Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия

Участие граждан в осуществлении правосудия реализуется на практике в различных формах. Предпочтительным представляется в первую группу выде­лить формы участия граждан (представителей народа) непосредственно в осуще­ствлении правосудия. Ко второй группе следует отнести опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и судопроизвод­ства).

Исходной правовой базой для непосредственного участия граждан в от­правлении правосудия являются ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации, ст. 10-12, 24,69-75,80-87 Закона о судоустройстве РСФСР.

Конституция (ч. 5 ст. 32) устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Закон о судоустройстве, российские УПК и ГПК конкретизируют это общее положение. На основе ука­занных нормативных актов можно сделать вывод, что такое участие осуществля­ется в судах общей юрисдикции (в том числе и военных судах) при осуществле­нии правосудия по уголовным и гражданским делам в случаях, предусмотренных УПК и ГПК. При этом присяжные заседатели участвуют лишь по уголовным делам, притом на уровне областных и им соответствующих судов.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами. В отличие от судьи арбитражный заседатель не может быть председательствующим в суде. Законом предусмотрен основания и порядок замены арбитражных заседателей. К основаниям замены арбитражного заседателя относятся:

самоотвод или отвод арбитражного заседателя, заявленный и удовлетворенный в порядке, предусмотренном арбитражно-процессуальным кодексом

длительное отсутствие арбитражного заседателя ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке

прекращение или приостановление их полномочий в соответствии с законодательством.

Следует учитывать, что неявка, в том числе повторная, одного или двух арбитражных заседателей в судебное заседание не влечет их автоматической замены. В этом случае, рассмотрение дела возможно судьей единолично, но только в случае, если стороны не возражают против разбирательства дела судьей единолично, в отсутствие арбитражных заседателей. В противном случае, суд объявляет перерыв в судебном заседании или откладывает судебное разбирательство для выяснения причин, по которым арбитражный заседатель (арбитражные заседатели) не явились в судебное заседание.

Отсутствие арбитражного заседателя по причине длительного отсутствия из-за болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, является основанием для его замены.

Неявка арбитражного заседателя без уважительной причины в судебное заседание, повлекшая срыв судебного заседания и нарушение сроков рассмотрения дела, препятствует выполнению задачи по справедливому публичному судебному разбирательству в разумный срок. Исходя из этого названный поступок умаляет авторитет судебной власти и является основанием для прекращения полномочий арбитражного заседателя. В таком случае председательствующий выносит определение о замене данного арбитражного заседателя.

Если вследствие указанных обстоятельств невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, дело рассматривается судьей единолично.

В случае замены арбитражного заседателя в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала.

Однако, в случае подачи арбитражным заседателем письменного заявления о досрочном прекращении его полномочий по уважительным причинам, а рассмотрение дела, начатого с его участием, не закончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу в целях обеспечения права лиц, участвующих в деле на судопроизводство в разумный срок.

52 Присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции: требования, предъявляемые к ним, гарантии независимости и неприкосновенности.

Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Этот правовой институт был впервые предусмотрен в российском законодательстве в 1864 году, но в 1917 году был отменен. В ноябре 1989 года Верховным Советом СССР был предпринят шаг по его реставрации, а в ноябре 1991 года было принято дополнение к Конституции РФ о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных. Фактически такие суды появились в 5ти субъектах РФ в ноябре 1993 года. В соответствии с ФЗ от 27 декабря 2002 года суды присяжных могут созываться с 1 января 2004 года во всех судах общей юрисдикции среднего звена на всей территории РФ.

Требования к присяжным заседателям (ст.80 ФЗ о судоустройстве):

- гражданин РФ, достигший 25 лет, но меньше 70, дееспособный, без непогашенной судимости, должен быть в списках избирателей

- владеющий языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности.

- не должен занимать перечисленные в законе должности (например, судьи, прокурора, следователя, руководящего/оперативного работника органов внутренних дел), не военнослужащий, не священнослужитель.

Отбор в несколько стадий: определение количества кандидатов (делает это председатель соответствующего суда) => сообщение этого кол-ва главе администрации субъекта РФ => определение кол-ва от каждого района или города => составление заявки администрации района => образование комиссии в составе представителей ПО, органов здравоохранения и т.д. => случайный отбор из списка избирателей => список отправляется главе администрации района => сведение списков воедино (общий список), направление его председателю суда (существует также запасной список, в который включено ¼ общего списка, для замены выбывшим из общего списка) => формирование коллегии присяжных, которые участвуют в разбирательстве конкретного дела, помощников председателя суда => избрание в этой коллегии старшины => присяга.

