Раздел 3. Советское государство: сущность социально-экономического и политического развития. Россия в кон. XX - нач. XXI вв
ТЕМА VII. ФОРМИРОВАНИЕ И СУЩНОСТЬ
ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА
В СССР. 1921 – 1953 гг.
Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное Основные этапы формирования тоталитарного режима в СССР.
Предпосылки переход к новой экономической политике. Противоречия и кризисы НЭПа. Социально-экономические итоги новой экономической политики, причины ее свертывания. Образование СССР. Культурная жизнь страны я 20-е годы.
Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 20-х гг. и альтернативы его преодоления. Борьба в руководстве РКП (б) – ВКП (б) по вопросам послевоенного развития страны. Возвышение И.В.Сталина. Усиление режима его личной власти. Сокращение партийных и государственных структур. Роль и место Совета, профсоюзов, судебных органов и прокуратуры в политической системе диктатуры пролетариата. Карательные органы. Массовые репрессии.
Экономические основы тоталитарного режима в СССР. Сопротивление сталинизму. Курс на строительство социализма в одной стране. Форсированная индустриализация и «сплошная» коллективизация. Результаты и социальные последствия форсированного строительства социализма в конце 20-х годов.
Внешняя политика СССР в 20-е годы. Изменения в международной обстановке в конце 20-х – 30-х годов. Международный политический кризис конца 30-х годов. Внешнеполитический курс СССР в 30-е годы. Изменения в советской доктрине накануне второй мировой войны.
Проблема периодизации второй мировой войны в отечественной историографии. Дискуссии о причинах и характере военной активности СССР и
Германии в апреле – июне 1941 года.
СССР в годы Великой Отечественной войны. Начало германской агрессии и причины неудач Красной Армии в начальный период войны. «Московский поворот» и крах германской стратегии «молниеносной войны».
Военные неудачи СССР весной – летом 1942 г. причины и последствия. Коренной перелом в ходе войны.
Советский тыл в годы войны. Проблема массового героизма на войне в отечественной и зарубежной литературе.
Формирование антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе. Решения Тегеранской и Ялтинской конференций. Разгром фашисткой Германии и Японии. Проблема послевоенного устройства мира в планах лидеров СССР, США и Англии.
Итоги и последствия Великой Отечественной войны и второй мировой войны. Потери СССР во второй мировой войне. Состояние советской экономики. Победа сталинского варианта развития экономической системы: причины и последствия.
Борьба демократической и тоталитарной тенденций в обществе в послевоенный период. Победа тоталитарной линии: причины, проявления, последствия. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Новый виток массовых репрессий в конце 40-х начале 50-х гг. Национальная политика в 1945 – 1953 гг. Усиление идеологической изоляции СССР после войны. Культура, внешняя политика. «Холодная война».
Итоги и уроки социально-экономического и политического развития СССР в 1953 году.
ТЕМА VIII. СССР В 1953 – 1993 гг.
Внутренняя политика СССР в 1953 – 1964 гг. Власть и общество в «великое десятилетие». XX съезд КПСС: начало критики сталинизма, ее ограниченный характер. Реформаторские поиски Н.С.Хрущева, курс на «развернутое строительство коммунизма». «Оттепель» в духовной жизни. Причины «октябрьского перелома» 1964 г.
Смена власти и политического курса в 1964 г. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Национальная политика СССР 1977 г. Кризис господствующей идеологии. Диссидентское движение.
Политическое развитие СССР в 1983 – 1984 гг. Состояние Советской экономики в начале 80-х гг. Изменения в общественном сознании.
НТР и ее влияние на ход общественного развития.
Новые тенденции в международных отношениях середины 60-х гг. Ситуация в мировой системе социализма во второй половине 60-х гг. и «доктрина Брежнева». Военно-политическое противостояние СССР и США.
Афганская война и крах политики «разрядки».
Причины и первые попытки всестороннего реформирования Системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Беловежские соглашения. Образование СНГ. Кризис и распад КПСС и однопартийной системы. Октябрьские события 1993 г.
