Россия на пути радикальных реформ (1991-1999 гг.) (В.В.Яробков).
На старте «шокотерапии».
Распад СССР, сопровождавшийся взрывом национальных страстей в различных регионах бывшей советской империи, создавал крайне неблагоприятную обстановку для российского руководства во главе с Ельциным. Необходимо подчеркнуть, что мало найдется в истории примеров, когда общество сталкивалось бы со столь большим количеством проблем, которые к тому же нужно решать не по очереди, а одновременно.
Главной и горящей была проблема коренного экономического переустройства, которое приходилось осуществлять в стране, где в результате 70-летнего социалистического эксперимента была почти полностью искоренена сама идея собственности. К тому же оказались упущенными все сроки, когда реформы можно было проводить относительно безболезненно; и наступил тот критический момент, когда никакая щадящая терапия уже помочь не может, а оставалась только радикальная хирургическая операция.
В 1991 г. Ельцин, взявший на себя всю ответственность за экономические реформы, встал во главе «правительства народного единства». Он стал опираться в своей деятельности на молодых реформаторов вице-премьеров Е.Т. Гайдара, А.Н. Шохина и А.Б. Чубайса. Важную роль играл государственный секретарь Г.Э. Бурбулис.
Предложенная Е.Т. Гайдаром программа основывалась на концепции шокотерапии. Главным в ней был одномоментный переход к рыночной экономике и радикальные меры борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом.
Данный вариант включал три главных направления (реформы).
Первое - широкая и быстрая приватизация жилья, госпредприятий. (Эта мера должна была превратить население в собственников).
Второе - разовое введение свободных цен с января 1992 г. (Это должно было определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит, запустить механизм конкуренции между всеми отраслями и предприятиями, заставить людей и организации зарабатывать деньги).
Третье - либерализация торговли. (Это должно было ускорить товарооборот).
Гайдар предлагал положиться на рынок: свободные цены должны были отобрать те товары, которые удовлетворяли потребности общества, и отвергнуть те, которые этому не соответствовали.
Перераспределение собственности – стержень реформ.
Экономические реформы начались с грандиозной перестройки отношений собственности, которая считалась государственной, общенародной, социалистической или коллективной (колхозно-кооперативной или принадлежавшей общественным организациям). Реально почти всеми богатствами страны распоряжался правящий номенклатурный слой. За несколько лет общенародная собственность в значительной своей части перешла в руки конкретных физических лиц, чаще всего из рядов той же номенклатуры и примкнувших к ней групп, от откровенных бандитов до авантюристов всех мастей.
В январе 1992 г. было единовременно разморожено большинство цен, провозглашен принцип свободной торговли. Были сняты ограничения на доходы. Была заявлена жесткая кредитно-денежная политика, что означало отказ предприятиям государственного сектора и коллективным хозяйствам на селе в государственных, «дешевых деньгах». Предполагалось, что благодаря приватизации государственной собственности «ничья собственность», неэффективная собственность обретет своего хозяина, что быстро даст результаты. Многим импонировало заявление Ельцина о том, что в результате приватизации появятся не десятки миллионеров, а десятки миллионов собственников.
В реальной жизни вместо пятикратного увеличения цен они выросли за первый год «реформ» более чем в 100 раз, а к 1996 г. в 10000 раз и более. Сбережения населения, в том числе вклады в Сберегательном банке, моментально обесценились и фактически пропали, были изъяты у населения.
Грандиозным обманом для большинства населения стала ваучерная приватизация. Полученные каждым гражданином приватизационные чеки (ваучеры) номинальной стоимостью 10000 рублей почему то преподносились как денежный эквивалент доли гражданина в национальном богатстве, подлежащего справедливому перераспределению. Предполагалось, что граждане обменяют свои ваучеры на акции приватизированных предприятий и различных инвестиционных фондов. Через несколько месяцев ваучеры обесценились и превратились в простые бумажки.
Начавшаяся приватизация расширила число участников рынка. На это и рассчитывали реформаторы, полагавшие, что при разложении советских органов власти и слабости новой государственности России провести полугосударственный «китайский» вариант реформы невозможно, и только свободный рынок сможет быстро перестроить плановую экономику в рыночную.
На спасительную миссию свободного рынка надеялись молодые реформаторы, народ зачитывался их статьями и свято верил им. Хотя международный опыт экономических реформ, а несколько позднее и наш собственный показал, что рынок без регулирования вырождается сначала в хаос, а потом в чудовищную монополию. Государство и терпят-то потому, что оно одно способно обуздать алчность монополий.
Новый глава правительства В.С. Черномырдин, занявший пост в декабре 1992 г., сначала говорил о реформах «без народных страданий», представлял щедрые кредиты промышленникам. Но через несколько недель Черномырдин вернулся к жесткой кредитной политике и стал, по мнению оппонентов, «вторым изданием Гайдара».
