Билет №15. Олигархическая республика [на примере Афин и Рима]. Причины изменения политического режима в древних республиках. Тирания
Олигархический политический режим (греч. олигархия – досл. «власть немногих») – власть немногочисленной, узкой группы лиц.
Тирания - форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении
К VI в. до н.э. в Афинах развитие товарно-денежных отношений привело к социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов (древнейшая аристократическая знать) и геоморов (земледельцы) выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов - попадает в долговую кабалу, теряет свободу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков - фетов. Положение средних и мелких землевладельцев становится неустойчивее. В результате в среде свободных возникают противоречия между богатой родовой аристократией и народом (т.к. обедневшие эвпатриды удерживали власть, а богатые землевладельцы и др. к ней стремились) возглавляемым богачами (т.к. обедневшие эвпатриды удерживали власть, а богатые землевладельцы и др. к ней стремились).
Для смягчения этих противоречий требовались глубокие социальные и политические преобразования, начало которым положил Солон (избран архонтом, высшим должностным лицом, в 594 году до н.э., был эвпатридом, разбогател на торговле и пользовался доверием населения). Главной целью реформ было примирение интересов враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный характер.
Его цензовая реформу поделила граждан на 4 разряда по имущественному признаку (от наиболее богатым к наименее). Каждый разряд имел определенные политические права (занятие общественных должностей 1-3 разряд). Бедняки 4го разряда могли участвовать в народном собрании, которое стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.
Уступки бедноте (создание судебного органа гелиэи, в который избирались граждане без имущественных цензов) и эвпатридам (создание Совета четырехсот, избиравшийся из 1-3 разряда от каждого племени). Эта реформа стала началом перехода к олигархическому политическому режиму.
Компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Однако реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между новым и старым строем продолжалась и привела к установлению тирании Писистрата, а затем и его сыновей, которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.
Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекла на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений давал средства существования бедноте.
Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами Клисфена, проведенными в 509 году до н.э. Они ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя, уничтожили старое деление населения на четыре племени. Клисфен создал новые органы управления: Совет пятисот и коллегия 10 стратегов. Это было концом олигархического политического режима в Афинах
Причина изменения политического режима - переворот и захват власти торговцами и ремесленниками.
Рим
Основание города Рима (Ромул и Рэм, 753г. до н.э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.
Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Источниками патриархального рабства, становятся войны. Появляются зачатки классового деления общества.
С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи (получают лучшие земельные участки, большую долю военной добычи). Появляется обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, которым оказывали имущественные и личные услуги.
Благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение и войны привлекали в Рим пришлое население из соседних племен, которое не входило в римскую общину. Ограниченность земельного фонда превратила общину в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах.
Так власть была сконцентрирована в руках мелкой группы Патрициев (члены старейших римских родов), но с течением времени роль плебса возрастала. В их руках концентрируется ремесленное производство и торговля. Внутри этой общины плебсов начинается так же имущественная дифференциация. Богатые ремесленники и торговцы остро ощущают свое бесправие. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, которые попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.
Развивающееся несоответствие между большой ролью плебса (торговля, военные походы) и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями. Победа плебса в «войне» за равноправие приводит к тому, что олигархический политический режим падает и возникает уже демократическое общество, замкнутая римская родовая организация была разрушена, возник путь к образованию государства.
Причины изменения полит. режима: борьба с равноправием патрициев и плебса, огромная роль плебса в жизни Рима, многочисленность плебса