Тема 7. Право как средство регулирования общественных отношений, понятие, значение и виды правового регулирования
2 часа
1. Социальная регуляция: понятие, составляющие, их диалектика.
2. Понятие, существо и назначение правового регулирования.
3. Виды правового регулирования: общая характеристика.
4. Правотворчество: общая характеристика.
· Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008/ WINDOWS / DVD-ROM.
· Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2013.
· Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Н. Протасов. – Москва: Юрайт, 2014.
· Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред.В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.- М.: НОРМА-ИНФРМА-М, 2011.
· Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2013. – 213.
· Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебно-методическое пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2010.
Ø Какими отличными вариантами могут протекать общественные отношения?
Ø Чем отличается порядок от хаоса?
Ø Какими способами можно упорядочить общественное отношение?
Ø Что общего и что отличного в природе и свойствах нормативных и индивидуальных велений?
Ø Назовите и охарактеризуйте составляющие механизма социальной регуляции.
Ø Сопоставьте стихийную и сознательную регуляцию.
Ø Раскройте понятие социально-функционального управления.
Ø Как соотносятся социально-функциональное управление и саморегуляция?
Ø Проследите эволюцию социальной нормативной системы.
Ø Что собой являет по сути нормативное (общее) правовое регулирование?
Ø Что отличает индивидуальное правовое регулирование от нормативного правового регулирование? Приведите примеры.
ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: порядок, регуляция, управление, самоуправление, норма, социальная норма, хаос, стихия, статистика, нормативное веление, индивидуальное веление, тенденция, закономерность, социальная нормативная система, мораль, право, традиции и обычаи, конфессиональные нормы, социально-технические нормы, политические нормы, корпоративные нормы.
ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.
ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др.источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите по возможности вопросы для самоконтроля /листок подпишите – ФИО, № учеб. группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись – листок сдается преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока.
ü Подберите «палитру» суждений различных мыслителей о порядке и стихии.
ü Сделайте подборку афоризмов, раскрывающих отношение к порядку известных мыслителей.
ü Составьте библиографический перечень работ, посвященных проблемам социальной регуляции и правового регулирования.
Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело.
Блез Паскаль[41]
Тема 8. Предмет , пределы, метод, механизм и уровни
общего правового регулирования
2 часа
- Предмет общего правового регулирования.
- Пределы общего правового регулирования.
- Метод правового регулирования и его компоненты.
- Уровни общего правового регулирования.
· Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (с изм. и доп. ).
* * *
· Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008/ WINDOWS / DVD-ROM.
· Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 2001.
· Теория государства и права:учебник / под ред.А.С. Пиголкина.- М.: Юрайт-Издат, 2007.
· Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.1 Государство / автор-составитель М.Н. Марченко. -М.: ОАО «Издательский дом», 2004.
· Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебнометодическое пособие. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2010.
* * *
Ø Какие основные подходы в отечественной правовой науке существуют относительно определения предмета правового регулирования?
Ø С чем столкнется общество, если в качестве предмета правового регулирования определить сознание или поведение социальных субъектов?
Ø Как можно обозначить важность проблемы установления адекватных пределов правового регулирования?
Ø Какие основные факторы определяют, прежде всего, пределы правового регулирования?
Ø Приведите примеры законодательного превышения пределов правового регулирования.
Ø Раскройте компоненты метода общего правового регулирования; приведите примеры на основе действующего законодательства.
Ø Что следует понимать под композиционным нормативно-правовым предписанием?
Ø Что являет собой исходную целостность текста нормативно-правового акта?
Ø Какие вопросы Вы могли бы предложить для коллективного обсуждения?
Ø С какого рода трудностями Вы столкнулись при изучении данной темы?
ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: предмет, общественное отношение, общественное (индивидуальное) сознание, социальное поведение, предел, целесообразность, возможность, необходимость, уровень.
ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.
ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др. источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите по возможности ответы на вопросы для самоконтроля /листок подпишите – ФИО, № учеб. группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись – листок сдается преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока.
ü Приведите примеры нормативно-правового регулирования и индивидуально-правового регулирования; дайте комментарий.
ü Приведите нормативно- правовые положения, характеризующие, на Ваш взгляд, выход за пределы правового регулирования, дайте комментарий.
ü Проиллюстрируйте на примере действующего законодательства уровни правового регулирования.