Принимают решение по вопросам факта или снисхождения, не должны мотивировать свое решение.

53.понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов. Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов. Судебный департамент при ВС РФ: система и полномочия. Администраторы судов.

Организационное обеспечение деятельности судов — одна из основных функций (направлений) право охранительной деятельности, от которой в немалой степени и зависит институт независимости судебной системы. В наши дни под ней принято пони­мать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурс ному обеспечению. В состав организационного обеспечения входит осуществление следующих задач:

1) разработка и внесение в соответствующие органы государ­ственной власти предложений по вопросам организации судов;

2) разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

3) подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

4) обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

5) дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

6) организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей;

7) организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

8) дача заключений и представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей;

9) материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности;

10) содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;

Органы:1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Россий­ской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Рос­сийской Федерации.

3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осу­ществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации".

Центральный аппарат Судебного Департамента состоитизряда структурных подразделений, призванных обеспечивать выполнение всех его функций: главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов; главного управления обеспечения деятельности военных судов; главного финансово-экономического управления; управления государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионного управления; управления делами; управления капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений; отдела учебных и образовательных учреждений; отдела международно-правового сотрудничества. Допускается образование, и других, подразделений.

Как и во многих иных государственных органах, в аппарате Судебного департамента должен функционировать совещательный орган при Генеральном директоре — коллегия, члены которой назначаются Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. На него возложена ответственность за надлежащую организацию выполнения возложенных на Судебный департамент и его органы функций по организационному обеспечению деятельности судов. Издаваемые им приказы, распоряжения и инструкции обязательны и для судов в части, касающейся организационного обеспеченияих деятельности. Ежегодно он должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ и Всероссийскому съезду судей.

Местные органы Судебного департамента — управления (отделы) — обеспечивают выполнение соответствующих задач на территории субъекта Федерации. Возглавляютих начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти субъек­тов Федерации.

Администраторы верховных судов республик, краевых, облас­тных и приравненных к ним судов должны назначаться начальни­ком входящего в центральный аппарат Судебного департамента глав­ного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, а администраторы районных судов — начальниками мест­ных управлений (отделов) Судебного департамента по представлению председателей соответствующих судов. В принципе в таком же порядке должны назначаться администраторы военных судов (ч. 3 ст. 34 Закона о военных судах).

Администраторы подчинены председателям "своих" судов и выполняют их распоряжения. Однако их деятельность должна про­текать под контролем органов Судебного департамента и во взаимо­действии с ними.

Основная задача — освобождение председателей судов; их заместителей и судей от необходимости выполнений организацион­ной работы. Ких обязанностям отнесены, к примеру, следующие:

— принятие мер по организационному обеспечению деятельно­сти суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

— взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранитель­ными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

— обеспечение надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания санаторно-курортного лечения;

— осуществление информационно-правового обеспечения дея­тельности суда;

— организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;

— организация охраны здания, помещений, имущества суда в нерабочее время; обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работы хозяйственной службы;

— организация строительства зданий, а также ремонта и тех­нического оснащения зданий и помещений суда;

— разработка проекта сметы расходов суда, утверждаемой председателем суда, и представление его в соответствующее подраз­деление Судебного департамента или управление (отдел) Судебно­го департамента.

Учреждение Судебного департамента и его местных органов, введение должностей, администраторов судов, естественно, не дол­жно повлечь за собой полное освобождение от выполнения функции организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдик­цииих руководителей, функционирующих в этих судах президиумов и вспомогательных аппаратов. Председателям судов, их замес­тителям, судьям придется и впредь тратить какую-то часть своего рабочего времени на эту работу, опираясь на помощь государствен­ных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправле­ния. Без содействия этих органов невозможно решать многие воп­росы обеспечения нормальной деятельности не только арбитражных судов, но судов общей юрисдикции.

54 Министерство юстиции РФ, его функции, основные задачи и полномочия. Структура центрального аппарата Минюста России, подведомственные федеральные службы.

Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе, в исполнении уголовных наказаний, адвокатуре, нотариате, обеспечении установленного порядка деятельности судов и исполнении судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации актов гражданского состояния, а также регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций.

Основные задачи Министерства юстиции:

разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

55 Федеральная служба исполнения наказания, основные задачи, полномочия, организация деятельности.

З РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Состав:

ü Учреждения, исполняющие уголовные наказания (тюрьмы, колонии и пр.)

ü Территориальные органы управления уголовно-исполнительной системой

ü Центральный орган управления Федеральной службы исполнения наказаний (=ГУ исполнения наказаний)

ü Инспекции, обеспечивающие исполнение наказаний, не связанных с лишениями свободы.

Задачи:

ü Обеспечение правопорядка и законности в этих учреждениях

ü Безопасность содержания в них осужденных, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений

ü Создание условий для труда осужденных

ü Содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Права:

ü осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;

ü осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;

ü требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;

ü применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;

ü составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры;

ü производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы;

ü осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование;

ü при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;

ü проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных;

ü использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег;

ü производить в предусмотренных законодательством РФ случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

ü применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;

ü временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан;

ü привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности;

ü осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду;

ü участвовать в создании и деятельности предприятий любых организационно-правовых форм, а также участвовать на правах учредителя в управлении ими в интересах развития своей социальной сферы, привлечения осужденных к труду;

ü владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции;

ü обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.

Обязанности:

ü обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ;

ü создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;

ü обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и проф.образование и профессиональное обучение;

ü обеспечивать охрану здоровья осужденных;

ü осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;

ü в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

ü обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Организация деятельности:

Положение о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его структура и предельная численность утверждаются Президентом РФ.

Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством РФ.

Доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты расходуются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.

Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.

56 Федеральная служба судебных приставов, ее функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

1. Обеспечение установл. порядка деятельности судов => судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Это «судеб. полиция». После прохождения необх. спец. подготовки имеют право на хран. и нош-е огнестр.о оружия и спец. средств.

Обязанности:

ü Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса, свидетелей.

ü Выполнение распоряжений председателя суда, связанных с соблюдением порядка в суде.

ü Исполнение решений суда и судьи о применении к подсудимому мер процессуального принуждения.

ü Обеспечение охраны зданий суда, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время.

ü проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

ü поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;

ü взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

ü предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

ü осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;

ü участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

ü проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Права:

ü обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск;

ü применять физич. силу, специальные средства и огнестрел. оружие в случаях и порядке, кот. предусмотрены ФЗ о судеб. приставах;

ü проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю;

ü осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрыв. вещества, взрывные устройства, наркотич. ср-ва или психотропные вещества

2. Исполнение судебных актов и актов некоторых других органов => судебные приставы-исполнители

Обязанности:

ü принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

ü предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

ü рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

ü обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Права:

ü получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

ü проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

ü давать гражданам и орг-циям, участвующим в исполнит. производстве, поручения по вопросам соверш-я конк. исполнит. действий;

ü входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

ü арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

ü налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

ü использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

ü в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

ü объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

ü вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

ü совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

Требования к судебным приставам: граждане РФ, достигшие 20 лет, среднее общее/среднее профессиональное образование, способные по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья, исполнять возложенные на них обязанности, не имеющие судимость.

Присяга. Форма, значки различия, эмблема. Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность, а также порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов утверждаются Президентом РФ. Организация деятельности службы судебных приставов в КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ определяется настоящим ФЗ и ФКЗ об этих судах.

Финанс. обеспечение деятельности службы судебных приставов в соответствии с З о суд. приставах является расходным обязательством РФ.

Министерство юстиции РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

Судеб.пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с З и не допускать в своей деят-ти ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.

57система, структура органов прокуратуры.

Система и организация прокуратуры РФ.

ФЗ "О прокуратуре РФ" в редакции 1995г.

Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры районов и городов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность (на 5 лет) и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Все остальные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ (прокуроры субъектов РФ - по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемых самими субъектами РФ, в Санкт-Петербурге таким органом является Законодательное собрание Санкт-Петербурга), они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Во всех органах прокуратуры могут создаваться совещательные коллегии при прокуроре.