ТЕМА IX. РОССИЯ В 1993 – НАЧАЛЕ XXI в.
Тенденции социально-экономического и политического развития страны на современном этапе. Становление новой российской государственности. Глобальные мировые процессы современности и место России в них. Конституция 1993 г. Внешняя политика Российской Федерации в 1993 – XXI в условиях новой геополитической ситуации.
Россия и страны СНГ: проблема взаимоотношений.
Россия и Запад: характер взаимоотношений.
Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Федеральные национальные программы.
Культура в современной России.
Планы семинарских занятий по курсу «История России»
Важной формой самостоятельной работы студентов по «Истории Росии» является подготовка к семинарским занятиям. Планы семинарских занятий соответствуют требованиям ФГОС третьего поколения и учебной программе по дисциплине «История России».
Каждый тематический раздел содержит вопросы по социально-экономической, политической истории и внешней политике России с древнейших времен по настоящее время. Они ориентируют студентов на анализ дискуссионных проблем в исторической науке, выявление различных точек зрения по ним.
Подготовка к семинарским занятиям нацеливает студентов на более качественное усвоение курса отечественной истории. Она предполагает изучение и тезисное конспектирование основной и дополнительной учебной литературы, монографий, сборников статей, материалов научных журналов, Интернет.
Темы семинарских занятий
В раздел включены проблемы, которые не рассматриваются в процессе аудиторной работы (лекции, семинарские занятия), но отражаются в экзаменационных вопросах и тестах.
Введение
1. Предмет Отечественной истории, основные научные категории, исторические источники.
2. Методология исторической науки: основные научные принципы, методы исследования.
3. Формационный и цивилизационный подходы к объяснению сущности и особенностей исторического процесса.
4. Проблема периодизации отечественной истории.
Раздел 1. Русское государство в IX-XVIII в.
Тема 1. Древняя Русь: проблемы социально-экономического и политического развития. V – ХIII вв.
Семинар №1
1. Проблема этногенеза восточных славян: теории происхождения и расселения.
2. Образование государства у восточных славян. Роль норманнского влияния на развитие Древнерусского государства.
3. Принятие Русью христианства и его историческое значение.
4. Причины и последствия распада Киевской Руси
5. Сравнительная характеристика Владимиро-Суздальской, Новгородской и Галицко-Волынской земель: особенности социально-экономического и политического развития.
Семинар №2.
1. Положение русских княжеств под властью Орды: проблема взаимодействия и взаимовлияния
2. Борьба русского народа с западной агрессией. Александр Невский – полководец и дипломат
3. Древняя Русь в контексте международных отношений: отношения Руси с Восточной Европой. Литовское государство и Русь
4. Культура Древней Руси
Задания к семинару
1. Дайте определение понятиям:баскак, батыев погром, боярин, варяги, великий князь, вервь, вече, волость, вотчина, глаголица, дружина, иго, кириллица, ключник, корм и кормление, летопись, междоусобица, меченосцы, митрополит, монархия, мытарь, наместник, нойон, окольничий, погост, полюдье, посад, путь «из варяг в греки», «Русская Правда», струг, темник, тиун, удельная Русь, улус, число, ярлык.
2. Подготовьте сообщение по темам:
ü Норманнский вопрос в истории Древней Руси.
ü Крещение Древней Руси.
ü Ярослав Мудрый и его политика.
ü Памятники культуры Древней Руси.
3. Работа с первоисточниками.
Повесть временных лет (отрывок).
“ Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли они за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля... Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик...! (Повести Древней Руси, М., 1983, - С.131-132).
Вопросы к тексту.
1. Что в тексте сказано про варягов, кто они такие, чем занимались?
2. Почему славяне решили пригласить к себе варягов?
3. Какие варяжские князья пришли на Русь, где стали править?
4. Подготовьте презентацию или творческий проект по теме:
ü Основные факторы российского исторического процесса в оценке крупнейших отечественных исследователей.
ü Проблема происхождения древнерусского государства в источниках и историографии.
ü Развитие системы налогообложения от Древней Руси к России (IX - конец XVII вв.).
