Глава четвертая 5 страница
Когда в результате победы Наполеона над Австрией в 1809 г. к Франции отошли часть Каринтии, Крайна, Горица, Триест, часть Хорватии и Военной Границы, французские власти, присоединив к ним Далмацию, Истрию, Дубровник, создали Иллирийские провинции с центром в Любляне. Иллирийские провинции имели определенную административную автономию, хотя во главе их и стоял французский генерал-губернатор. Здесь был введен французский гражданский кодекс, устанавливавший равенство перед судом и законом всех граждан, была отменена личная зависимость крестьян от помещиков, объявлена свобода торговли, ликвидированы цехи и т. д., что способствовало ускорению развития капитализма в этих землях. Французская администрация ввела обучение в начальных и средних школах на языке местного населения. Все эти мероприятия привлекли симпатии к французам части передовых людей в Иллирийских провинциях, в том числе некоторых словенских национальных деятелей. С наполеоновской администрацией активно сотрудничал Водник, который проводил в жизнь закон о введении обучения на родном языке, написал несколько словенских учебников. Его отношение к французским властям было достаточно сложно. Он восхвалял их в оде «Иллирия возрожденная». Однако впоследствии он объяснял своему ученику А. Смолника-ру, словенскому утописту, действовавшему в Америке, что роль Наполеона в Иллирии должна была ограничиться уничтожением в ней господства Австрии. Водник надеялся, что потом французы оставят Иллирию, дав ее населению, т. е. словенцам и хорватам, возможность свободного национального развития10. Как можно видеть, русофильские тенденции Водника, затем его интерес к французам преследовали далеко идущие цели, более радикальные, чем у Линхарта и Копитара. Получение национальных прав в рамках Австрийской империи уже не удовлетворяло его, и он тайно мечтал о самостоятельном развитии словенцев.
По-видимому, Водник не был одинок в своих симпатиях и стремлениях. Любопытно в этом отношении свидетельство русского морского офицера В. Б. Броневского, который в 1810 г. вместе с русскими матросами, интернированными в Триесте англичанами, прошел пешком путь от Триеста до Петербурга. С большой симпатией Броневский писал о словенцах, подчеркивая их языковую и этническую близость к русским, и вместе с тем отмечал неуважительное отношение к ним австрийских властей. «Поход армии Суворова в Италию, долговременное наше пребывание в Триесте,— писал Броневский,— познакомил их с русскими. Они с.сего времени как бы пробудились от сна: вера, язык и сходство нравов польстило их народной гордости. Для них теперь нет ничего приятнее, как говорить о России, о нашем государстве, правительстве и о счастии быть русским. Мечтания их простираются гораздо далее, нежели можно было бы ожидать от их ограниченных познаний в политике. Словом сказать, присутствие наше поблизости славянских областей, даже мгновенный переход чрез Карниолию (Край-ну.— Ред.) сделал сильное в них впечатление, и, надобно признаться, что как бы правительство, коему будут подвластны, ни было попечительное они всегда помышлять будут о России с восхищением»11. Таким образом, уже в конце XVIII — начале XIX в. в среде словенских просветителей наметились два направления политической ориентации — австрославистское, подразумевающее автономию словенцев в Австрийской империи, и антиавстрийское (русофильское или франкофильское), имеющее целью выход словенских земель из габсбургской монархии. Обе эти тенденции были еще очень слабо выражены и неопределенны, но вполне ощутимы. После Венского конгресса на месте Иллирийских провинций было создано королевство Иллирия. Во время меттерниховского режима, особенно в первый его период (1815—1830 гг.), никакие оппозиционные политические идеи открыто высказываться не мог- ли. Австрославизм проповедовался Копитаром в форме культурного единения австрийских славян. Под ним Копитар подразумевал создание для славян общего латинского алфавита, открытие славянского университета в Вене, который бы стал центром развития австрославянской культуры. Эта культура, по его мнению, могла бы соперничать с русской во влиянии на балканских славян. ; Копитар считал необходимым для Австрии захватить земли по обоим берегам Дуная вплоть до Черного моря12.
