Формирование мирового центра в Восточной Азии
В создании геополитической картины мира все более активное участие принимают регионы, что является, безусловно, прогрессивной тенденцией, так как построение безопасного в глобальном масштабе мира, говоря словами Дж.Ная, должно начинаться с обеспечения «частичного мира»[122]. Статус региона как геополитического игрока зависит от того, насколько эффективна региональная интеграция, в результате которой регион может обрести определенную целостность и значительную геополитическую мощь. На основе региональной интеграции, которая является лучшей гарантией становления безопасного мира, ибо конфликты и войны начинаются и завершаются локально, а не глобально, фактически возвращается многополюсный мир. Региональная интеграция имеет следующие позитивные геополитические результаты:
· Сокращается количество споров, большинство из которых в мире происходит именно между соседними государствами по причине того, что соседи благодаря географической близости часто угрожают благосостоянию друг друга, отрицая нередко при этом то чувство общности, которое порождается родством культур и этносов.
· Если в регионе формируется традиция мирного сосуществования государств друг с другом, то это способствует стремлению установить стабильные и дружеские отношения и с географически удаленными странами.
· Процессы региональной интеграции в результате того, что они происходят в рамках доктрины взаимного стратегического сдерживания, ведут к появлению региональных блоков с ограниченными геополитическими устремлениями. Как отмечает Ч.Капхен: «Геополитические амбиции Европейского Союза сдерживаются внутренними противоречиями между наднациональными институтами и национальными государствами. Внешние амбиции регионального блока Восточной Азии будут схожим образом ограничены «сдерживающей» коалицией Китая и Японии и взаимными обязательствами, необходимыми для интеграции отдельных государств региона. В Азии, как и в Европе, языковые и культурные разделительные линии будут замедлять процесс централизации и не позволят региональному блоку превратиться в унитарное государство-монстра с замашками хищника»[123]. Одним словом, регионы в большей степени сосредоточены на решении внутренних проблем, на обеспечении региональной стабильности и безопасности, нежели на распространении своего влияния на весь мировой порядок.
· Появляется большая возможность прогнозировать конфликты и оперативно их разрешать.
· Региональная интеграция обеспечивает экономическую и политическую модернизацию отсталых стран региона, следствием чего является уменьшение конфликтов в регионе.
· Создание крупных региональных центров повышает эффективность процесса принятия решений на глобальном уровне, ибо региональные центры выходят на глобальный уровень решения той или иной проблемы со своей общей выработанной в регионе позицией, а чем меньше участников принятия решений за столом переговоров, тем проще достичь компромиссного результата.
· Процесс региональной интеграции позволяет не только ведущим странам мира, но всем остальным, средним и малым, чувствовать себя фактически полноправными акторами современной геополитики.
Самым быстро развивающимся регионом современного мира является Восточная Азия. По мнению некоторых экспертов, усиление «многовекторной взаимозависимости» между странами Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии свидетельствует об образовании единого восточноазиатского политико-стратегического комплекса[124]. В Восточной Азии постепенно формируется второй после Европейского Союза (степень, глубина экономической и политической интеграции ЕС позволяет в настоящее время рассматривать его в разряде ведущих государств) крупный региональный актор геополитики. Подъем Азии многие ученые считают самым важным явлением в современном мире. Реальной становится перспектива, что XXI век будет азиатским – после XX американского века и XIX европейского века. Уже сегодня Восточная Азия обладает значительными геополитическими ресурсами:
· Восточная Азия – это огромная территория, которая делится на северо-восточную и юго-восточную части. Северо-восток – это Япония, Китай, обе Кореи и тихоокеанское побережье России. Юго-восток – это Индия и страны Ассоциации государств юго-восточной Азии (АСЕАН): Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа и Папуа – Новая Гвинея со статусом специального наблюдателя; заявку на получение статуса наблюдателя в 2002 г. также подал Восточный Тимор. В этом регионе находятся государства, сравнимые с целыми континентами, - Индия, Китай, Россия.
· Два больших архипелага – Филиппины и Индонезия, состоящие из тысячи островов, контролируют некоторые важные морские пути.
· В Восточной Азии проживает примерно половина населения планеты.
· В данном регионе находятся многие из ведущих индустриально развитых стран современного мира – Япония, Китай, Новая Зеландия, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, для которых характерны наиболее быстрые темпы развития экономики. Причем, в настоящее время экономика Японии и Китая превосходит экономику любого из исторически сложившихся европейских государств. В 2006 году ВВП Индии составил 1,000 трлн. долларов, в результате чего Индия наряду с Японией и Китаем стала членом клуба стран-триллионеров.