ü «Повесть временных лет» как источник по древнейшей истории России.
ü Княжеские междоусобицы X – XII вв. как исторический феномен.
ü Проблема общественного строя Киевской Руси в трудах отечественных историков.
ü Власть и общество в Киевской Руси.
ü «Русская правда» как исторический источник. Структура и основные этапы развития.
ü Княжеская власть и основные категории населения Руси по нормам «Русской правды».
ü Жизнь и деятельность князя Ярослава Владимировича Мудрого - историческая реальность и оценка историков.
ü Основные этапы жизни и деятельности князя Владимира Всеволодовича Мономаха.
ü Родина российского самодержавия. Северо-Восточная Русь в XII – первой трети XIII вв.
ü Самый европейский из русских городов. Основные черты экономического, социального и политического развития Новгорода Великого.
ü Иконопись как специфический вид живописи. Основные эстетические и религиозные аспекты иконописи.
ü Христианский храм как способ организации пространства. Семантика православного храма.
ü Проблема монгольского владычества на Руси. Историческая реальность и мнения историков.
Вопросы для самоконтроля
1. Какую роль в образовании древнерусского государства сыграли варяги?
2. Что Вы знаете о первых русских князьях?
3. Перечислите причины принятия христианства на Руси? Как повлияло крещение Руси на ее историю?
4. Расскажите о социальной структуре Киевской Руси; как развивался аппарат государственного управления на Руси?
5. Выделите этапы распада Киевской Руси, с именами каких князей они связаны?
6. Становление древнерусской духовной культуры отличалось значительным своеобразием, в чем состояло это своеобразие?
7.Каковы причины феодальной раздробленности на Руси?
8.Как развивались русские земли до нашествия монголо-татар?
9.Какие точки зрения существуют по вопросу монголо-татарского нашест-
вия на Русь?
Основная литература:
1. История России. Курс лекций в таблицах и схемах./ Под ред. Калинова В.В. М.: ФГУП «Изд-во нефть и газ» РУ нефти и газа им. И.М Губкина, 2007.
2. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. 4-е изд. испр. М.: Высш. шк., 2007; 5-е изд. - М.: Высшая шк., 2009, М.: Юрайт, 2009, 2011.
Дополнительная литература:
1. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. Издание второе, дополненное. - М.: Наука, 1986.
2. Диакон Лев. История. -М.: Наука, 1988.
3. Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века. Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. М., 2009.
4. Ионов И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: Проблемы взаимодействия. М.: Изд-во «Наука», 2007.
5. История России с древнейших времен до конца XVII века : учеб. пособие для вузов / Л. В. Милов [и др.] ; под ред. Л.В. Милова. - М. : Эксмо, 2006.
6. Красняк О.А. Всемирная история. Единое представление о закономерностях исторического развития стран Запада и Востока с древнейших времен до наших дней. 2-е изд. М.: Книжный дом «Либроком», 2009.
7. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: РОССПЭН, 2001
8. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: Учеб.пособие. М.: Изд-во «Академия», 2010.
Тема 2. Формирование Российского национального государства (конец ХIII – первая половина ХVII вв.)
Семинар №1
1. Предпосылки становления единого национального государства.
2. Возвышение Москвы и деятельность первых московских князей (конец XIII- конец XIV вв.)
3. Централизация власти и управления на рубеже XV-XVI вв. Эпоха Ивана III.
4. Государственное устройство России в конце XV - первой половине XVI вв.
Семинар №2
1. Реформы Ивана IV Грозного.
2. Опричнина: цели, методы и последствия.
3. Внешняя политика Российского государства во второй половине XVI в
4. Династический кризис конца XVI в.
5. Борис Годунов и его политика.
6. Основные этапы Смуты и её воздействие на социально-экономическое и политическое развитие России в начале XVII вв.
