Организационные процессы: коммуникация, принятие решений, власти и влияние, управление конфликтом

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Организационные процессы связуют функции менеджмента (рисунок).

Коммуникации позволяют менеджеру узнавать новую информацию в процессе планирования, на стадии организации коммуникации становятся неотъемлемой частью, связывающей воедино работников и руководителей, коммуникации позволяют руководителю эффективно мотивировать своих сотрудников и добиваться при помощи этого повышения интенсивности и производительности труда, на стадии контроля коммуникации позволяют руководителю делать выводы о конечной эффективности разработки того или иного продукта, о возможностях снизить издержки производства и повысить эффективность труда.

Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы: 1) зарождение идеи или отбор информации; 2) выбор канала передачи информации; 3) передача сообщения; 4) интерпретация сообщения.

Коммуникации подразделяются на следующие виды: 1) по отношению к организации коммуникации бывают двух типов: внешние и внутренние; 2) на основе устного общения выделяют: межличностные или организационные коммуникации на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:

1) формальные или официальные.

2) неформальные коммуникации,

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

1) вертикальные – восходящие, нисходящие,

2) горизонтальные

Важнейшим этапом в управленческой деятельности является принятие управленческого решения.

Решение представляет собой такой акт органов управления или руководителя, в котором не только поставлена цель, но и сформирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), закреплена ответственность.

Решение характеризуется несколькими признаками: 1) альтернативность (возможность выбора из нескольких вариантов); 2) наличие цели (бесцельный выбор – это не решение;) 3) необходимость волевого акта.

В менеджменте принятие решений рассматривают как систематизирующий процесс, что объясняется несколькими факторами: 1) более высокими ставками (рисками); 2) влиянием на большие группы людей; 3) ответственность за результат, которая связана с большими моральными издержками.

Управленческие решения различают и в зависимости от уровня трудности данной ситуации:

1) Рутинный уровень

2) Селективный уровень.

3) Адаптационный уровень.

4) Инновационный уровень.

Ещё одна классификация управленческих решений основана на единоначалии и коллегиальности принятия решений. Здесь выделяют такие уровни:

1) Единоличное принятие решения руководителем без консультации с сотрудниками и без дальнейшего их осведомления. Директивный стиль руководства.

2) Единоличное принятие решений, с дальнейшим ознакомлением этого решения с сотрудниками. Директивно-коллегиальный стиль руководства.

3) Единоличное принятие решения с предварительным совещанием специалистов по данному вопросу. Коллегиальный стиль руководства.

4) Принятие совместных решений. Коллегиально-либеральный стиль руководства.

5) Решения принимаются подчинёнными. Либеральный стиль руководства.

Конфликт всоциологии понимается как процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей. Он определяется объективными и субъективными причинами и протекает в двух диалектически взаимосвязанных формах:

а) противоречивых психологическихсостояний;

б) открытых противоречивых действий сторон на индиви­дуальном и групповом уровнях.

В более узком смысле конфликт есть частный вид социального взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие или несовместимые ценности. Источниками конфликта обычно являются конкуренция, соперничество, социальная дифференциация, антагонистические интересы, враждебность, противоречивые намерения, установки и т. п.

Наиболее распространены частные модели двух видов: процессуальная и структурная. В процессуальной модели конфликтов акцент делается на анализе динамики конфликтных эпизодов. Основная цель исследований состоит в идентификации событий в рамках конфликтного эпизода и выявлении влияния каждого события на последующие. При этом в фокусе анализа находятся следующие параметры конфликтного эпизода: а) восприятие, осознание и переживание своей неудачи, недостижение цели; б) концептуа­лизация конфликтной ситуации; в) формы конфликтного поведения; г) ответная поведенческая реакция и др.; д) конечный исход (окончательное соглашение или его отсутствие).

Наши рекомендации