Конституционные основы полновластия народа и формы его проявления

Народовластие ─ принадлежность всей полноты власти народу. Этот принцип нашел свое отражение в некоторых правовых документах Республики Беларусь, а в первую очередь в ст. 3 Конституции Республики Беларусь, где закреплено положение о том, что единственным источником государственной власти является народ, осуществляющий её непосредственно, либо через представительные и иные органы в формах и пределах, определенной Конституцией.

Власть осуществляется:

народом в целом (республиканский референдум, выборы в представительные органы государства);

частью народа, проживающей на соответствующей территории (местное самоуправление, местные референдумы, собрания граждан);

Избранные народом представители (депутаты представительных органов государства различных уровней);

Сформированными народом органами (Парламент, Президент) и производными от последних органами (Совет Министров, судебные органы, органы надзора и контроля и т.д.);

Полновластие народа означает, что власть принадлежит только народу, она (власть) обращена ко всему обществу; народ управляет всеми государственными и общественными делами; народ свободно выражает свою волю, а органы государственной власти придают ей обязательный характер.

Формы власти:

1 государственная (власть осуществляется непосредственно народом или соответствующими органами, сформированными народом);

2 общественная (общественные объединения, отдельные группы граждан, общественные и религиозные организации);

Под непосредственной (прямой) демократией понимается прямое осуществление народом принадлежащей ему власти.

Формами непосредственной демократии являются: референдум, выборы в представительные органы государства, участие в деятельности политических партий, в самоуправленческих органах на местном уровне.

Решения принимаемые в рамках институты непосредственной демократии подразделяются на носящие императивный характер и консультативный характер.

Императивного характера (принимаемые народом решения являются окончательными и обязательными).

Консультативного характера (выявленная с их помощью воля народа отражается на решениях соответствующего органа, орган формируя окончательный текст, может учесть волю народа).

Под представительной демократией понимается право народа осуществлять власть через своих представителей (депутатов различных уровней, Президента Республики Беларусь).

Концепция народного представительства сложилась в XVIII-XIX вв. и она включает принципы:

народное представительство учреждается Конституцией;

народ, являясь носителем суверенитета, уполномочивает Парламент от его имени осуществлять законодательную власть;

народ избирает в Парламент для осуществления законодательной власти своих представителей;

Депутат Парламента является представителем всей нации, а не тех, кто его избрал – свободный мандат (ФРГ), или представителем избирателей того округа, где он был избран в Парламент – императивный мандат (Республика Беларусь). Депутат обладающий свободным мандатом не может быть отозван избирателями своего округа, в отличие от депутата, имеющего императивный мандат, который, не оправдавши доверия избирателей своего округа, может быть отозван ими в установленном законом порядке.

Представительная демократия включает составные части:

система избираемых представительных органов, т.е. от Парламента до местных Советов;

система демократических институтов, отражающих связи избранных лиц с избирателями;

система демократических форм работы, применяемых внутри самих представительных органов.

Косвенная демократия представляет собой осуществление власти народа через органы, которые сформированы не прямо народом, а через его представителей. В частности, палата Совета Республики Национального Собрания формируется депутатами местных Советов базового уровня и Президентом Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь формируется Президентом Республики Беларусь, а Премьер-министр назначается на должность Президентом с согласия Палаты представителей Национального Собрания т.д.

6.2. Понятие политической системы общества и характеристика её элементов

Под политической системой общества понимается совокупность элементов, посредством которых народ осуществляет политическую власть.

Важным понятием является понятие политического процесса. Политический процесс – это процесс функционирование политической системы общества и ее элементов. Под функционированием понимают как самостоятельную деятельность элементов, т.е. непосредственное отправление функций, так и взаимоотношения между элементами политической системы. На правах элементов политической системы выступают: государство; политические партии; общественные организации, трудовые коллективы. В ряде государств мира важное значение, в политической системе общества на правах элемента играет церковь (Иран, Саудовская Аравия). В свою очередь, трудовые коллективы элементами политической системы общества являются только в странах с социалистической ориентацией и в ряде бывших постсоветских государств.

Политический процесс регулируется как нормами конституционного права, так и иными источниками права, в том числе обычаями, традициями, судебными прецедентами. В Республике Беларусь политический процесс регулируется нормами конституционного права.

Конституционно-правовое регулирование в зарубежных странах касается, в большей мере, той части политического процесса, в которой участвуют самые активные элементы политической системы – государство и политические партии, активно принимающие участие в политической жизни общества.

