Общая характеристика подотраслей МЭП
К подотраслями МЭП:
- международное финансовое право, в которое включаются такие крупные институты, как международное валютное право, международное кредитное право, международное платежное право, международное долговое право и международное право финансовой взаимопомощи.
- международное инвестиционное право, которое регулирует как транснациональные, так и внутренние инвестиции.
- МП экономического развития,
- международное торговое право,
- международное таможенное право,
- международное транспортное право, в которое включаются такие институты, как м/н железнодорожные перевозки, м/н воздушные перевозки, м/н морские перевозки и м/н автомобильные перевозки.
Торговые отношения — это важнейшая сфера экономического сотрудничества государств. Основным источником международного торгового права являются торговые договоры, которые определяют международно-правовые принципы и условия торговли между странами. Торговые договоры, именуемые также договорами о торговле и мореплавании, о торгово-экономическом сотрудничестве и т. п., устанавливают правовой режим (обычно режим наибольшего благоприятствования), который стороны предоставляют друг другу. Предоставление режима наибольшего благоприятствования обычно касается таможенного обложения и оформления, налогообложения, а также правил, касающихся продажи, покупки, транспортировки, распределения и использования импортируемых товаров на внутреннем рынке. Договоры содержат также положения о поощрении торговли между организациями и предприятиями сторон, о порядке взаиморасчетов, о приоритетных направлениях сотрудничества, об открытии представительств, об условиях ввода определенных ограничений в сфере торговли.
Торговые договоры относятся к категории рамочных соглашений.
В соответствии с ними заключаются соглашения о товарообороте (контингентные соглашения), в которых стороны согласовывают определенные контингенты предназначаемых для поставок товаров, т. е. их наименования и количественные характеристики, определяют взаимоприемлемые условия и обязательства.
Распространены товарные соглашения, ориентированные на достижение оптимального соотношения между спросом и предложением. К ним относятся многосторонние соглашения по натуральному каучуку, сахару, какао, тропической древесине и др.
В числе многосторонних соглашений особое место принадлежит Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 г., представляющему собой своего рода кодекс правил разрешения государствами внешнеторговых проблем. К числу основных положений ГАТТ относится взаимное предоставление сторонами Соглашения режима наибольшего благоприятствования в безусловной форме, т. е. всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из участниц другой стране-участнице, автоматически распространяется на все другие страны-участницы ГАТТ. Одновременно ГАТТ предусматривает применение национального режима в отношении транзита, антидемпинговых пошлин, таможенных формальностей. Условия ГАТТ предусматривают отказ от использования количественных ограничений.
На базе данного Соглашения сложился механизм, обладающий чертами международной организации. Основной формой деятельности ГАТТ является проведение тарифных конференций и консультаций, именуемых "раундами", по вопросам снижения таможенных тарифов и других препятствий в торговле. В рамках "Уругвайского раунда" в 1994 г. было принято Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Данное Соглашение предусматривает трансформацию ГАТТ в ВТО.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) действует в качестве постоянного органа Генеральной Ассамблеи ООН с целью поощрения международной торговли между странами, находящимися на разных уровнях социально-экономического развития, имеет систему органов со штаб-квартирой в Женеве.
В рамках ООН функционирует также Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), ведающая вопросами прогрессивного развития и унификации правовых норм в таких сферах, как международная купля-продажа товаров, международные платежи, международный коммерческий арбитраж*, морское торговое судоходство. Ею разработаны некоторые названные выше конвенции, в том числе Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., регулирующая заключение договоров и обязательства продавца и покупателя, возникающие из договоров купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Определены средства правовой защиты в случае нарушения договора продавцом либо покупателем.
Нормы международного таможенного права содержатся как в торговых договорах, так и в специальных соглашениях по таможенным вопросам. Эти соглашения включают: а) определение общих направлений таможенного сотрудничества; б) установление единых правил таможенного оформления и унификации таможенных документов; в) регламентацию видов, форм и методов таможенного контроля; г) согласование перечней запрещенных для ввоза или вывоза товаров; д) унификацию таможенных льгот; е) регламентацию взаимоотношений между таможенными органами, включая вопросы оказания правовой помощи.
