Признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества 3 страница
4. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтгт)
"•Ь ' •
'., В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций (С.А. Голунский, Г.И. Петров, М.С. Строгович и др.); во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции (Н.Г. Александров, И.С. Самощенко, М.И. Байтин и др.).
Согласно первому критерию, основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; ,4) контрольно-надзорная. : Законодательная деятельностьзаключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами1 местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.
а Согласно Конституции РФ, правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание — парламент России.
Управленческая, или исполнительная, деятельностьпредставляет 'собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию
Тема 4. Функции государства
4. Формы осуществления функций государства
органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.
Судебная деятельностьохватывает реализацию функций государ
ства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной сис
темы страны. ' . ., -,..,.,
Контрольно-надзорная деятельность— это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства. ,
Научное и практическое значение данной классификации состоит
в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделе
ния труда между отдельными звеньями механизма государства по вы
полнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения
властей. , . .
Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая
не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, кри
терием которой является однородная по своим внешним признакам де
ятельность органов государства по осуществлению его функций. Она
служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его
функции, каким образом государство использует для выполнения
своих задач и функций право. Сообразно этой классификации в работе
всех звеньев механизма государства различается деятельность право
вая и чисто фактическая,или, как представляется более целесообраз
ным ее называть, — организационная. и ;
Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными.!Однако далеко не все организационные формы — правовые. ,ч :/
Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность; и правоприменительная деятельность, которая, в свою
очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохра-
..нительную. : i , . .
> Правотворческая деятельность— это форма осуществления функ-
ций государства^ путем издания нормативных актов, издания или сан-
акционирования, изменения или отмены юридических норм. Важней
шая, составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — зако
нодательная деятельность. | . •
Правоприменительная деятельность —это деятельность государ
ственных органов по выполнению законов и подзаконных норматив
ных актов путем издания актов применения права. В правопримени-
1 тельной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-испол
нительная и охранительная. 1
Оперативно-исполнительная деятельностьпредставляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Правоохранительная деятельность— это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.
В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, — охране прав личности, защите интересов граждан и общества вщелом.!
, > От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические, или организационные, формы: реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства/не связанной с изданием юридических актов и потому не влекущей, за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или ;иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.
Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства: а) ор-
Тема 4. Функции государства
ганизационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная;
в) организационно-идеологическая. . .
Организационно-регламентирующая деятельность — это опера
тивная текущая организационная работа по решению тех или иных
конкретно-политических задач, технико-организационному обеспече
нию функционирования различных звеньев государственного меха
низма. ]
Организационно-хозяйственная деятельность — это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обес- \ печению выполнения различных государственных функций.
Организационно-идеологическая деятельность — это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).
Тема 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
(В.Л. Кулапов, О.О. Миронов)
1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
: (В.Л. Кулапов)
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также •те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
'•Однако исходной информации в то время было недостаточно и потому исследования носили в основном описательный характер, что не мешает использовать их результаты и в настоящее время.
Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.
, Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих — формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.
Форма государственного устройства отражает территориальную .структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все
Тема 5. Формы государства
2. Формы правления
государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).
Государственно-правовой режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.
В юридической литературе в качестве элемента формы государства выделяется, как правило, не государственный, а политический режим. Однако, на наш взгляд, категория политического режима больше характеризует не государство, а политическую систему в целом, так как он складывается в результате функционирования как государства, так и политических партий, общественных организаций, политических движений, органов местного самоуправления, т.е. всех субъектов политической системы, использующих богатую палитру средств властвования. Государство же для осуществления своей организующей деятельности пользуется более ограниченным и специфичным набором средств управленческого воздействия, основным из которых является право.
В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические и авторитарные государственно-правовые режимы.
2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ (В.Л. Кулапов)
Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности
возникновения и развития различных социальных явлений и процес
сов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойст
вам и формам проявления. Реальная же жизнь более сложна и много
образна. Конкретные государственно-правовые явления служат внеш
ним выражением не только закономерного, но и случайного, не только
прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется
особенностями функционирования этих явлений во времени и про
странстве, i : ' ,
Существенные черты той или иной формы государства нельзя по
нять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных от
ношений, которые сложились на данной ступени экономического раз
вития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше
родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с рес
публикой периода капитализма, так как и республика, и монархия
при рабовладельческом строе — лишь различные формы проявления
экономической и политической власти рабовладельцев, разные ин
струменты достижения единых задач и целей. ;'
• Однако экономический строй общества, определяя всю,надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, 111 преломляясь через его сущность и; содержание.
Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение;классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих, у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и Ц структуре всего государственного механизма, в'тоталитарных либо де-'мркратических методах его деятельности.
: На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате историческо-го развития страны (примером могут послужить монархические тради-! дни в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения. 'г , При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами : даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.
Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
1 Монархия — это форма правления, при которой вся полнота госу
дарственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха
(царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет
функции и главы государства, и законодательной, и во многом испол
нительной власти. ! ' :'i
Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство — это я»); за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.
Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.
•6-1934
Тема 5. Формы государства
2. Формы правления
Республика— форма правления, при которой:
—государственная власть передается (делегируется) народом опре
деленному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парла
менту, народному собранию, федеральному собранию и т.п.), который
выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и про
тивовесов» с другими ветвями власти;
—представительная власть сменяема, избирается на определенный
срок;
—законодательно закрепляется подотчетность и ответственность
(политическая и юридическая) власти за результаты своей деятель
ности.
Признаки республики:
1) выборность и сменяемость представительной власти;
2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечи
вать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдержи
вание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно
решать каждой из них свои специализированные задачи;
3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность
(политическая и юридическая) власти за результаты своей деятель
ности.
В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.
Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.
