Социологические показатели предкризисной ситуации. Принципы прогнозирования и преодоления политических кризисов

Явные показатели предкризисной ситуации:

- возрастание уровня социальной напряженности

- резкое увеличение числа и интенсивности политических и социальных конфликтов

- возрастание уровня протестной активности (чем больше проявлений несанкционированных митингов, тем больше вероятность, что политическая система находится в кризисной)

- преобладание силовых методов политических конфликтов

- резкое падение уровня доверия к органам государственной власти (отслеживается с помощью опросов)

Косвенные показатели:

- рост уровня коррупции в государстве

- рост уровня преступности в государстве

Они показывают не столько политический кризис, сколько демонстрируют слабость государства. Если государство не справляется с этими проблемами, то оно может не справится и с другими

- резкое увеличение социального расслоения в обществе. Возрастает разрыв между очень богатыми и очень бедными.

Анализ реальной политической ситуации, чтобы быть эффективным, призван дать своего рода проекцию сегодняшних тенденций на будущее. В то же время прогноз связей с позицией настоящего ограничен, и не потому, что он «вырастает из этого настоящего», а потому, что возможные последствия сегодняшних действий трудно поддаются учёту. И если для ближайшего будущего вероятность правильного прогноза высока, то для среднесрочных и долгосрочных прогнозов она труднодостижима и практически невозможна.

Уделяя должное внимание показателям предкризисной ситуации, можно с определённой долей вероятности спрогнозировать дальнейшее развитие событий: наступит ли кризис, к какому типу его можно отнести, промежуток времени, после которого он наступит и т.п. Применимы в данном случае и другие методы прогнозирования, используемые в науке.

Методы прогнозирования, которые применяются в социологии политики:

- аналогия

- исследование операций (стремление найти оптимальное решение, определить оптимальную стратегию, конструкцию)

- системный анализ (позволяет объединить усилия экспертов разного профиля для решения конкретных проблем)

- теория игр

- метод моделирования (отражает сущность политических процессов, используется в практике прогнозирования и для более глубокого познания исследуемых явлений)

- метод экстраполяции (направлен на построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом вплоть до даты упреждения прогнозов)

- метод экспертных оценок (формирование объективного мнения о качественных и количественных характеристиках объекта прогнозирования на основе обработки анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов)

Принципы преодоления политических кризисов варьируются в зависимости от типа кризиса, его направленности, глубины, длительности и т.д. Для основных типов кризиса существуют следующие политические возможности выхода.

1. Типичное средство разрешения кризиса идентичности – по­иск харизматического лидера, способного взять на себя всю тя­жесть морального выбора, снять с людей индивидуальную ответственность за их выбор политической позиции. В то же время прав­ление харизматического лидера дает человеку определённое время для оценки ситуации, включения в новые связи с государством.

Снизить остроту кризиса идентичности могут открытый харак­тер режима правления, развитие коммуникаций, системы образо­вания, поощрение вертикальных и горизонтальных политических связей населения и другие методы, позволяющие устранить пред­убежденность людей в чужеродности демократических форм для данного общества.

2. Кризис распределения материальных и культурных благ. Правительства должны выработать стратегию, которая, с одной стороны, была бы сориентирована на структурные изменения в экономике, на преобразование принципов рас­пределения материальных и культурных благ, а с другой – учи­тывала бы реальные возможности государства и населения перейти к нетрадиционным формам поддержания социальных взаимоот­ношений. Необходимыми элементами такой стратегии, как по­казал опыт, должны стать эффективная система налогообложе­ния, способная поощрять отечественного производителя; фор­мирование массовых структур переобучения работников; созда­ние разнообразных компенсационных механизмов (например ад­ресная социальная помощь), обеспечивающих не столько сокра­щение разрыва в доходах, сколько сохранение стабильности со­циального статуса для определенных категорий населения; все­мерное поощрение мелкого и среднего бизнеса и т.д.

3. Кризис участия. Чтобы преодолеть кризис участия, правящий режим должен стараться не форсировать преобразования, вызывающие взрывные реакции больших групп населения, придерживаться принципов равенства политического участия различных групп населения и в то же время стараться не доводить социальные или идеологичес­кие разногласия граждан до политических форм их разрешения. Власти обязаны строго следовать предложенным ими правилам политической игры, создавать прецеденты правового выхода из ситуаций, связанных с их нарушением, всемерно поддерживать идеалы и ценности, способные интегрировать общество и госу­дарство.

4. Кризис проникновения. Пра­вящие круги должны прежде всего формировать рациональную организацию власти. С одной стороны, к прерогативам центра следует относить только те вопросы, которые необходимо решать в масштабах всего государства (соблюдение равенства всех граж­дан перед законом, охрана границ, обеспечение стабильности ва­люты и т.д.), способствуя тем самым активному перераспределе­нию полномочий между центром и местами, возлагая на террито­риальные органы управления ответственность за принятие кон­кретных решений по вопросам реформ в их регионах. С другой стороны, такая реорганизация власти должна сохранять вертикаль­ную ответственность нижестоящих органов управления, препятст­вовать их атомизации и обеспечивать надежные формы контроля за деятельностью всех структур, задействованных в принятии и осуществлении решений. Таким образом можно будет не только сохранить необходимую обществу централизацию управления, но и решить более общую задачу – обеспечение зависимости госу­дарства от гражданского общества.

5. Кризис легитимности. Наиболее продуктивными средствами обеспечения легитимности правящего режима является способность элиты обеспечивать постепенное реформирование общества, дости­гать консенсуса и соглашения с политическими противниками (что означает согласие меньшинства в той или иной степени присоединиться к выполнению принимаемых большинством решений), образовывать разнообразные политические коали­ции, согласительные комитеты и проч. для поддержания гаран­тий гражданского мира, формировать позитивный образ своих лидеров в глазах населения. Наиболее благоприятные последствия от ведения такой политики наступают при доминировании в об­ществе толерантности, доброжелательности, ассоциативном пере­несении авторитета лидеров на структуры и институты правящего режима.

Наши рекомендации