Организационно-структурное построение государственного органа
Если мы говорим о структуре системы государственного управления, то употребляем термин — институционально-структурное построение как совокупность и связи институций — органов госуправления. Если мы говорим о структуре отдельного госоргана, то употребляем термин — организационно-структурное построение как совокупность подразделений и связи между ними внутри органа управления.
Каждая структурная единица — отпечаток целого и в то же время относительно самоуправляемая, автономная, организационно-оформленная инстанция со своей компетенцией, предопределенной правовым актом.
Исходным структурообразующим фактором является функция, ее
содержание.
Функциональный подход — определяющий для структурного оформления управляющей системы в целом и для отдельной публичной службы.
Каждый государственный орган имеет название, в котором четко ' видна основная, общественно необходимая функция, т. е. тот процесс [ управляющего воздействия, который этот орган призван осуществлять в бесспорном, безусловном, непрерывном порядке. И каждое подразделение госоргана — это процессуальная инстанция административного производства по исполнению юридически организованных и значимых действий, совершаемых в соответствии с установленными . Для него функциями и полномочиями в части реализации компетенции по подготовке или принятию правовых актов госоргана.
Главная направленность организационных реформ исполнительной власти — приведение организационной структуры аппарата; :полное соответствие с объективно необходимыми функциями. Суть этих реформ — меры по сокращению звенности («этажей») управления, укрупнение низовых и центральных органов управления, ограни-? Чение числа занятых в управлении. Успех реформ зависит от многих Факторов, внешних и внутренних: материальных ресурсов, техники Управления, технологий, уровня подготовки персонала, организации труда, стиля управления, степени вовлечения граждан в управление — ^е это ресурсы совершенствования системы управления, ее упорядочения, организации.
Организация (фр. organisation) как понятие употребляется в двух смыслах. В одном случае оно фиксирует статичную закономерность системы - упорядоченное устройство, объединение чего-либо, кого-либо в одно целое; коллектив людей, объединенных общей программой (целью, задачей), государственное объединение, общественное, партийное и т. п. учреждение.
В другом случае понятие «организация» фиксирует динамичную закономерность системы как характеристику процесса функционирования учреждения (объединения) — внутреннюю упорядоченность действий, согласованное взаимодействие всех участников процесса для достижения общих целей.
В том и другом случае ключевым словом, синонимом «организации» является «упорядоченность» — структуры (внутреннего устройства) или/и процесса, действия.
Среди многообразия существующих определений понятия «структура органа управления» выделяются две основные группы. Одну из них составляют определения, трактующие структуру как совокупность внутренних структурных подразделений управления, которые наделены соответствующей компетенцией.
Другую группу составляют определения, которые включают в структуру не только состав структурных подразделений, но и совокупность взаимосвязей, взаимоотношений этих подразделений. Это, на наш взгляд, более обоснованный подход. Он позволяет при анализе структуры органа управления учитывать:
1) состав его структурных подразделений, их место и функции в системе управления;
2) систему структурных связей, функциональных, коммуникативных, информационных;
3) порядок распределения между подразделениями компетенции, полномочий, ответственности.
Организационная структура (или структура органа власти) является формой разделения и кооперации управленческой деятельности, устойчивой схемой распределения ее целей, задач и функций.
В составе структурных подразделений можно выделить: руководство, функциональные подразделения и обслуживающие подразделения.
Руководство осуществляет ориентирующие функции, т. е.:
• устанавливает направление для функциональных и обеспечивающих подразделений;
• обеспечивает общее комплексное (по всем вопросам без исключения) управление всеми структурными подразделениями, а значит, и объекта в целом. Оно может быть, как известно, единоличным и коллегиальным;
• устанавливает соотношение полномочий различных должностей, при этом руководство производит деление функциональных подразделений на более мелкие организационные подразделения,
чтобы эффективнее организовать работу;
• определяет должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и поручает их выполнение конкретным
липам.
Первичным элементом в структуре организации является должность.
Структура организации госоргана управления — это упорядоченная совокупность составляющих его подразделений, выполняющих конкретные функции и полномочия в рамках юридически установленной для них компетенции. Другими словами, структуры органов исполнительной власти порождаются их целями и общими функциями, с тем чтобы эти общие функции конкретизировались и персонифицировались в функциях отдельных органов, структурных подразделений, должностей.
Взаимосвязь задач и функций и различных структурных подразделений учреждения можно проследить на схеме:
В предметно-замкнутых структурах административного органа необходимо так организовать работу, чтобы соответствующее подразделение имело право решить вопрос до конца или, самое меньшее, взять на себя контакты с другими подразделениями, участвующими в решении дела.
Согласно классической теории организации структура госоргана Должна разрабатываться сверху вниз, от центра принятия решений, ^начале руководители органа должны осуществить его разделение на сферы деятельности, затем перед ними стоит задача проанализировать совокупность необходимых функций, а потом составить конкретный план формирования организационной структуры. Последовательность разработки структуры такова:
1) орган делится на широкие блоки подразделений по горизонта ли в соответствии с важнейшими направлениями деятельности по реализации его стратегии;
2) устанавливается соотношение полномочий различных должностей. При этом руководство производит дальнейшее деление на более мелкие организационные звенья, чтобы эффективнее использовать
специализацию и избежать перегрузки руководства;
3) определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и поручается их выполнение конкретным лицам.
Организационная структура не является застывшей формой. К процессу изменения организационных структур и их кадрового состава следует относиться как к реорганизации, которая происходит эволюционно, на основе обеспечения преемственности и внедрения новых технологий управления. Важно найти оптимальную органическую (адаптивную) структуру.
Теперь целесообразно затронуть проблему упрощения структур с целью сделать их более горизонтальными. Обычно это делается пу-, тем изменения названий подразделений, что является терминологической маскировкой.
К примеру, в одном государственном учреждении было 73 работника в 9 отделах. После модернизации структуры число работников сократилось до 63, а количество отделов — до 5. Зато кроме отделов возникло 5 постоянных групп, каждая из которых получила руководителя. Словом, после реорганизации раздробленность структуры стала больше, чем была. Маскировкой прогрессирующего раздробления стали слова «группа» или «сектор», введенные вместо слова «отдел». В другом учреждении провели объединение некоторых отделов, но ввели постоянные группы, назначив в каждую из них руководителя, названного инспектором.
В ноябре 1995г. постановлением Правительства РФ «О структур6 центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» установлено, что численность департамента не может быть меньше 35 должностных единиц, управления — .не менее 20 единиц, отдела — не менее 10 единиц; число ведущих государственных должностей не должно превышать 10%, старших — 40% общей численности, штатная численность отдела — первичного подразделения не может быть менее 5 единиц.