Система органов прокуратуры РФ

Прокуратура РФ представляет собой федеральную централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Эту систему возглавляет Генеральная прокуратура РФ.

Другие органы прокуратуры делятся на две части. Одну составляют территориальные прокуратуры, организованные в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся:

* прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

* прокуратуры городов, районов.

Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Другая часть органов прокуратуры, также подчиняющаяся Генеральной прокуратуре РФ, является специализированной. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.

Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.

Во всех субъектах Российской Федерации образованы межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Так, надзор за исполнением экологических законов на территории волжского бассейна - от истоков до Каспийского моря - осуществляет Волжская природоохранительная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская природоохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов Российской Федерации.

Военная прокуратура образует свою систему, высшим звеном которой является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему военной прокуратуры входят:

* прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации;

* прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.

В системе органов прокуратуры Российской Федерации имеются один научно-исследовательский институт, два института повышения квалификации работников органов прокуратуры, один учебный институт. Это Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Иркутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, образованы еще три учебных института Прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

58 специализированные прокуратуры, система и структура органов военной.

Прокуратура РФ– единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору РФ, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением законов, действующих на ее территории.

Ст.129 К РФ и ст.1 Закона о прокуратуре.

Высшее звено – Ген. Прокуратура во главе с Ген. Прокурором РФ.

В систему органов прокуратуры входят:

ü Территориальные прокуратуры (прокуратуры субъектов РФ, районные, городские прокуратуры)

ü Специализированные прокуратуры (военная, транспортная, природоохранная, по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях и др.).

Право образования новых прокуратур в связи с возникающей необходимостью, а также ликвидация, реорганизация принадлежит Ген. Прокурору.

Военная прокуратура. Является автономной и только в своей верхней части включена в Ген. Прокуратуру.

Возглавляется заместителем Ген. Прокурора – Главным военным прокурором.

В ее систему входят прокуратуры военных округов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура погран.службы, Московская городская военная прокуратура, др. военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ.

Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанавливает Ген.прокурор РФ. Иные организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, командованием Федеральной пограничной службы РФ, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.

Генеральная прокуратура. Возглавляется Ген. Прокурором, который назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ..

Имеется его первый заместитель и заместители, назначаемые по его представлению Советом Федерации.

Образуются управления и внутри них отделы, внутри – начальники и заместители (они есть его ст.помощники и помощники), советники и помощники по особым поручениям при Ген. Прокуроре, ст.прокуроры, прокуроры, ст.прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты ст.следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам. Гл.бухгалтер. Все – назначаются на должность и освобождаются от нее Ген. Прокурором РФ.

Прокуратуры республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, приравненные к ним прокуратуры. Возглавляют соответствующие прокуроры, назначается на должность Ген.Прокурором РФ по согласованию с их органами гос.власти. Есть их первые заместители и заместители. Образуются управления и отделы с начальниками и их заместителями (они есть его ст.помощники и помощники). Имеются ст.прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам, ст.следователи – назн.на и освоб.от должности соотв. прокурором. Прокуроры субъектов РФ могут иметь помощников по особо важным делам.

Прокуратура города, района, приравненные к ним. Возглавляют соответствующие прокуроры, назначаются Ген.прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам. Первый зам, зам, ст.помощники, помощники прокуроров, ст.следователи, следователи.

Сообщения о назначении на должность и снятия с должности прокуроров публикуются в печати.

Прокурор может быть освобожден от должности Ген.прокурором РФ по собственному желанию, в связи с переводом на др.должность или невозможностью исполнять обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения им преступления и др.

Прокурор и следователи имеют право на выход в отставку.

Создаются коллегии в составе руководителя прокуратуры, его замов, и др. работников прокуратуры, это совещательный орган, на основании своих решений издают приказы и иные акты.

В Ген.Прокуратуре есть научно-технический совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

59 Функции прокуратуры РФ.

Направления прокурорского надзора.

• Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов - обший надзор

При осуществлении общего надзора прокурор вправе

, беспрепятственно входить па территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам,

• требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизии,

« возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении, привлечь виновных лиц к иной ответственности,

» опротестовывать противоречащие законам правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов

недействительными,

» вносить представление об устранении нарушений.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций При осуществлении этой деятельности прокурор вправе

• рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина,

. разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод,

• принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба,

• при наличии оснований возбудить уголовное дело либо производство об административном правонарушении,

. в установленных законом случаях подать иск в суд или арбитражный суд в защиту прав конкретного лица, а также подать иск в интересах пострадавших и поддерживать его, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан или в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение,

» принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд,

. внести представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить это нарушение

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное расследование. При осуществлении этой деятельности прокурор вправе:

. проверять уголовные дела и другие материалы о совершенных преступлениях;

• давать письменные указания о расследовании преступлении;

• отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и дознавателей;

» санкционировать установленные законом следственные действия (например, обыск);

• возвращать уголовные дела на доследование;

« возбуждать, приостанавливать и прекращать уголовные дела;

• передавать уголовные дела от дознавателей к следователям или от одних следователей другим;

• продлевать срок расследования и срок заключения под стражу (ареста);

. участвовать в производстве дознания или предварительного расследования,

совершать отдельные следственные действия, изымать у следователей уголовные дела и принимать их к своему производству либо поручать их расследование следователям прокуратуры.

Надзор за исполнением законов администраииями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принуж­дения, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. При осуществлении указанной деятельности прокурор вправе:

• посещать поднадзорные учреждения, опрашивать содержащихся в них лиц, знакомиться со всеми документами и материалами, проверять законность приказов и распоряжений администраций учреждений и опротестовывать их;

. требовать от администраций поднадзорных органов и учреждений соблюдения прав содержащихся в таких учреждениях лиц;

« приостанавливать действие приказов и распоряжений администрации поднадзорных учреждений;

« отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на лицо, содержащееся в поднадзорном учреждении;

. освободить лицо, незаконно помещенное в поднадзорное учреждение.

5, Иные функции прокуратуры:

Участие прокурора при рассмотрении дел судами. В этом случае прокурор является участником судебного разбирательства. При осуществлении указанной деятельности прокурор:

« при рассмотрении уголовных дел участвует в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя, поддерживая обвинение или отказываясь от его поддержания, участвует в исследовании доказательств, выступает в прениях и т. п.;

> при рассмотрении гражданских дел вправе подать иск в защиту третьего лица или неопределенного круга лиц; вступить в процесс на любой его стадии; давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела; знакомиться с материалами дела, даже если он не участвовал в его рассмотрении;

* приносит частные кассационные и надзорные протесты на невступившие и вступившие в законную силу незаконные и необоснованные судебные решения как по гражданским, так и по уголовным делам.

Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры координируют работу по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, кроме судов. При этом производится изучение структуры и динамики преступности, вырабатываются согласованные мероприятия различных правоохранительных органов по выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

60 прокурорский надзор: понятие, виды, их общая характеристика.

Прокурорский надзор за исполнением законов в местах исполнения наказания, содержания задержанных и заключенных под стражу.

ФЗ "О прокуратуре РФ" в редакции 1995г.

Соответствующий прокурор имеет следующие полномочия в этой сфере:

- право беспрепятственного прохода;

- право немедленного освобождения любого незаконно задержанного, арестованного или лишенного свободы;

- прокурорские проверки должны проводиться регулярно;

- право проверки наложенных дисциплинарных взысканий с правом их отмены;

- право санкционирования режима особых условий в местах лишения свободы;

- право санкционирования одиночного заключения под стражу;

- жалобы от заключенных (арестованных, задержанных) на его имя не подлежат цензуре.

2, Прокурорский надзор - это деятельность прокуратуры как специально уполномоченного государственного органа по обеспечению правильного и единообразного применения права с целью укрепления законности, защиты прав и свобод человека, охраны интересов общества и государства, осуществляемая с помощью специальных мер прокурорского реагирования.

3. Характерные черты прокурорского надзора:

• обеспечение единообразного и правильного применения всего массива законодательства независимо от сферы деятельности граждан и организаций,

• прокурорский надзор - одно из направлений деятельности прокуратуры;

• прокурорский надзор не распространяется на высшие законодательные и исполнительные органы, высших должностных лиц РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ.

4. Направления прокурорского надзора.

• Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов - обший надзор

При осуществлении общего надзора прокурор вправе

, беспрепятственно входить па территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам,

• требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизии,

« возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении, привлечь виновных лиц к иной ответственности,

» опротестовывать противоречащие законам правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными,

» вносить представление об устранении нарушений.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральны-ми министерствами, представительными (законодательными) органа­ми субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен­ного управления, органами контроля, их должностными лицами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций При осуществлении этой деятельности прокурор вправе

• рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина,

. разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод,

• принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба,

• при наличии оснований возбудить уголовное дело либо производство об административном правонарушении,

. в установленных законом случаях подать иск в суд или арбитражный суд в защиту прав конкретного лица, а также подать иск в интересах пострадавших и поддерживать его, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан или в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение,

» принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд,

. внести представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить это нарушение

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное расследование. При осуществлении этой деятельности прокурор вправе:

. проверять уголовные дела и другие материалы о совершенных преступлениях;

• давать письменные указания о расследовании преступлении;

• отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и дознавателей;

» санкционировать установленные законом следственные действия (например, обыск);

• возвращать уголовные дела на доследование;

« возбуждать, приостанавливать и прекращать уголовные дела;

• передавать уголовные дела от дознавателей к следователям или от одних следователей другим;

• продлевать срок расследования и срок заключения под стражу (ареста); . участвовать в производстве дознания или предварительного

расследования, совершать отдельные следственные действия, изымать у следователей уголовные дела и принимать их к своему производству либо поручать их расследование следователям прокуратуры.

Надзор за исполнением законов администраииями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принуждения, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. При осуществлении указанной деятельности прокурор вправе:

• посещать поднадзорные учреждения, опрашивать содержащихся в них лиц, знакомиться со всеми документами и материалами, проверять законность приказов и распоряжений администраций учреждений и опротестовывать их;

. требовать от администраций поднадзорных органов и учреждений соблюдения прав содержащихся в таких учреждениях лиц;

« приостанавливать действие приказов и распоряжений администрации поднадзорных учреждений;

« отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на лицо, содержащееся в поднадзорном учреждении;

. освободить лицо, незаконно помещенное в поднадзорное учреждение.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960г., ФЗ "О прокуратуре РФ" в редакции 1995г., ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" 1995г.

Полномочия соответствующего прокурора в сфере надзора за оперативно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием:

- может самостоятельно возбудить уголовное дело в отношении любого лица (за исключением пользующегося иммунитетом), в отношении определенного круга лиц дело возбуждается только прокурором субъекта РФ либо только Генеральным прокурором РФ;

- может расследовать любую категорию уголовных дел, вне зависимости от правил подследственности;

- рассматривает жалобы на отказ в возбуждении и на незаконное возбуждение уголовного дела, может при этом отменить как то, так и другое решение;

- проверяет законность самого возбуждения уголовного дела, для чего ему направляется копия каждого постановления о возбуждении каждого уголовного дела, по новому Уголовно-процессуальному кодексу РФ, вступающему в силу 1 июля 2002г., уголовное дело может быть возбуждено только с санкции прокурора;

- до вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса РФ санкционирует обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции и тому подобные следственные действия;

- до вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса РФ проверяет законность задержания, санкционирует заключение под стражу и его продление, принудительное помещение лица в больницу для экспертизы (если лицо, которое хотят поместить в больницу, не является задержанным);

- санкционирует применение залога и отстранение от должности;

- рассматривает жалобы на действия дознавателя, следователя, начальника следственного отдела, лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность;

- может в любой момент изъять уголовное дело у следователя для проверки;

- может изъять любое уголовное дело у следователя для самостоятельного производства;

- имеет право обязательных указаний следователю и дознавателю;

- санкционирует продление сроков предварительного расследования;

- проверяет законность прекращения уголовного дела по реабилитирующим (оправдывающим) основаниям;

- дает согласие на прекращение дела по нереабилитирующим основаниям;

- по окончании предварительного расследования проверяет (и санкционирует) итоговое решение следователя по уголовному делу (например, обвинительное заключение);

- имеет право проверки оперативно-служебных документов, послуживших основаниям для оперативно-розыскных мероприятий, за исключением сведений о тактике, методах и средствах оперативной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, о негласных осведомителях;

- может давать указания о прекращении незаконных оперативно-розыскных мероприятий;

- может давать указания о проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в его производстве;

Наши рекомендации