Виды и особенности женских журналов
По мере исторического развития женской прессы России менялись типологические особенности и характеристики изданий для женщин. Социальная и экономическая политика страны оказывала огромное влияние на становление женской прессы, эволюция гендерной политики РФ отражается в материалах и тематической структуре изданий для женщин.
Типология СМИ довольно сложный вопрос для изучения. В ходе изучения темы своей курсовой работы я провела анализ женских изданий России и выделила следующие типы:
1.по региону распространения:
· национальные («Она», «Крестьянка»)
· международные («Cosmopolitan», «Bazar»)
· региональные («Самое лучшее»)
2. по источникам финансирования:
· акционерные («Самое лучшее»)
· частные («Крестьянка», «Бурда Модерн»)
· самофинансируемые («L’Officiel», «Vogue», «Cosmopolitan»)
3. по характеру аудитории и тематической направленности:
· социально-бытовые («Работница», «Крестьянка»)
· семейно-бытовые («Лиза», «Домашний очаг», «7 Дней»)
· элитарные («Man’sHeals», «Vogue»)
· феминистские («Женское чтение», «Преображение»)
· профессиональные («Сестринское дело», «Секретарь», «Секретарь и офис»)
· специализированные по интересам («Бурда модерн», «Диана моден»)
· религиозные («С Верой, Надеждой, Любовью», «Сестра»).
Сегодня происходит упразднение региональных изданий для женщин. Некоторые национальные и общемировые журналы, например, «Cosmopolitan», создают филиалы в крупных регионах страны (Урал, Северо-запад), но данные редакции создают лишь региональные приложения, которые подчиняются редакционной политике всего издания.
В российской практике распространено создание русских версий зарубежных изданий. Поэтому большая часть журналов относится к международному типу. Множество журналов, которые сейчас имеют огромную популярность, пришли в Россию именно из западных стран. Примечательно, что российские редакции создают качественно новые продукты, сохраняя лишь идею издания и привнося особенности, свойственные российским СМИ в связи с особым менталитетом нации, в тематику публикуемых материалов. Появление на издательском рынке России международных аналогов оказало огромное влияние на развитие женской прессы. Общемировые СМИ для женщин способствовали изменению тематической и целевой наполненности изданий. Кроме того, увеличилось число изданий для женщин, что привело к сокращению тиража некоторых журналов, в частности, отечественных. Как отмечает исследовательница О. Пленкина, с появлением международных изданий на российском рынке происходит резкое изменение тематики публикуемых материалов: социальные, глобальные проблемы не находят должного отражения на страницах изданий, как это было в советский период существования женской прессы.[2]
Как показала история развития прессы в России, экономика оказывает значительное влияние на становление и распространение печатных и электронных СМИ на издательском рынке. Так в дореволюционный период становления женской прессы (1779 - 1917гг.) многие женские журналы принадлежали частным издательским домам, несмотря на то, что этот тип прессы сформировался под началом императорской политики просвещения. Совершенно иначе обстояла ситуация на советском этапе становления женской периодики (1917-1991 гг.).
На современном этапе развития женской прессы издательства стремятся к самофинансированию, так как такой способ распределения денежных средств позволяет изданиям вести собственную редакционную политику и не согласовывать темы и структуру публикаций с организациями, финансирующими процесс создания и распространения издания.
Некоторые издательские дома по-своему решают проблему финансирования и связанную с этим проблему ограничения свободы слова: часть из них стала акционерными обществами, но многие перешли на самофинансирование за счёт рекламных публикаций и проведения различных заказных PR-кампаний и тематических концертов. Например, возникший в 1994 году журнал «Cosmopolitan» сейчас активно использует рекламу и рекламные акции для финансирования различных проектов. Кроме того, за счёт рекламы женские журналы пропагандируют определённые образы, которые репрезентируются в публикуемых не рекламных материалах с помощью вербальных (публикации разного рода) и визуальных (фотографические, изобразительные материалы) компонентов.
