Социально-экономические и политические процессы в России в конце 20 - начале 21 вв

§ 1. Социально-экономические и политические реформы в Российской Федерации (1991-2008)
Политические реформы 90-х гг. ХХ в. в России.
После распада в 1991 г. СССР в России произошли перемены во всех областях жизни. Одним из наиболее важных событий последнего десятилетия XX в. стало становление новой российской государственности.

Центральное место в системе власти современной России занимает институт Президента, являющегося по Конституции 1993 г. главой государства.
Глава государства возглавляет также Совет безопасности. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.
От Советов к парламентаризму.
.Конституция 1993 г. завершила начатый еще в годы перестройки процесс становления нового российского парламентаризма.

Российским парламентом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Верхняя палата назначает выборы Президента и решает в случае необходимости вопрос о его отрешении от должности; утверждает решение главы государства о введении военного или чрезвычайного положения. Основными предметами ведения Государственной думы являются утверждение состава Правительства и принятие законов страны.
Правительство.
Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство России. Обеспечивает проведение в стране единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики; определяет параметры развития культуры, науки, образования и т.д.
Судебная власть.
Судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Верховный суд является высшей судебной инстанцией по гражданским, уголовным и административным делам.
Высший арбитражный суд является высшим судом по разрешению экономических споров.
Прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законов страны как гражданами, так и государственными и общественными органами.
Центр и регионы.
Россия является федерацией, состоящей из 83 субъектов. Особенно тревожным было положение в Чечне, где была провозглашена «государственная независимость», а власть перешла, по сути, в руки криминальных и экстремистски настроенных групп. Ослабленный федеральный центр, не сумев политическими средствами добиться выполнения здесь федерального законодательства, предпринял силовые действия. В ходе первой (1994 - 1996) и второй (с лета 1999 г.) военных кампаний в Чечне удалось обеспечить контроль центральных властей .
Местное самоуправление.
Важным событием стало учреждение муниципалитетами Конгресса муниципальных образований Российской Федерации для координации усилий органов местного самоуправления в отстаивании их интересов перед региональной и центральной властью.
Экономика и население России в 90-е гг. ХХ в.

Промышленность и сельское хозяйство.
В 90-е гг. в России произошла приватизация огромной государственной собственности; сложился товарный рынок; частично конвертируемой валютой стал рубль; началось формирование национального финансового рынка; появился растущий год от года рынок рабочей силы.

Результатом стало резкое падение в 90-е гг. уровня как промышленного, так и сельскохозяйственного производства по сравнению с предшествующим временем. Стартовые условия реформ оказались крайне неблагоприятными. Внешний долг СССР, перешедший к России в 1992 г., превышал по некоторым подсчетам 100 млрд долларов. В последующие годы он значительно вырос.Уровень безработицы вырос до 10-12 млн. человек.
Социальная сфера.
В условиях резкого сокращения поступлений в бюджет расходы на науку, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение сократились почти в 20 раз!
Ниже прожиточного минимума оказались пенсии по старости и инвалидности.

Все это требовало радикального пересмотра самих основ социальной политики в целях обеспечения защиты населения в переходный период. Такой пересмотр начался с избрания главой государства в 2000 г. В.В. Путина.
Демография.
С 1993 г. в России смертность превышала рождаемость, и вскоре естественная убыль населения достигла 1 млн. человек в год. Для исправления этой ситуации Правительство страны приняло целый комплекс мер по повышению жизненного уровня населения.
Власть и гражданское общество.
Избрание В.В. Путина Президентом России в 2000 г. положило начало новому этапу политического реформирования. Его главным содержанием стало укрепление российской государственности, ее федеративного устройства. Были учреждены 7 федеральных округов, главами которых стали полномочные представители Президента. Их задачей стало приведение местных законов в соответствие с Конституцией страны и федеральным законодательством. В короткий срок более 3,5 тысяч нормативных актов субъектов Федерации были приведены в соответствие с Основным Законом страны.
Изменения коснулись и российской многопартийности. Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения.

Начавшаяся судебная реформа призвана была обеспечить независимость суда от любого давления, построение в перспективе в России правового государства. Для решения этой задачи был введен суд присяжных, институт мировых судей, предусмотрено обеспечение федерального финансирования судов (для уменьшения их зависимости от местных властей).

Для контроля за работой государственного аппарата, правоохранительных органов и спецслужб была создана Общественная палата.

В 2008 г. в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации состоялись выборы Президента страны. Третьим Президентом России был избран Д.А. Медведев.

Экономика и социальная сфера.
Заметные перемены произошли в экономике страны. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам.

Было ослаблено налоговое бремя. Введен единый 13% налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Постепенно решалась задача вывода из тени реальных доходов населения.

Наши рекомендации