И все же у ряда угнетенных народов Австрийской монархии продолжают разрабатываться программы борьбы за свое освобождение, прежде всего у наций с развитым самосознанием и культурой, таких, как итальянцы, поляки, венгры. Это не могло не оказывать влияния на мировоззрение национальных деятелей народов с более слабо развитым национальным самосознанием.
В 30—.начале 40-х годов у словенцев не было деятелей, которые бы открыто высказывали .политические взгляды. Вместе с тем именно в это время у ряда словенских просветителей появляются идеи, которые помогли им в 1848 г. оформить свою политическую программу. Так, в письмах словенского просветителя Матии Мая-ра к йоэту Станко В'разу от 1842 г. было четко формулировано положение о том, что славяне в Горице, Венецианской Словении, Штирии, Каринтии, Крайне являются одним словенским народом. Свой вывод Маяр подкреплял не только их языковой близостью, но и этнографическими особенностями, схожестью народной одежды, народных танцев 13.
В среде образованных словенцев накануне 1848 г. входит в оборот понятие «Словения», подразумевающее территорию, на которой живет словенский народ. Один из создателей программы «Объединенной Словении» в 1848 г. А. Глобочник впоследствии вспоминал, что он еще в начале 40-х годов обсуждал вопрос об объединении всех словенцев. По его мнению, мысль об этом появилась среди словенцев со времен создания Наполеоном Иллирийских
провинций 14.
Впервые употребил в печати само понятие «Словения» поэт И. Весел-Косеский в оде на приезд в 1844 г. в Любляну австрийского императора Фердинанда 115.
У ряда словенских национальных деятелей нашли отклик идеи иллиризма, получившие широкое распространение в Хорватии. Наиболее последовательным в их восприятии был Станко Враз, который призывал словенцев слиться с хорватами и сербами в один народ, отказавшись от своего языка и приняв штокавское наречие сербскохорватского языка. Он глубоко переживал отсутствие героических традиций у словенцев, о чем писал в 1839 г. Пре-шерну16. Враз считал, что принятие словенцами сербскохорватского языка даст им возможность приобщиться к истории и национальным политическим традициям хорватов и сербов. Взгляды Маяра, тоже горячего иллира, были иными. Он полагал, что у будущего «иллирского» народа общий язык должен быть средним между сербскохорватским и словенским.
Идеи иллиризма развивались в словенских землях до 1848 г. только в культурно-просветительском плане. Словенским иллирам в то время ни в коей мере не было свойственно стремление к освобождению от власти Австрии17. Однако именно идеи иллиризма позднее стали основой политических планов объединения юго-славян.
Накануне революции у некоторых наиболее передовых словенских деятелей появились мысли о необходимости освобождения своей родины. В своем знаменитом стихотворении «Здравица», написанном в 1844 г., словенский поэт Ф. Прешерн выражал пожелание:
Пусть из туч грянут громы
Над головою всех врагов,
Чтобы словенцев дому
Как в старину быть вольным вновь18.
Но эти мысли великого словенского поэта далеко опережали время. Даже в период революции 1848 г. они не были поддержаны словенскими национальными деятелями.
Революция 1848 г. дала новый толчок словенскому национальному движению, способствовала выработке его политической программы Объединенная Словения. Первым изложил ее открыто в печати М. Маяр 29 марта 1848 г. в «Кметийских ин рокоделских новицах» («Крестьянские и ремесленные новости»). Он выдвинул требование введения словенского языка во всех школах и учреждениях; подчеркнув, что в Словении словенцы должны жить по-своему19. 12 апреля в той же газете появилась статья, подписанная М. Семрайцем и А. Глобочииком, в которой выдвигалось требование объединения словенских земель. Оба автора входили в общество «Словения», организованное словенскими студентами и интеллигентами, проживавшими в Вене.
