К теме 1: Понятие административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) "О Правительстве Российской Федерации";
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации";
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.05.2014);
5. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 05.05.2014) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014);
6. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";
7. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2014);
8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О Счетной палате Российской Федерации";
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
ТЕМА 2. Нормы и отношения. Источники административного права. (4 часа)
1. Понятие и признаки административно-правовых норм.
- Структура и виды административно-правовых норм.
- Способы реализации административно-правовых норм. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- Административно-правовые отношения: понятие и виды.
- Основания возникновения, изменения, прекращения административно- правовых отношений.
- Понятие и виды источников административного права.
Задание для самостоятельной работы:
Задание №1. Чем административно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права? Приведите примеры.
Тема 2. Нормы и отношения. Источники административного права.
При подготовке к данному семинару слушателям важно уяснить, что административно-правовые нормы имеют особенности, проявляющиеся в их содержании, в форме и структуре.
Административно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. Однако присутствие всех структурных элементов нормы права в одной статье закона в административном праве не обязательно. Отвечая на этот вопрос, следует привести аргументированные примеры.
Нормам административного права присущи и такие особенности: указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные отношения, многие из них имеют весьма общий характер, они не являются представительно-обязывающими.
Принимая во внимание то, что система административного права РФ содержит большое число норм, студенты должны уметь их классифицировать. В качестве оснований для классификации можно предложить следующие: по функциональной направленности, по способу воздействий на субъекты, по характеру регулируемых общественных отношений, по действию во времени и др.
Отвечая на вопрос об отношениях, студенты должны усвоить следующие характеристики регулируемых административным правом отношений: во-первых, одной из сторон (обеими сторонами) в рассматриваемых отношениях выступает государство или его представитель (иногда общественное объединение или орган самоуправления); во-вторых, стороны таких отношений, как правило, неравноправны; в-третьих, их содержание связано с осуществлением властных полномочий (управление, руководство, уполномочивание, гарантирование и пр.) или самоуправлением.
Принципиально важное значение имеет правильное уяснение вопроса об источниках административного права. Источники административного права — это внешняя форма установления и выражения административно-правовых норм. К источникам административного права относятся правовые акты, отвечающие следующим требованиям: 1) они должны являться нормативными; 2) содержать нормы, регулирующие административно-правовые отношения.
Система правовых актов, являющихся источниками административного права, многообразна и включает в себя несколько видов.
Установление нормы в том или ином виде актов не произвольно, а подчинено необходимым объективным условиям. В зависимости от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, условий территориального масштаба ее действия, установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих административно-правовые нормы, последние формируются в различных источниках.