· Россия, Китай, Индия - ядерные государства.
· Восточная Азия становится стратегическим «локомотивом» мировой экономики. Этот регион обладает современной экономической мощью, фундамент которой был заложен в 50-60-е годы XX века, когда с помощью американских денег и технологий началось послевоенное восстановление Японии. Так как в связи с территориальной близостью экономики стран Восточной Азии очень тесно связаны, то Япония стал локомотивом развития для всего региона, прежде всего таких его стран, как Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур – азиатских «тигров» и «драконов». Согласно прогнозам Института международного развития Гарвардского университета, сделанным уже после начала «азиатского кризиса» 1997 года, к 2025 г. на Азию придется 55-6-% общемирового валового продукта, а на Запад – всего лишь 20-30%[125]. Страны Восточной Азии имеют огромные золотовалютные резервы. По имеющимся данным, объем этих резервов достиг около 2 трлн. долл. Лидером является Япония с ее более 800 млрд. долл. За ней идет Китай, имеющий более 400 млрд. долл. И ежемесячно добавляющий к ним по 10-15 млрд. долл. Даже Индия, в 1991 году не имевшая ни цента, сегодня имеет 117 млрд. долл.[126] Для стран Восточной Азии характерно прогрессирующее сокращение периода, необходимого для удвоения объема валового национального продукта (ВНП). Если Соединенным Штатам Америки понадобилось 47 лет, чтобы удвоить свой ВНП, то с помощью США Япония это сделала за 33 года, Индонезия – за 17, Южная Корея – за 11, Китай – за 10 лет.
· Бурное экономическое развитие сопровождается формированием среднего класса – социальной основы для политической демократизации. В последние десятилетия к демократическим формам политического устройства перешли или переходят Южная Корея, Таиланд, Филиппины, Индонезия. В результате наличия большого количества демократических стран в регионе была создана такая организация, как Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум (АТПФ).
Показателем эффективной интеграции региона являются около пятнадцати официальных и неофициальных региональных организаций. Крупнейшей и влиятельнейшей из них является Ассоциация государств юго-восточной Азии (АСЕАН), которая была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке и в которую входят 10 государств с общим населением в 500 млн. человек. В Бангкокской декларации об учреждении АСЕАН ее уставными целями определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. Начиная с 70-х годов XX века Ассоциация активно сотрудничает с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР. Согласно Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, с 1987 года допускалась возможность присоединения к нему внерегиональных государств. В октябре 2003 года к данному договору присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года – Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года – Россия и Южная Корея, в июле 2005 года – Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 года – Австралия.
Большое геополитическое значение имеет то, что ради достижения стабильности и безопасности в регионе страны АСЕАН большое значение придают работе по созданию в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 году и вступил в силу в 1997 году. В настоящее время государства АСЕАН ведут консультации с ядерными державами, в том числе с Россией, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору. Это весьма прогрессивная инициатива, ибо считается, что в регионах Южной и Северо-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в бассейне Персидского залива превалирует тенденция разработки ядерных программ, в то время как страны, отказавшиеся от идеи создания ядерного оружия, находятся, главным образом, в Латинской Америке и Африке, а также в южной части Тихоокеанского бассейна.
С начала 90-х годов XX века страны АСЕАН стремились адаптироваться к новым реалиям формировавшегося в регионе миропорядка, то есть необходимо было учитывать такую появившуюся тенденцию, как усиление многовекторной взаимозависимости между странами Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, а также тенденцию приоритета экономического взаимодействия в отношениях между восточноазиатскими государствами. В связи с этим Ассоциация пришла к осознанию необходимости решения двух важных задач. Первая задача – это формирование таких международных отношений, которые способствовали бы сохранению у стран-лидеров АСЕАН высокой экономической динамики и экономическому росту остальных стран. Вторая задача – это благодаря экономическим успехам и приобретенному в регионе авторитету расширить территориальные рамки своего влияния, вывести отношения АСЕАН с крупными региональными державами на новый уровень и заявить о себе как о серьезном игроке в экономическом и политическом региональном пространстве.
