Духовная жизнь постиндустриального общества
ГЛАВА 7
Духовная жизнь постиндустриального общества
1. Духовная жизнь постиндустриального (информационного) общества
2. Цивилизационный подход к анализу духовной жизни современного общества
3. Основные проблемы духовной жизни современного российского общества
Духовная жизнь постиндустриального общества
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается, превращением экономики товаропроизводящей в обслуживающую. Это означает выход на первый план сферы услуг, обслуживания, что изменяет социальную структуру: классовое деление уступает место профессиональному, собственность как критерий социального разделения теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. Подобные процессы можно наблюдать, к примеру, в США и Японии, в России они не отмечаются, так как совсем недавно здесь завершился переход от доиндустриального общества к индустриальному (большинство населения до последнего времени проживало в сельской местности)[38].
Главным компонентом духовной жизни в таком типе общества является информация, а также труд, направленный на ее получение, обработку, хранение, преобразование и использование. В социальной жизни преобладает конкуренция, состязание между людьми. Для постиндустриального общества характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное развитие самой техники на основе развития фундаментальных наук. По мнению Д. Белла, время гениальных изобретателей-самоучек прошло, так как источником новаций в технике становятся достижения в фундаментальных науках, без чего невозможно изобретение компьютера, лазера и т.д.
Знание как важнейший компонент духовной жизни выдвигается в теории «информационного общества» в 60 - х годах ХХ века в работах австрийского экономиста Фрица Махлупа (1962), японских социологов и футурологов Тадао Умесао (1963) и Ёнэдзи Масуды (1961) и других. Прогресс общества рассматривается здесь как процесс тотального распространения знаний.
В начале 70 - х годов ХХ века появилась новая теория «постэкономического общества», которую разрабатывал Д. Белл, а также отечественный ученый В. Иноземцев. Новое общество во многом отрицает не только экономические отношения, но и прежнее социальное устройство. Важнейшей чертой этого процесса становится преодоление труда как утилитарной активности и замена его творческой деятельностью, не мотивированной материальными факторами.
Многие ученые считают, что в постиндустриальном обществе телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в производстве и обмене информацией и знаниями. Так складывается основной тип производства – интеллектуальный, знание, как основной его продукт, выступает в качестве «коллективного товара», то есть доступно всем. В теории Д. Белла среди новых измерений нового типа общества выделяются:
— централизация теоретического знания;
— создание новой интеллектуальной технологии.
Кроме того, Белл вводит понятие «ситос» как политическое подразделение, относя духовную сферу к области двух видов функциональных ситосов: научного и культурного.
Две модели постиндустриального общества — американская и европейская имеют одну общую черту, влияющую на структуру духовной жизни. Основной институт ее – наука, производящая информацию. Речь идет о снижении роли материального производства и развитии сектора, создающего услуги и информацию; изменившемся характере человеческой деятельности; новых типах вовлекаемых в производство ресурсов, а также о существенной модификации социальной структуры.
Началом нового этапа развития общества зарубежные социологи считают 70-е годы ХХ века, когда лидирующее место занимает технология. Она расширяет возможности использования информационных и коммуникационных ресурсов, что свидетельствует о вступлении в новую эру – информационный век.
Британский социолог Джон Мартин прогнозирует, что по прошествии нескольких десятилетий возникнут глобальные цивилизации, особые географически рассеянные регионы, объединенные общей культурой: западная цивилизация свяжет воедино все англоязычные страны; Китай, Россия, Латинская Америка и «третий мир» также создадут свои глобальные культурные зоны со своими ценностями. Глобальные корпорации значительно способствуют развитию международного понимания, межкультурной коммуникации, влияют на структуру духовной жизни [48].
Информатизация общества, всех сторон его жизни с помощью средств мультимедиа (синтеза компьютеров, аудио- и видеотехники), компьютерной графики создает виртуальный мир, виртуальную реальность, где человеку открывается широкая дорога для творчества, быстрого освоения и обновления знаний.
Наряду с этим в постиндустриальном обществе существуют некоторые противоречия в развитии:
— удовлетворение постоянно расширяющихся потребностей населения в комфортной жизни;
— сдерживание волны потребительства и снижение давления на окружающую среду.
Еще одной особенностью постиндустриального общества, по мнению французского социолога Алена Турена, являются социальные отношения, часть которых составляет данное действующее лицо [59]. Механизмы социализации, непосредственно влияющие на духовную сферу, изменяются, так как все устоявшееся, институциональное является помехой социальным отношениям и самому процессу социализации. Общество является также выражением протеста, утопии, так как оно целиком основано на социальном конфликте между аппаратами, которые имеют возможность программировать, и призывами к счастью, которым постоянно угрожает данная логика.
По мнению отечественного социолога и экономиста Ральфа Цвылева («Индустриальное развитие. Уроки для России», 1996), в постиндустриальном обществе возможно формирование новой социальной силы, так называемой «киберкратии», носителя «социального интеллекта» как главной характеристики наступающей цивилизации. «Социальный интеллект» реализуется через:
— сетевую систему связей;
— информационное поле, создаваемое средствами электронной коммуникации;
— социальную память, хранящуюся в банках данных;
— интеллектуальную элиту, продуцирующую новые идеи и знания;
— широкий слой специалистов, обладающих компьютерной грамотностью;
— «интеллектуальный рынок», обмен идеями и информацией.
Известный футуролог Джон Нэйсбит («Мегатренды», 1982) считает, что развитие многообразия культур самовыражения человека – творчества, религий, искусств – является «визитной карточкой» наступающего тысячелетия.
В заключение отметим, что теория глобализации, появившаяся в 90-е годы ХХ века является логическим следствием вышеописанных теорий современного общества (см. табл.).