Виды угроз информационным системам
Угрозы информационной системе можно рассматривать с позиций их воздействия на ее характеристики, такие, в частности, как готовность системы, ее надежность и конфиденциальность.
Готовность - способность ИС обеспечить законным пользователям условия доступа к ресурсам в соответствии с принятым режимом работы.
Надежность - способность системы обеспечивать информационные потребности только законным пользователям в рамках их интересов.
Конфиденциальность - способность системы обеспечивать целостность и сохранность информации ее законных пользователей.
Угрозы могут также классифицироваться и по природе возникновения - стихийные бедствия, несчастные случаи (чрезвычайные происшествия), различного рода ошибки или злоупотребления, сбои и отказы оборудования и др.
Кроме того, угрозы могут быть классифицированы по ориентации на угрозы персоналу, материальным и финансовым ресурсам и информации, как составным элементам информационной системы.
Неоднократно предпринимались попытки описать различные виды угроз и воздействий на информационные системы, дать характеристику степени опасности каждой из них. Однако большинство таких попыток сводилось к описанию угроз на достаточно высоком уровне абстракции, так как описать угрозы на конкретном, деятельном уровне просто не представляется возможным.
На стадии концептуальной проработки вопросов безопасности информационной системы представляется возможным рассмотрение общего состава потенциальных угроз. Конкретные перечни, связанные со спецификой и информационной системы, и условий требуют определенной детализации и характерны для этапа разработки конкретного проекта системы безопасности ИС.
В общем плане к угрозам безопасности относятся:
- похищения и угрозы похищения сотрудников, персонала, членов их семей и близких родственников;
- убийства, сопровождаемые насилием, издевательствами и пытками;
- психологический террор, угрозы, запугивание, шантаж, вымогательство;
- грабежи с целью завладения денежными средствами, ценностями и документами.
Преступные посягательства в отношении помещений (в том числе и жилых), зданий и персонала проявляются в виде:
- взрывов;
- обстрелов из огнестрельного оружия, сигнальных ракетниц, ручных гранатометов;
- минирования, в том числе с применением дистанционного управления;
- поджогов, бросков канистр и иных емкостей с легковоспламеняющейся жидкостью;
- нападения, вторжения, захваты, пикетирования, блокирования;
- актов вандализма, повреждения входных дверей, решеток, ограждений, витрин, мебели, а также транспортных средств, личных и служебных.
Цель подобных акций:
- откровенный террор в отношении коммерческого предприятия;
- нанесение серьезного морального и материального ущерба;
- срыв на длительное время нормального функционирования предприятия;
- вымогательство значительных сумм денег или каких-либо льгот (кредиты, отсрочка платежей и т. п.) перед лицом террористической угрозы.
Угрозы информационным ресурсам проявляются в овладении конфиденциальной информацией, ее модификации в интересах злоумышленника или ее разрушении с целью нанесения материального ущерба.
Осуществление угроз информационным ресурсам может быть произведено:
- через имеющиеся агентурные источники в органах государственного управления, коммерческих структур, имеющих возможность получения конфиденциальной информации;
- путем подкупа лиц, непосредственно работающих на предприятии или в структурах, непосредственно связанных с его деятельностью;
- путем перехвата информации, циркулирующей в средствах и системах связи и вычислительной техники, с помощью технических средств разведки и съема информации, несанкционированного доступа к информации и преднамеренных программно-математических воздействий на нее в процессе обработки и хранения;
- путем подслушивания конфиденциальных переговоров, ведущихся в служебных помещениях, служебном и личном автотранспорте, на квартирах и дачах;
- через переговорные процессы с иностранными или отечественными фирмами, используя неосторожное обращение с информацией;
- через "инициативников" из числа сотрудников, которые хотят заработать деньги и улучшить свое благосостояние или проявляют инициативу по другим моральным или материальным причинам.
К факторам, приводящим к информационным потерям и, как следствие, к различным видам убытков или ущерба, можно отнести следующие причины и действия.