Авторитетной мегарегиональной организацией является Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), на которое приходится свыше 60% мирового ВВП и 47% объема мировой торговли. АТЭС была образована в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер министров Австралии и Новой Зеландии. В настоящее время членами АТЭС являются 20 государств: все страны АСЕАН (кроме Бирмы и Лаоса), США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Китай с Гонконгом, Тайвань, Россия, Мексика, Перу, Чили. Экономические цели АТЭС – это создание в регионе зоны свободной торговли и инвестиционной зоны, политические – это создание постоянно действующих механизмов политического взаимодействия. С 1993 года проводятся регулярные совещания на уровне глав правительств.
Возможно, АСЕАН и АТЭС станут фундаментом Восточно-Азиатского сообщества, новой политической архитектуры, сопоставимой с Европейским Союзом. В конце 2005 года в столице Малайзии – Куала-Лумпуре прошла встреча на высшем уровне в составе лидеров стран АСЕАН, КНР, Японии, Южной Кореи, Индии, Австралии и Новой Зеландии, на котором было объявлено о начале процесса создания в обширном и динамично развивающемся восточноазиатском регионе единого сообщества, подобного Европейскому сообществу. В итоговом декларации форума отмечалось, что создается Восточно-Азиатский саммит в формате диалога для обсуждения представляющих интерес политико-экономических вопросов, в целях поддержания мира, укрепления стабильности и экономического процветания в регионе Восточной Азии. На втором саммите, который прошел на филиппинском острове Себу в январе 2007 года, лидеры 16 вышеназванных государств перешли к обсуждению конкретных насущных проблем региона. Они приняли Декларацию о восточноазиатской энергетической безопасности, обязывающую страны-участницы осуществить «особые меры для энергосбережения, принимая во внимание возрастающие потребности в энергии по мере быстрого экономического роста в регионе». В Декларации, с одной стороны, ставится задача обеспечить в необходимых объемах надежные поставки энергоносителей, а с другой – расширять использование биотоплива, объединять усилия в разработке новых и возобновляющихся энергетических ресурсов и технологий. Скорее всего, устоявшиеся связи и общепринятые принципы функционирования АСЕАН, успешно существующей 40 лет, будут перенесены в новое формирующееся сообщество. Государства, желающие участвовать в новом объединении должны своей политикой, хорошо выверенной относительно особенностей «регионального менталитета, доказать реальность и полезность своего будущего вклада в решение политических, экономических, военных и территориальных проблем региона. Лидеры восточноазиатского саммита рассчитывают создать Восточноазиатское сообщество к 2015 году. К этому сроку планируется завершить создание в Восточной Азии единого рынка торговли (свободный поток товаров, услуг, капиталовложений) наподобие Европейского Союза, но пока без единой валюты.
Иллюстрацией эффективной интеграции, а также демократизации в Восточной Азии является деятельность такой региональной организации, как Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум (АТПФ). Эта организация была создана в январе 1993 года. Первоначальные члены организации – Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, КНР, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Южная Корея, Сингапур, США, Таиланд, Микронезия, Филиппины, Япония. В 1993 году в АТПФ вступила и Россия. В настоящее время (2007) в организацию входит 27 государств. На последней 15-й сессии этой организации, состоявшейся в январе 2007 года в Москве, рассматривались четыре блока вопросов. Во-первых, политическая ситуация в регионе и вызовы, которые представляют не только региональную, но и глобальную угрозу, прежде всего, международный терроризм, распространение оружия массового поражения, локальные войны. Во-вторых, проблемы международного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в регионе. В этом контексте обсуждались вопросы энергетической безопасности, взаимодействия в сфере высоких технологий, инфраструктурная составляющая регионального сотрудничества, а также проблемы экологии. В-третьих, вопросы регионального взаимодействия в гуманитарной сфере, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. По инициативе российской делегации впервые в практике АТПФ обсуждались вопросы, связанные с налаживанием межцивилизационного и межконфессионального диалога в регионе с целью содействия укреплению взаимного уважения, толерантности и взаимопонимания между государствами и народами этого обширного региона. В-четвертых, проблемы самосовершенствования организации, так как АТПФ – молодая, динамично развивающаяся межпарламентская организация. Особое внимание уделялось налаживанию более тесного взаимодействия с такими влиятельными транснациональными региональными структурами, как АТЭС, АСЕАН, Шанхайская организация сотрудничества и др. На 15- сессии были приняты 20 резолюций по таким вопросам, как борьба с терроризмом и наркотрафиком, северокорейская ядерная проблема, энергетическая безопасность и т.д. Хотя резолюции АТПФ, в отличие от ооновских, имеют рекомендательный характер, все же они есть консенсусное выражение единого мнения, понимания того, что национальный закон, который является эффективнейшим инструментом в борьбе с различными угрозами, должен совершенствоваться с учетом законодательного опыта других стран.
