Теоретические основы русской лексикографии

План:

1. Краткие сведения из истории русской лексикографии.

2. Типы словарей. Энциклопедические и филологические словари.

3. Структура и содержание словарной статьи в толковом словаре.

4. Способы толкования лексического значения слова.

Задания:

Задание 1. Определите значение фразеологизмов; как они окрашены стилистически. Например, фразеологизм разыгрывать шута горохового по значению равен словам паясничать, дурачить, а уплывать сквозь пальцы – словам быстро, незаметно.

Сходить с ума, без году неделя, собаку съесть, кривить душой, сесть в калошу, поскрести по сусекам, гнуть свою линию, встретить в штыки, поминай как звали, с глазу на глаз, бок о бок, точка зрения, на войне как на войне, комедия окончена, жёлтая пресса.

Задание 2. Разграничьте известные и новые фразеологические единицы. Определите значение фразеологических неологизмов, использованных в следующих примерах:

«бегущая строка» - «Для глухих и глухонемых пустят «бегущую строку» на экране, либо сурдоперевод»;

«круглый стол» - «Именно проблеме избирательного права этой категории посвящен «круглый стол»» («Липецкие известия», № 30, 2007);

«кот наплакал» — «то есть мало». «Да что это за прибавка к пенсии: так, кот наплакал». «Прибавили, как убавили» («АиФ», № 94, 2006);

умирающий курильщик: "Фильм об умирающем курильщике стал лучшим" ("КП", № 159, 2007);

«чёрный нал»: «Борьба с «чёрным налом» оказалась весьма прибыльным делом» («Новая газета», № 90, 2007);

«мастер вышибать слезу» - «Никита Сергеевич Михалков – «мастер вышибать слезу», сказал Путин, когда включили свет, и в этот раз у него получилось;

«бить рублем» - «Объяснили бы ему, что надо «бить рублем»; «снести крышу» - «От счастья у нее «снесло крышу»» («КП», №163 П, 2007);

«соперники слеплены из того же теста» - «Боялся ли он выступать на чемпионате мира по кикбоксингу?» - он ответил: «Нет, потому что знал, что «соперники слеплены из того же теста», что и я» («Елецкий вестник», № 84, 2007);

«золотой миллиард» – «Сегодня в странах с развитой экономикой живет так называемый «золотой миллиард» потребителей» («Российская газета», № 250, 2007);

«горячее время» - «Вот уже первый осенний месяц близится к концу, а вместе с ним и самое «горячее время» свадебных гуляний»;

«песни поют ваши финансы» - «Так что в зависимости от того, какие «песни поют ваши финансы»: романсы, или что-нибудь повеселее»;

«пить до поросячьего визга» - «На подобных мероприятиях не только едят, но и пьют, причем нередко «до поросячьего визга»»;

«кривя душой» - «Ну, признайтесь «не кривя душой», - неужели вам не хочется красивого белого платья, цветов?»;

звучать рефреном» - «Многие чиновники, представители различных структур и органов власти, участвовали в этом мероприятии, где «рефреном звучало» утверждение, что инвалид – это полноценный член общества» («Липецкие известия», № 49, 2007);

«непроглядная темень» – «Хотя была непроглядная темень, часовой заподозрил неладное»;

«рухнул, как подкошенный» – «Раздался выстрел, и один из беглецов рухнул, как подкошенный»;

«чуть не разрывалось от восторга и счастья» – «Он признавался, что в те дни сердце его чуть не разрывалось от восторга и счастья»;

«вырвавшийся на волю» – «Да и могло ли быть иначе с человеком, вырвавшимся на волю после стольких лет, проведённых среди дикарей?» («Приключение беглого каторжника», «Тайны XX века», № 49, 2007).

Литература

1. Гиндин С.И. Семантические словари – карты языкового мира // Русский язык.-2001. – № 5.

2. Крысин Л. П. Словари как компонент национальной культуры // Русский язык. – 1998. – №3.

3. Новиков Л. А. Учебные словари, их специфика и типы // Русский язык в школе. – 1974. – №1.

4. Потиха З.А, Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. – М., 1987.

5. Протченко И.Ф. Словари русского языка. – М., 1996.

6. Сергеев В.Н. Словари наши помощники и друзья. – М., 1984.

7. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – М., 1972.

8. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977.

Практическое занятие № 7

Общие вопросы синтаксиса

План:

1. Общее понятие синтаксиса.

2. Предмет, объект, цель и задачи синтаксиса как раздела грамматики.

3. Важнейшие научные достижения в области синтаксиса русского языка.

4. Связь синтаксиса с лексикой и морфологией.

5. Вопрос о составе синтаксических единиц.

6. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц: нетипизированные и типизированные.

7. Вопрос о грамматической форме, грамматическом значении и грамматических категориях синтаксических единиц.

Литература

1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч.– М., 1987. – Ч.3.

4. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учебник.– М., 1977.

5. Современный русский язык /Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. –СПб., 2001.

6. Современный русский язык /Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2.

7. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

8. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1989.

9. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.

10. Русский язык: Учебник для 8 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М., 2001.

Практическое занятие № 8

Словосочетание

План

1. Проблемы теории словосочетания. Основные признаки словосочетания. Различное толкование словосочетания в синтаксической науке.

2. Словосочетание и другие сочетания слов в предложении. Словосочетание в соотношении со словом и фразеологизмом.

3. Структурные типы словосочетаний: простые и сложные.

4. Типы словосочетаний по степени семантической слитности компонентов: свободные и несвободные. Виды несвободных словосочетаний.

5. Типы словосочетаний по грамматическому значению: атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные, субъектные и др.

6. Типы словосочетаний по грамматической форме (по морфологической природе компонентов).

7. Разновидности подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание, их характеристика, виды, трудные случаи.

Литература

1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.

3. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учебник. – М., 1977. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

4. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2.

5. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

6. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1989.

7. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.

8. Русский язык: Учебник для 8 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М., 2001.

9. Постникова И.И. Это непростое простое предложение.– М., 1985.

10. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н Денисова, В.В. Морковкина. – М., 1983.

Наши рекомендации