В человеческих взаимоотношениях право имеет смысл только тогда, когда при равенстве сил обе стороны признают общую для той и другой стороны необходимость. В противном случае более сильный требует возможного, а слабый вынужден подчиниться.
Фукидид[42]
Тема 9. Право в системе нормативного регулирования жизни общества.
Сущность, содержание, цель, социальная ценность, эффективность,
основные функции и принципы права
4 часа
Занятие 1
1. Право в системе нормативного регулирования жизни общества.
2. Сущность и содержание права.
3. Современные концепции права.
· Алексеев С.С. Общая теория права: курс права / учеб. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
· Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2013.
· Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Н. Протасов. – Москва: Юрайт, 2014.
· Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред.В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.- М.: НОРМА-ИНФРМА-М, 2011.
· Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2013. – 213.
· Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебно-методическое пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2010.
* * *
· Нерсесянц В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. -М., 1997.
· Шершеневич Г.Ф. Общая теория права /Г.Ф. Шершеневич. -М., 1910-1912. - Выпуск 1-4.
· Лившиц Р.З. Современные теории права /Р.З. Лившиц. - М., 1992.
· Шафиров В.М. Естественно-позитивное права: введение в теорию /В.М. Шафиров.– Красноярск, 2004.
Ø Что отличает право от иных социальных регуляторов?
Ø Какие в истории политической и правовой мысли сложились учения о праве, его сути и происхождении?
Ø Что раскрывают философская категории «сущность» и «содержание».
Ø В чем принципиальное отличие в правопонимании применительно к основным правовым семьям современности?
Ø Приведите по первоисточникам отличные подходы в правопонимании как в древние времена, так и в современном мире.
Занятие 2
1. Цель права. Понятие и содержание социальной ценности права.
2. Эффективность правовых норм: понятие, уровни, критерии.
3. Проблемы повышения социальной ценности и эффективности отечественного права.
4. Основные функции права.
5. Принципы права.
· ·Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (с изм. и доп.).
· Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (с изм. и доп.).
* * *
· Алексеев С.С. Общая теория права: курс права / учеб. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
· Любашиц В.Я. Теория государства и права: практикум / В.Я. Люашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев. – Изд. 2-е, доп. И перераб. – Ростов /Д: Феникс, 2010
· Теория государства и права:учебник / под ред.А.С. Пиголкина. -М.: Юрайт-Издат, 2007.
· Теория государства и права: учебник / под ред.М.Н. Марченко.- М.:"Зерцало", 2004.
· Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.2 Право / автор-составитель М.Н. Марченко. -М.: ОАО «Издательский дом», 2004.
· Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебнометодическое пособие / Ф.Ф. Фаткуллин.-Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2010
* * *
· Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. / Б.А. Кистяковский. -М.; 1916.
· Невски Нено. Ценность права/ Н. Невски. - М.: Прогресс, 1989.
· Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы /Ф.Н. Фаткуллин, Л.Д. Чулюкин. -Казань: Изд-во КГУ, 1977.
· Эффективность правовых норм. - М., 1980.
Ø Раскройте философское содержание категорий цель, функция, эффективность, ценность.
Ø Соотнесите понятия «цель права» и «правовая цель».
Ø Найдите в действующем отечественном законодательстве фиксацию правовых целей.
Ø Какие подходы встречаются в литературе в определении функций права?
Ø Раскройте содержание основных функций права.
Ø Чем обусловлена ценность права? Существует ли разница между ценностью права и правовыми ценностями?.
Ø Что определяет эффективность права?
Ø Что собой являет система принципов права?
Ø Как соотносятся принципы права и правовые принципы?
Ø Являет ли собой система принципов права некую константу или это есть «величина» переменная? Приведите примеры и дайте обоснование своей позиции.
ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: сущность, содержание, цель, ценность, эффективность, право, субъективное право, моральное право, частное право, принцип.
ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.
ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др.источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите по возможности вопросы для самоконтроля /листок подпишите – ФИО, № учеб.группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись – листок сдается преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока.
ü Подберите «палитру» суждений о сущности права различных мыслителей.
ü Сделайте подборку афоризмов, раскрывающих отношение к праву известных мыслителей.
ü Составьте библиографический перечень работ, посвященных проблемам правопонимания.
ü Приведите правовые положения на основе отечественного законодательства, советского и постсоветского периода, фиксирующие основные правовые принципы.