1. Материальный ущерб, связанный с несчастными случаями, вызывает частичный или полный вывод из строя оборудования или информационного ресурса. Причинами этого могут быть:
- пожары, взрывы, аварии;
- удары, столкновения, падения;
- воздействия твердых, газообразных, жидких или смешанных химических или физических сред;
- поломка элементов машин различного характера: механического, электрического, электронного и электромагнитного;
- последствия природных явлений (наводнения, бури, молнии, град, оползни, землетрясения и т. д.).
2. Кражу и преднамеренную порчу материальных средств. Воруют главным образом небольшие по габаритам аппаратные средства (мониторы, клавиатуру, принтеры, модемы, кабели и оргтехнику), информационные носители (диски, дискеты, ленты, магнитные карты и др.) и различное другое имущество и ЗИП (документация, комплектующие и др.).
Посягательства и вредительские действия проявляются в самых различных формах: явные (например, оставленная отвертка внутри печа-
тающего устройства, в корпусе вентилятора процессора) или скрытые (например, вредные химические вещества в помещениях и аппаратуре).
3. Аварии и выход из строя аппаратуры, программ и баз данных. Остановка или нарушение деятельности информационных центров не такие уж редкие события, а продолжительность этих состояний в основном небольшая. Но иногда между тем прямые и косвенные последствия этих действий могут быть весьма значительными. Последствия этих действий к тому же не могут быть заранее предусмотрены и оценены.
4. Убытки, связанные с ошибками накопления, хранения, передачи и использования информации. Эти ошибки связаны с человеческим фактором, будь-то при использовании традиционных носителей информации (дискеты, ленты) или при диалоговом обмене в режиме удаленного доступа.
При традиционных носителях цена обычной ошибки, даже после уточнения, может достигнуть 0,5 %. Формальный и информационный контроль позволяют уменьшить величину ущерба, но тем не менее число таких ошибок не уменьшается. Их последствия редко бывают весьма значительными, однако представляют собой достаточно постоянный поток и приносят постоянные потери, обусловленные поиском, устранением и последующим повторением действий, а это невосполнимые потери времени и денег.
При диалоговом режиме дополнительно прибавляются ошибки восприятия, чтения, интерпретации содержания и соблюдения правил.
Ошибки передачи зависят от используемой техники. Они могут быть простыми при использовании средств почтовой связи и чисто техническими (телепередача). В обоих случаях могут быть потери, ошибки неумения, оплошности, наличие помех, сбои и искажения отдельных букв или сообщений. Ошибки подобного рода оцениваются как потери предприятия. И хотя их трудно определить и оценить, но учитывать необходимо. Не следует недооценивать эту категорию угроз, хотя к ним довольно быстро привыкают.
5. Ошибки эксплуатации. Эти ошибки могут приобретать различные формы: нарушение защиты, переполнение файлов, ошибки языка управления данными, ошибки при подготовке и вводе информации, ошибки операционной системы, ошибки программы, аппаратные ошибки, ошибочное толкование инструкций, пропуск операций и т. д.
Диапазон ошибок людей значителен. Иногда трудно установить различие между ошибкой, небрежностью, утомлением, непрофессионализмом и злоупотреблением.
6. Концептуальные ошибки и ошибки внедрения. Концептуальные ошибки могут иметь драматические последствия в процессе эксплуатации информационной системы.
Ошибки реализации бывают в основном менее опасными и достаточно легко устранимыми.
7. Убытки от злонамеренных действий в нематериальной сфере. Мошенничество и хищение информационных ресурсов - это одна из форм преступности, которая в настоящее время является довольно безопасной и может принести больший доход, чем прямое ограбление банка. Между тем, учитывая сложность информационных систем и их слабые стороны, этот вид действий считается достаточно легко реализуемым.
8. Болтливость и разглашение. Эти действия, последствия которых не поддаются учету, относятся к числу трудноконтролируемых и могут находиться в рамках от простого, наивного хвастовства до промышленного шпионажа в коммерческой деятельности - таков их диапазон.
9. Убытки социального характера. Речь идет об уходе или увольнении сотрудников, забастовках и других действиях персонала, приводящих к производственным потерям и неукомплектованности рабочих мест. Опасность этих действий существует почти всегда.
Особо опасный вид угроз представляет промышленный шпионаж как форма недобросовестной конкуренции.
