Для средневекового этапа развития рекламной практики характерно дальнейшее существенное развитие древних форм рекламы
Эпоха средневековья хронологически исчисляется о 476 года, что положило начало разрушения Великой империи. Завершает эпоху средневековья Возрождение (15-16 века). Период раннего средневековья (5-10 века) практически не донес до нас рекламных текстов. Весь строй экономической жизни, основанный на натуральном хозяйстве, не предполагал активного развития этого типа деятельности, базировался в основном на межличностных отношениях.
На авансцену культуры выдвинулись религиозное мировоззрение, христианская идеология, институты церкви. Почти в каждом из подобных текстов присутствует примесь религиозной рекламы: настойчивое, всепроникающее утверждение в высшей ценности именно данной религии, ее неотступное внедрение в массовое сознание.
Наиболее убедительными элементами народной проповеди стали «поучительные примеры» –exempla. В жизни средневековых верующих огромное место занимали религиозные процессии, устраивавшиеся не только во время канонических праздников, но и в честь множества местных святых.
Устным словом воздействовали на массы не только служители церкви, но и представители администрации, торговцы. Институт глашатаев и гонцов перешел из античности в культуру средневековья. Все расширявшийся спрос на эти профессии был связан с ростом средневековых городов в 10-11 веках. Именно урбанистическая культура интенсивно порождала различные формы массовой коммуникации и информации, в том числе рекламу.
Развитие устной рекламы осуществлялось по ряду направлений. Помимо городских глашатаев, в ХI-XII веках в европейских странах появляются так называемые «герольды» (от нем. «herold» -вестник, глашатай), которые при дворах королей и крупных феодалов выполняли функции доведения до подданных их указов, роль распорядителей, а также занимались составлением родословий, летописных материалов и др. Блазонирование (от глагола «blasen» -трубить в рог). К фольклорным разновидностям устной рекламы в средневековый период можно отнести :
-«Крики улиц» - сообщения бродячих торговцев, ремесленников, фокусников, акробатов и др. о различных товарах и услугах.
-Сообщения зазывал - кабатчиков, лавочников или приказчиков таверн, лавок, харчевен, лабазов, винных погребов, балаганов
-ярмарочный фольклор. Из отечественной истории и литературы широко известна практика зазывал, которые исстари на праздниках, народных гуляниях ярмарках и базарах, с песнями, частушками и прибаутками расхваливали те или иные товары.
Первый сборник «Криков Парижа», составленный Гильомом де Вильнев, относится к 13 веку. Ранняя устная реклама запечатлена также в книге «Крики Лондона», из-данной в 1608г. Вот пример: «Внимание! Каждый мужчина или женщина, которые могут что-нибудь сообщить о девушке в возрасте 24 лет, дайте знать глашатаю, и вас отблагодарят за ваши труды и Господне благословение снизойдет на вас!»
В средние века получает значительное развитие предметно-изобразительная (наружная) реклама. Это, в первую очередь, связано с широким распространением геральдических атрибутов, а также торговой и цеховой эмблематики. У бюргеров гербы обозначали качество и имя фирмы. Например, в торговых гербах конь должен был рисоваться поднятым на дыбы.
Сильно активизируется конфессиальная (религиозная) реклама, что обусловлено существенным усилением и закреплением основных ветвей религии в различных странах мира. Появляются предшественники современного плакатного жанра в виде гравюры.
Гравюра. Первоначально это был рисунок, вырезанный на деревянной или каменной плоскости, с которой затем отпечатывались до сотни экземпляров на отдельных листах. Позже слово играло ведущую роль, а изображение роль рекламирующую.
Летучий листок– прямой предшественник современных листовок, используемых как в политических, так и в торгово-рекламных целях.
В растущем семействе рекламных жанров – объявление, летучий листок, настенный прообраз плаката – заявляет о себе зрелищная афиша. Все возрастающая общественная жажда постоянной информации о происходящем породила новых профессионалов. В Англии они именовались «newsmen» , во Франции - нувелисты, в Италии – новелланти, т.е. сборщики и разносчики новостей. На этой базе позже формируются информационные бюро. К 15 веку восходит и жанр издательского проспекта.
Наконец, поистине революционным событием стало изобретение Иоганном Гутенбергом в 1445г. печатного станка,которое подготовило предпосылки для возникновения различных видов печатной рекламы.
Рождение первой печатной рекламы датируется 1473 годом, когда в Англии (Лондон) Уильям Кокстон отпечатал и распространил листовку о продаже книги религиозного содержания. К концу ХУ века в Европе работало около 200 типографий в 69 городах. В этот же период появляются такие новые виды рекламной продукции, как печатное объявление, каталог, проспект, прейскурант, «летучий листок» и афиша.
В 1568 г. появляется первый прототип современной газеты -баварская протогазета торгово-ростовщического дома Фуггеров, а в 20-х годах ХVII века - первые английские газеты. Со временем они становятся средством распространения рекламной информации и, кроме того, возникают газетные издания с чисто рекламной и коммерческой направленностью - в 1625 г. появляется первая реклама в английской газете, в 1704 г. - первая рекламная газета «Бостон Ньюслеттер». С ХIХ века по настоящее время пресса становится главным источником рекламной информации практически во всех странах мира.