Задания к семинару
1. Дайте определение понятиям:барщина, боярская дума, венчание на царство, вера латинская, волостель, губа, губная изба, губной староста, дворянство, дети боярские, «Домострой», думные дворяне, думные дьяки, духовенство черное, ересь, жидовствующие, Земский Собор, земщина, заповедные лета, издолье, Избранная Рада, иосифляне, казак, колонизация, кравчий, крепостное право, крестоцеловальная грамота, местничество, концепция «Москва – третий Рим», нестяжатели, опричнина, пожилое, поместье, приказы, родословные книги, самодержавие, секуляризация, семибоярщина, Смута, Совет всея земли, сословие, сословно-представительная монархия, стольник, стрельцы судебник, «тушинский вор», урочные лета, царь, целовальник, централизованное государство, черносошные крестьяне, Юрьев день.
2. Исправьте ошибку:
1) Установление крепостного права - Судебник 1550 г.
2) Переяславская Рада - 1649 г.
3) Венчание Ивана IV на царство - 1551 г.
4) 1380 г. - противостояние русских и монголо-татарских войск на реке Угре
5) 1497 г. - Судебник Ивана IV
6) 1613 г. - создание II Ополчения под руководством Минина и Пожарского
7) Воцарение Романовых - 1633 г.
3. Работа с первоисточником:
Задание: Прочитайте приводимый ниже отрывок из послания Ивана Грозного князю Андрею Курбскому и охарактеризуйте политические взгляды царя (Текст приводится по изданию: ”Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года” - М.;1987г.)
“... Писание твое (Андрея Курбского) принято и прочитано внимательно. Змеиный яд у тебя под языком, и поэтому хотя письмо твое и наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни... В слепоте твоей злобы ты не способен видеть истину... Вы ведь еще с юности, подобно бесам, поколебали мое благочестие и державу, полученную мной от Бога и от моих прародителей, взяли под свою власть. А это ли совесть прокаженная - держать свое царство в руке и не давать господствовать своим рабам? Это ли противно разуму - не хотеть быть под властью своих рабов?..
Так обстоит дело с мирскими делами; и в духовных же и церковных делах, если я и совершил небольшой грех, то только из-за вашего же соблазна и измены; кроме того, и я - человек; нет ведь человека без греха, один Бог безгрешен; это ты только считаешь себя человеком, равным ангелу. А о безбожных народах что и говорить! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. А русские самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи. А ты этого в своей злобе не смог понять,, считая благочестием, когда самодержавие находится под властью известного попа[1] и под вашим злодейским повелением. ....Как же ты не смог понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться?.. Неужели же ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен де лать правитель, как не разбирать споры своих подданных? Как же тебе не стыдно именовать мучениками злодеев, не разбирая, за что они пострадали?..
....Разве же это противно разуму - сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей, Константина[2]: как он, ради царства, убил собственного сына! А князь Федор Ростиславович[3], как он, ваш предок, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым.
....И всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым являть милосердие и кротость, злым - жестокость и расправы. Если же этого нет, то он - не царь, ибо царь заставляет трепетать не добро творящих, а зло. Хочешь не бояться власти? Делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных...”
4. Подготовьте презентацию или творческий макет по теме:
ü Борьба Москвы и Твери в XIV веке за право возглавить процесс централизации русских земель.
ü Великое княжество Литовское как потенциальный центр объединения Руси.
ü Русская православная церковь и процесс создания единого централизованного государства в XIV – XV вв.
ü Ереси и еретики в Русской православной церкви XIV – начала XVI вв.
ü Причины и основные этапы закрепощения населения Московской Руси.
ü «Вотчина» и «поместье» в русской истории. Диалектика противостояния и динамика развития.
ü Придворный этикет и церемониал в Московском государстве конца XV – конца XVII вв.
ü Воспитание и основные этапы развития личности Ивана Грозного в оценках источников и исследователей.
ü Трагедия Новгорода Великого в 1570г. Истоки, масштабы, уроки.
ü Жизнь как грандиозный трагифарс. Личность и судьба Ивана IV Грозного.
ü Книга «Домострой» как «энциклопедия русской жизни» XVI – XVII вв.
ü «Тяжела ты шапка Мономаха!». Психологические портреты и политические биографии русских государей периода Смуты.
ü «В одном шаге от счастья» - жизнь и судьба Марины Мнишек.