Свидетельством того, что в целях эффективного развития и региональной безопасности ведущие страны региона стремятся выйти за его границы, солидаризуясь с ближними странами, является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая была создана в 1996 году по инициативе Китая и России. Кроме Китая и России, в нее вошли такие государства Центральной Азии, как Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В 2001 году к альянсу присоединился Узбекистан, статус наблюдателя имеют Монголия, Пакистан, Иран, а интерес к деятельности организации в той или иной форме проявляют США, ЕС, Япония, а также АСЕАН. Страны «шанхайской шестерки» не скрывают, что стремятся укрепить и расширить альянс. Включиться в перспективе в эту организацию могут Монголия, Афганистан, Индия и Пакистан. ШОС создавалась в то время, когда нужно было урегулировать множество пограничных конфликтов, теперь же она превратилась в макрорегиональную организацию, основа которой – экономическое сотрудничество и координация усилий по борьбе с терроризмом.
В Шанхайскую организацию сотрудничества входят страны, обладающие огромным энергетическим потенциалом, - Россия, Казахстан и отчасти Узбекистан – и самый быстрорастущий потребитель – Китай. В регионе, где функционирует ШОС, кроме Китая, крупными потребителями энергоресурсов являются Индия, Пакистан Южная Корея, страны АСЕАН. Система трубопроводов на пространстве ШОС, связывающая Россию, Казахстан, Среднюю Азию и Китай, закладывает основу для создания единого энергетического рынка Шанхайской организации. ШОС вполне может стать организацией, способной выстраивать правила и инфраструктуру для взаимного торгово-экономического обмена, способной занять достойное место в экономическом и политическом пространстве Юго-Восточной Азии, где еще недавно безраздельно доминировали Япония и США.
Наряду с процессами интеграции в Восточной Азии остаются сложные проблемы и противоречия, которые дестабилизируют или могут дестабилизировать региональное и мировое геополитическое пространство. Характеризуя регион как нестабильный, Зб. Бжезинский подчеркивает: «Восточной Азии еще предстоит определить, будет ли ее геополитическое будущее походить на судьбу Европы в первой половине XX века или на европейскую историю второй половины того же столетия. Кое-чем сегодняшняя Азия навевает мрачные воспоминания о Европе в канун 1914 года. Впрочем, это еще не значит, что регион обречен воспроизвести трагический европейский опыт саморазрушения. Быть может, Азия избежит повторения ошибок Европы, не сумевшей справится с междоусобным соперничеством своих держав»[127]. Стабильности и безопасности региона отчасти угрожает интенсивный рост могущества ряда азиатских стран – Китая, Индии, Южной Кореи, стран АСЕАН, которые становятся конкурентами лидирующей длительное время в регионе Японии. Колоссальный экономический успех некоторых стран региона таит в себе и определенный политический риск, который отягощен в значительной степени тем, что Китай – ядерная держава, но авторитарная.
Как отмечает Г.Киссинджер: «В геополитическом плане для каждой крупной азиатской державы, включая Китай, проблема состоит не столько в том, чтобы завоевать соседей, сколько в том, как помешать соседям объединиться против нее. Япония боится укрепления китайского колосса. Опасения самого Китая относительно Японии и России основываются на столетнем опыте {отношений с этими странами}. В течение более полувека идет пограничный спор между Китаем и Индией, восходящей к распрям между императорским Китаем и британскими правителями Индии»[128]. Основными соперниками за региональное первенство в Восточной Азии являются Япония и Китай. Несмотря на огромный объем взаимной торговли и инвестиций между Китаем и Японией, наследие прошлых войн и исторических обид все еще здесь не преодолено, сохраняется взаимное недоверие. Япония опасается появления нового Китая и пытается принимать меры, которые служили бы барьерами на пути китайских гегемонистских устремлений. Продленный несколько лет назад Договор о взаимном обеспечении безопасности между США и Японией (договор между Японией и США об обороне был подписан в 1960 году) с зоной совместной ответственности, включающей Тайвань, явно направлен против Китая и служит преградой для укрепления атмосферы доверия между Токио и Пекином. В марте 2007 году Япония и Австралия подписали двустороннюю декларацию об обороне. Хотя документ и не имеет статуса договора (японские политики полагают, что конституция страны не позволяет Японии заключать полноценные военные договоры), военное сотрудничество между Японией и Австралией существенно расширится. Согласно тексту декларации, обе страны будут совместно бороться с терроризмом, проводить миротворческие операции, защищаться от общих врагов, проводить боевые учения и обмениваться агентурными данными. В послевоенной истории Японии Австралия стала второй после США страной, с которой было подписано подобное соглашение. Для Австралии Япония также стала крупнейшим после США военным союзником. В Пекине полагают, что подписание оборонного соглашения между Токио и Канберрой – это пролог к созданию полноправного военного блока с участием США, Австралии и Японии, который будет направлен против КНР. В Пекине не исключают, что военное сближение Японии и Австралии инспирировано администрацией США. Китай опасается, что со временем к этому соглашению, как утверждает Токио, должна подключиться четвертая страна – Индия. Китай всячески противостоит реализации военных и ядерных амбиций Японии. Последняя также беспокоится по поводу превращения Южной Кореи в экономического соперника, который будет всячески препятствовать восстановлению японского доминирования в Северо-Восточной Азии (Япония осознает, что Корея никогда не забудет сорокалетней японской оккупации). В связи с этим Япония неоднозначно относится к возможному объединению Южной и Северной Кореи. Япония помогает Северной Корее экономически выжить, разрешая корейской диаспоре в Японии переводить определенные финансовые средства в Северную Корею.