В 1953 году европейскими странами был создан Совет таможенного сотрудничества (в настоящее время — Всемирная таможенная организация), в работе которого сегодня принимают участие около 120 стран. В задачи данной организации входит: изучение вопросов, касающихся сотрудничества по таможенным делам, подготовка проектов конвенций, разработка рекомендаций, толкование конвенций, касающихся таможенных вопросов, обмен информацией о таможенном регулировании и процедурах и т. п.
В настоящее время для России особенно актуальны проблемы таможенных отношений со странами СНГ. Здесь уже создан определенный правовой фундамент сотрудничества. Начало правовому регулированию взаимоотношений на межгосударственном уровне положило Соглашение о принципах таможенной политики 1992 г. Впоследствии был заключен целый ряд договоров по различным аспектам взаимодействия в данной сфере: Соглашение о создании зоны свободной торговли, Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задерживания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей и др. В 1995 г. между Россией, Беларусью и Казахстаном заключено Соглашение о Таможенном союзе, к которому в 1996 г. присоединилась Киргизия. Формирование Таможенного союза преследует цель создания единой таможенной территории и однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на унифицированном законодательстве
Международное валютно-финансовое право — это совокупность норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения. В системе данных правоотношений преобладают валютные, поэтому в основном употребляется термин «международное валютное право».
Валютно-финансовые отношения всегда сопутствуют иным видам международного экономического сотрудничества (торговому, промышленному, таможенному, транспортному и т.д.), но могут существовать и самостоятельно. Комплекс валютно.-финансовых отношений включает в себя международные расчеты и кредитование, финансирование коммерческих операций, совершенствование валютного рынка, создание международных валютно-кредитных организаций.
Современная международная финансовая система представляет собой разветвленную сеть из множества государственных и частных элементов, посредством которых осуществляется координация мировых финансовых связей:
1. Ежегодные совещания «восьмерки» наиболее влиятельных государств мира, принимающих стратегические решения.
2. Специализированные учреждения ООН (Группа Всемирного банка).
3. Парижский клуб — многосторонний механизм государственных кредиторов.
4. Лондонский клуб — объединения крупнейших частных кредиторов, вырабатывающих совместную политику частных коммерческих банков по отношению к должникам.
5. Региональные банки развития.
6. Субрегиональные банки развития.
7. Частные юридические и физические лица.
Межгосударственные валютно-финансовые отношения в основам регулируются двусторонними соглашениями: торговыми, клиринговыми, расчетно-клиринговыми, платежными. В этой области действует и система региональных (Маастрихтский договор о порядке взаимных расчетов в евровалюте 1992 г.) и универсальных соглашений (Оттавские конвенции 1988 г. о международном факторинге и Международном финансовом лизинге, Женевские конвенции по вексельному праву 1930 г., Женевские конвенции по чековому праву 1931 г., Конвенция ООН о международных переводных и международных простых векселях 1988 г., Конвенция ООН о дебиторской задолженности в международной торговле 2001 г.).
Международные денежные расчеты традиционно осуществляются в соответствии с правилами, сложившимися в банковской практике Международной торговой палатой произведена неофициальная кодификация таких правил и составлено несколько сводов международных банковских обычаев: Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993 г., Унифицированные правила по инкассо 1996 г. и др.
Юридическое оформление современной международной финансовой системы произошло в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе. Серьезные изменения в регулировании международных финансовых отношений произошли в 60—70-х гг. XX в. В 1976 г. было принято Ямайское соглашение, предусматривавшее полную демонетизацию золота в международных расчетах, введение режима плавающих курсов валют, отмену фиксированных паритетов валют, переход к использованию в качестве мировых денег национальных валют и международных расчетных единиц (СДР — специальные права заимствования), установленных МВФ в 1968 г.