ü «Премудрая двоица» - государь Михаил Федорович и патриарх Филарет.
Вопросы для самоконтроля
1. Объясните, почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования российского государства?
2. Почему Москва возглавила процесс объединения русских земель?
3. Перечислите факторы, которые способствовали созданию единого российского государства.
4. Назовите причины перехода от политики реформ конца 40-х - 50-х гг.
XVI в. к опричному террору.
5. В чем состояли последствия опричнины Ивана Грозного? Дискуссии о социальной сущности опричнины.
6. Назовите причины начала «Смуты» на Руси.
7. Почему ХVII век в истории России называют веком «бунташным»?
8. Как шло политическое развитие России после Смуты?
9. Охарактеризуйте политику первых Романовых.
10. Почему церковная реформа Никона привела к расколу?
11. Какое значение имело присоединение Украины к России?
Основная литература:
1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков ; под ред. А.Н. Сахарова. - М. : Проспект, 2008.
2. История России. С древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сахарова. - М. : АСТ ; : Астрель ; : Хранитель, 2008.
3. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. 4-е изд. испр. М.: Высш. шк., 2007; 5-е изд. - М.: Высшая шк.;: Юрайт, 2009, 2011.
4. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник для вузов. М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2007-2011.
Дополнительная литература:
1. Горский А.А. Александр Невский.//Родина, 1993. - №11. С.26-31.
2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Изд-во «Айрис-пресс», 2011.
3. Гумилёв Л. История Евразии. М., 2009.
4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 1992.
5. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Курс лекций. - М., 2001.
6. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Проспект (ТК Велби), 2009.
7. Дьяконов И.М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. 3-е изд. М.: Изд-во USRR, 2010.
8. Алексеев Ю.Г. Государь Всея Руси. - Новосибирск, 1991.
9. Григорьев А.Д. Место и роль русской православной церкви в процессе образования единого русского государства. Материалы к лекции. - М., 1999.
10. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Проспект (ТК Велби), 2009.
11. Дьяконов И.М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. 3-е изд. М.: Изд-во USRR, 2010.
12. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк. - М., 1992. С. 292-294, 295-301, 301-318.
Тема 3. Россия в период Нового времени. Становление Российской империи (вторая половина ХVII – ХVIII вв.)
Семинар №1
1. Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в XVII в. Государство и церковь.
2. Объективные причины преобразований в России начала XVIII в.
3. Экономическая реформы Петра I.
4. Становление армии и флота, совершенствование налоговой системы и государственного аппарата, оформлении бюрократии.
5. Сословная политика Петра I. Политика по отношению к церкви, ликвидация патриаршества.
6. Внешняя политика Петра. Создание Российской Империи.
7. Преобразования в области культуры и их последствия.
Семинар №2
1. Эпоха дворцовых переворотов в XVIII в.: борьба за власть после смерти Петра I.
2. Социально-экономическое развитие Российской империи в 20-50-е гг. XVIII в.
3. Россия и европейские державы после смерти Петра I: основные направления внешней политики в 20-50-е гг. XVIII в.
4. Преобразования госаппарата. Законодательные акты о дворянах и крестьянах послепетровского периода.
5. Промышленное развитие России во второй половине XVIII в.
6. Национальная политика Екатерины II. Преобразования в области культуры.
7. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.
Задания к семинару
1. Дайте определение понятиям:абсолютизм, академия славяно-греко-латинская, бироновщина, бюрократия, Великое посольство, Верховный Тайный Совет, всероссийский рынок, генерал-прокурор, гетман, гвардия дворянская, «дело Волынского», деревня Потемкинская, деспотизм, дворянство личное и потомственное, душа ревизская, «Жалованная грамота дворянству», империя, император, империал, канцелярия, кодификация, коллегии, колонизация, кондиции, лобное место, магистрат, мануфактура, местничество, «Наказ депутатам Уложенной комиссии», недоросль, новик, обер-прокурор, подать подушная, подворное обложение, посессионные крестьяне, приписные крестьяне, пошлина, протекционизм, разделы Речи Посполитой, раскол церковный, рекрут, Сенат, Синод святейший, Соборное Уложение, старообрядцы, Табель о рангах, тамга тягло, фискал..