Промышленный шпионаж - это наносящие владельцу коммерческой тайны ущерб незаконный сбор, присвоение и передача сведений, составляющих коммерческую тайну, а также ее носителей лицом, не уполномоченным на это ее владельцем.
Виды потерь
Информационный ущерб может рассматриваться и с точки зрения потерь, приводящих к какой-либо убыточности, в частности в тех случаях, когда они могут быть оценены.
1. Потери, связанные с материальным ущербом. Речь идет о компенсации или размещении утраченных или похищенных материальных средств. К этой сумме может добавиться целый ряд других, может быть даже более значительных:
- стоимость компенсации, возмещение другого косвенно утраченного имущества;
- стоимость ремонтно-восстановительных работ;
- расходы на анализ и исследование причин и величины ущерба;
- другие различные расходы.
2. Дополнительные расходы, связанные с персоналом, обслуживанием сети и расходы на восстановление информации, связанные с возобновлением работы сети по сбору, хранению, обработке и контролю данных.
К дополнительным расходам относятся также:
- поддержка информационных ресурсов и средств удаленного доступа;
- обслуживающий персонал, не связанный с информацией;
- специальные премии, расходы на перевозку и др.;
- другие виды расходов.
3. Эксплуатационные потери, связанные с ущемлением банковских интересов, или с финансовыми издержками, или с потерей клиентов.
Расходы на эксплуатацию соответствуют снижению общего потенциала предприятия, вызываемого следующими причинами:
- снижением банковского доверия;
- уменьшением размеров прибыли;
- потерей клиентуры;
- снижением доходов предприятия;
- другими причинами.
Информационные потери увеличивают дополнительные расходы на их восстановление, что требует определенного времени. Временные задержки вызывают соответствующие претензии пользователей, потери интересов, а иногда и финансовые санкции.
4. Утрата фондов или невосстанавливаемого имущества. Утрата фондов соответствует в общем случае уменьшению финансовых возможностей (деньги, чеки, облигации, вексели, денежные переводы, боны, акции и т. д.).
Преступные действия могут быть предприняты и в отношении счетов третьей стороны (клиенты, поставщики, государство, лица наемного труда), а иногда даже и против капиталов. Потери собственности соответствуют утрате материальных ценностей как складированных, так и закупленных, а также недвижимости.
5. Прочие расходы и потери, в частности, связаны с моральной ответственностью.
Эта категория потерь по своему содержанию довольно разнообразна: травмы, телесные повреждения, моральный ущерб, судебные издержки, штрафы, расходы на обучение и различные эксперименты, другие виды гражданской ответственности. Сюда же можно отнести качественные потери и другие издержки.
Ущерб может быть прямой (расходы, связанные с восстановлением системы) и косвенный (потери информации, клиентуры).
Информационные инфекции
В настоящее время инфекции в информационных системах становятся обычными и имеют неодинаковые последствия в каждом конкретном случае. В основном это потери рабочего времени.
Число атак больших систем (по сети и реже через магнитные носители) растет. Речь идет, в частности, о логических бомбах, разрушающих набор данных (в том числе и тех, которые считаются защищенными, поскольку инфекция сохраняется долгое время) или парализующих систему.
Участились случаи, когда предприятие полностью лишается одного или нескольких наборов данных, а иногда даже программ, что может в самом худшем случае привести к катастрофическим потерям.
Угроза таких атак может быть реальной или выражаться в виде шантажа или вымогательства фондов. Мотивы при этом могут быть самые различные: от личных интересов до преступной конкуренции (случаи уже ординарные).
Угрозы информационных инфекций опасны не только персональным ЭВМ. Они не менее опасны большим системам и информационным сетям самого различного уровня.
Различные виды злонамеренных действий в нематериальной сфере (разрушение или изменение данных или программ) могут быть подразделены на два крупных класса:
- физический саботаж (фальсификация данных, изменение логики обработки или защиты);
- информационные инфекции (троянский конь, логическая бомба, черви и вирусы), являющиеся программами, далекими от того, чтобы принести полезные результаты пользователю; они предназначены для того, чтобы расстроить, изменить или разрушить полностью или частично элементы, обеспечивающие нормальное функционирование системы.
