Тема 3. Основные характеристики государства
Пусть глупцы спорят о том, какая
форма правления наилучшая;
несомненно, та, при которой
существует наилучшее правление.
А. Пои
Вопросы:
1. Концепции происхождения государства
- раскройте теоретическое осмысление сущности «государства»;
- определите основные подходы и концепции к пониманию государства, в чем их сущность?
2. Признаки государства
- рассмотрите основные признаки государства;
- охарактеризуйте понятие государства;
- раскройте пять основных этапов эволюции государства;
- в чес сущность светских и религиозных государств?
3. Форма правления
- что такое монархия: абсолютная, дуалистическая, парламентская?
-в чем отличие монархии и республики?
-в чем сущность президентской, парламентской, смешанной республики?
4. Форма государственного устройства
- покажите сущность и отличия унитарного, федеративного и конфедеративного государств;
5. Политический режим
- раскройте государственные режимы: демократический, тоталитарный, авторитарный
6. На основе Конституции РФ охарактеризуйте современное российское государство
Государство как субъект управления общественными процессами, существуя не одно тысячелетие, проявило себя как универсальная организация общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Это самая большая и всеобъемлющая в мире организация, которой присуще такое качество, как всеобщность. Государство обладает всеми чертами организации, имеет иерархическую структуру, аппарат управления, т.е. государственный аппарат, подобного которому не имеет ни одна организация. Он специализирован по ветвям власти, наделен публично-правовыми функциями, выступает в качестве необходимого механизма обеспечения реализации общественных функций внутри страны и на международной арене.
Государство является основным институтом политической системы общества, оно - главный стержень и олицетворение политической власти. Поэтому история человечества пронизана поиском наилучшей формы организации государственной власти и управления.
Питер Друккер, он же «мистер Управление» утверждает, что в современном мире нет бедных и богатых стран, а есть плохо или хорошо управляемые государства. В XXI в. перед Россией, строящей новую политическую систему, стоит задача выработки новой парадигмы государственного управления, отвечающей современным реалиям.
Понятие «государство» многогранно и может употребляться в нескольких значениях:
как географическое понятие - «страна»;
в значении «общество» (например, японское общество);
иногда государство отождествляется с понятием «цивилизация» (российская цивилизация, китайская цивилизация).
В философской и политической литературе долгое время отсутствовало содержательное и терминологическое разделение понятий «государство» и «общество». Первым обратил внимание на несовпадение этих понятий Н. Макиавелли, но в его трудах отсутствует определение термина «государство».
Немецкий государствовед Г. Еллинек считал, что впервые отчетливо разграничил эти понятия Ж.-Ж. Руссо в своей работе «Общественный договор». Позже Г. Гегель ввел понятие гражданского общества как сферы реализации частных интересов граждан, свободной от вмешательства государства, и определил государство как политическую общность, область реализации гражданских политических прав граждан. Однако до сих пор существует терминологическая неопределенность в отношении содержательной характеристики понятия «государство». Раскрытие его зависит от исследовательского подхода, поэтому нельзя дать одно исчерпывающее определение данного многогранного понятия.
В целом при определении сущности государства на современном этапе можно выделить пять основных подходов: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический, кибернетический.
Теологический подход, исходивший из богоустановленности государства, широко использовался в средние века, в современной трактовке часто используется приверженцами мусульманского фундаментализма. Всевышним государство дано, по заповедям всевышнего управляется.
При классическом подходе обычно выделяются признаки государства, основные: территория, население, публичная власть, и вторичные: налоги, законы, суверенитет.
Юридический подход рассматривает государство как юридическую пер-сонализацию нации (под нацией понимается население страны), анализируя государство как систему различных структур (органов) и правоотношений между ними.
При социологическом подходе, использовавшемся Руссо, Гоббсом»« др., государство рассматривается как орган социальной солидарности, из чего исходят концепции государства-арбитра, идеи классового государства, социального государства, технократического государства и т.п.
Кибернетическая школа государствоведения, возникшая в 60-е гг. XX в., рассматривает государство как основной институт политической системы общества; особую уникальную систему в обществе, связанную потоками информации, рецепторами (приемниками) этой информации с внешней средой (обществом, международной системой). Поступающие на «вход» системы импульсы внешней среды (требования и поддержка) циркулируют в государственной системе, и в результате их переработки на «выходе» системы государственными органами принимаются решения. Эти решения в виде законов, указов, постановлений правительства вновь порождают информацию, которая вводится в систему (государство), и процесс продолжается.
Существуют и другие подходы к определению сущности государства. В них государство характеризуется и раскрывается через понятия:
- аппарат воздействия, подчинения, властвования экономически господствующего субъекта власти (партия, класс, группа и т.п.) организованное господство политической элиты (элитарный подход);
- институциональное воплощение власти, т.е. иерархия государственных учреждений, реализующая властно – управленческие функции (институциональный подход);
- определенным образом организованная власть (силовая концепция);
- это определенный нормативный порядок, обеспечивающий интеграцию и жизнедеятельность людей (нормативный подход);
- правовая форма организации и функционирования политической власти (политико-правовой подход).