Это общество и сформулировало окончательно программу Объединенной Словении, которая состояла из трех пунктов: во-первых, словенцы Крайны, Штирии, Приморья и Каринтии должны быть объединены в единое королевство Словения, со своим собственным представительным учреждением —дежельным збором (ландтагом); во-вторых, словенский язык в Словении должен иметь те же права, что и немецкий, в немецких землях Австрии, и его следует ввести в школы и государственные учреждения; в-третьих, Словения должна по-прежнему входить в состав Австрийской империи. Последнюю предполагалось переустроить на федеративных началах.
Немного позднее Маяр точнее определил границы Словении, включив в нее Венецианскую Словению и Прекмурье. Впоследствии к программе Объединенной Словении было подключено и требование создания словенского университета. Программа Объединенной Словении была создана либеральными деятелями, но затем к ней примкнули и умеренно консервативные круги во главе с Я. Блейвейсом. Национальные деятели начали сбор подписей под этой программой среди населения. В Штирии еще до начала мая удалось собрать 11 тысяч подписей20.
С первых дней революции словенские национальные деятели всячески подчеркивали необходимость совместных действий словенцев со всеми славянами габсбургской монархии, прежде всего южными. В мае 1848 г. четырнадцать каринтийцев послали приветствие сербской скупщине в Сремских Карловцах, в котором призывали восстановить старый союз * между сербами, хорватами и словенцами, «который бог скрепил между ними силою общей крови и языка»21. В первые месяцы революции в Штирии развернулась широкая кампания -по сбору подписей под петицией, требовавшей соединения словенских земель с хорватскими. Имеются сведения, что 6 июня 1848 г. хорватскому сабору была вручена эта
петиция, подписанная несколькими тысячами человек .
Эти стремления были оформлены в виде политической программы М. Маяром, который изложил ее в статье «Провинции нашей империи», опубликованной в органе словенских либералов «Словения» в декабре 1848 г. В ней Маяр указывал, что Австрийская империя должна объединить пять народов: славян, немцев, венгров, румын, итальянцев. Между ними должны были бы быть установлены границы по этническому принципу. Австрия должна иметь общий парламент и центральное правительство, в ведении которого находились бы сношения с другими государствами, финансы, армия, торговля. Остальные дела решали бы народы в своих автономных собраниях. Все славяне габсбургской монархии должны входить в свою автономную единицу Славию с общим собранием и правительством в Праге, которые должны представлять интересы всех славян перед общеавстрийским правительством. Славия мыслилась как федерация восьми автономных славянских «племен» (словенцы, далмато-хорвато-славонцы, сербы, чехи, морава-не, словаки, поляки, русины), равноправных между собой, имеющих каждое свое собрание, своего губернатора и свое войско во главе с командующим23. Программа Маяра отражала чаяния словенских либералов. Весной 1848 г. она была в известной степени дополнена председателем общества «Словения» в Граце чехом И. Драгони-Кршеновским и каринтийским словенцем А. Эйншпил-лером. Они поставили вопрос о присоединении к Австрии и балканских славян 24. Маяр и другие словенские либералы не сомневались в необходимости сохранения династии Габсбургов- в новом государстве.
Итак, первая политическая программа словенцев поставила самую важную задачу — объединение всех словенских земель в единое политическое целое. В отличие от большинства других политических программ славянских народов Австрии, также являвшихся австрбславистскими и монархическими, программа Объединенной Словении базировалась не на историческом, а на естественном праве. При объединении словенских земель принималась во внимание территория, на которой в то время проживали словенцы. Программа Объединенной Словении не несла на себе отпечатка феодальной традиции и была чисто буржуазной.