Информационные инфекции специфически ориентированы и обладают определенными чертами: противоправны (незаконны), способны самовостанавливаться и размножаться; а также имеют определенный инкубационный период - замедленное время начала действия.
Информационные инфекции имеют злонамеренный характер: их действия могут иметь разрушительный результат (например, уничтожение набора данных), реже физическое уничтожение (например, резкое включение и выключение дисковода), сдерживающее действие (переполнение канала ввода-вывода, памяти) или просто видоизменяющее влияние на работу программ.
Самовосстановление и размножение приводит к заражению других программ и распространению по линиям связи. Это влияние трудно ограничить, так как недостаточно выявить только один экземпляр вируса: зараженными могут быть не только копии, но и любые другие программы, вступившие в связь с ней.
Замедленное действие проявляется в том, что работа программы начинается при определенных условиях: дата, час, продолжительность, наступление события и т. д. Такое действие называют логической бомбой.
Логические бомбы могут быть "запрятаны" служащим, например программистом; обычно бомба представляет собой часть программы, которая запускается всякий раз, когда вводится определенная информация. Такая ловушка может сработать не сразу. Например, она может сработать от ввода данных, вызывающих отработку секции программы, которая портит или уничтожает информацию.
Логические бомбы, как вытекает из их названия, используются для искажения или уничтожения информации, реже с их помощью совершается кража или мошенничество. Манипуляциями с логическими бомбами обычно занимаются чем-то недовольные служащие, собирающиеся покинуть данную организацию, но это могут быть и консультанты, служащие с определенными политическими убеждениями, инженеры, которые при повторных обращениях могут попытаться вывести систему из строя.
Реальный пример логической бомбы: программист, предвидя свое увольнение, вносит в программу заработной платы определенные изменения, работа которых начнется, если его фамилия исчезнет из набора данных о персонале фирмы.
Троянский конь - это часть программы, которая при обращении способна, например, вмешаться в инструкцию передачи денежных средств или в движение акций, а затем уничтожить все улики. Ее можно применить также в случае, когда один пользователь работает с программой, которая предоставляет ресурсы другому пользователю. Известен случай, когда преступная группа смогла договориться с программистом торговой фирмы, работающим над банковским программным обеспечением, о том, чтобы он ввел подпрограмму, которая предоставит этим преступникам доступ в систему после ее установки с целью переместить денежные вклады.
Червь представляет собой паразитный процесс, который потребляет (истощает) ресурсы системы. Программа обладает свойством перевоплощаться и воспроизводиться в диспетчерах терминалов. Она может также приводить к разрушению программ.
Вирус представляет собой программу, которая обладает способностью размножаться и самовосстанавливаться. Некоторые вирусы помечают программы, которые они заразили, с помощью пометы с тем, чтобы не заражать несколько раз одну и ту же программу. Эта помета используется некоторыми антивирусными средствами. Другие средства используют последовательность характерных для вирусов кодов.
Большинство известных вирусов обладают замедленным действием. Они различаются между собой способами заражать программы и своей эффективностью. Существует три основные категории вирусов:
- Системные вирусы, объектом заражения которых являются исключительно загрузочные секторы (BOOT).
- Почтовые вирусы, объектом заражения которых являются электронные сообщения.
- Программные вирусы, заражающие различные программы функционального назначения. Программные вирусы можно подразделить на две категории в соответствии с воздействием, которое они оказывают на информационные программы. Эта классификация позволяет разработать процедуры обеспечения безопасности применительно к каждому виду вирусов.
Восстанавливающийся вирус внедряется внутрь программы, которую он частично разрушает. Объем инфицированной программы при этом не изменяется. Это не позволяет использовать этот параметр для обнаружения заражения программы. Однако инфицированная программа не может больше нормально работать. Это довольно быстро обнаруживает пользователь.
Вирус, внедряемый путем вставки, изменяет программу не разрушая ее. Всякий раз, когда задействуется программа, вирус проявляет себя позже, после окончания работы программы. Программа кажется нормально работающей, что может затруднить своевременное обнаружение вируса.