Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук
Различный характер правонарушений, которые призвана учитывать правовая статистика, а также специфические особенности деятельности учреждений, которые осуществляют практичес-
____§ 2. Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе, юридических наук 91
кие меры контроля за ними, обусловливают выделение трех самостоятельных отраслей (разделов) правовой статистики, составляющих ее систему:
1) уголовно-правовой, имеющей своим объектом количественную сторону преступности и мер государственного социального контроля над ней (наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений);
2) гражданско-правовой, непосредственный объект которой — количественная сторона гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом, и вынесенных ими решений;
3) административно-правовой, объектом которой является количественная сторона административных правонарушений и государственных мер социального контроля над ними (мер административного воздействия).
Практически правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного, гражданского и административного процессов, причем все они характеризуют, с одной стороны, статистику принимаемых правоохранительными органами решений (объем проделанной работы соответствующими органами, например, дознания, прокуратурой, судами и т.д.) и результатов их исполнения, с другой — объективную действительность — социальные явления (процессы и события — абсолютные и относительные размеры тех или иных правонарушений), по поводу которых принимаются эти решения и оцениваются результаты действий.
Самостоятельным подвидом правовой статистики является статистика прокурорского надзора за соблюдением режима законности, количественно отражающей многогранную деятельность прокуратуры как в центре, так и на местах. В первую очередь это надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за соблюдением прав человека органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, за соблюдением законности в местах содержания задержанных, предварительного заключения, уголовно-исполнительных учреждений. Это надзор за правотворческой деятельностью в субъектах Федерации и координация деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов и т.д.
92 Глава II. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности
Объем их работы, как свидетельствует статистика, растет. Так, в 1994 г., например, в органах прокуратуры рассмотрено 1,5 млн обращений граждан, и 183 тыс. из них признаны обоснованными, нарушенные права граждан восстановлены. Прокуроры выявили и опротестовали за год более 72 тыс. незаконных правовых актов, нарушивших права миллионов людей. В 1996 г. в органы прокуратуры поступило более 1 млн жалоб, 900 тыс. человек побывали на приеме у прокуроров. Более чем в 200 тыс. случаев быди приняты меры к восстановлению нарушенных прав граждан. Кроме того, реабилитировано около 36 тыс. жертв политических репрессий. В процессе прокурорской деятельности выявлено свыше 300 тыс. нарушений законов. За тяжкие преступления дано 427 тыс. санкций на арест, направлено в суд 1 млн 213 тыс. уголовных дел. В защиту граждан предъявлено более 170 тыс. исков в суды обшей юрисдикции. Опротестовано 54 тыс. приговоров, вынесенных с нарушением законов.
Вопреки заверениям авторов концепции судебной реформы, что процессы приватизации, земельной реформы, коммерциализации торговли приведут в стране к росту внутренних естественных стимулов соблюдения законов, прокурорами только в 1994 г. было выявлено свыше 14 тыс. нарушений законов о собственности и приватизации, свидетельствующих об очевидной коррумпированности и чиновничьем беспределе исполнительной власти. А в 1996 г. выявлено около 2 тыс. преступлений, связанных с приватизацией, в суд направлено 880 уголовных дел, в том числе на высокопоставленных чиновников. Это только малая часть той огромной работы по защите прав и законных интересов личности и гражданина, государства, которая делается органами прокуратуры. И это притом, что в органах прокуратуры работают 7090 следователей. А общая штатная численность прокурорско-следственных работников составляет 28 677 человек. Так что можно представить себе нагрузку на каждого сотрудника этих учреждений.
Серьезной проблемой стала задолженность по заработной плате. За 1996 г. прокуратурой было возбуждено около 200 уголовных дел лишь по фактам, где имелись случаи «прокручивания» бюджетных средств либо их нецелевое использование. Много нарушений вскрыто в налоговой сфере, кредитно-финансовых отношениях и т.д.1
1 См.: Российская газета. 1997. 18 февр., 13 марта.
§ 2. Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук 93
Каждая отрасль правовой статистики — уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая подразделяется на несколько разделов в соответствии с основными стадиями уголовного, гражданского и административного процессов.
Известно, что в соответствии с нормами уголовного судопроизводства уголовное дело с момента его возбуждения и разрешения проходит ряд уголовно-процессуальных стадий: 1) возбуждение уголовного дела; 2) предварительное расследование; 3) предание суду; 4) судебное разбирательство; 5) производство в суде первой инстанции; 6) исполнение приговора; 7) производство в порядке судебного надзора; 8) возбуждение дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Перечисленные уголовно-процессуальные стадии в той или иной мере находят отражение в показателях уголовно-правовой статистики. При этом от стадии к стадии происходит процесс «сжатия» объема («эффект воронки») регистрируемых ею показателей (преступлений и лиц, их совершивших), обусловленный как социально-правовой природой преступности, так и процессуальной деятельностью соответствующих органов уголовной юстиции.
По этому признаку уголовно-правовая статистика, отражающая основные этапы деятельности органов уголовной юстиции по отправлению уголовного правосудия, подразделяется на:
а) статистику органов предварительного расследования, которая учитывает деятельность государственных органов, расследующих преступления и устанавливающих виновных в их совершении лиц: это статистика деятельности органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.
Данный раздел включает, во-первых, учет и регистрацию преступлений, уголовных дел, материалов о преступлениях, разрешенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а также лиц, совершивших преступления и потерпевших от преступлений, и, во-вторых, учет мероприятий по расследованию преступлений — сроки расследования, меры пресечения, суммы возмещенного материального ущерба, профилактическую работу и т.д.;
б) статистику уголовного судопроизводства, отражающую работу судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия. В этом разделе производится учет, с одной стороны, количественных показателей (число поступивших в суды уголовных дел, их движение, количество осужденных и оправданных лиц, штат94 Глава II. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности
ную численность и дислокацию судов и т.д.), с другой — качественных показателей (сроки рассмотрения уголовных дел, направление дел на дополнительное расследование, виды и размеры наказания и т.д.);
в) статистику исполнения приговоров, отражающую деятельностьучреждений уголовно-исполнительной системы по реализации назначенного судом уголовного наказания и Иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений (табл. 13).
По оперативным данным на 1 января 1998 г., численность лиц, содержащихся в местах лишения свободы, составила 1 009 763 человека, что на 340 человек меньше на аналогичную дату 1997 г.1
Раздел статистики исполнения приговоров включает лимитную наполняемость и число тюрем, других исполнительных учреждений, учет различных категорий осужденных по широкому кругу социально-демофафических, уголовно-правовых и криминологических признаков, движение контингента осужденных, состояние дисциплины и преступности среди осужденных, а также мероприятия администрации ИТУ по исправлению осужденных и т.д. Здесь также отражается работа судов по условно-досрочному освобождению и замене наказания более мягким.
Показатели уголовно-правовой статистики характеризуют, с одной стороны, деятельность органов предварительного расследования, судов и исполнительно-трудовых учреждений, а с другой стороны, состояние преступности.
В пределах уголовно-правовой статистики находит отражение и статистика прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, и отправлением правосудия по уголовным делам, а также надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Все это, как увидим в дальнейшем, ифает серьезную роль в улучшении работы этих органов, а также в деле изучения и предупреждения преступности.
Можно говорить не только об уголовно-правовой статистике, но и об уголовно-процессуальной статистике, которая учитывает