Политические системы современного мира проходят разные этапы развития, изменяются, приспосабливаются к нуждам политических элит.

В политической системе общества государство является важнейшим элементов.

Государство, это политический аппарат созданный народом, власть которого распространяется на всю исторически сложившуюся территорию, предназначен для управления обществом внутри и защиты его интересов на международной арене.

Государственный орган – гражданин или коллектив граждан, которые уполномочены государством на осуществление определённых функций и наделены правом, принимать властные решения.

Государственное учреждение – организованная группа лиц, которая не имеет права принимать общеобязательные решения, а только исполняет, т.е. реализует решения государственных органов (например, почта, больница, ВУЗ).

Государственный аппарат – профессиональные государственные служащие, принимающие государственные решения и отвечающие за их исполнение.

Любое государство действует на определенных принципах:

Демократический централизм;

Неделимость территории;

Социальный характер, в большинстве светский характер;

Политический плюрализм;

Федерализм или унитаризм;

Правовое государство.

Суть светского государства в том, что государство отделено от церкви, разграничены их полномочия. Есть и несветские государства, и в зависимости от степени вовлечения в религию государства бывают:

Теократические (Ватикан, Саудовская Аравия)

Клерикальные (Иран).

Политические партии играют важную роль в политической системе общества на современном этапе.

Прообразы политических партий существовали в Древней Греции и Риме. А в современном понимании партии появились в период развития буржуазных отношений.

В законодательствах зарубежных государств, как правило, дается определение «политической партии», ее роль, место, закрепляется порядок создания и ликвидации партий, финансирования, устанавливаются взаимоотношения партий и государства (вопросы участия партий в выборах, участие в работе законодательных органов и т.д.).

Виды партийных систем:

1. Многопартийная система при этой системе нет доминирующей партии, следовательно, они примерно одинаковы по влиянию, численности и т.д.

2. Двухпартийная не значит, что только 2 партии, но 2 из них? наиболее сильные, многочисленные и попеременно сменяют друг друга (США, Великобритания).

3. Однопартийная в государстве одна лишь правящая партия,? другие партии, как правило, запрещены на законодательном уровне. Однопартийная система присуща для социалистических государств (Северная Корея, Китай).

4. Нет партий: население не представляет, что такое партия, т.е. очень низкий уровень политического развития государства (Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия).

В Республике Беларусь действует закон «О политических партиях» от 05.10.1994 г. с последующими изменениями и дополнениями. Данный закон регулирует права граждан на объединения, вопросы организации и деятельности партий. Сейчас у нас зарегистрировано 17 партий (среди них либерально-демократическая, экологическая, труда, коммунистическая, женская и т.д.).

Политическая партия – независимое, образованное на основах индивидуального добровольного членства, объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

На территории Республики Беларусь не могут создаваться политические партии других государств и иностранные граждане не могут состоять в наших партиях.

Порядок создания партий:

Учредителями могут быть только граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы. Необходимое количество – не менее одной тысячи учредителей из большинства областей и г. Минска.

Партии строятся по территориальному признаку,

У партий есть свое название, символика, программа, устав (где закрепляются цели, задачи, методы деятельности, порядок приема членов, их права и обязанности).

Членами политических партии не могут быть:

работники МВД, КГБ, МЧС;

Военнослужащие;

Президент Республики Беларусь:

члены Центральной избирательной комиссии на период своих полномочий приостанавливают членство в партии.

Партии не могут выбрать себе название, которое уже имеется или название партии, которая ранее была ликвидирована.

Реестр партий ведет Министерство юстиции.

Партии могут быть ликвидированы:

1. По решению своих высших органов

2. По решению Верховного Суда (представление о ликвидации партии в Верховный Суд могут вноситься Министерством юстиции или Прокуратурой Республики).

Партии имеют право:

Образовывать и распространять свои печатные издания.

Пользоваться государственными СМИ.

Распространять информацию о себе, свои идеи, лозунги.

Проводить митинги.

Участвовать в выборах.

Деньги в партии поступают:

1 Членских взносы

2 Пожертвования, дарения

3 Доход от издательской деятельности

4 Поступления от проведения культурно-массовых мероприятий.

Государство не финансирует политические партии, нельзя

получать помощь из-за границы, нельзя принимать пожертвования анонимно

Общественные объединения бывают:

1. республиканские – общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей республики;

2. международные – общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких административно-территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных государств, и которое имеет там организационные структуры;

3. местные – общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией граждан права на объединения и вопросы организации их деятельности, закрепляются законом «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Основные признаки общественных объединений:

1. негосударственность;

2. неприбыльность;

3. добровольность.

