Материалы для самостоятельной работы. Задание 1.Прочитайте текст
Задание 1.Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
Язык есть зеркало мыслей народа; умственный склад каждой расы отливается, как стереотип, в её языке, выбивается на нем, как медаль.
(Х. Сехадор).
* Без чего невозможно существование народа?
* Средством выражения чего служит национальный язык?
Задание 2.Выпишите из стихотворения А.Яшина эпитеты и сравнения, которыми автор характеризует русский язык. О каких разновидностях, качествах, функциях и стилевых характеристиках нашего языка в нем говорится?
Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Задание 3.Определите, к какому периоду развития русского национального языка относятся приведенные ниже тексты. На основании каких лингвистических особенностей вы делаете свои выводы?
I. Контрреволюционные отряды совершили гнусное посягательство на завоевания молодой республики Советов и, слившись со своими приспешниками – анархически настроенными несознательными элементами, готовили новый заговор. Но благодаря действиям ВЧК их удалось разоблачить.
II. ….силы Западной Европы перешли границы России, и началась война – «противное человеческому разуму и человеческой природе событие». Союзническая армия все ближе и ближе подвигалась к Москве, которая так занимала воображение их полководца. Но rendez-vous с сожженной и разоренной столицей закончилось для них полным фиаско.
III. Бандформирование, допустив очередной беспредел, соединилось с соседней группировкой, чтобы совершить террористический акт. Но из-за разборок им так и не удалось достичь консенсуса.
IV. Поганыи же половци, победивше Игоря с братьею и взяша гордость велику и скупиша всь язык свой на Рускую землю. И бысть у них котора…
Задание 4.Преобразуйте данные ниже словосочетания и выражения устно-разговорного литературного языка в книжно-письменные. В каких коммуникативных ситуациях они могут быть использованы?
Я хочу высказаться; у нас есть предложение; у нас вы купите; в этом деле участвуют; из-за этого; можно будет; как считают эксперты; я хочу остановиться на; мы считаем выгодным; это поможет сделать товар намного дешевле; мы помогли ему; он участвовал в; это говорит о том, что.
Для справок: позвольте выразить свое мнение; сказанное свидетельствует; радикально снизить стоимость товара; мы хотим внести предложение; необходимо сделать акцент на; считаем целесообразным; в проекте задействованы; оказали по-
мощь; мы хотим внести предложение; вследствие; по заключению экспертов; принимал участие; приобретем возможность.
Задание 5.Прочитайте текст. К какой форме национального языка он относится? Определите в тексте слова нелитературной лексики (диалектизмы, просторечия, жаргонизмы). Как они характеризуют героев? Выделите в данном отрывке отличительные особенности устно-разговорной разновидности языка.
В стороне курили двое отвальщиков. Коротконогий парень в застиранной телогрейке – Ерохин. И бывший прораб, уроженец черниговской области, тощий мужик – Замараев.
– Пустой ты человек, Ероха, – говорил Замараев, – пустой и несурьёзнай.
Таким в гробу и зоосаде место…
– Уймись, – сказал Ероха, – попер как на буфет!.. А то ведь у меня не заржавеет. Могу пощекотить…
– Злякал… Всё треплешь языком, а жизнь проходит.
Ерохин рассердился:
– Брось мансы раскидывать, чернуха здесь не пролазит… Да и что с тобой говорить? Ты же серый! Ты же позавчера на радиоприемник с вилами кидался… Одно слово – мужик… <… >
– Пустой ты человек, – возразил Замараев, – один кир у тебя в голове. Ты шел бы в цирк заместо кенгуру. Слышал про кенгуру? Такая, с гаманцом на брюхе…
– Да не прихватывай ты, – сказал Ероха, – не прихватывай. А то как дам по чавке!
(По С. Д. Довлатову).
Для справок: «пощекотать» (арго) – порезать ножом; «мансы раскидывать» (арго) – распространять ложь; «чернуха» (арго) – обман; «кир» (арго) – спиртные напитки; «гаманец» (диал.) – кошелёк для денег; «прихватывать» (арго) – брать за горло; «чавка» (арго) – рот.
Тестовые задания
1. Русский язык относится к…
1) индоевропейской языковой семье
2) финно-угорской языковой семье
3) семито-хамитской языковой семье
4) тюркской языковой семье
2. К восточнославянской языковой подгруппе принадлежат…
1) болгарский язык
2) белорусский язык
3) русский язык
4) чешский язык
3. Русский национальный язык сформировался ко второй половине…
1) 9 века
2) 15 века
3) 17 века
4) 19 века
4. В основу русского национального языка лег говор…
1) Москвы
2) Новгорода
3) Суздаля
4) Владимира
5. Установите соответствие следующим характеристикам русского языка:
1) язык устного и письменного общения нации -…
2) язык общения между народами, населяющими страну, -…
3) язык, принятый для использования в работе международных организаций, -…
4) официальный язык, принятый в органах государственной власти и управления страной, в делопроизводстве и переписке предприятий, в науке и образовании, культуре и СМИ, -…
а) язык межнационального общения
б) мировой язык
в) государственный язык
г) национальный язык
6. Укажите неверный ответ.
Литературный язык – это…
1) строго обязательный для всех носителей язык
2) функционально разветвленный язык
3) профессиональный язык
4) строго нормированный язык
7. Создателем современного русского литературного языка, руководствовавшимся в своем отношении к языку принципом соразмерности и сообразности, был…
1) М.В. Ломоносов
2) А.С. Пушкин
3) Н.В. Гоголь
4) И.А. Крылов
8. Основными особенностями языка советского периода являются…
1) обилие заимствований
2) появление новых слов
3) утрата светской и церковной лексики
4) демократизация
9. Для русского языка конца ХХ – начала XXI века характерны…
1) интерференция противопоставленного
2) бюрократизация
3) открытость, доверительность
4) массовость коммуникации
10. Разновидности национального языка, используемые внутри определенных групп людей, которые объединяются на основе общности возраста, интересов, рода занятий, профессии, социального положения, привычек и т.д., называются…
1) диалектами
2) вульгаризмами
3) жаргонами
4) просторечиями
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите истоки русского национального языка и определите его место среди других языков мира.
2. Каковы основные этапы становления и развития русского национального языка?
3. Какова роль А.С. Пушкина в создании литературной формы национального языка?
4. Какие процессы происходят в языке новейшего времени?
5. Дайте характеристику литературного языка и его разновидностей.
6. Какие формы национального языка придают речи сниженный характер?