Организационно-структурное построение государственного органа

Если мы говорим о структуре системы государственного управле­ния, то употребляем термин — институционально-структурное построение как совокупность и связи институций — органов госуправления. Если мы говорим о структуре отдельного госоргана, то употребля­ем термин — организационно-структурное построение как совокуп­ность подразделений и связи между ними внутри органа управления.

Каждая структурная единица — отпечаток целого и в то же время относительно самоуправляемая, автономная, организационно-оформленная инстанция со своей компетенцией, предопределенной право­вым актом.

Исходным структурообразующим фактором является функция, ее

содержание.

Функциональный подход — определяющий для структурного оформления управляющей системы в целом и для отдельной публичной службы.

Каждый государственный орган имеет название, в котором четко ' видна основная, общественно необходимая функция, т. е. тот процесс [ управляющего воздействия, который этот орган призван осуществлять в бесспорном, безусловном, непрерывном порядке. И каждое подраз­деление госоргана — это процессуальная инстанция административ­ного производства по исполнению юридически организованных и значимых действий, совершаемых в соответствии с установленными . Для него функциями и полномочиями в части реализации компетен­ции по подготовке или принятию правовых актов госоргана.

Главная направленность организационных реформ исполнитель­ной власти — приведение организационной структуры аппарата; :полное соответствие с объективно необходимыми функциями. Суть этих реформ — меры по сокращению звенности («этажей») управления, укрупнение низовых и центральных органов управления, ограни-? Чение числа занятых в управлении. Успех реформ зависит от многих Факторов, внешних и внутренних: материальных ресурсов, техники Управления, технологий, уровня подготовки персонала, организации труда, стиля управления, степени вовлечения граждан в управление — ^е это ресурсы совершенствования системы управления, ее упорядочения, организации.

Организация (фр. organisation) как понятие употребляется в двух смыслах. В одном случае оно фиксирует статичную закономерность системы - упорядоченное устройство, объединение чего-либо, кого-либо в одно целое; коллектив людей, объединенных общей программой (целью, задачей), государственное объединение, обществен­ное, партийное и т. п. учреждение.

В другом случае понятие «организация» фиксирует динамичную за­кономерность системы как характеристику процесса функционирова­ния учреждения (объединения) — внутреннюю упорядоченность дей­ствий, согласованное взаимодействие всех участников процесса для достижения общих целей.

В том и другом случае ключевым словом, синонимом «организа­ции» является «упорядоченность» — структуры (внутреннего устройст­ва) или/и процесса, действия.

Среди многообразия существующих определений понятия «струк­тура органа управления» выделяются две основные группы. Одну из них составляют определения, трактующие структуру как совокупность внутренних структурных подразделений управления, которые наделе­ны соответствующей компетенцией.

Другую группу составляют определения, которые включают в структуру не только состав структурных подразделений, но и сово­купность взаимосвязей, взаимоотношений этих подразделений. Это, на наш взгляд, более обоснованный подход. Он позволяет при анали­зе структуры органа управления учитывать:

1) состав его структурных подразделений, их место и функции в системе управления;

2) систему структурных связей, функциональных, коммуникатив­ных, информационных;

3) порядок распределения между подразделениями компетенции, полномочий, ответственности.

Организационная структура (или структура органа власти) являет­ся формой разделения и кооперации управленческой деятельности, устойчивой схемой распределения ее целей, задач и функций.

В составе структурных подразделений можно выделить: руково­дство, функциональные подразделения и обслуживающие подразделе­ния.

Руководство осуществляет ориентирующие функции, т. е.:

• устанавливает направление для функциональных и обеспечи­вающих подразделений;

• обеспечивает общее комплексное (по всем вопросам без ис­ключения) управление всеми структурными подразделениями, а зна­чит, и объекта в целом. Оно может быть, как известно, единоличным и коллегиальным;

• устанавливает соотношение полномочий различных должно­стей, при этом руководство производит деление функциональных подразделений на более мелкие организационные подразделения,
чтобы эффективнее организовать работу;

• определяет должностные обязанности как совокупность опре­деленных задач и функций и поручает их выполнение конкретным

липам.

Первичным элементом в структуре организации является долж­ность.

Структура организации госоргана управления — это упорядоченная совокупность составляющих его подразделений, выполняющих кон­кретные функции и полномочия в рамках юридически установленной для них компетенции. Другими словами, структуры органов исполни­тельной власти порождаются их целями и общими функциями, с тем чтобы эти общие функции конкретизировались и персонифицирова­лись в функциях отдельных органов, структурных подразделений, должностей.

Взаимосвязь задач и функций и различных структурных подразде­лений учреждения можно проследить на схеме:

В предметно-замкнутых структурах административного органа не­обходимо так организовать работу, чтобы соответствующее подразде­ление имело право решить вопрос до конца или, самое меньшее, взять на себя контакты с другими подразделениями, участвующими в решении дела.

Согласно классической теории организации структура госоргана Должна разрабатываться сверху вниз, от центра принятия решений, ^начале руководители органа должны осуществить его разделение на сферы деятельности, затем перед ними стоит задача проанализировать совокупность необходимых функций, а потом составить конкретный план формирования организационной структуры. Последовательность разработки структуры такова:

1) орган делится на широкие блоки подразделений по горизонта­ ли в соответствии с важнейшими направлениями деятельности по реализации его стратегии;

2) устанавливается соотношение полномочий различных должно­стей. При этом руководство производит дальнейшее деление на более мелкие организационные звенья, чтобы эффективнее использовать
специализацию и избежать перегрузки руководства;

3) определяются должностные обязанности как совокупность оп­ределенных задач и функций и поручается их выполнение конкрет­ным лицам.

Организационная структура не является застывшей формой. К процессу изменения организационных структур и их кадрового со­става следует относиться как к реорганизации, которая происходит эволюционно, на основе обеспечения преемственности и внедрения новых технологий управления. Важно найти оптимальную органиче­скую (адаптивную) структуру.

Теперь целесообразно затронуть проблему упрощения структур с целью сделать их более горизонтальными. Обычно это делается пу-, тем изменения названий подразделений, что является терминологиче­ской маскировкой.

К примеру, в одном государственном учреждении было 73 работ­ника в 9 отделах. После модернизации структуры число работников сократилось до 63, а количество отделов — до 5. Зато кроме отделов возникло 5 постоянных групп, каждая из которых получила руководи­теля. Словом, после реорганизации раздробленность структуры стала больше, чем была. Маскировкой прогрессирующего раздробления ста­ли слова «группа» или «сектор», введенные вместо слова «отдел». В другом учреждении провели объединение некоторых отделов, но ввели постоянные группы, назначив в каждую из них руководителя, названного инспектором.

В ноябре 1995г. постановлением Правительства РФ «О структур6 центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» установлено, что численность департамента не может быть меньше 35 должностных единиц, управления — .не менее 20 единиц, отдела — не менее 10 единиц; число ведущих государственных должностей не должно превышать 10%, старших — 40% общей численности, штатная численность отдела — первичного подразделения не может быть ме­нее 5 единиц.

Наши рекомендации