Занятие №18. Образование США. Конституция США 1787 г

Вопросы для обсуждения

1. Декларация независимости 1776 г.

2. Статьи конфедерации 1781 г. Причины преобразования конфедерации в федерацию.

3. Принципы и структура Конституции США.

4. Организация и полномочия ветвей власти по Конституции США.

5. Билль о правах 1791 г.

Источники.

Соединённые Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993.

Хрестоматии, указанные в общем списке.

Литература.

Жидков О.А. Верховный суд США: право и политика. М., 1985.

Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М., 1998.

Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. М., 1985.

Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984.

Саломатин А.Ю. История государства и права в США, конец XVIII-XIX вв. М., 2006.

Черниловский З.М. От Декларации независимости до «Билля о правах» //Труды ВЮЗИ. Т. 43. М., 1977.

При ответе на первый вопрос вспомните историю колонизации Северной Америки. До середины ХV111 века колонии имели достаточно значительную политическую автономию. Преобразование Англии в великую колониальную державу вызвало ухудшение экономического и политического статуса колоний. Началась война за независимость. Важнейшим программным документом стала Декларация независимости, написанная Томасом Джефферсоном и одобренная 4 июля 1776 года Континентальным конгрессом. Ознакомьтесь с её текстом и выясните, какие именно обвинения выдвигали колонисты в адрес метрополии. Обоснуйте связь естественных прав человека и концепции договорной природы государства, укажите, за всем ли населением тогдашней Америки признавались естественные права человека.

Второй вопрос предполагает характеристику государственного строя США. Сразу же после провозглашения независимости каждый из американских штатов одобрил собственную конституцию. Для координации действий штатов в 1781 г. была создана конфедерация. Её устройство было законодательно оформлено актом, получившим название «Статьи конфедерации и вечного союза». Полномочия конфедеративных органов были ограниченными как по объёму, так и по способам их осуществления. Выясните их по тексту документа. Факторами преобразования конфедерации в федерацию стали экономические взаимосвязи между штатами, национальное единство, необходимость общей внешней политики и обороны, необходимость преодоления серьёзных экономических и социальных проблем, вызванных войной за независимость.

Ответ на третий вопрос должен начинаться с изложения истории принятия Конституции США Конституционным конвентом в Филадельфии 17 сентября 1787 г. Основными её авторами стали А.Гамильтон, Д.Мэдисон, Б.Франклин. Конституция США стала первой в мировой истории конституцией с формально-юридической точки зрения. Её основные принципы – стабильность, республиканская форма правления, федерализм, разделение власти на три ветви, компромиссность (между центром и штатами, между ветвями власти, между большими и маленькими штатами). Выясните по тексту Конституции , каким образом эти принципы в ней закреплены, какова структура Конституции.

Четвёртый вопрос посвящён государственному строю американской федерации, организации и компетенции различных ветвей власти. Носителем законодательной власти является конгресс, состоящий из палаты представителей и сената. Ознакомьтесь по тексту Конституции с порядком формирования конгресса и его полномочиями. Исполнительную власть возглавляет президент, являющийся и главой государства. Определите порядок избрания президента США. Высшим органом судебной власти является Верховный суд США, назначаемый президентом с совета и согласия сената. Определите по Конституции полномочия судебной власти США.

При рассмотрении пятоговопроса необходимо прежде всего изучить историю принятия Билля о правах – первых 10 поправок к американской конституции. Сначала в тексте Конституции отсутствовали нормы правового статуса личности. Этот недостаток Конституции был подвергнут критике со стороны штатов, отказывавшихся её ратифицировать. Поэтому были приняты разработанные Д.Мэдисоном 10 поправок, имеющие общее название Билль о правах. Выясните по тексту Билля, какие права личности и гарантии их соблюдения содержит Конституция США.

Темы докладов (формируются ОК №1.2, 3.3)

1. Отцы-основатели США

2. Система сдержек и противовесов в государственном устройстве США

Занятие №19. Конституционные акты Великой французской революции.

1. Предпосылки и основные этапы Великой французской революции.

2. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

3. Конституция Франции 1791 г.

4. Декларация прав человека и гражданина и Конституция 1793 г.

5. Основные идеи Конституции 1795 г.

Источники.

Документы истории Великой французской революции. Т.1. М., 1990.

Хрестоматии, указанные в общем списке.

Литература.

Батыр К. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1794 гг. М., 1984.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. История и современность //Советское государство и право. 1989. №7.

Крашенинникова Н.А. Великая французская буржуазная революция и её первые конституции //Вестник МГУ. Серия «Право». 1989. №4.

Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983.

Ревуненков В.Г. Якобинская республика и её крушение. Л., 1983.

Собуль А. Первая республика 1792-1804 гг. М., 1974.