Ухудшение экономического положения значительной части населения.
Политика «большого скачка» от дорыночных к рыночным отношениям была изначально несостоятельна. Через несколько месяцев обнаружилось недовольство значительной части населения экономическими тяготами, вызванное слишком быстрыми и резкими переменами.
Большинство людей не могло в одночасье научиться жить по-новому. Экономические трудности приводили к тому, что люди переставали верить в реформу. Из-за этой бесперспективности в близком будущем возникла ностальгия по вчерашнему прошлому: да, жили плохо, но имели гарантированный кусок, а теперь и его нет. Отчаявшиеся люди стали искать виновных в своих бедствиях. Их нашли в лице внешних врагов, представителей других наций. В этих условиях и получила распространение так называемая русская идея, ставшая главным знаменем объединенной национал-коммунистической оппозиции. Ее лидеры не уставали говорить об особом пути России, о ее неприспособленности к рынку и нормам западной демократии.
Обострение политической борьбы в стране.
Различные фракции в Верховном Совете, постоянном российском «парламенте» разыгрывали беспроигрышную карту русского национализма, утверждая, что «оккупационное» правительство Ельцина-Гайдара-Черномырдина по заданию западных разведок разваливает страну. И очень скоро организующим центром оппозиции исполнительной власти стал Верховный Совет Российской Федерации, в структуры которого почти в полном составе постепенно перешел аппарат бывшего ЦК КПСС.
Поэтому главной проблемой политического развития Российской Федерации в течение 1993 г. являлось жесткое противостояние двух высших институтов основных ветвей власти: исполнительной – в лице Президента и его аппарата, и законодательной – в лице руководства Верховного Совета России во главе с Р.И. Хасбулатовым. На стороне парламента в этой борьбе выступил вице-президент А.В. Руцкой, а также поддержавший органы законодательной власти Председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин.
В основе разгоревшегося соперничества этих главных политических группировок лежало различие в подходах к осуществлению переходного периода, к реализации курса на глобальную социально-экономическую реформу в нашей стране. Президент настойчиво защищал позиции радикальных демократов, видевших выход из кризиса в применении рецептов «шоковой терапии», которые предложила группа Гайдара. В декабре 1992 г. Гайдар вынужден был уйти в отставку с поста исполняющего обязанности премьер-министра России под давлением VII Съезда народных депутатов. Лидеры парламента во главе с Хасбулатовым и Руцким, опираясь на консервативное прокоммунистическое и популистски настроенное большинство депутатского корпуса, считали возможным и необходимым плановый и сбалансированный переход к рынку при доминирующей роли государственного регулирования.
25 апреля 1993 г. состоялся Всероссийский референдум, на который были вынесены вопросы о доверии президенту и поддержке его курса реформ, а также о доверии депутатскому корпусу. Выраженная на референдуме поддержка курса реформ, проводимого Президентом (из 62% граждан, принявших участие в голосовании, большинство высказалось за доверие Президенту) стала той основой, которая позволила ему продолжить обсуждение проекта новой Конституции.
Конституционный кризис 1993 года.
Летом 1993 г. в несколько этапов проходило Конституционное совещание, созданное Президентом для подготовки текста нового основного закона государства.
Политические оппоненты Президента предприняли ответные меры для нейтрализации развернутого конституционного процесса. Так, вице-президент Руцкой начал громкую компанию по обвинению высших государственных чиновников в коррупции. Председатель Верховного Совета Хасбулатов избрал тактику блокирования президентских инициатив путем использования межпарламентских организаций в рамках СНГ, заявляя о необходимости восстановления СССР.
Конфликт на высшем уровне государственной власти России активно использовали наиболее активные прокоммунистические силы: Фронт национального спасения, Движение «Трудовая Москва» и другие; они инсценировали многочисленные митинги и марши протеста, которые состоялись 23 февраля, 1 и 9 мая, в дни проведения съездов и т.п., зачастую сопровождались столкновениями с силами правопорядка и повлекли за собой человеческие жертвы. Парламентская оппозиция активно использовала массовые манифестации коммунистов и радикалов для дестабилизации президентской власти и блокирования экономических реформ.
Демонтаж системы Советов.
Исходя из сложившейся в обществе обстановки, 21 сентября 1993 г. Ельцин выступил по телевидению с обращением к народу, в котором объявил об упразднении Верховного Совета и Съезда народных депутатов, а также о формировании двухпалатного Федерального собрания (Государственной Думы и Совета Федерации). В тот же день им был подписан указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации.
