Тема 1. Дипломатия древнего мира

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предлагаемые задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Рекомендуемые темы рефератов: «История дипломатии как составная часть истории общества и межгосударственных отношений», «Дипломатическое искусство и профессия дипломата».

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте краткое определение понятию «история дипломатии».

2. Каким путём устанавливаются отношения между государствами?

3. Каковы особенности дипломатии в Египте, Ассирии, Вавилоне?

4. Охарактеризуйте дипломатические органы в Древней Греции и Древнем Риме.

Задания

1. Составьте блок-схему по теории происхождения государственно-организованной цивилизации, с которой Вы солидарны (объясните почему): на основе лекционного и дополнительного материала основные, на Ваш взгляд, идеи представителей теории оформить в виде взаимосвязанных блоков.

2. Составьте письмо к одному из древних правителей (тема на выбор).

3. Составьте схему взаимодействия дипломатических органов Древней Греции и Древнего Рима.

Тесты

1. Плюрализм научных взглядов на происхождение государства обусловлен:

a) историческими особенностями развития общественного сознания

b) историческими особенностями развития экономического строя

c) исторической эпохой

d) своеобразием тех или иных регионов мира

e) идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой

f) все ответы верны

2. Согласно какой теории, по своей сущности государство является результатом проявления, как Божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом:

a) теологической

b) древнекитайской

c) древнеиндийской

d) древнегреческой

e) патерналистской

3. Представители теологической теории в ХХ веке:

a) Р. Филмер, О. Конт, Г. Спенсер

b) А. Шеффле, Р. Вормс, П. Ф. Лилиенфельд

c) Ж. Маритен, А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст

d) Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Руссо

e) Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский

4. Плюсы какой теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти:

a) теологической

b) древнекитайской

c) древнеиндийской

d) древнегреческой

e) патерналистской

5. Государство:

a) особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории

b) обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества

c) устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества

d) вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях.

e) все ответы верны

6. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется:

a) конституцией

b) законами

c) другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства

d) обычаями

e) все ответы верны

7. «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» - слова:

a) В.И. Ленина

b) И.В. Сталина

c) А. Гитлера

d) К. Маркса

e) Н. Макиавелли

8. К признакам государства не относится:

a) наличие организационных документов

b) наличие руководства (аппарат управления)

c) управление и планирование

d) собственность (ресурсы)

e) наличие подчиненных территорий

9. К признакам государства относится:

a) наличие государственного языка (языков)

b) суверенитет

c) публичная власть

d) гражданство

e) государственные символы

f) все ответы верны

10. Какое понятие обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию:

a) государство

b) страна

11. Какое понятие относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам:

a) государство

b) страна

12. Что не относится к недемократическому режиму?

a) парламентский

b) анархический

c) аристократический

d) олигархический

e) авторитарный

13. Разделение функций государства на охранительные и регулятивные – это классификация:

a) по влиянию на общество

b) по видимости

c) по значению

d) по продолжительности действия

e) по сфере общественной жизни

14. Упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы:

a) правовая функция

b) политическая функция

c) организаторская функция

d) экономическая функция

e) социальная функция

f) экологическая функция

15. Дипломатия – это:

a) совокупность правовых норм, регулирующих отноше­ния между дипломатическими представительствами различных стран

b) объединение государств, создаваемое на постоянной основе в соответствии с договором

c) общий курс государства в международных делах

d) средство осуществления внешней политики государ­ства с помощью допускаемых международным правом приемов и методов

e) система международных отношений

16. Самое крупное государство Переднего Востока в Древнем мире:

a) Египет

b) Ассирия

c) Месопотамия

d) Палестина

e) Сирия

17. Дипломатической перепиской в Египте заведовала:

a) министерство иностранных дел

b) канцелярия по иностран­ным делам

c) консульство

d) посольство

e) дипломатическое представительство

18. Главное содержание писем сиро-палестинских князей Телль-Амарнской переписки составляют:

a) обмен взаимными приветствиями и любезностями

b) переговоры о заключении браков

c) просьбы к фараону о присылке военной помощи

d) просьбы к фараону о присылке золота и подарков

e) все ответы верны

19. При каком царе Хеттское царство достигло преобладающего влияния в Азии и успешно оспаривало у Египта права на азиатские владения:

a) Суббилулиум

b) Аменофис III

c) Аменофис IV

d) Кадашман-Харбе

e) Рамсес II

20. Какой договор послужил образцом всех после­дующих договоров, как для царств Древнего Востока, так и для Греции и Рима:

a) договор Рамсеса II и Хаттушиля III

b) договор Аменофиса III и Аменофиса IV

c) договор Аменофиса III и Хаттушиля

d) договор Рамсеса II и Аменофиса IV

e) договор Аменофиса III и Рамсеса II

21. К функциям дипломатии не относится:

a) урегулирование конфликтов между государствами;

b) неконфликтные двух- и многосторонние взаимодействия между государствами

c) представительство в других государствах и в международных организациях.

d) разрешение конфликтов военным путем

22. Значение договора Рамсеса с Хаттушилем:

a) древнейший из известных памятников международного права

b) образец всех после­дующих договоров, как для царств Древнего Востока, так и для Греции и Рима

c) отражение характерной черты государственного строя Древнего Востока – полное отож­дествление государства с личностью носителя верховной власти

d) про­тотип последующих международных соглашений

e) все ответы верны

23. Антиассирийские коалиции включают:

a) Псаметих отделился от Ассирии и про­возгласил независимость Египта

b) Шамаш-Шумукин провозгласил независимость Вавилонского царства

c) мидяне, Элам, город Тир и другие финикийские города, Лидия и арабские шейхи образуют союз против Ассирии

d) все ответы верны

24. К международным институтам Древней Греции (Эллады) не относятся:

a) проксении

b) амфиктионии

c) договоры и союзы

d) послы и посольства

e) легации

25. К формам международных связей в Риме не относятся:

a) проксении

b) коллегии

c) фециалы

d) легации

e) амфиктионии

26. В каком году был заключён договор между фараоном Рамсесом II и царём Хаттушилем III?

a) 1300 год до н.э.

b) 1423 год до н.э.

c) 1156 год до н.э.

d) 1278 год до н.э.

e) 1098 год до н.э.

27. К какому веку относится Телль-Амарнская переписка?

a) 15-14 век до н.э.

b) 13-12 век до н.э.

c) 10-11 век н.э.

d) 16-15 век до н.э.

e) 3- 4 век н.э.

Методические рекомендации.Подготовку следует начать с изучения рекомендуемой литературы. При подготовке, прежде всего, уделите внимание изучению сущности и функции дипломатии. Подробно изучите теории происхождения государств. Затем акцентируйте внимание на изучении древней документации дипломатии и первых дипломатических органов.

Наши рекомендации