Среди монархий значительное распространение получили восточ
ные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии,
представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота
власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично
управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократичес
кий аппарат. | ,
Особо следует сказать и:об империях, которые явились такой сложной формой государственного устройства, которая создавалась насильственно при различной степени зависимости объединяемых территорий от верховной власти.
Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.
г • В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковыми были Спарта и Римская республика V—II вв. до н.э. В Риме вся реальная власть была'сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.
, В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V—IV вв. до н.э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, адолжностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.
;, При феодализме также существовали монархические и республиканские формы правления. Здесь монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были раннефеодальная монархия, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная монархия и абсолютная монархия.
Раннефеодальная монархия создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственников. В результате разрушительных войн, при опоре на народное ополчение, сердцевину которого составляла господствующая этническая группа (монголы у Чингисхана), монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но неразвитыми экономическими, политическими и иными связями между завоеванными регионами.
Монархия периода феодальной раздробленности завершала процесс феодализации земель и населения. В этих условиях некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное экономическое, политическое и военное влияние. Поэтому монарх вынужден был довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.
Развитие товарно-денежных отношений, консолидация средних и
мелких земельных собственников, а затем и горожан в борьбе против
феодальной раздробленности привели к созданию единой, централизо
ванной сословно-представительной монархии, в которой формально
полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собра
ние представителей господствующих сословий (Земской собор в Рос
сии, Генеральные штаты во Франции). , . .
Укрепление экономически и политически независимой центральной власти, создание единого, иерархически построенного государст-
Тема 5. Формы государства
2. Формы правления
венного аппарата, сильной армии, подчиненной монарху, привели к
формированию абсолютной монархии, основным признаком которой
являлось отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую
власть. '. . : ; . • .! j I
Республики при феодализме носили городской характер. Они создавались по мере роста могущества и независимости некоторых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция).
Развитие буржуазной государственности шло на основе провозглашения демократических прав и свобод, разделения властей (на законом дательную, исполнительную, судебную), при котором законодательная власть осуществлялась органом народного представительства (парламентом) при опоре на широкое местное самоуправление. Эти новеллы политической жизни предопределили специфику традиционных форм государственности.
Монархия как форма буржуазного государства стала в значительной степени лишь отражением национальных традиций государственного строительства. Власть монарха в буржуазной (парламентарной, конституционной) монархии ограничена законом,и парламентом. Он царствует, но не правит.
Республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена двумя ее основными разновидностями — парламентской и президентской республиками. Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительств (совета, кабинета министров).
В классической парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия (Италия, Германия, Индия и др.).
Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства.
В классической президентской республике президент одновременно i является и главой государства, и главой исполнительной власти. Поэтому он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить, их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент в президентской республике, как и парламент, избирается населением и потому непосредственной ответственности перед парламентом не
несет, однако нуждается в его поддержке (особенно в вопросах бюджета)^! В то же время он не может распустить парламент. Отношения ^между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов (США, Сирия, Зимбабве).
'•.•',: Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к-снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то; страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же 'республика имеет тенденции к авторитаризму.
, / Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные, «гибридные» формы современной государственности. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуальный или даже коллегиальный) не наследует трон, а переизбирается через определенный период времени (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время в некоторых современных республиках при тоталитарных режимах проявляется монархический признак — несменяемый глава государства.
: Достаточно широкое распространение и признание получила практика государственного строительства, когда на основе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в парламентской республике создаются полупрезидентские, полупарламентские республики. К таким странам можно отнести: Австрию, Ирландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Францию.
Конституция Российской Федерации, устанавливая смешанную форму правления, призвана обеспечить стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольности парламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту, при его лидирующей роли в структуре органов.вдасти.
' Социалистическая государственность по своей сути может существовать только в форме республики. Впервые социалистическая республика как форма государства возникла в 1871 г. в Париже и просуществовала всего 72 дня. Однако это не помешало Парижской Коммуне стать прообразом будущих пролетарских государств, создатели которых, анализируя ошибки и достижения коммунаров, пытались построить государство трудящихся. ]
Советская социалистическая республика как государственная ; форма народовластия возникла в России на рубеже столетий. Впервые
Тема 5. Формы государства
3. Формы государственного устройства
к управлению обществом и государством были допущены широкие слои населения, Однако тоталитарный режим коммунистической партии, не допускавший инакомыслия, использующий жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и политическому кризису, дискредитировал саму идею социализма.
Народно-демократическая республика, как форма социалистического государства возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии в конце 40-х — начале 50-х годов (Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария, Китай, Вьетнам и др.). В этих странах, как и в советской России, несмотря на формальное признание политического плюрализ-I ма, устанавливалось монопольное правление коммунистических партий как руководящих и направляющих сил, осуществляющих догматическую по содержанию политику марксистско-ленинского государственного строительства.
3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (О. О. Миронов)
Территориальная организация государства — явление сложное и многоэлементное, означающее определенный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных частей. Это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование.
Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.
Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.
Унитарное(от латинского — единство) — это государство, в составе. которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.). . . ...
При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, т.е. самоуправляющиеся, образования. Классический пример в этом отношении — Испания, где наряду с такими историческими областями, как Страна Басков и Каталония, выделенными по национальному признаку, созданы и территориальные автономии.
Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют
единую систему права и государственных органов. Их законодатель
ные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные пар
ламенты. Так, например, парламент унитарной Великобритании состо
ит из двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Такая система сло
жилась в Англии к концу XIII в., на ее сохранении сказался и незавер
шенный компромиссный характер английской буржуазной революции
XVII в. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от феде
раций не имеют специального представительства от тех или иных ре
гионов страны. :
, Федеративное(от позднелатинского — объединение, союз) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо федерация создается, используя и первое, и второе начала.
Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация).
В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.