Социологические показатели предкризисной ситуации. Принципы прогнозирования и преодоления политических кризисов
Явные показатели предкризисной ситуации:
- возрастание уровня социальной напряженности
- резкое увеличение числа и интенсивности политических и социальных конфликтов
- возрастание уровня протестной активности (чем больше проявлений несанкционированных митингов, тем больше вероятность, что политическая система находится в кризисной)
- преобладание силовых методов политических конфликтов
- резкое падение уровня доверия к органам государственной власти (отслеживается с помощью опросов)
Косвенные показатели:
- рост уровня коррупции в государстве
- рост уровня преступности в государстве
Они показывают не столько политический кризис, сколько демонстрируют слабость государства. Если государство не справляется с этими проблемами, то оно может не справится и с другими
- резкое увеличение социального расслоения в обществе. Возрастает разрыв между очень богатыми и очень бедными.
Анализ реальной политической ситуации, чтобы быть эффективным, призван дать своего рода проекцию сегодняшних тенденций на будущее. В то же время прогноз связей с позицией настоящего ограничен, и не потому, что он «вырастает из этого настоящего», а потому, что возможные последствия сегодняшних действий трудно поддаются учёту. И если для ближайшего будущего вероятность правильного прогноза высока, то для среднесрочных и долгосрочных прогнозов она труднодостижима и практически невозможна.
Уделяя должное внимание показателям предкризисной ситуации, можно с определённой долей вероятности спрогнозировать дальнейшее развитие событий: наступит ли кризис, к какому типу его можно отнести, промежуток времени, после которого он наступит и т.п. Применимы в данном случае и другие методы прогнозирования, используемые в науке.
Методы прогнозирования, которые применяются в социологии политики:
- аналогия
- исследование операций (стремление найти оптимальное решение, определить оптимальную стратегию, конструкцию)
- системный анализ (позволяет объединить усилия экспертов разного профиля для решения конкретных проблем)
- теория игр
- метод моделирования (отражает сущность политических процессов, используется в практике прогнозирования и для более глубокого познания исследуемых явлений)
- метод экстраполяции (направлен на построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом вплоть до даты упреждения прогнозов)
- метод экспертных оценок (формирование объективного мнения о качественных и количественных характеристиках объекта прогнозирования на основе обработки анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов)
Принципы преодоления политических кризисов варьируются в зависимости от типа кризиса, его направленности, глубины, длительности и т.д. Для основных типов кризиса существуют следующие политические возможности выхода.
1. Типичное средство разрешения кризиса идентичности – поиск харизматического лидера, способного взять на себя всю тяжесть морального выбора, снять с людей индивидуальную ответственность за их выбор политической позиции. В то же время правление харизматического лидера дает человеку определённое время для оценки ситуации, включения в новые связи с государством.
Снизить остроту кризиса идентичности могут открытый характер режима правления, развитие коммуникаций, системы образования, поощрение вертикальных и горизонтальных политических связей населения и другие методы, позволяющие устранить предубежденность людей в чужеродности демократических форм для данного общества.
2. Кризис распределения материальных и культурных благ. Правительства должны выработать стратегию, которая, с одной стороны, была бы сориентирована на структурные изменения в экономике, на преобразование принципов распределения материальных и культурных благ, а с другой – учитывала бы реальные возможности государства и населения перейти к нетрадиционным формам поддержания социальных взаимоотношений. Необходимыми элементами такой стратегии, как показал опыт, должны стать эффективная система налогообложения, способная поощрять отечественного производителя; формирование массовых структур переобучения работников; создание разнообразных компенсационных механизмов (например адресная социальная помощь), обеспечивающих не столько сокращение разрыва в доходах, сколько сохранение стабильности социального статуса для определенных категорий населения; всемерное поощрение мелкого и среднего бизнеса и т.д.
3. Кризис участия. Чтобы преодолеть кризис участия, правящий режим должен стараться не форсировать преобразования, вызывающие взрывные реакции больших групп населения, придерживаться принципов равенства политического участия различных групп населения и в то же время стараться не доводить социальные или идеологические разногласия граждан до политических форм их разрешения. Власти обязаны строго следовать предложенным ими правилам политической игры, создавать прецеденты правового выхода из ситуаций, связанных с их нарушением, всемерно поддерживать идеалы и ценности, способные интегрировать общество и государство.
4. Кризис проникновения. Правящие круги должны прежде всего формировать рациональную организацию власти. С одной стороны, к прерогативам центра следует относить только те вопросы, которые необходимо решать в масштабах всего государства (соблюдение равенства всех граждан перед законом, охрана границ, обеспечение стабильности валюты и т.д.), способствуя тем самым активному перераспределению полномочий между центром и местами, возлагая на территориальные органы управления ответственность за принятие конкретных решений по вопросам реформ в их регионах. С другой стороны, такая реорганизация власти должна сохранять вертикальную ответственность нижестоящих органов управления, препятствовать их атомизации и обеспечивать надежные формы контроля за деятельностью всех структур, задействованных в принятии и осуществлении решений. Таким образом можно будет не только сохранить необходимую обществу централизацию управления, но и решить более общую задачу – обеспечение зависимости государства от гражданского общества.
5. Кризис легитимности. Наиболее продуктивными средствами обеспечения легитимности правящего режима является способность элиты обеспечивать постепенное реформирование общества, достигать консенсуса и соглашения с политическими противниками (что означает согласие меньшинства в той или иной степени присоединиться к выполнению принимаемых большинством решений), образовывать разнообразные политические коалиции, согласительные комитеты и проч. для поддержания гарантий гражданского мира, формировать позитивный образ своих лидеров в глазах населения. Наиболее благоприятные последствия от ведения такой политики наступают при доминировании в обществе толерантности, доброжелательности, ассоциативном перенесении авторитета лидеров на структуры и институты правящего режима.