- маркетинговый подход, государство - специфическая макроорганизация, сервисный центр, «организация, оказывающая услуги населению».
Сегодня государство — это сложная, многофункциональная, внутренне дифференцированная целостность. Поэтому большим разнообразием отличаются не только трактовки понятия «государства», но и подходы к проблеме его происхождения. Вопрос о природе и сущности государства волновал умы мыслителей многих поколений, начиная со времен античности, в результате сформировались различные оригинальные теории происхождения государства.
Обычно выделяют следующие концепции происхождения государства:
- теологическая (божественное происхождение государства);
- патерналистская (государство как результат объединения семей);
- общественного договора (государство - результат договора между правящей элитой и обществом);
— классовая (марксистская - государство есть результат разделения общества на классы, правление экономически господствующего класса).
Наряду с этим, в современной научной литературе существует взгляд о трех эволюционных путях возникновения государства:
военном (силовая концепция: государство - результат завоевания и выделения элитарной верхушки из среды военных);
аристократическом (выделение управленческой аристократии из среды жрецов, старейшин, верхушки общества);
плутократическом (сосредоточение власти в руках финансовой верхушки и состоятельных лиц).
Как свидетельствуют исторические данные, на практике эти пути обычно сочетались, но в целом образование государства всегда связано с выделением элиты как первой ступени в образовании государства. Элитарные концепции являются достаточно признанными - в современном западном обществознании, так как позволяют объяснить происхождение государства с позиций асимметричной структуры общества.
Более конкретно сущность государства как многогранного социального образования можно выразить с помощью выделения его признаков. Обычно выделяются следующие признаки государства:
-всеобъемлющая политическая организация общества – абстрактная сущность, куда входит политическая система общества, государственный аппарат, муниципальные учреждения, политические партии и организации, общественные организации, общество в целом и каждый человек;
• территория — это ограниченное пространство, в пределах которого распространяется суверенитет государства и где органы государственной власти и управления осуществляют свои полномочия. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др.;
• население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Следует различать понятия «население», «народ» и «граждане». Народ - это социальная общность, члены которой обладают чувством общей культурной и исторической идентичности благодаря общим чертам культуры и исторического сознания. Население может состоять из одного народа или из многих «больших» (многочисленных) и малых (малочисленных) народов, а также граждан, неграждан, лиц без гражданства. Граждане – население, имеющее гражданство, паспорт, собственность, жилье;
• Государственная власть. В светском государстве – это учредительная и публичная власти. Учредительная власть – прямо выраженная от граждан. Власть, которую учреждают граждане, т.е. выбирают, переизбирают. Ее материализация выражается в Конституции, в Основных (конституционных) законах. В представительных (выборных) органах власти. Важной ее основой является легитимность.
Публичная власть в государстве выражается в системе государственных органов. Она имеет институциализированный характер, так как она осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую структуру.
Отличительными чертами государственной власти являются также ее всеобщность, универсальность, общеобязательность, легальность;
• налоги — общеобязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для функционирования государства, содержания органов управления. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитые формы государственности переходят постепенно к добровольной форме уплаты налогов;
• право, закон, подзаконные акты – повеление власти, т.е. система необходимых и общеобязательных правил поведения, которые закреплены в правовых актах и которые являются важнейшим средством властных полномочий и управления органов и учреждений государства.
Право – прямое выражение воли граждан. Закон: в демократических государствах – опосредованное выражение воли граждан через представительно – законодательные органы государства, объективированной в законе. В недемократических государствах – выражение воли правящего субъекта от имени государства.
Государство, через государственные органы осуществляет правотворчество, издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению;
• армия — вооруженные силы, которые выполняют функцию защиты государства от внешних угроз (внешний суверенитет), являются необходимым атрибутом почти любого государства;
• внутренний и внешний государственный суверенитет:
а) внешний - международная правосубъектность, способность государства проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать верховенство государственной власти на всей территории страны и независимость государства на международной арене;
б) внутренний – легальность и легитимность учредительной и публичной власти. Обеспечение выражения воли большинства граждан, на основе прав и свободы человека и гражданина.
Сущность государства раскрывается от его политического предназначения и формы государства.
В демократическом понимании «Государство – единая всеобъемлющая политическая организация общества, которая распространяет свою власть, определенную и сформированную гражданами, на все население (граждан, иностранцев, лиц без гражданства) в пределах своей территории, по воле граждан издает юридически обязательные веления (нормативно – правовые акты), обладает специальным аппаратом управления и принуждения и имеет суверенитет».
Выделяют и дополнительные признаки: налоги, государственный язык, гражданство, государственную символику, единую денежная систему, международное признание.
Существуя на протяжении тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием общества. С точки зрения взаимоотношений государства, общества и личности можно выделить пять основных этапов эволюции государства:
Традиционное государство.