Функции современного государства
Функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.
Функции государства имеют следующие признаки.
Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни. Главная обязанность государства — поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал не только сохранение целостности, процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей.
Это — исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства, производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития.
Это — устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность государства в наиболее важных сферах социальной действительности.
Они выполняются скоординированными действиями всех органов государства, всем государственным механизмом.
Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.
Функции государства классифицируются по различным критериям:
Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:
охранительные;
регулятивные.
Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).
Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);
Виды функций государства по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);
Виды функций государства по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);
Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);
Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) - внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).
При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности). В связи с этим подробнее рассмотрим внутренние и внешние функции государства на примере Российской Федерации.
Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.
Рассмотрим экономическую функцию.
В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи:
установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;
контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;
непосредственное осуществление экономической деятельности;
поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.
Для их решения осуществляются:
структурная перестройка российской экономики; поддержка стратегических и социально значимых производств;
централизованная инвестиционная политика;
приватизация;
управление государственной собственностью;
создание условий для иностранных инвестиций;
создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др.
Социальная функция включает в себя:
установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);
поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);
обеспечение занятости;
развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.
Функция финансового контроля (фискальная) — это:
установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;
проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);
контроль за денежным обращением в стране и проч.
Функция охраны правопорядка подразумевает: охрану прав и свобод граждан; защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;
борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др.
Экологическая функция - это: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;
установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.);
контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:
государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;
сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;
признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;
охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;
выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.
Функция регулирования межнациональных отношений - особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку.
Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене.
Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние годы, существенно изменили внешние функции нашего государства. Одни из них отпали (сотрудничество с социалистическими странами, помощь развивающимся странам), другие видоизменили свое содержание, третьи возникли вновь.
Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Впервые в истории России приняты федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и т. д.
Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает:
политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений;
участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;
сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.).
Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СИГ включает в себя:
укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ;
обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства.
Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает:
участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;
участие в деятельности международных экономических организаций;
совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;
предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.
Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.