против 1574 рублей в соответствующем периоде 2001 г., т.е возросла более чем на 36%. В то же время темпы роста реальных денежных доходов населения были ниже.
Положение женщин усугубляется низким уровнем оплаты труда. Зарплата женщин меньше во всех отраслях, даже в традиционно женских. Как отмечалось выше, средняя заработная плата мужчин выше средней заработной платы женщин в целом по экономике РФ на 30%. Уровень минимальной оплаты труда в России за год соответствует уровню минимальной оплаты труда в США за один месяц1.
Наличие «двух смен» у женщин препятствует участию в конкуренции наравне с мужчинами на рынке труда. Кроме того, женщина в основном несет нагрузку по воспитанию детей, в связи с чем не только испытывает дискриминацию на рынке труда по признаку пола, но и сама подчас выбирает менее доходные места и виды работ. Дом, дети, семья, домашнее хозяйство - все это занимает много времени.
Поскольку женщины составляют большинство населения, то очевидно, что именно женщины находятся за чертой бедности, что сопровождается падением жизненного уровня, невозможностью удовлетворить основные потребности в питании, одежде, оплате коммунальных услуг и др. В настоящее время по сравнению с предыдущими годами меньше потребляется мяса, рыбы, фруктов, овощей, масла. Снизилась калорийность продуктов животного происхождения. Значительная часть населения испытывает белковую и калорийную недостаточность. Не хватает витаминов у 90% обследованных. Заболеваемость рахитом среди детей возросла на 20-40%.
По-новому звучит проблема бедности. Она стала постоянной, устойчивой, трудно решаемой. А последствия выражаются в усилении угрозы здоровью детей, беременных женщин, кормящих матерей и естественно влияют на воспроизводство в новом поколении. Госкомстат РФ сообщает, что в январе 2000 г. в 10 субъектах Федерации, включая Подмосковье и Санкт-Петербург, на одного новорожденного приходилось три, а в Псковской области - четыре умерших ребенка. Всего в стране в январе 2000 г. родилось 93,9 тысячи младенцев и в то же время умерло 197,5 тысячи человек1.
Создавшаяся ситуация ведет к снижению стартовых возможностей для детей, а следовательно, страна теряет часть интеллектуального потенциала нации. Формируется идеология бедности, что означает потерю мотивации к интенсивному, высокоэффективному труду, стремлению повышать квалификацию, образование. Формируется социальное иждивенчество, неспособность отстаивать свои интересы.
Феминизация бедности ведет также к возрастанию нагрузок женщин в быту, невозможности использовать службу быта, поскольку цены в ней слишком высоки.
Таким образом, тендерный подход к производственной деятельности обернулся для женщин рядом негативных факторов. Для изменения ситуации необходимо обеспечение конкурентоспособности их на рынке труда путем расширения системы обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодоления отставания женщин-работниц по уровню квалификации и оплаты труда, организации переподготовки и повышения квалификации для тех женщин, которые имеют перерыв в работе в связи с рождением детей и уходом за ними.
Женщина и бизнес
На этапе перехода к рыночной экономике какая-то часть женщин России сумела приспособиться к новым отношениям и занялась бизнесом. В этом деле определенную помощь оказывает Российская ассоциация развития малого предпринимательства. У ассоциации есть свой печатный орган - еженедельная газета «Бизнес для всех». Действует центр «Социальное партнерство», «Женский деловой центр», центр «Современная женщина» и др.
Предпринимательская деятельность многообразна: женщины выступают совладельцами товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, владельцами магазинов, баров, и др. Есть и малый бизнес, основанный на индивидуальном труде.
Малое предпринимательство характеризуется новой формой экономических отношений, пополнением рынка новыми товарами и услугами.
По данным Госкомстата РФ за 1996-1998 гг., женское предпринимательство сконцентрировано в основном в отраслях, где технологические процессы не требуют большого числа работников. Самая высокая доля женщин-руководителей отмечена в непроизводственных видах бытового обслуживания, общественном питании, розничной торговле, в образовании, медицине, культуре.
Возраст предпринимательниц в основном зрелый - от 30 до 0 лет, образование, как правило, высшее (до 64,2%). Лиц со средним специальным образованием всего - 34,9%, а со средним - 0,9%.
Переход женщин в частный бизнес не случаен. Именно здесь женщинам-менеджерам удается достичь определенных успехов, бизнес требует знаний финансовых проблем, владения технологиями бухгалтерского учета, психологией общения, маркетинга.