2. Исправьте ошибку
а) Русская армия выиграла сражение под Нарвой в 1700 г.
б) Полтавская битва произошла в 1720 г.
в) Северная война продолжалась 30 лет
г) Административная реформа была проведена в 1713 г.
д) В ходе реформы государственного аппарата вместо приказов были созданы министерства.
е) Петр I скончался в 1729 г.
ж) Наследником Петра I после его смерти стал его сын Алексей.
3. Работа с первоисточниками.
Задачи: Прочитайте и проанализируйте приводимые ниже отрывки из указов Петра I и охарактеризуйте его взгляды на некоторые государственные проблемы.
Приказ Петра I перед Полтавской битвой. 27 июня 1709 г.
Ведало бы российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отгородитися России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняго уже фортуны определения от оных же ожидает. Ниже бы (нисколько не) их смущала слава неприятеля, яко непобедимаго, которую должну быти неоднократно сами ж они показывали уже. Едино бы сие имеем в оной акции пред очима, что сам бог и правда воюет с нами, о чем уже во многих военных действиях засвидетельствовал им помощию своею в бранех господь, на того единого смотрели бы. А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние.
Указ Петра I Сенату. 2 марта 1711 г.
Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицеприятный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения; тож и ябедникам последует. 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артериею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать... 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщицта прибыли у оной. 8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать. 9. Персидский торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для болшева их приезду...
Указ о сыске беглых крестьян. 16 февраля 1707 г.
Прошлого 1706 года, где на юге Москвы и в городах на посадах и в дворцовых волостях и патриарших и архиереских и церковных и всяких чинов людей, в поместиях и в вотчинах явятся беглые люди и крестьяне: и тех беглых людей и крестьян с женами и с детьми и с их животы отвозить к прежним помещикам и вотчиникам, откуда кто бежал, с вышеписанного указа в полгода (т.е. указа о сыске беглых крестьян от 16 февраля 1706 г.). А буде кто тех беглых людей и крестьян с того числа в полгода, в те места не отвезут, и у тех людей половина поместий и вотчин взято будет на него, великого государя, а другая будет отдана тем, чьи беглые люди и крестьяне явятся... А сего 1707 года ведомо ему великому государю учинилось, что многие помещики и вотчиники, забыв страх божий, тот его великого государя указ презрили (не выполнили), беглых людей и крестьян держат за собою... И великий государь... Петр Алексеевич... указал по прежнему своему указу: буде которые помещики вотчиники и приказчики и старосты, беглых людей и крестьян держат за собою, а ныне и вновь принимают, а в прежние места не отвозят, и тем... учинити будет по его великого государя указу февраля 16 числа 1706 года неотложно. Для того сыска в уезде воеводам ездить самим...
Указ о единонаследии. 23 марта 1714 г.
...Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям подение... За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:
1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий , а также и дворцов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться в род таким образом:
2. Кто имеет сыновей и ему же аще хощет, единому из них оных дать недвижимость чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им, при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен определити таким же образом. А буде при себе не определит, тогда определится указом недвижимое по первенству большому сыну в наследие, а движимое другим равною частью разделено будет, то ж разумеет и о дочерях...
Табель о рангах, 24 января 1722 г.
Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.
1. Принцы, которые от нашей крови происходят, и те, которые с нашими принцессами сочетаны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служителями Российского государства.
4. ... Не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащего патента показать не имеет.
5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение, мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.
6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.
8. Сыновьям российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем для знатной породы их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободный доступ пред другими нижнягу чину, и охотно желаем видеть, чтоб от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никакого рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат.
11. Все служители российские или чужеземные, которые осми первых рангов находятся, или действительно были, имеют оных законные дети и потомки и вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.
14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу... Которые обучатца .... наукам, тех их колеги посылать в чужие края по несколку, для практики той науки.
А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производится рангом выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим.