В 50-е годы во время баховского абсолютизма, политическая жизнь в словенских землях, как и во всей Австрии, замерла. Для большинства словенских национальных деятелей контрреволюция принесла разочарование. Надежды на то, что Габсбурги расширят политические права славян за их верность монархии, не оправдались. Поэтому взорьг некоторых словенских политиков обратились к России, к другим славянским народам- как к наиболее возможным союзникам в их борьбе за национальные права. В 50-е годы в словенских землях широко распространяются идеи о необходимости создания общеславянского литературного языка. Наиболее горячим их проповедником стал Матия Маяр. Уже в своих «Правилах, как образовывать иллирское наречие и вообще славянский язык», изданных в 1848 г., он предлагал, в духе Я. Коллара, сначала создать четыре литературных славянских языка, из которых уже затем постепенно сделать единый общеславянский25. В первой половине 50-х годов близкими соратниками Маяра стали Д. Трсте-няк, О. Цаф, Р. Разлаг, А. Эйншпиллер, Я. Янежич и -др. Все они действовали в Штирии и Каринтии, где угроза германизации словенцев была особенно сильна. Интерес к общеславянскому языку проявляли и некоторые деятели Крайны: Л. Томан, Л. Светец. Журнал «Словенска бчела» (апрель 1850 — июль 1853 г.) и альманах «Зора» (1852—1853 гг.) всячески пропагандировали сочинения Маяра, некоторые их разделы писались на «общеславянском» языке.
По видимости движение за создание общеславянского языка носило литературный характер. Но Маяр и его соратники имели в виду, несомненно, политические цели. «Мы должны трудиться,— писал Разлаг,— чтобы разные наречия слились в один единственный литературный язык, чтобы нас перестали считать маленькими народами, но увидели бы, что мы, славяне, единый народ, один за всех,, а все за одного»26. Итак, общеславянский язык рассматривался как одно из условий увеличения мощи каждого славянского народа, в том числе и словенского, который перед лицом других, враждебных сил, выступал бы не в одиночку, а как частица великого целого. Это целое мыслилось поборниками создания общеславяйского языгка неопределенно. Некоторые словенцы имели более четкие планы в этом отношении. Так, поэт С. Енко видел спасение словенцев и всего славянства в образовании единого мо-'" гущественного общеславянского государства 27.
В 1859 г. Австрия, пытавшаяся помешать объединению Италии, потерпела поражение в войне против Франции и Пьемонта — Сардинии и потеряла большинство своих итальянских владений. Поражение пошатнуло устои абсолютизма в Австрийской монархии. В октябре 1860 г. и в феврале 1861 г. в ней были введены некоторые конституционные нормы: избираемые населением законода- тельные органы (рейхсрат и провинциальные собрания), определенная свобода слова и собраний.
Октроированная конституция (4 марта 1849 г.) не отменила Иллирского королевства (т. е. Иллирийские провинции Наполеона) как административной области, но практически уже тогда управление велось по старому административному делению (провинциям). Октябрьский диплом 1860 г. законодательно устанавливал провинциальную автономию. Сословия провинции (духовенство, дворяне, горожане и крестьяне) избирали 56 депутатов :в провинциальное собрание. Однако все решения последнего утверждал губернатор провинции ((Ьап(1езЬаир1тапп), назначаемый правительством 28. Эти перемены оживили политическую активность всех народов габсбургской монархии, в том числе и словенцев. Уже 13 марта 1861 г. Маяр выступил со статьей «Наше положение», в которой он вновь поднял вопрос об Объединенной Словении, братском союзе словенцев с хорватами и взаимности их со все^и славянами, особенно австрийскими29. Его поддержали многие словенские политики. Ими была написана петиция А. ШмерлингУ, возглавившему либеральное австрийское правительство в феврале 1861 г. В ней говорилось о необходимости объединения всех словенских земель в единое административное целое30. Однако спустя некоторое время многие словенские национальные деятели отказались от этой программы. Желая приблизить словенскую программу к программам исторического права, которые выдвигали некоторые славянские либералы в габсбургской монархии (чехи> поляки, хорваты), и тем самым поставить ее на якобы законную основу, А. Эйншпиллер предложил план учреждения Внутренней Австрии, административной единицы, существовавшей в 1564—1747 гг* В нее входили Штирия, Каринтия, Крайна31. 25 сентября 1865 г. в Ма-риборе-собрание ведущих словенских политиков приняло программу Внутренней Австрии, которая вошла в историю под именам Ма-риборской.