Большинство женщин, занимающихся бизнесом, считают что в новых условиях именно так можно реализовать свои способности, творческий потенциал, свободу при принятии решений возможность стать независимой. Женщины-менеджеры настроены на использование стратегии «маленьких шагов» и в борьбе за качество продукции и расширение ассортимента, и в вопросах повышения инновационного потенциала предприятия. Они выгодно отличаются от мужчин и во взаимодействии с внешним миром и органами власти, поддерживая конструктивные отношения по основным направлениям деятельности.
Однако бизнес, особенно домашний, связан и с тяжелым физическим трудом. Нужно научиться удовлетворять запросы клиентов и кредиторов, приспосабливаться к разным правилам, подвергаться контролю многих ведомств, хорошо знать механизм ценообразования, пользоваться рекламой, уметь прогнозировать и планировать, а также, учитывая запросы клиента, подбирать ассортимент товаров и услуг.
Во всем мире, в том числе и в России, существует множество мифов о «бизнес-леди» как наиболее жестком и бескомпромиссном варианте руководителя по сравнению с руководителем мужчиной. Результаты обследований не подтверждают эту легенду.
Женщина в бизнесе отличается своей деятельностью от мужчины в бизнесе прежде всего старательностью, меньшей амбициозностью, большей ответственностью, предсказуемостью, более четким представлением о своей фирме и ее целях. Женщины меньше поддаются панике, чаще прибегают к советам и опыту других, склонны к коллективным решениям, лучше владеют мягкими конфликтными технологиями. В них больше эмоциональности, эмпатии.
По утверждению самих женщин, успех в бизнесе зависит от уверенности в себе. Определенная их часть считает, что при любых обстоятельствах нужно заниматься предпринимательством. К субъективным факторам, снижающим эффективность предпринимательской деятельности, сами женщины относят мягкость характера, трудность применения санкций за ошибки, длительные переживания событий, отсутствие авантюризма.
В Российской Федерации пока еще нет четкой программы развития специального женского бизнеса, чего нельзя сказать о западных странах. В странах Европейского сообщества есть рекомендации для всех правительств развивать специальные программы и государственные структуры, поддерживающие женское предпринимательство. В нашей стране необходима социальная защита и четкая государственная политика поддержки женщин, занимающихся бизнесом. Должны быть созданы равные условия для мужчин и женщин в этой сфере.
В современных условиях особо необходима социальная защита женщин, т.е оказание помощи отдельным личностям или социальной группе в создании благоприятных условий для жизнедеятельности при рыночных отношениях. Это должен быть специальный вид защиты женщин, поскольку влияние рынка не всегда благоприятное, последствия трудно прогнозировать. Социальная защита предполагает стабильную деятельность, получение дохода, поддержку правительственных и неправительственных организаций, органов местного самоуправления, обеспечивающую организацию обучения основам менеджмента (управления), помощь в получении необходимой информации, предоставлении кредита, организации ярмарок и др.
В 1991 г. был принят закон «О собственности в РСФСР», где в п.3 статьи 2, записано: « В РФ могут создаваться и действовать предприятия, находящиеся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций». Однако этот закон, видимо, пора уточнить в части, касающейся женского предпринимательства.
В ряде европейских стран на эту проблему обращают большое внимание. Во Франции в 1989 г. была разработана национальная система специальных государственных фондов предприятии, создаваемых женщинами. В США есть Администрация по Делам малого бизнеса, существующая с 1977 г. Разработана специальная программа для женщин-владельцев малых фирм. Следовало бы перенять этот опыт.
Женщины-бизнесмены или желающие ими стать должны иметь возможность обучения основам предпринимательской деятельности, также получать юридические услуги.
Финансовая поддержка должна предполагать льготные кредиты, низкие налоги, доступные производственные помещения, небольшой налог на землю и другие преимущества, хотя бы в первые годы становления.
Кое-что делают сами женщины. В РФ по их инициативе для развития мелких предприятий в Якутске, Красноярске, Липецке, Костроме и других городах создан Центр «Гильдия», который помогает женщинам в организации малого бизнеса.
Несмотря на то, что женское предпринимательство в России плохо контролируется и поощряется, с достаточно высокой степенью вероятности можно утверждать, что в нем заложены новые возможности для экономического развития страны.
Таким образом, допускаемая дискриминация женщин в сфере экономического развития страны есть нарушение демократии, необходимыми условиями которой являются:
- свободный выбор жизненного пути;
- сочетание карьеры профессиональной с выполнением семейных обязанностей представителями обоего пола;
- выработка в сфере предпринимательской деятельности современным человеком цивилизованной модели поведения;
- определение равноправия полов как центральной проблемы социальной политики;
- соблюдение законности во всех сферах жизнедеятельности общества;
- создание условий для всестороннего развития личности.