Правовое положение общественных объединений:

В ст. 1 закона «Об общественных объединениях» дается определение: Общественное объединение – добровольное формирования граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

Союзом (ассоциацией) общественных объединений (далее - союз) является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.

Не допускается вмешательство общественных объединений в государственную деятельность и наоборот.

Порядок создания:

Общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших 18 лет. Молодежные и детские могут создаваться гражданами, достигшими 16 лет.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если это предусмотрено их уставами.

Иностранные граждане могут являться учредителями международных общественных объединений, создаваемых на территории Республики Беларусь.

Общественные объединения имеют свой устав (содержание аналогично уставу политической партии). Законодательство предъявляет требования к названию и символике. Нельзя:

1 использовать название уже имеющегося объединения

2 использовать слова «национальный», «народный», «белорусский», «Беларусь» и т.д.

3 использовать государственную символику или символику других государств

Все общественные объединения регистрируются в Министерстве юстиции, которое ведет специальный реестр. На местах реестры ведут управления юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Общественным объединениям могут быть вынесены Министерством юстиции письменные предупреждения (которые могут быть обжалованы в суде).

Общественные объединения и союзы могут быть ликвидированы по решению:

1. Своих высших органов

2. Суда

Особенности общественных объединений:

Не ставят целью завоевание политической власти.

Материальная база – членские взносы, добровольные пожертвования, доход от проводимых культурно-массовых мероприятий.

За нарушение Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства в отношении общественного объединения, союза могут быть применены следующие меры ответственности:

письменное предупреждение;

приостановление деятельности общественного объединения, союза;

ликвидация общественного объединения, союза.

Общественное объединение, союз, причинившие вред личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, обязаны возместить его в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с положениями Закона Республики Беларусь «О республиканские государственно-общественных объединениях» от 19 июля 2006 года, установлено, что в Республике Беларусь могут создаваться республиканские государственно-общественные объединения на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Республиканским государственно-общественным объединением признается основанная на членстве некоммерческая организация, создаваемая для выполнения возложенных на нее государственно значимых задач.

Учредителями республиканского государственно-общественного объединения и его членами могут являться физические и юридические лица, а также Республика Беларусь в лице действующих от ее имени уполномоченных государственных органов и юридических лиц.

Устав республиканского государственно-общественного объединения принимается его учредителями либо высшим органом этого объединения и утверждается Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Правительством Республики Беларусь.

Создание республиканского государственно-общественного объединения осуществляется по решению учредителей либо в результате реорганизации существующей некоммерческой организации в форме общественного объединения на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Правительством Республики Беларусь.

Республиканское государственно-общественное объединение для выполнения возложенных на него государственно значимых задач может создавать свои организационные структуры в порядке, предусмотренном уставом республиканского государственно-общественного объединения.

Организационные структуры республиканского государственно-общественного объединения в соответствии с уставом этого объединения могут создаваться в виде:

юридического лица;

обособленного структурного подразделения, наделенного правами юридического лица;

обособленного структурного подразделения, не наделенного правами юридического лица.

Республиканское государственно-общественное объединение регистрируется Министерством юстиции Республики Беларусь.

В настоящее время созданы и действуют в нашем государстве следующие государственно-общественные объединения:

Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь (ДОСААФ);

Белорусское общество «Знание»;

Белорусское добровольное пожарное общество;

Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо».

Достаточно важное значение, в политической системе белорусского общества среди общественных объединений играет профсоюз.

Деятельность профсоюзов регулируется законом «О профессиональных союзах» от 22 апреля 1992 г. (в ред. от 10.05.2007).

Профессиональный союз (профсоюз) является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь. Таким образом, о защита трудовых и?сновная задача профсоюза социально-экономических прав, свобод и законных интересов работников наемного труда.

Трудовой коллектив как элемент политической системы белорусского общества

Трудовой коллектив – это коллектив определенного предприятия, учреждения или организации. Определенную роль трудовой коллектив играет в избирательном процессе. Например, в соответствии со ст. 35 Избирательного кодекса Республики Беларусь, трудовые коллективы организаций или коллективы их структурных подразделений насчитывающих не менее 10 работающих из числа своих членов могут выдвигать в соответствующую территориальную, окружную, участковую комиссию только по одному представителю. Согласно ст. 63 Избирательного кодекса Республики Беларусь Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от трудовых коллективов организаций осуществляется на собраниях (конференциях) избирателей в трудовых коллективах на территории избирательного округа, насчитывающих не менее 300 человек работающих и имеющих права юридического лица.