В Восточной Азии много и других геополитических проблем, которые могут осложнить ситуацию в регионе. Противоестественна разделенная Корея. Весьма опасен ядерный вызов, дерзко брошенный Северной Кореей. Доминирующим региональным вопросом является индийско-пакистанское противостояние, причину которого очень лаконично сформулировал Г.Киссинджер: «Возникновение Пакистана стало для Индии проблемой не только потому, что привело к отчуждению территории, которую индийские лидеры считали частью своей страны, но еще и потому, что утверждение, будто мусульманам нет спокойной жизни в Индии, можно считать миной замедленного действия, угрожающей постоянными гражданскими раздорами»[129]. Камнем преткновения в индийско-пакистанском конфликте стал вопрос о принадлежности Кашмира (спорная область на крайнем севере Индийского субконтинента, где проживает 5 млн. человек, 70% которых – мусульмане), который вошел в состав индийского штата Джамму и Кашмир. Несмотря на демаркационную линию между пакистанскими и индийскими районами, которая появилась в результате соглашения, подписанного в середине 1972 года после одержанной Индией быстрой победы, Пакистан продолжает считать Кашмир своей собственной территорией, а его передачу Индии – незаконной. Индия, в свою очередь, считает Кашмир неотъемлемой частью собственной территории. Геополитическую ситуацию в регионе может осложнить и нерешенность тайваньского вопроса, тем более что в марте 2005 г. в Китае был принят Закон о предотвращении раскола страны, направленный на воссоединение Тайваня с континентальным Китаем и предусматривающий при определенных условиях использование для достижения цели вооруженную силу. Долгие приграничные споры между Китаем и Индией, спор между Китаем и Японией по вопросу об островах Сенкаку, т.е. споры между двумя мощными региональными державами, могут привести к тому, что одна из сторон попытается достичь своих целей с помощью силы. Не решен вопрос о южных островах Курильской гряды: спустя 62 года после завершения Второй мировой войны формальный российско-японский мирный договор все еще не подписан. Кроме того, от политической нестабильности страдают Индонезия и Филиппины. Видимо, надолго мировым дестабилизирующим фактором останется Афганистан.
Как известно, проблемы, противоречия, конфликты всегда были и будут. Но наличие вышеназванных региональных проблем и конфликтов опасно, прежде всего, потому, что в Восточной Азии, в отличие от Европы, нет региональной всеобъемлющей системы безопасности, созданной совместными усилиями всех стран региона, подобно ОБСЕ и НАТО, которая бы прогнозировала, предотвращала, разрешала споры и конфликты. Основной сегмент безопасности в регионе создан Соединенными Штатами Америки, так как Восточная Азия, согласно американской геостратегии, является зоной жизненно важных интересов США, которые они защищают всеми средствами, включая вооруженные силы. В Японии и Южной Корее постоянно находится примерно по 40 тысяч американских военнослужащих, еще 20 с небольшим тысяч размещено на кораблях Седьмого флота США, сосредоточенных в прилегающих к Восточной Азии водах Тихого океана. Но Соединенные Штаты Америки далеко не для всех стран данного региона являются авторитетом, особенно в последние годы.