Однако во Внутренней Австрии словенцы составляли всего 43% населения, поэтому ее создание никак не решало словенский национальный вопрос. Мариборская программа оказалась мертворожденным детищем. Это понимали словенские национальные деятели. Желая усилить словенский элемент в будущей автономной единице, некоторые из них (Маяр, а потом Эйншпиллер) стали пропагандировать идею создания Иллирского королевства. Последнее должно было состоять из Каринтии, Крайны и Южной Штирии. Практически это был вариант Внутренней Австрии, но без Северной Штирии, такой же нежизнеспособный, поскольку немецкое население северной Каринтии не желало находиться в Иллир-ском королевстве.
Когда в 1866 г. после нового поражения Австрии в войне с Пруссией встал вопрос о переустройстве империи, в стране образовались три группировки: централисты (немецкие либералы, представлявшие интересы крупной немецкой буржуазии), дуалисты (часть правящих кругов и венгерское дворянство) и федералис- ты (консервативные немецкие круги). Для большинства славянских буржуазных политиков австрийской монархии наиболее приемлем был федерализм, ибо централизм означал для них национальное подчинение немцам, а дуализм— немцам и венграм. В ходе борьбы за один из трех путей переустройства Австрии национальное движение словенцев значительно радикализировалось! Особенно это относится к 1868—1871 гг., когда недовольство введением дуализма дополнялось у них чувством неуверенности в стабильности Австрийской империи, ожиданием ее распада. В это время словенцами была окончательно оставлена Мариборская программа, и на повестку дня снова стала программа Объединенной Словении.
Наиболее активно защищали программу Объединенной Словении младословенцы, в большинстве придерживавшиеся либеральных взглядов. В 1868 г. они учредили свою газету «Словенски народ», в которой всячески пропагандировали эту идею. Не все младословенцы искренне верили в возможность осуществления программы Объединенной Словении. Так, один из ведущих младосло-венских политиков И. Вошняк впоследствии писал: «Это идеал, к которому мы стремились тогда и стремимся еще и сейчас, ведь человек должен иметь идеал, хотя и знает, что он недостижим»32. По-иному относился к борьбе за объединение словенцев лидер левого крыла младословенцев Ф. Левстик, полагая, что «Объединенная Словения —это первое условие, это сопйШо зте \ш поп (обязательное условие) всего нашего прогресса»33.
Многие консерваторы, особенно в Штирии, тоже являлись сторонниками Объединенной Словении. Среди них выделялся депутат штирийского дежельного збора Михаил Герман. Он составил интерпелляцию от имени словенских депутатов дежельного збора Штирии, которая, по мнению словенского историка В. Мелика, представляла «несомненно, самое решительное и резкое выступление в пользу Объединенной Словении»34.
Не только газеты и выступления депутатов дежельных зборов поднимали вопрос об Объединенной Словении. С августа 1868 г. по 1871 г. в словенских землях состоялось 18 таборов — многолюдных собраний под открытым небом, на которых выступали ораторы с призывом бороться за национальные права, за Объединенную Словению. К таборам затем присоединились и старословенцы, представлявшие консервативное крыло в национальном движении. Таборы в среднем собирали 5—6 тысяч человек, а на самом крупном из них в Вижиарьях присутствовало до 30 тысяч словенцев 35. В результате проведения таборов программа Объединенной Словении широко распространилась в разных слоях словенского общества, стала истинно общенародной программой.
Трудно судить, как представляли себе внутреннее устройство этого политического объединения словенские политики. По-видимому, различно, ибо программу Объединенной Словении поддерживали и наиболее радикальные деятели и консерваторы. Но некоторые брошюры того периода дают возможность понять, какой хотели видеть Объединенную Словению некоторые национальные деятели. В брошюре «Словенцы, чего мы Хотим?» И. Вошняк выдвинул требование введения в словенских землях общинного самоуправления, которое ему представлялось следующим образом: низшим звеном является сосеска, объединяющая деревни одного церковного прихода (фары); затем идет обчина, в которую входит несколько сосеск, 'затем из нескольких обчин создавалась жупа-ния. Всего таких жупаний предполагалось создать три в Южной Штирии и четыре —в Крайне. Основным было среднее звено — обчина. На ее плечи ложилась забота о дорогах, школах, медицинском обслуживании, церковных делах и т. д^ ™ Подобного же типа систему общинного самоуправления предлагал Эйншпиллер в брошюре «Словенский политический катехизис» 37.