15. Воинским чинам, которые дослужатца до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанный чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обер офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сына, о котором отец просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в ранге не из дворян, оных дети не суть дворяне.
16. ...Беду же кто будет просить за явные службы о наддании, то о службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженные, и о том доносить Сенату ж, а Сенату предоставлять нам же. А которые дослужились до обер офицерства, русской или иноземец, как из дворянства, тем давать гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же.
4.Подготовьте презентацию или творческий макет по теме:
ü Анатомия русского бунта. Сравнительный анализ народных движений XVII – XVIII вв.
ü Истоки, сущность и значение раскола Русской православной церкви.
ü Патриарх Никон и государь Алексей Михайлович. От «собинной» дружбы до лютой вражды.
ü Выдающиеся расколоучители XVII в. и их борьба с официальной церковью.
ü Основные направления и течения в русском старообрядчестве XVII – XIX вв.
ü «Хованщина». Ее истоки, смысл и значение в русской истории и культуре.
ü Личность и дела Петра Великого в оценках современников и исследователей.
ü Основные направления социально-экономической политики Петра Великого и проблема российского капитализма.
ü Петр Великий и Русская православная церковь.
ü Традиции и заимствования в русской культуре XVII – XVIII вв.
ü «Полудержавный властелин». Жизнь и судьба А.Д. Меншикова.
ü «Персона партикулярная». Государственная деятельность Ф.Ю. Ромодановского.
ü «Око государево». Прокурорский надзор в России XVIII в.
ü Дело царевича Алексея Петровича. Истоки, факты, легенды, исторический смысл и значение.
ü «Россия без Петра». Основные черты социально-экономического и социально-политического развития в эпоху дворцовых переворотов.
ü Фаворитизм и фавориты в русской истории XVIII века.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте характеристику российского абсолютизма.
2. Перечислите основные направления внешней политики России в XVIII
веке (основные войны, которая вела страна).
3. В чем сущность Петровских реформ, каковы их результаты? Назовите
основные точки зрения в ходе дискуссий о личности Петра и его ре-
формах.
4. Назовите имена правителей Российского государства в период «двор-
цовых переворотов».
5. Какова была внутренняя и внешняя политика Екатерины II?
6. Что нового появилось в русской культуре в XVIII веке?
Основная литература
1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков ; под ред. А.Н. Сахарова. - М. : Проспект, 2008.
2. История России. С древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сахарова. - М. : АСТ ; : Астрель ; : Хранитель, 2008.
3. История России. Курс лекций в таблицах и схемах./ Под ред. Калинова В.В. М.: ФГУП «Изд-во нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М Губкина, 2007.
4. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. 4-е изд. испр. М.: Высш. шк., 2007; 5-е изд. - М.: Высшая шк.;: Юрайт, 2009, 2011.
5. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник для вузов. М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2007-2011.
Дополнительная литература:
1. Богословский М.М. Петр Великий: Материалы для биографии: в 6 т. - Т.1: Детство. Юность. Азовские походы. 30 мая 1672 – 9 марта 1697.- М.: Наука, 2005.
2. Брикнер А.Г. История Екатерины Второй. - М.: АСТ, Астрель, 2005.
3. Покровский Н.Н. Российская власть и общество XVII-XVIII вв. - Новосибирск: Наука, 2005.
4. Петрухинцев Н.Н. Дворцовые интриги 1730-х гг. и «дело» А.П. Волынского// Вопросы истории. – 2006.- № 4. – С.30-45.
5. Мыльников А.С., Доннерт Э. Екатерина II Великая (1729-1796), императрица России //Вопросы истории. - 2000. - № 3.
6. Волкова И.В., Курухин И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII-XX вв. //Вопросы истории. - 1995. - №№ 5-6.
7. Анисимов Е.В. Анна Ивановна //Вопросы истории. - 1993. - № 4. - С. 19-33.
8. Наумов В.П. Елизавета Петровна //Вопросы истории. - 1993. - № 5. - С. 51-70.
9. Водарский Я.Е. Петр I. //Вопросы истории. - 1993. - № 6. - С. 59- 77.