Третий вопрос. динамика политического сознания в российской политической жизни
Рассматривая этот вопрос, следует выяснить, как развивалось политическое сознание в нашей стране и насколько оно соответствовало различным типам власти. В научной и публицистической литературе преобладающей точкой зрения является та, которая, как правило, считает, что политическое сознание за последние 80 лет истории России постоянно развивалось от тоталитарного до демократического.
Анализируются тоталитарный, авторитарный, преддемократический и демократический виды политического сознания, которые различаются по пяти основным признакам.
Первым является характер и мера осуществления власти. В тоталитарном обществе это всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. В авторитарном такой контроль уже не осуществляется. В преддемократическом власть ведет диалог с неформальными группами, появившимися в обществе. В демократическом обществе этот контроль осуществляется представителями граждан, избранными в представительные органы.
Вторым признаком является отношение людей к власти. Для тоталитарного сознания характерно слияние с властью. Для авторитарного – отчуждение от власти. Для преддемократического – влияние на нее. Для демократического – выбор конкретных носителей власти.
Третьим признаком является наличие горизонтальных социальных структур и их влияние на деятельность политических интересов. Тоталитарный режим разрушает такие горизонтальные структуры. Авторитарный допускает их в той мере, в какой они носят неполитический характер. Преддемократический разрешает любые организации, кроме тех, которые претендуют на власть. В демократическом строе структура общественных организаций становится одной из основ политической системы.
Четвертым признаком являются отношения того или иного режима к системе разрешений или запретов в обществе. В тоталитарном обществе разрешено то, что допустимо для власти. В авторитарном обществе разрешено то, что не имеет отношения к политике. В преддемократическом разрешено все, кроме смены власти. В демократическом – разрешено все, кроме того, что запрещено законом.
Пятым признаком является характер политических идеалов. В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, от людей – энтузиазм и скромность. В авторитарном – от власти требуется компетентность, от людей профессионализм и послушание. В преддемократическом обществе от власти требуется нравственность, от людей активность и безответственность. В демократическом – от власти и от граждан требуется одно – соблюдение законов. Подробнее о динамике политического сознания студенты могут прочитать в книге Гозмана Л.Я. и Шестопала Е.Б. «Политическая психология». Ростов н/Д, 1996.
Конечно, все эти выделенные признаки являются в известной степени условными и представляют определенную схему, но в то же время позволяют лучше понять хотя бы в первом приближении всю сложность и динамику развития политического сознания на примере политической жизни России.
Сложности же развития политического сознания современного периода объясняются в значительной степени тем, что они возникли намного раньше и не сами по себе, а при определенных негативных условиях. Когда стали проявляться противоречия между интересами, потребностями, ценностными ориентациями и установками людей и реально существующими общественными (экономическими, социальными, политическими, духовными и т.д.) отношениями. Идеи, концепции все больше не могли благотворно влиять на общественные процессы. Общественные науки оказались не в состоянии адекватно проанализировать изменения исторического процесса. В результате произошло то, что и должно произойти. Вместо одних представлений и концепций появились другие.
Не стали реальной силой, а лишь усугубили противоречия в общественном сознании теоретические поиски идеологов нового преобразования России (2, с.7).
Трагизм политической, социальной и духовной жизни современной России состоит, прежде всего, в том, что на словах много говорилось о крахе коммунизма, прежней политической системы, в то же время российское общество в своей массе пока не способно избавиться от своих прежних традиций и стереотипов и создать новые, которые могли бы объединить, если не всё, то хотя бы большинство общества.
Эта проблема является весьма актуальной, поэтому в последнее время в политологической и социологической литературе пытаются дать прогноз относительно дальнейшего развития общественно-политического сознания и идеологии. В том числе и в плане возможности творческого синтеза либерализма и социализма «в его социал-демократическом варианте на базе обновленной «русской идеи», внутри которой лозунг восстановления российской государственности и правового строя объединится с ценностями православия, соборности или земства» (5, с.82).
Резюмируем наиболее важные положения данной темы. Таким образом, изучив данный материал, студенты могут получить определенное представление об общественно-политической жизни общества, ее сложности для восприятия и понимания субъектами политического процесса, а также узнать о месте и роли политического сознания в политике. Они могут сделать для себя вывод о взаимозависимости политического режима и политического сознания.
1. Политология: Альбом схем. Сост.: Е.В. Макаренков, В.И. Сушков, М., Юристъ. 1998.
2. Тощенко Ж.Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социол. исследов. 2001. № 6.
3. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.
4. Общая и прикладная политология. Учебное пособие/ Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., МГСУ: Изд-во «Союз», 1997.
5. Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. Методологические аспекты// Полис. 2001. № 3.
6. Политология. Юнита 3. Политический процесс и мировая политика. Разраб. Е.Ю. Матвеевой. М., 1999.