Разработка норм в сфере прав человека в рамках хельсинского процесса по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ-ОБСЕ)
Хельсинский процесс по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ-ОБСЕ)
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоящая из 56 государств-участников создана в соответствии с главой 8 Устава ООН в качестве главного инструмента для раннего предупреждения и предотвращения кризисных ситуаций, урегулирования существующих конфликтов и постконфликтного восстановления в Европе.
Официальной датой возникновения Организации является 1 августа 1975 г., когда в Хельсинки 33 европейских государства, а также США и Канада на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) одобрили Заключительный акт. Итоги подписанных в нем договоренностей можно сгруппировать в несколько разделов. В международной - закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств. В военно-политической - согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров. В экономической - согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды. В гуманитарной области это согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.
Деятельность государств-участников СБСЕ по проблемам гуманитарного характера получила в его документах официальное название: «Человеческое измерение СБСЕ». В дальнейшем в рамках процесса СБСЕ его участники провели ряд встреч, по результатам которых принимались итоговые документы. По итогам встречи в Вене в 1986 году принято решение о создании специальной структуры для обслуживания вопросов по правам человека – Конференции по человеческому измерению СБСЕ, которая осуществляла работу в форме специальных совещаний. В 1994 году Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничестве в Европе (ОБСЕ).
В рамках СБСЕ и ОБСЕ были приняты важные решения, касающиеся прав человека и развивающие основополагающие идеи прав и свобод. Своеобразие этим решений заключается в том, что они не являются международными договорами в общепризнанном смысле. Их основой являются договоренности, констатирующие определенные стандарты, уровень подхода к решению проблемы прав и основных свобод человека и составляющие единую систему ценностей в сфере человеческих прав. Отказ от этих стандартов наносит ущерб любому государству, поэтому к ним относятся как к международным установлениям.
Специалисты выделяют ряд особенностей, свойственных договоренностям в рамках процесса СБСЕ-ОБСЕ по человеческому измерению:
Во-первых, они увязывают в единое целое вопросы прав и свобод человека с вопросами гуманитарного характера.
Во-вторых, данные договоренности содержат положения о том, что обязательства, которые были приняты в области человеческого измерения, не относятся к числу исключительно внутренних дел государств СБСЕ.
В-третьих, так как договоренности СБСЕ-ОБСЕ содержат многие положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года и пактов о правах человека 1966 года, то целесообразно присоединение к данным пактам тех участников СБСЕ, которые к ним еще не присоединились, что позволило бы более эффективно совершенствовать им свои законы в гуманитарной области, практику внедрения их в жизнь.
В-четвертых, документы СБСЕ-ОБСЕ детализируют положения пактов о правах человека, придают им организационную направленность.
В-пятых, документы СБСЕ-ОБСЕ связывают эффективность прав и свобод человека с установлением принципов справедливости, составляющих основу правового государства.
В-шестых, документы СБСЕ-ОБСЕ выделяют отдельные группы населения, защита прав которых требует повышенного внимания – рабочие мигранты и национальные меньшинства.[22]
Заключительный акт и сам Хельсинкский процесс без преувеличения совершили революцию в международном праве, определив человеческое измерение, права человека и фундаментальные свободы признанными предметами международного диалога и переговоров между Востоком и Западом.
Государства-участники обязались «уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития» десять основополагающих принципов Хельсинки: 1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету. 2. Неприменение силы или угрозы силой. 3. Нерушимость границ. 4. Территориальная целостность государств. 5. Мирное урегулирование споров. 6. Невмешательство во внутренние дела. 7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений. 8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. 9. Сотрудничество между государствами. 10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Заключительный акт закрепил «рабочие области» СБСЕ, охватывающие все сферы межгосударственных отношений. Первоначально они получили название хельсинкских «корзин», а ныне именуются «измерениями». К первой «корзине» — военно-политическому измерению — относятся вопросы политической безопасности и контроля над вооружениями, предупреждение и разрешение конфликтов. Вторая — экономико-экологическое измерение — охватывает проблемы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. К третьей «корзине» — человеческому измерению — относится сотрудничество в гуманитарных и других областях (информация, культура, образование), а также права человека.
Наряду с рассмотренными выше вопросами «право прав» человека включает и другие, такие как право и проблемы гражданства, права человека и режим иностранных граждан, права человека и право убежища, права человека и правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев и другие.
Наиболее важными вехами в деятельности ОБСЕ явились: Саммит СБСЕ в Париже и принятие Хартии новой Европы (1990). Подписание 21 ноября 1990 года в Париже Хартии для новой Европы поставило точку в холодной войне и положило начало превращению СБСЕ из форума для переговоров и диалога в активно функционирующую структуру; Саммит в Хельсинки (1992). Встреча стала определяющей для дальнейшего развития концепции новой архитектуры европейской безопасности. Принятые здесь решения были, в основном, направлены на превращение СБСЕ из представительного форума для дискуссий по проблемам европейской безопасности в мощную организацию с целым рядом оперативных функций. Одним из решений саммита, воплощенных в жизнь и обогативших потенциал СБСЕ, стало создание поста Верховного комиссара по делам национальных меньшинств; Саммит СБСЕ в Будапеште (1994) - обсуждение модели безопасности в ХХ1 веке; Саммит ОБСЕ в Стамбуле (1999), где был подведен итог дискуссии о модели безопасности для Европы XXI века.
* * *
Конституция Российской Федерации, вобравшая в себя опыт развития прав человека в демократических государствах, а также международно-правовые аспекты защиты прав человека Всеобщей декларации прав человека и дополняющих ее пактов и конвенций содержит в себе принципы, представляющие ценностные ориентиры для развития социума:
- права человека принадлежат ему с рождения и в силу этого являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;
- права человека универсальны, основаны на принципе равенства;
они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства;
- права человека – высшая ценность. Их соблюдение, уважение и защита – обязанность государства;
- права человека – средство контроля над властью, ограничитель всевластия государства в вопросах прав и свобод личности;
- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по любому признаку;
- осуществление прав и свобод одного человека не должно нарушать права и свободы других людей;
- основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства;
- в системе прав нет иерархии, они все равноценны;
- коллективные права неотделимы от прав индивида. Они не должны противоречить индивидуальным правам и ограничивать правовой статус личности;
- права человека регулируются Законом;
- права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и основных международно-правовых актах[23].