Не обольщайся призраком покоя () бывает жизнь обманчива на вид, настанет час, и утро роковое твои мечты, сверкая, озарит
Национальный исследовательский
Томский государственный университет
Приемная комиссия
Экзаменационный билет (бакалавриат/ специалитет) №121
По предмету: Русский язык
ВНИМАНИЕ:
Ответы на вопросы 1-10 записывать цифрой и буквой, ответы на вопросы 11-15 писать словом.
1. В каком слове допустимы два варианта ударения:
а) баржа б) уведомить в) осужденный г) обеспечение
2. Укажите неверно сформулированное значение слова:
а) Игорный – предназначенный для азартной игры.
б) Белить – становиться белым.
в) Сущность – самое главное в чем-либо, внутреннее содержание.
г) Проблематичный – предположительный, недоказанный, являющийся еще проблемой.
3. Укажите неправильную форму слова:
а) семьюстами б) кремы в) положи г) группа болгаров
4. Укажите грамматически неправильное предложение:
а) Я должен предостеречь своих коллег депутатов от последствий принятого сегодня решения.
б) Согласно приказу ректора, сессия начнется в уже в конце мая.
в) Четверо подруг были знакомы еще со школьных времен.
г) Бабушка постоянно беспокоится за то, как Паша переходит дорогу.
5. Какое сочетание слов является грамматической основой (см. текст в задании 16):
а) сочли название (предложение 9)
б) вспомнилось мне (предложение 27)
в) это была (предложение 29)
г) готовность воспитывается (предложение 30)
6. Укажите верную характеристику предложения:
Мне могут возразить, приведя какие-то известные каждому из вас примеры отзывчивости, соболезнования.
а) простое
б) сложносочиненное
в) сложноподчиненное
г) сложное с сочинительной и подчинительной связью
7. В каком ряду во всех словах пропущены -НН-:
а) отосла…ый, оловя…ый, витами…ый
б) чугу…ый, конституцио…ый, водя…ой
в) льня…ой, двухверши…ый, пересоле…ый
г) традицио…ый, тума…ый, жаре…ый
8. В каком ряду во всех словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная:
а) ц…ганский, к…муфляж, отпр…влять
б) к…ртечь, отп…реть, заг…релый
в) ц…плять, ж…стяной, подч…нение
г) спел…нать, к…ряга, од…нокий
9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:
а) н…кому не сказал, н… за что не станет, н… о чем спорить
б) н…чем записать, н…когда пообедать, н… во что налить
в) не рад н…чему, н…где встать, н… с кем не советуется
г) н…когда построили, не видно н…кого, н…куда не пошел
10. Укажите правильное объяснение постановки знака препинания или его отсутствия:
Не обольщайся призраком покоя () бывает жизнь обманчива на вид, настанет час, и утро роковое твои мечты, сверкая, озарит.
а) бессоюзное сложное предложение, нужна запятая
б) бессоюзное сложное предложение, нужно тире
в) бессоюзное сложное предложение, нужно двоеточие
г) бессоюзное сложное предложение, нужна точка с запятой
11. Назовите способ образования слова БЕЗЗАКОНИЮ (предложение 19).
12. Определите тип придаточных в предложениях 23 и 24.
13. Определите тип подчинительной синтаксической связи в словосочетании ТЕПЕРЬ ПОНИМАЮ (предложение 29).
14. Выпишите вводные конструкции из предложений 27-31.
15. Выпишите причастия из предложений 3-9.
16. Напишите сочинение по предложенному тексту. Требуемый объем – не менее 150 слов. Выразите в нем свое понимание предложенного отрывка, определите позицию автора. Обоснуйте свою точку зрения. Отметьте характерные для текста средства языковой выразительности (2-3 средства), определите их роль, приведите примеры.
(1) К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность ведь состоит из конкретных вещей – из чувств, свойств, понятий.
(3) Одно из них – чувство милосердия. (4) Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня. (5) Получается, что это нечто свойственное лишь прошлым временам. (6) «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже в словаре они отмечены, как устаревшие словосочетания, сейчас просто говорят «медсестра», «медбрат». (7) Разве нельзя, это ведь одно и то же? (8) В моем родном городе Санкт-Петербурге еще с дореволюционных времен в районе Аптекарского острова была улица Милосердия. (9) А потом сочли это название отжившим и переименовали в улицу Текстилей.
(10) Но изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (11) Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: это милость к поверженным и пострадавшим. (12) Как же так получилось, что у нас, у людей, это чувство заросло, заглохло, оказалось запущенным? (13) Мне могут возразить, приведя какие-то известные каждому из вас примеры отзывчивости, соболезнования. (14) Что же, примеры, конечно, есть, и тем не менее все мы ощущаем – и давно уже – убыль милосердия в нашей жизни.
(15) Милосердие изничтожалось не случайно. (16) Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить даже детей арестованных, сосланных. (17) Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам, вынесенным по политическим статьям. (18) Сочувствие сделали запретным и для искусства. (19) Милосердие действительно могло помешать беззаконию, жестокости, оно мешало оговаривать, предавать. (20) Вот так в тридцатые годы, в сороковые это понятие исчезло из нашего лексикона. (21) Исчезло оно и из обихода, как бы ушло в подполье. (22) «Милость» оказывали, таясь и рискуя…
(23) Между тем я уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (24) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. (25) А есть ли постоянное принуждение для этого чувства? (26) Толчок, призыв к нему?
(27) Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда мы проходили мимо нищих (а нищих было много в моем детстве) – слепых, калек, просто просящих какое-нибудь подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, – отец всегда давал мне медяк и говорил: «Поди подай». (28) Отец, конечно, осознавал, что среди этих людей могут быть жулики, выпивохи, бездельники, но есть и люди, которых на самом деле коснулось черное крыло беды или болезни.
(29) И как я теперь понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может долго жить.
(30) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, даже требованием, напоминанием о тех, кто сейчас нуждается в этом…
(31) Не ради упражнения, а потому что много есть в нашей жизни людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия.
(По Д.Гранину)
Председатель предметной комиссии: Г.В.Калиткина
Утверждаю:
Проректор по учебной работе: В.В.Дёмин