Формы и методы реализации функций государства
Под формой реализации функций государства обычно понимаются однородные по своим внешним признакам виды деятельности государства по осуществлению его функций, т.е. процедурно-процессуальная сторона деятельности государства и его органов.
Осуществление функций государства происходит в правовой и организационной формах.
Правовая форма реализации функций государства – это деятельность государства, которая влечёт правовые последствия. Она включает в себя правотворческую, правоисполнительную и правообеспечительную деятельность.
Правотворческая деятельность заключается в разработке и принятии разных нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов), содержащих в себе правила поведения. Правоисполнительная деятельность выражается в принятии системы мер, направленных на исполнение нормативно-правовых актов. Правообеспечительная деятельность заключается в создании условий, благоприятствующих наиболее полному и эффективному осуществлению содержащихся в нормативно-правовых актах прав и свобод.
Организационные формы осуществления функций государства состоят в выполнении мероприятий, обеспечивающих решение стоящих перед обществом и государством задач. К организационным формам относятся подготовительные мероприятия, разработка проектов, их оценка, разъяснительная работа, и т.д.
Кроме обозначенного разделения форм осуществления функций государства на правовые и организационные, возможна и иная классификация. В зависимости от того, каким образом осуществляется взаимодействие между представителями публичной власти и гражданами выделяются явно-публичная форма реализации функций государства и латентно-публичная.
Явно-публичная форма осуществления функций государства проявляется, когда граждане вступают в непосредственный личный контакт с официальными представителями публичной власти.
Латентно-публичная (скрытая) форма осуществления функций государства проявляется, когда граждане не вступают в непосредственный личный контакт с представителями публичной власти, но, тем не менее, взаимодействуют со сложившимся государственно-правовым порядком отношений в обществе.
Методы реализации функций государства – это особые приёмы, способы достижения государственных целей.
Методы реализации функций государства могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от способа воздействия на граждан методы реализации функций государства подразделяются на методы убеждения и методы принуждения.
Убеждение представляет собой позитивную деятельность государства, связанную с обоснованием необходимости определённого правомерного поведения со стороны граждан, поддержания правопорядка.
Принуждение – это всегда крайняя мера, поскольку большинство государственных целей достигается путём добровольного правомерного поведения граждан. В поддержании определённого правопорядка заинтересованы все граждане. Большинство из них подчиняются закону в силу внутренней потребности и ведут себя правомерно, ожидая такого же правомерного поведения от своих сограждан.
Кроме того, принуждение всегда связано с определённой степенью насилия над личностью, и поэтому требует особо тщательной регламентации с точки зрения оснований и условий применения, процессуальной формы, объёма и т.д.
В зависимости от степени централизации государственного управления методы реализации функций государства подразделяются на методы централизованного государственного управления и методы самоуправления (саморегулирования).
Связь государства и права
Отношения государства и права определяют через различные понятия: соотношение связь, взаимодействие, органическая связь, причинно-следственная связь, функциональная зависимость, взаимодействие и другие. Все они означают различные степени и качества взаимосвязей.
Государство – это суверенная организация политическая власти в рамках определенной территории, охватывающая и официально представляющая все население на данной территории, обладающая аппаратом публичной власти, придающая своим велениям общеобязательную силу в форме позитивного права с целью управления обществом.
Право – общая мера свободы и справедливости, выраженная в системе норм, закрепленных в формальных официальных источниках права и обеспеченная обществом и государством.
Различают два типа связей между государством и правом: генетическую и функциональную.
Генетическая связь государства и права означает, что одно явление порождает другое. В этом типе связи есть две модели: 1. Этатическая модель. Представляет право как явление вторичное, производное от государства. Право есть система формально-определенных норм, содержащихся в источниках права, принятых или санкционированных государством и гарантированных его принудительной силой. Государство, как организация политической власти, имеет монопольное, исключительное право на издание законов и подзаконных актов, санкционирование других источников права, в которых закрепляет свою верховную волю и интересы. Право в этом случае есть инструмент государства, которым государство может распорядиться по своему усмотрению. Эта модель базируется на марксистской концепции государства и права.
2. Либеральная модель. Право первично и является более важным социальным институтом, чем государство. Право есть общая мера свободы и справедливости, а государство призвано для того, чтобы обеспечить и защитить эту мер свободы. Право само порождает государство как социальную организацию, приводящую поведение людей в соответствие с правовыми нормами.
Функциональная связь означает, что государство и право есть относительно самостоятельные, независимые явления, имеющие собственные социальные причины происхождения и развития и собственную судьбу. Функциональная связь фиксирует взаимодействие государства и права между собой при функционировании, устанавливает факт зависимости равноправных явлений.
Реалистическая (прагматическая) модель связи между государством и правом представляется наиболее обоснованной. Государство создает право, но связано им. Она не утверждает только генетическую или только функциональную зависимость, а акцентирует внимание на соотношении государства и права с точки зрения: а) единства; б) различия; в) взаимодействия; г) противоречий между ними.
Единство государства и права в следующем. 1. В основе их возникновения одни и те еже причины. 2. Они объективно необходимые социальные явления, однажды возникнув, будут существовать столько, сколько и человеческое общество. 3. Общая цель – упорядочение общественных отношений и организации жизни людей, сочетание общественных, групповых, индивидуальных интересов, внесение социальной стабильности. 4. Являются средствами социального управления и инструментами социальной власти.
Различия государства и права. 1. Государство является политической организацией власти, а право социальным нормативным регулятором общественных отношений. 2. Государство выражает силу, а право выражает волю людей. 3. Первичным элементом государства является государственный орган, первичным элементом права является правовая норма. 4. Различны также их формы, функции и т.д. Ясно, что государство и право, различные по природе социальные явления.
Влияние государства на право. Государство создает право, дает официальное толкование правовым нормам, реализует правовые нормы в форме правоприменения, обеспечивает охрану правовых норм от нарушений.
Влияние права на государство. Конституционно фиксирует и легализует существование и деятельность государства. Законодательно закрепляет форму государства, его механизм, структуру, принципы организации и деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц. Является формой осуществления функций государства (правовая форма реализации функций). Закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан. Снабжает индивидов средствами воздействия на государство и его аппарат.
Взаимодействие права и государства не всегда протекает мирно. Относительная самостоятельность государства позволяет издавать противоправные законы. Государство как организация власти по своей природе стремится к экспансии, всякие ограничения для нее обременительны, нежелательны. Право по природе есть ограничение, создание определенных юридических рамок для деятельности государства. Однако противопоставление права и государства губительно для общества. Наилучшее для общества решение во взаимовыгодном сотрудничестве государства и права. Концепция правового государства и ее реализация в социальной практике есть высшая форма единства государства и права.