Теоретические основы русской лексикографии
План:
1. Краткие сведения из истории русской лексикографии.
2. Типы словарей. Энциклопедические и филологические словари.
3. Структура и содержание словарной статьи в толковом словаре.
4. Способы толкования лексического значения слова.
Задания:
Задание 1. Определите значение фразеологизмов; как они окрашены стилистически. Например, фразеологизм разыгрывать шута горохового по значению равен словам паясничать, дурачить, а уплывать сквозь пальцы – словам быстро, незаметно.
Сходить с ума, без году неделя, собаку съесть, кривить душой, сесть в калошу, поскрести по сусекам, гнуть свою линию, встретить в штыки, поминай как звали, с глазу на глаз, бок о бок, точка зрения, на войне как на войне, комедия окончена, жёлтая пресса.
Задание 2. Разграничьте известные и новые фразеологические единицы. Определите значение фразеологических неологизмов, использованных в следующих примерах:
«бегущая строка» - «Для глухих и глухонемых пустят «бегущую строку» на экране, либо сурдоперевод»;
«круглый стол» - «Именно проблеме избирательного права этой категории посвящен «круглый стол»» («Липецкие известия», № 30, 2007);
«кот наплакал» — «то есть мало». «Да что это за прибавка к пенсии: так, кот наплакал». «Прибавили, как убавили» («АиФ», № 94, 2006);
умирающий курильщик: "Фильм об умирающем курильщике стал лучшим" ("КП", № 159, 2007);
«чёрный нал»: «Борьба с «чёрным налом» оказалась весьма прибыльным делом» («Новая газета», № 90, 2007);
«мастер вышибать слезу» - «Никита Сергеевич Михалков – «мастер вышибать слезу», сказал Путин, когда включили свет, и в этот раз у него получилось;
«бить рублем» - «Объяснили бы ему, что надо «бить рублем»; «снести крышу» - «От счастья у нее «снесло крышу»» («КП», №163 П, 2007);
«соперники слеплены из того же теста» - «Боялся ли он выступать на чемпионате мира по кикбоксингу?» - он ответил: «Нет, потому что знал, что «соперники слеплены из того же теста», что и я» («Елецкий вестник», № 84, 2007);
«золотой миллиард» – «Сегодня в странах с развитой экономикой живет так называемый «золотой миллиард» потребителей» («Российская газета», № 250, 2007);
«горячее время» - «Вот уже первый осенний месяц близится к концу, а вместе с ним и самое «горячее время» свадебных гуляний»;
«песни поют ваши финансы» - «Так что в зависимости от того, какие «песни поют ваши финансы»: романсы, или что-нибудь повеселее»;
«пить до поросячьего визга» - «На подобных мероприятиях не только едят, но и пьют, причем нередко «до поросячьего визга»»;
«кривя душой» - «Ну, признайтесь «не кривя душой», - неужели вам не хочется красивого белого платья, цветов?»;
звучать рефреном» - «Многие чиновники, представители различных структур и органов власти, участвовали в этом мероприятии, где «рефреном звучало» утверждение, что инвалид – это полноценный член общества» («Липецкие известия», № 49, 2007);
«непроглядная темень» – «Хотя была непроглядная темень, часовой заподозрил неладное»;
«рухнул, как подкошенный» – «Раздался выстрел, и один из беглецов рухнул, как подкошенный»;
«чуть не разрывалось от восторга и счастья» – «Он признавался, что в те дни сердце его чуть не разрывалось от восторга и счастья»;
«вырвавшийся на волю» – «Да и могло ли быть иначе с человеком, вырвавшимся на волю после стольких лет, проведённых среди дикарей?» («Приключение беглого каторжника», «Тайны XX века», № 49, 2007).
Литература
1. Гиндин С.И. Семантические словари – карты языкового мира // Русский язык.-2001. – № 5.
2. Крысин Л. П. Словари как компонент национальной культуры // Русский язык. – 1998. – №3.
3. Новиков Л. А. Учебные словари, их специфика и типы // Русский язык в школе. – 1974. – №1.
4. Потиха З.А, Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. – М., 1987.
5. Протченко И.Ф. Словари русского языка. – М., 1996.
6. Сергеев В.Н. Словари наши помощники и друзья. – М., 1984.
7. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – М., 1972.
8. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977.
Практическое занятие № 7
Общие вопросы синтаксиса
План:
1. Общее понятие синтаксиса.
2. Предмет, объект, цель и задачи синтаксиса как раздела грамматики.
3. Важнейшие научные достижения в области синтаксиса русского языка.
4. Связь синтаксиса с лексикой и морфологией.
5. Вопрос о составе синтаксических единиц.
6. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц: нетипизированные и типизированные.
7. Вопрос о грамматической форме, грамматическом значении и грамматических категориях синтаксических единиц.
Литература
1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.
2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.
3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч.– М., 1987. – Ч.3.
4. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учебник.– М., 1977.
5. Современный русский язык /Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. –СПб., 2001.
6. Современный русский язык /Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2.
7. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.
8. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1989.
9. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.
10. Русский язык: Учебник для 8 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М., 2001.
Практическое занятие № 8
Словосочетание
План
1. Проблемы теории словосочетания. Основные признаки словосочетания. Различное толкование словосочетания в синтаксической науке.
2. Словосочетание и другие сочетания слов в предложении. Словосочетание в соотношении со словом и фразеологизмом.
3. Структурные типы словосочетаний: простые и сложные.
4. Типы словосочетаний по степени семантической слитности компонентов: свободные и несвободные. Виды несвободных словосочетаний.
5. Типы словосочетаний по грамматическому значению: атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные, субъектные и др.
6. Типы словосочетаний по грамматической форме (по морфологической природе компонентов).
7. Разновидности подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание, их характеристика, виды, трудные случаи.
Литература
1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.
2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.
3. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учебник. – М., 1977. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001.
4. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2.
5. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.
6. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1989.
7. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.
8. Русский язык: Учебник для 8 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М., 2001.
9. Постникова И.И. Это непростое простое предложение.– М., 1985.
10. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н Денисова, В.В. Морковкина. – М., 1983.