Кандидат в депутаты Палаты представителей может быть выдвинут от нескольких меньших коллективов с общей численностью работающих не менее 300 человек на их общем собрании. При этом от каждого трудового коллектива организации, имеющей права юридического лица, должно присутствовать более половины его состава.

Трудовой коллектив может выдвинуть только одного кандидата в депутаты Палаты представителей.

Статья 64 Избирательного кодекса Республики Беларусь определяет, что собрания избирателей в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в депутаты могут проводиться:

при выдвижении кандидатов в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 150 работающих;

при выдвижении кандидатов в депутаты районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 75 работающих;

при выдвижении кандидатов в депутаты городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 20 работающих.

Трудовой коллектив организации или коллективы ее структурных подразделений вправе выдвинуть только по одному кандидату в депутаты каждого уровня местных Советов депутатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006.

2. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 26.07.1999 г. № 296−3 (ред. от 31.12.2009 г. № 114−3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 2/70.

3. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 11.02.2000 г. № 370−3 (ред. от 04.01.2010 г. № 99−3) // Там же. – 2000. – № 2/145.

4. О политических партиях: Закон Респ. Беларусь от 05.10.1994 г. № 3260−XII (ред. от 04.01.2010 г. № 109−З) // Там же. – 2001. – № 2/444.

5. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 04.10.1994 г. № 3254−XII (ред. от 04.01.2010 г. № 109−З) // Там же. – 2001. – № 2/443.

6. О республиканских государственно- общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 19.07.2006 г. № 109−З (ред. От 04.01.2010 г. № 109−З) // Там же. – 2006. – № 2/1247.

7. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 04.01.2010 г. № 108−З // Там же. – 2010. – № 2/1660.

8. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Респ. Беларусь от 17.12.1992 № 2054−XII (ред. от 04.01.2010 г. № 109−З) // Там же. – 2001. – № 2/366.

9. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – № 1. – 1999. – С. 3−22.

10. Агиевец В.Н. Система социального обеспечения в зарубежных странах и возможность учёта закономерностей её функционирования в Республике Беларусь // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство. Мат. междун. конф. (26−27 октября 2001г., г. Гродно). – Гродно, 2002. – С. 251−254.

11. Аккуратов И.Ю., Коршунов Н.М., Хореев А.А. К вопросу об ограничениях и обременениях права собственности // Государство и право. – № 10. – 2000. – С. 68−72.

12. Антонова О.А. Отзыв депутата как одна из форм прямой демократии в Республике Беларусь // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – № 3. − 2004. − С. 84−95.

13. Баялджиев Д. Идея правового государства и функционирование государства в условиях переходного периода // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – № 6. – 1998. – С. 76−92.

14. Вашкевич А.Е. Взаимоотношения белорусского государства и конфессий в 1996−2006 годах // Государство. Демократия. Закон: сб. науч. Ст., посвящ. 80- летию проф. А.А. Головко / редкол.: Г.А. Василевич (отв. ред.). – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005. – С. 213 – 221.

15. Головко А.А. Взаимоотношения государства с церковью // Вестник БГУ. Серия: история, философия, политология, социология, экономика, право. − 1996. − № 3.

16. Головко А.А. Законность − универсальное явление в жизни человека // Право и демократия: Сб. науч. ст. − Вып. 11 (Отв. ред. В.Н. Бибило. − Мн.: БГУ, 2001. − С. 17−29.

17. Головко А.А. Законность и время // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − № 1. − 2005. − С. 58−62.

18. Дробязко С.Г. Политическая общесоциальная справедливость в праве как сущностная основа совершенствования правового законодательства // Право и демократия: Сб. науч. ст. − Вып. 11 (Отв. ред. В.Н. Бибило. − Мн.: БГУ, 2001. − С. 3−16.

19. Лебедев В.А. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия демократического правового государства и политических партий государство // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 11. – С. 2–5.

20. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. – 2002. – № 2. – С. 5–13.

21. Чудаков М.Ф. Конституционный процесс: закрепление экономических отношений в основном законе // Государство. Демократия. Закон: сб. науч. Ст., посвящ. 80- летию проф. А.А. Головко / редкол.: Г.А. Василевич (отв. ред.). – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005. – С. 57−70.

22. Шабайлов В.И. Социальное государство // Чалавек. Грамадства. Свет. – 1998. – № 4. –С. 11–15.

Наши рекомендации