Французскую революцию конца ХV111 века называют великой, так как многие её идеи оказали огромное влияние на последующий ход мировой истории и легли в основу формирования современного демократического государства, хотя при этом не следует забывать и кровавую практику революции. Ответ на первый вопрос предусматривает анализ социальных, политических и идейных предпосылок революции, к которым относятся экономическое развитие и усиление экономической мощи бесправного политически третьего сословия, общий кризис французского абсолютизма, идеология французского Просвещения. В истории Великой французской революции выделяют восходящую (14 июля 1789 г. – 27 июля 1794 г.) и нисходящую (27 июля 1794 г. – 9 ноября 1799 г.) линии. Смена форм правления и политического режима даёт основания выделить более дробные периоды:

- 14 июля 1789 г. – 10 августа 1792 г. Превращение Франции в конституционную монархию. У власти находились конституционные монархисты – фейяны.

- 10 августа 1792 г. – 2 июня 1793 г. Утверждение республики. У власти находились умеренные демократы – жирондисты.

- 2 июня 1793 г. – 27 июля (9 термидора) 1794 г. Диктатура радикальных революционеров – якобинцев.

- 27 июля 1794 г. – 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. Возврат к умеренной цензовой демократии. Конец революции связывают с государственным переворотом Наполеона Бонапарта.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г., являющаяся важнейшим политико-правовым документом первого периода революции, составляет предмет второго вопроса семинара. Декларация базировалась на естественно-правовой теории, в соответствии с которой человек имеет неотъемлемые естественные права, а граждане государства равны в своих политических правах. По тексту декларации выясните, какие именно субъективные права принадлежат человеку, какие – гражданину, какие гарантии соблюдения прав человека и гражданина содержит декларация. Признание естественных прав человека логически приводило к идее народовластия. Декларация закрепила идею народного суверенитета. Этот фундаментальный принцип современного государства был конкретизирован положениями о разделении властей, отчётности должностных лиц перед обществом, праве граждан решать вопрос о бюджете государства. Сравните трактовку естественных и неотчуждаемых прав человека с их трактовкой Декларацией независимости США.

Третийвопрос семинара посвящён Конституции Франции 1791 г. В её структуру входят Декларация прав человека и гражданина, вступление, 7 разделов, поделённых на главы. Вступление торжественно подтверждало основы Декларации прав человека и гражданина.. Первый раздел был посвящён гарантиям соблюдения естественных и гражданских прав. По тексту конституции выясните правовой статус личности в революционной Франции (основания приобретения гражданства, права и обязанности граждан, гарантии их реализации). Второй и третий разделы определяли форму государственного правления и форму государственного устройства Франции. Охарактеризуйте форму французского государства по тексту документа. Выясните также структуру и компетенцию органов государственной власти. Конституция, будучи по форме монархической, по духу, скорее, была республиканской. В августе 1792 г. монархия была сметена народным восстанием.

Четвёртый вопрос семинара предусматривает ознакомление с конституционными документами якобинской диктатуры. 24 июня 1793 г. якобинский конвент одобрил новую конституцию, но введение её в действие было отложено до окончательной победы над внешними врагами республиканской Франции. Конституцию открывала новая Декларация прав человека и гражданина. Она содержала перечень естественных и гражданских прав, сравните его с Декларацией 1789 г. Что касается гарантий соблюдения этих прав, то якобинская декларация была более радикальной, в частности, она провозглашала право народа на восстание против угнетения. Основная часть конституции состояла из 19 ненумерованных разделов с заголовками. В определённой мере якобинская конституция была шагом вперёд: оно не только подтвердила всеобщее мужское избирательное право, но и снизила возрастной ценз до 21 года, отменила косвенные выборы и ввела прямые, декларировала некоторые социальные права граждан. Но было и серьёзное отступление от принципов 1789 года. Якобинский законодатель отказывался от идей представительной власти и разделения властей. В конвенте зрел заговор, который в итоге вылился в свержение якобинцев 27 июля 1794 г. (9 термидора II года республики по новому революционному календарю). К власти пришли так называемые термидорианцы – умеренные элементы конвента.

При ответе на пятый вопрос, необходимо раскрыть причины термидорианского переворота и падения якобинской диктатуры. Следует показать изменения, внесённые в Декларацию и закреплённые Конституцией 1795 года. Необходимо раскрыть новые положения избирательного права, организацию и полномочия высших органов власти, определить общий характер конституции и выяснить, почему оказался неустойчивым термидорианский политический режим.

Темы докладов (формируются ОК №1.2., 3.3.)

  1. Граф Мирабо – харизматический деятель французского конституционного монархизма.
  2. Лидер якобинцев М. Робеспьер как государственный деятель.

Самостоятельная работа

Сравните Декларацию независимости США и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., выявите общее и особенное в их содержании.

Наши рекомендации