Словенские национальные деятели никогда не предполагали, что Словения будет самостоятельным государством. Самый радикальный из национальных деятелей 60-х годов Ф. Левстик, которого Э. Кардель назвал «самой ясной политической головой, высшим достижением словенской демократической мысли того периода»38, прямо писал: «Мы, бедные словенцы, ...никогда не имели на земле своего царства и не будем его иметь»39. Подавляющее большинство словенских политиков, особенно в первой половине 60-х годов, было убеждено, что австрийская монархия является единственным возможным государством, в составе которого может находиться Объединенная Словения. Ф. Левстик еще в 1866 г. писал: «Мы, словенцы, ни в коем случае не требуем отторжения от Австрии и независимости от нее» 40.
На таборах, где главным вопросом был вопрос об Объединенной Словении, словенские политики подчеркивали верность австрийскому императору. Так, на первом таборе в Лютомере (9 августа 1868 г.) Вошняк, призывая к борьбе за объединение словенских земель, подчеркивал: «Мы —верные австрийцы и желаем, чтобы наша империя сохранилась и укрепилась» 4\ Эту же мысль подчеркивал Вошняк и в речи на заседании дежельного збора Штирии осенью того же 1868 г. «Ни одному славянину,—сказал он,—не приходило в голову угрожать отпадением ог Австрии»42.
Австрославизм являлся неотъемлемой частью большинства государственных концепций словенских национальных деятелей. Одной из его форм стал югославизм, который брал начало от иллиризма 30-х годов. Югославянские идеи пропагандировали главным образом либералы, среди них такие видные деятели младословенцев, как Ф. Левстик, А. Томшич, В. Зарник. Уже в 1863 г. в газете «Напрей» Левстик писал: «Южные славяне говорят: одна кровь течет в наших жилах; одна у нас слава, одНо прошлое; мы говорим на одном языке, имеем одного государя. Почему же мы не в одной провинции?». В то время Левстик полагал, что центром объединения южных славян Австрийской монархии станет Хорватия. Загреб, в котором предполагалось учредить университет и академию, Левстик рассматривал как центру формирования не только хорватской, но и сербской, и словенской интеллигенции43. В 1866 г. Лев-стик выдвинул план переустройства Австрии на федеративной основе, принимая во внимание при установлении границ между ее автономными частями только этнический принцип. Левстик полагал, что в Австрии должно быть установлено пять национальных автономных единиц: немецкая, венгерская, румынская, северо-сла-вянская и югославянская44. План Левстика по сути не отличался от австрославистского плана Маяра, выдвинутого последним в 1848 г. Только вместо итальянской автономной единицы, поскольку итальянские земли к этому времени в основном уже отошли от Австрии, появилось два славянских объединения: вместо единой мая-ровской Славии — северославянское и югославянское. Югославян-ские планы Левстика не выходили в то время из рамок австросла-визма. После введения дуализма югославянские идеи получили еще более широкое распространение среди словенских, хорватских и сербских национальных деятелей. Эти идеи давали им возможность объединиться в борьбе за свои национальные права.
7—8 ноября 1870 г. состоялась встреча словенских и хорватских политиков в Сисаке, на которой присутствовало 30 человек. Из хорватов в ней приняли участие Ф. Рачкий, М. Мразович, из словенцев— деятели либерального направления Р. Разлаг, Д. Трсте-няк, редактор «Словенского народа» А. Томшич. На заседании была принята резолюция, суть которой Томшич очень кратко выразил в письме к своему преемнику на посту редактора Й. Юрчи-чу: «Мы договорились, что Словения будет находиться в конфедерации с Триединым королевством, к которому присоединятся Далмация, Граница, Славония и Риека. С Венгрией будет заключена реальная уния, Словения будет автономной и равноправной». Венгрия, Хорватия и Словения должны были иметь общее собрание, на котором решались бы дела военные, финансовые и торговые, а также вопросы взаимоотношения с австрийской частью империи. Хорватия и Словения должны были иметь свое совместное собрание, на котором рассматривались бы все остальные вопросы: судебные, административные, школьные и пр. Общее правительство Хорватии и Словении должен был возглавлять бан45. Сисакская резолюция отражала прежде всего позицию некоторых хорватских национальных кругов, стоявших за унию с Венгрией и желавших укрепить свое положение в королевстве св. Стефана, привлекая к себе в качестве ближайших союзников словенцев.