Указ Президента о роспуске Верховного Совета и съезда вызвал ожесточенное сопротивление наиболее агрессивной части депутатского корпуса. На созванном 23 сентября Х Съезде народных депутатов было объявлено о прекращении президентских полномочий Ельцина и о возложении обязанностей Президента России на Руцкого. Действия Ельцина оценены съездом как государственный переворот и было проведено назначение силовых министров из лиц, ранее отстраненных Президентом от должностей. Депутаты решили оборонять здание «Белого Дома» Верховного Совета РФ, который фактически был блокирован силами МВД. Возглавивший оборону «Белого Дома» Руцкой занял бескомпромиссную позицию и ответил отказом на требование о сдаче оружия. Апогеем кризиса стали агрессивные действия национал-коммунистической оппозиции, организовавшей вооруженные провокации в ночь с 3 на 4 октября 1993 г. (захват Московской мэрии и нападение на Останкинский телецентр).
К утру 4 октября в Москву были введены моторизованные танковые части войск Московского округа, которые обстреляли Белый дом. После этого защитники Белого дома сдались. В ходе военных столкновений в Москве, по официальным данным, погибло около 150 человек.
Принятие новой Конституции. Первая Государственная Дума.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу России. Одновременно проходил референдум по проекту Конституции, который получил одобрение большинства граждан России. События 3-4 октября 1993 г. подвели черту под советской формой государственной организации России. Вслед за Верховным Советом России были ликвидированы советы нижестоящих уровней.
11 января 1994 г. новый парламент приступил к работе.
Военно-политический кризис в Чечне.
Принятие Конституции 1993 г. явилось важным шагом в укреплении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в августе 1996 г. подписанием Хасавюртовского мирного договора с Чечней, который предусматривал вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов. Но этот мирный договор не снял окончательно сепаратистских стремлений чеченского руководства. Ситуация в республике оставалась напряженной и взрывоопасной.
Результаты реформ. Дефолт 1998 г.
Экономическое положение в стране не становилось лучше. В 1994 г. производственные инвестиции снизились на 33%, в 1995 г. – еще на 21%. Ожидаемые иностранные капиталовложения не поступали как из-за нестабильности внутриполитической ситуации в стране, так и вследствие многочисленных сдерживающих факторов, среди которых неповоротливость, необязательность и коррумпированность нового российского чиновничества. Перебои с выплатой пенсий, пособий, заработной платы преодолевались путем налогового пресса на работающие предприятия, за счет растущей задолженности западным банкам, распродажей государственной собственности.
Реформы, начавшиеся в январе 1992 г. со всей очевидностью закончились в августе 1998 г. дефолтом, отказом государства платить по своим обязательствам. Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении широких масс российского населения. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения России. Условия реальной повседневной жизни у многих миллионов россиян оставляли желать лучшего.
Уход Ельцина с поста Президента РФ.
В политической жизни назревал кризис власти. Падал авторитет президента Ельцина, несмотря на избрание его на выборах в 1996 г. на второй срок, снижалась его роль в жизни государства. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по август 1999 г. на должности Председателя правительства РФ сменились 5 человек: В.С. Черномырдин, С.В. Кириленко, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. Смена лидеров правительства не меняла положения в стране. В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом Масхадовым. В короткие сроки республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, превратилась в оплот международного терроризма. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в Чечне, а точнее – причинами второй чеченской войны (август 1999 г.).
31 декабря 1999 г. президент Ельцин, попросив у граждан России прощения за допущенные им ошибки, объявил о своем досрочном уходе в отставку. Исполняющим президентские обязанности в соответствии с Конституцией 1993 г. стал В.В. Путин, глава правительства. На выборах 26 марта 2000 г. Путин был избран Президентом Российской Федерации.
Смена руководства страны на рубеже 1999-2000 гг. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.
Вопросы для повторения и арзмышления к 12 главе.
1. Был ли неизбежен распад СССР после смерти Сталина?
2. Что позволяло СССР выступать в качестве великой сверхдержавы в 1945-1991 годах?
3. Почему распался СССР?
4. Какую Россию оставил Ельцин Путину?
Литература к 12 главе.
n Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы. СССР в первые послевоенные годы. М.: РОССПЭН, 2001.
n Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985-2001 годы.- М., 2002
n История России XX – до начала XXI века / Под ред. акад. Л.В. Милова.- М., 2006.
n Млечин Л.М. Брежнев.- М.: Молодая гвардия, 2008.
n Млечин Л.М. Юрий Андропов: последняя надежда режима.- М.: Центрполиграф, 2008.
n Москва и Восточная Европа: становление политических режимов советского типа (1949-1953): очерки истории.- М.: РОССПЭН: Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2008.
n Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть: сорок лет после войны, 1945-1985- М.: АСТ, 2007.
n Платонов О.А. История русского народа в XX веке.- М.: Алгоритм, 2009.
n Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001. От Горбачева до Путина. М.: Инфра-М, Весь мир, 2001.
n Эпоха Ельцина: Очерки политической истории /Ю.М.Батурин и др. М.: ВАГРИУС, 2001.