Глава xiii. девиация и социальный контроль
Понятие девиации в социологии
Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение.Слово «девиация» дословно переводится с позднелатинского «deviation» как отклонение. В социологию это понятие пришло сравнительно недавно и используется для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального. Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы.
Преступники из молодежной среды, отшельники, гении, художники-новаторы, знаменитые спортсмены, убийцы - все это девианты. Девиация грозит нарушению стабильности общества.
В отечественной социологии термин «девиация» употребляется в двух значениях. В широком смысле подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм (незначительные проступки, проявление героизма, самопожертвования, преступление).В узком смысле- незначительные проступки, которые не подпадают под статью уголовного или даже административного кодексов. Для более серьезных форм нарушения применяется термин делинквентность.
Социологи предлагают следующую классификацию социальных отклонений.
Индивидуальные и групповые отклонения. Индивидуальные отклонения от норм в пределах одной субкультуры - индивидуальный девиант (мальчик из стабильной семьи, отвергает принятые в его среде нормы и становится делинквентом). Подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах – это групповое отклонение.
Первичное и вторичное отклонения. Эта концепция разработана Э. Ламертом. Под первичным отклонением подразумевается незначительное отклонение в поведении человека (маленькие шалости). Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
Культурно одобряемые и осуждаемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. Люди, попадающие под определение гения, героя, лидера - это одобряемые отклонения. В первобытное время каннибализм, кровосмешение считалось нормальными явлениями. В современном обществе - девиантным, криминальным поведением.
В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиации можно разделить на одобряемые и осуждаемые отклонения. Так, к категории лиц, проявляющих максимально осуждаемое поведение можно отнести террористов, предателей, преступников, бродяг.А ккатегории лиц с одобряемыми отклонениями - артистов, спортсменов, писателей, художников.
Девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно.
Социальные теории девиации
Социологи пытаются установить социальные факторы возникновения девиации. Исследования доказывают, что отклонение от нормы не является свойством, внутренне присущим человеческому поведению, оно обусловлено социальными факторами. Рассмотрим наиболее распространенные социологические подходы к проблеме девиации.
Теория аномии Э. Дюркгейма.
Аномия– это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов. Состояние аномии возникает тогда, когда «старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы, нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными ориентирами в поведении.
В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.
Американский социолог Р. Мертон разработал аномическую теорию девиации. За основу типологии поведения людей Мертон берет отношение личности к социально одобряемым целям и институциональным средствам их достижения. Согласно Мертону, разрыв между теми и другими и порождает состояние аномии, ведущее к девиации.
Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легально) он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом. Таким образом, отклонения во многом завися от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.
Р.Мертоном была разработана типология поведения личностей в соответствии с целями и средствами. Согласно этой типологии отношение к
целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:
1) конформистпринимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
2) новаторпытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
3) ритуалистпринимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им отвергаются (бюрократ, ориентированный на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность);
4) изолированный типотходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (алкоголиков, наркоманов);
5) мятежникпребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.
В конце XIX века Габриэль Тард (1843-1904гг.) сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, также как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали. Отсюда следует, что причиной правонарушений у подростков может стать то, что они общаются с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.
Эдвин Г. Сазерленд разработал теорию дифференциальной ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения. В связи с этим тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям.
Теория конфликта (была подробно изложена в предыдущей главе). Согласно ей, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом избегает возмездия за свои преступления. Трудящиеся в своей борьбе за выживание вынуждены совершать проступки. Такие типы девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания, проституция и насилие в семье являются продуктами моральной деградации, основанной на погоне за наживой.
Ни одна из перечисленных теорий объяснения причин девиантного поведения не является абсолютной. Каждая высвечивает какой-то один важный источник отклонения поведения от нормы, а девиантное поведение может принимать множество форм.