1 декабря в Любляне проводились два крупных мероприятия--ежегодное собрание Матицы словенской и празднование дня рождения Ф. Прешерна. Якобы на эти мероприятия собралось около 100 словенских, хорватских и сербских национальных деятелей. Словенцы были представлены на собрании широко: кроме младо-словенцев, на нем присутствовали и старословенцы, в том числе Я. Блейвейс; из хорватов выделялись М. Мразович, И. Мишкато-вич, Л. Вончина, И. Данило; из сербов — Л. Костич, поэт, сотрудник С. Милетича. Более пестрый состав привел и к более расплывчатым решениям. В Люблянской резолюции признавалась необходимость объединения моральных и материальных сил сербов, хор- ватов и словенцев для достижения ими единства в области политики, экономики и литературы. Резолюция указывала, что южные славяне Австрии будут стремиться помочь своим братьям за рубежом удовлетворить одинаковые потребности46. В отличие от Си-сакской резолюции Люблянская не содержала положения о союзе с Венгрией. Кроме того, в Любляне не было ни слова сказано о какой-либо административной автономии югославянских земель, об их политическом устройстве. В этом отношении Люблянская резолюция, несомненно, являлась шагом назад по сравнению с Си-сакской. Но, провозгласив общность интересов югославян, их стремление действовать сообща, она сыграла положительную роль.
Для ряда словенских либералов после 1867 г. австрославизм не был безусловным. В конце 1870 г. «Словенски народ» писал: «...Нам нет никакой радости жертвовать собою ради Австрии, если она к нам несправедлива. У нас еще никто не выдвигал лозунга — ,,Мы с радостью умрем за Австрию даже и тогда, когда она не даст нам гарантии нашего существования как народа и как славян"»47. Поэтому югославянские концепции имели хождение среди словенцев не только в виде варианта австрославизма.
Против Люблянской резолюции особенно активно выступали сербы Воеводины, которые не хотели связывать свое будущее с габсбургской монархией, а мечтали воссоединиться с княжеством Сербия. Близки к этому были взгляды словенских либералов из Горицы. В их статьях проскальзывала мысль, что ядром объединения югославян могло бы стать свободное княжество Сербия4а. Мнение горичан разделял и один из активных младословенцев Ф. Левец. В выступлении на съезде словенских учащихся в Любляне 4 сентября 1869 г. он заявил, что роль Пьемонта для южных славян может сыграть Сербия49.
Более откровенно о своих югославистских планах смог высказаться Янез Похар, уроженец Крайны, бежавший в 1865 г. в Сербию, чтобы сражаться с турками. В 1870 г. Похар переехал в Бухарест, где общался с болгарскими революционерами. В 1871 г. он выпустил четыре номера журнала «Югославия». В нем он критиковал Люблянскую резолюцию. Целью югославян, по его мнению, должно быть установление югославянской федерации, основанной на принципах справедливости, свободы, братства и суверенитета. Югославия должна была возникнуть в результате распада двух реакционных империй — Османской и Австро-Венгерской50. Похар был единственным из словенцев, провозгласившим открыто революционный путь создания Югославии. Это не значило, что такой путь не находил других приверженцев — просто они не могли выражать свои мысли откровенно. «Словенски народ», например, пересказывая программу «Югославии» и указывая на ее революционный ' характер, замечал: «Мы, австрийские югославяне, не имеем возможности поднять революционные знамена»51. Таким образом, в некоторых югославянских программах словенцев явственно прослеживался отход от австрославизма. Еще более отчетливо эти тенденции видны во всеславянских программах словенских на--циональных деятелей, которые должны были обеспечить существование словенцев в случае распада габсбургской монархии.