Журналы не только соответствуют интересам своей аудитории, но и способствуют формированию стиля, становясь учебным пособием по созданию определенного образа жизни рубрика «Стиль жизни» есть практически во всех глянцевых изданиях. Действительно, особенность большинства изданий для женской аудитории состоит в том, что они претендуют на формирование определённого стиля жизни, образа истинной женственности, элементы и атрибуты которых представлены во всём своём многообразии в материалах изданий. Журнал «Cosmopolitan» первооткрыватель в сегменте журналов типа lifestyle. На основе изучения исторических особенностей становления этого журнала на российском рынке женской печати она делает следующий вывод: Поскольку на момент запуска «Cosmopolitan» был единственным в своей потребительской нише, поэтому первый дамский глянец демонстрировал самые дорогие товары, которые тогда присутствовали на рынке, ориентируясь на читательниц с высоким уровнем дохода. В дальнейшем издание снижает свой социальный статус, ориентируясь на молодых девушек, придавая тем самым американскому изданию российский колорит. На данный момент сегмент элитарных изданий представлен абсолютно разными журналами, все они пропагандируют различные образы и образцы поведения, у каждого журнала есть своё «лицо» - определённый женский образ, который соответствует политике издания. Так, например, журнал «Cosmopolitan» предлагает своей аудитории образ сильной, немного агрессивной и циничной, но в целом современной девушки. Концепция этого журнала заключена в аббревиатуре трёх «К»: красота, карьера, кавалеры. Абсолютно другой типаж женщины тиражируется журналом «Elle». Девушка этого издания мечтательная красавица, которая воспринимает мир, как сказочные героини мультфильмов WaltDisney. Рассказы и истории, публикуемые в данном издании, создают для своих читательниц мир, далёкий от реальности «Cosmopolitan». Образ интеллигентной, воспитанной, но прогрессивной женщины представлен на страницах «Vogue». Он публикует материалы о выставках современного искусства, распространяют информацию о новинках литературы и печатают статьи о высокой моде. Информационная политика данных изданий напрямую связана с теми образами, которые они предлагают аудитории. Отбор информации для расширенного изучения и осмысления на страницах издания производится в контексте проблем, интересующих целевую аудиторию того или иного издания. Универсальность и демократичность журнала «Cosmopolitan» влияет на количество и направленность тем, освещаемых в статьях данного издания. Психология, карьерный рост, отношения с партнёрами, модные тенденции, вопросы красоты, обзоры новинок музыкального и киномира – все эти темы находят отражение на страницах данного журнала. Совсем иначе происходит тематическое наполнение таких журналов, как «Harper’sBazaar», «DressCode». Мода – основная тема данных журналов, они апеллируют к идее освещения моды как культурного явления целой эпохи, поэтому выбор темы для статей определяется различными общественными процессами, которые влияют на развитие модной индустрии. Отсюда можно сделать вывод, что элитарные издания подразделяются на универсальные (lifestyle) и модные (fashion). Особенности элитарных женских журналов: Основные признаки - большой объем, качество полиграфии, насыщенность иллюстративным материалом, большой процент рекламы (преимущественно дорогая косметика, парфюмерия, одежда, обувь), формирование собственного стиля, высокая цена. Ориентируясь на законы рынка, меняя по мере необходимости свой социальный статус, эти издания занимают лидирующие позиции, тем самым демонстрируя способность работать в условиях нестабильного российского рынка.
Подводя итог, можно сказать, что типология журналов определяет некоторые особенности женской прессы. В.В. Боннер-Смеюха делает следующий вывод в своём исследовании, основанный на изучении типологических особенностей женской прессы: «Исследование имеющихся современных типов журналов для женщин свидетельствует о том, что существуют многочисленные варианты дальнейшего совершенствования как уже имеющихся моделей, так и всей структуры. Процесс интенсивного формирования имиджа, внешнего вида современницы отрицательно сказывается на культурном, моральном и духовном состоянии читателей. Преодоление этих негативных процессов возможно в ходе дальнейшего развития прессы: расширения ее специализации, включения в программы дополнительных сфер общественной жизни, формирования новых типологических групп журналов по возрастным, профессиональным, социальным факторам».[3] Я считаю, женские журналы могут развиваться в различных направлениях долгое время, влияние государственной политики в вопросах экономики и социума значительно влияет на это развитие, поэтому распространение женской периодики и расширение тематики публикуемых текстов неограниченно.